Главные вкладки

    Разработка урока по всеобщей истории в 11 классе по теме "Европа накануне Второй мировой войны"
    методическая разработка по истории (11 класс) на тему

    Корпачёв Вячеслав Викторович

    Разработка урока истории в 11 классе

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Корпачёв В.В., учитель истории ГОУ СОШ № 1987

    1 категория

                  Открытый урок по истории в 11 классе

                             Всеобщая история XX века

     Тема: «Европа и мир накануне Второй мировой войны»

                       

    1. Начало. Представление.

         История. Зачем нужна история? Нужно ли её изучать и знать? Можно ли знать историю? Есть ли в истории смысл? Куда идёт история? (См. анекдот: «Доктор, я жить буду?» - «А смысл?»).

        Может быть, история придаёт некоторый смысл человеческой жизни. связь времён, поколений, прошлое определяет будущее, а в настоящем строится будущее. История учит тому, что никого ничему не учит, но хотя бы учит этому – и это уже немало. В истории нет рецепта счастья, но есть предостережение.

        Ч. Бэрд: «История – это кот, которого упрямо тянут за хвост именно туда, куда он сам никак не хочет идти».

       К. Ясперс: «История имеет глубокий смысл, но он недоступен человеческому познанию».

       В.О. Ключевский: «История учит даже тех, кто у неё не учится, – она их проучивает за невежество и пренебрежение».

    2. Учебник: Загладин Н.В. Всемирная история. XX век. 11 класс. М., 2012. Параграф 16 – «На путях ко Второй мировой войне»,  стр. 140 – 149.

    Вопросы к учебнику: 1) Причины Второй мировой войны? Их отличия от причин Первой мировой войны; 2) Смысл политики умиротворения; 3) Значение советско-германского договора о ненападении – для СССР и Германии, для мировой обстановки (Халхин-Гол).

     Документы: 1) Договор СССР и Германии о ненападении – стр. 148;

                          2) Секретные протоколы к Договору о ненападении – стр. 149. Причины подписания Секретных протоколов и их значение. Почему они были секретными?

        Тема урока: «Европа и мир накануне Второй мировой войны: расстановка сил, цели и планы сторон».

       Цель урока: Выявить военно-политическую ситуацию в Европе и мире накануне Второй мировой войны, в 1938 – 1939 годах, выявить основные движущие силы, толкавшие мир к войне и противодействующие ей, выявить причины 2 мировой войны.

       Форма урока: Собеседование с учащимися на базе уже имеющихся знаний, формирование на этой базе умений формулировать новые выводы и делать обобщения.  

       Задачи урока:

    1. Обрисовать расстановку сил в мире в 1938 – 1939 годах: основные державы и геополитическая расстановка, их возможности (потенциалы), их политический курс к концу 1930-х годов – союзы, противники, перспективы;
    2. Выявить антагонистов среди великих держав в 1938 – 1939 годах, причины антагонизма;
    3. Выявить страны, наиболее склонные к агрессивности в то время – почему они были агрессивны, их намерения и цели, возможности для реализации этих целей;
    4. Выявить страны, противодействовавшие агрессивным державам (если таковые были), их планы и намерения (как противодействовать);
    5. Обрисовать перспективу военно-политической ситуации в мире на 1939 год – главное: была ли война неизбежна, можно ли было (и как, если можно) её было избежать, предотвратить? Причины 2 мировой войны – главная и боковые.

      По ходу урока учитель направляет беседу в нужное русло, помогая ученикам формулировать выводы и напоминая им (или вводя новый по необходимости) фактический материал.  

     

        Схема ввода фактического материала:

    1. Великие державы в 1938 году – их режимы, лидеры, цели.
    2. Аншлюс Австрии: реакция на него в мире и Европе.
    3. Судетский кризис. Мюнхен, его причины и следствия.
    4. Позиция СССР в 1938 – первой половине 1939 года. Поворот к Германии. Речь И.В. Сталина на XVIII съезде ВКП(б). Смещение Литвинова.
    5. Захват Гитлером Чехословакии. Гарантии Англии Польше. 1апреля 1939 года – план «Вайс».
    6. Европейская политика летом 1939 года – закулисные манёвры и переговоры: Москва – Берлин, Москва – Лондон – Париж.
    7. Август 1939 года – дорога к пакту Молотова – Риббентропа: почему? Намерения Сталина и Гитлера, реакция Запада. Сегодняшняя оценка пакта.
    8. Последние дни августа 1939 года – бесплодные метания англичан.  

    План урока (40 минут)

    1. Знакомство. Есть ли смысл в изучении истории, в самой истории?
    2. 5- 7 минут в начале урока – вспомнить политическую ситуацию в мире в 1930-е годы.
    3. 30 минут – основная часть урока – прохождение темы урока в форме беседы-лекции.
    4. 5 минут в конце урока – закрепление сделанных выводов с «мостиком» к начальному этапу Второй мировой войны – 1 сентября 1939 – 10 мая 1940 года.

    Три дидактических цели урока:

    1. Образовательная – выявить и закрепить на понятийно-фактологическом и теоретическом уровне военно-политическую ситуацию в Европе и мире накануне Второй мировой войны, что является необходимой предпосылкой для понимания глубинных причин и движущих сил 2 мировой войны.
    2. Развивающая – активизировать умения и навыки учащихся к самостоятельному формулированию выводов из данных, выявленных фактов, активизация памяти и аналитических и синтетических способностей, умений анализировать фактический материал.
    3. Воспитательная – развитие чувства историзма, неразрывной связи исторического прошлого с современностью («современный мир – мир после Второй мировой войны»), воспитание неприятия милитаризма, расизма, фашизма – истинных виновников Второй мировой войны, неприятие фальсификации истории Второй мировой войны.

    Самоанализ урока:

    1. Достигнута ли цель урока?
    2. Соответствовала ли форма урока поставленной цели?
    3. Методические приёмы и оборудование: а) устная беседа; б) работа с учебником; в) диалог, дискуссия; г) работа с хронологическим и фактологическим материалом – даты, конкретные события, имена политиков; д) возможно, работа с документом – Мюнхенское соглашение или пакт Молотова-Риббентропа; е) карта - Европа и мир накануне 2 мировой войны. Геополитическое положение сторон; ж) слайды и проектор.  

      Общая цель урока: Положение в Европе накануне Второй мировой войны и причины 2 мировой войны.

        1. Цель на первом этапе урока – выяснить расстановку главных сил в Европе в 1938 году, положение, сложившееся в результате прихода Гитлера к власти – кто задавал тон, а кто – реагировал? Раздаточный материал: документ «Антикоминтерновский пакт».

        2. Цель на втором этапе урока – политика Германии в 1938 году и реакция на неё Англии, Франции и СССР. Значение и последствия Мюнхенского договора. Материал: видеофильм по предвоенному времени.

        3. Цель на третьем этапе урока – политика Германии в 1939 году, политика СССР в 1939 году. Значение и последствия пакта Риббентропа-Молотова. Раздаточный материал: карты Европы 1939 года, пакт Риббентропа-Молотова, карикатуры на Сталина и Гитлера.

        4. Цель на заключительном этапе урока – причины (и виновники) Второй мировой войны.

        Карикатура (Сталин  и Гитлер): Их смысл? Какие события они отражают? Оценка этих событий карикатуристом и стоящим за ним общественным мнением. Ваше согласие или несогласие с этой оценкой.

        1. Вопрос по карте: Какие территории стали объектами агрессии Германии в 1938 – начале 1939 годах и почему?

        2. Вопрос к Анитикоминтерновскому пакту: против кого он был направлен и почему?

        3. Вопрос к Пакту о ненападении: а) что получила Германия? б) что получил СССР? в) кто больше выиграл от этого пакта и почему? г) оправданным ли было заключение этого пакта со стороны СССР?

        4. Вопросы к фрагменту видеофильма «Мюнхенский договор» (2 минуты): а) о каких событиях говорится в этом видеофильме? б) согласны ли вы с оценкой этих событий, прозвучавшей в фильме ( оценка политики Англии и Франции, Мюнхенского договора, пакта о ненападении)?

    Тема урока: «На путях ко Второй мировой войне»

    (Н.В. Загладин. Всемирная история. Век XX. 11 класс, параграф 16).

       Основные понятия: 1) очаги войны; 2) страны-агрессоры; 3) политика умиротворения; 4) пакт Риббентропа-Молотова; 5) Антикоминтерновский пакт; 6) Мюнхенский договор.

       Цель: Рассмотреть и определить расстановку сил в Европе в 1938 – 1939 годах, движущие силы войны, причины войны.

        Задачи: 1) политика гитлеровской Германии в 1938 – 1939 годах; 2) политика Англии и Франции в 1938 – 1939 годах. Мюнхенская встреча. Крах политики умиротворения; 2) политика СССР. Поворот к Германии в 1939 году. Пакт о ненападении; 3) мир перед Второй мировой войной. Движущие силы и причины войны.

       Материалы: 1) учебник; 2) документы – пакт о ненападении и секретные протоколы к нему; 3) карты – Европа в 1938 – 1939 годах; 4) видеофильм – отрывок «Мюнхен».

    Ход урока

    1. Вступление. Разминка. «История – это кот…» .

    2. Вспомнить (опрос) итоги Первой мировой войны и расстановку сил в 1920-е – 1930-е годы.

    3. Объяснение. Обрисовать политическую обстановку в 1938 – 1939 годах. Выявить страны-агрессоры и страны-умиротворители (см. по карте).

    4. Причины и цели действий Германии с одной стороны и Англии и Франции с другой стороны.

    5. Мотивы и цели действий СССР. суть, значение и последствия Пакта Риббентропа-Молотова. Документ: Пакт Риббентропа-Молотова, секретные протоколы.

    6. Совместная формулировка – причины войны, важность этой проблемы в истории XX века.

         Важно осознать, что перед нами встают две проблемы:

    1) дискуссионность исторической проблемы о причинах, виновниках и движущих силах Второй мировой войны, о позициях сторон.

    2) актуальность проблематики предвоенной и военной ситуации в современных общественно-политических (внутри России и на международном уровне) дискуссиях. «История – это политика, обращённая в прошлое» (М.Н. Покровский).

       Ожидаемый конечный результат.

       По результатам урока учащиеся должны знать и уметь излагать:

    1) Положение великих держав в Европе в 1938 – 1939 годах. Мотивы действий и цели великих держав.

    2) Политика Германии в 1938 – 1939 годах. Политика Англии и Франции.

    3) Политика СССР и мотивы действий и цели Сталина.

    4) Пакт о ненападении – причины, основное содержание, следствия.

    5) Причины Второй мировой войны (дискуссионны).

    План проведения урока.

    Объяснение темы.

    1. Европа к 1938 году. Основные великие державы – какие? Почему они – великие державы? Почему именно положение в Европе определяло мировое положение?

    2. Германия к 1938 году. Устремления правительства Гитлера во внешней политике. Цели внешней политики Гитлера. Действия Гитлера в 1938 – 1939 годах. Результат этих действий. Восприятие этих действий другими странами.

    3. Союзник Германии – Италия. Италия к 1938 году. Цели правительства Муссолини – с помощью карты – Mare nostrum – господство в Средиземном море. Почему Италия подпала под каблук Гитлера?

    4. Англия и Франция в 1938 – 1939 годах. Их отношение к действиям Гитлера. Их цели в Мюнхене и после него. Смысл политики умиротворения. Результат политики умиротворения.

    1. Тип урока – Урок объяснения нового материала.

    2. Форма урока – Урок-дискуссия с закреплением сделанных выводов по последовательным блокам.

    3. Текущий контроль усвоения нового материала – За счёт поставленных вопросов по блокам и отслеживания правильности и полноты ответов.

    4. Выделение главного по пройденному материалу: 1) позиции великих держав в 1938 – 1939 годах; 2) цели Германии, СССР, Англии и Франции; 3) причины Второй мировой войны и виновники войны; 4) проблема неизбежности войны. Основные исторические факты: а) Мюнхенский договор; б) политика умиротворения; в) пакт Молотова-Риббентропа. Даты: сентябрь 1938 года; 23 августа 1939 года.

    Формы обучения:

    1) рассказ учителя с составлением опорного конспекта – формулировки с помощью учеников;

    2) мини-дискуссии по блокам: а) позиция и цели Германии; б) обоснованность политики умиротворения; в) политика СССР и пакт Риббентропа-Молотова – его обоснованность; г) причины Второй мировой войны и её неизбежность, виновность в развязывании войны;

    3) работа с картой – Европа в 1930-е годы. Стратегическое положение великих держав;

    4) работа с учебником. Документ: пакт Риббентропа-Молотова и Секретные протоколы к нему.

        Форма урока может быть: 1 ряд – позиция Германии защищают («адвокаты дьявола»); 2 ряд – защищают позиции Англии и Франции («чемберлены», «умиротворители»); 3 ряд – отстаивают позицию СССР; четвёртая группа – независимые арбитры.

        Постановка задачи: 1) реальная оценка положения в Европе в 1938 – 1939 годах с позиций каждой из трёх сторон; 2) цели каждой стороны, изменение этих целей в процессе разворачивания событий; 3) мотивы и причины действий каждой из трёх сторон; 4) защиты каждой из трёх сторон своей позиции, даже позиции Гитлера, рационализация (объяснение) её; 5) отношение каждой из сторон к двум другим сторонам, оценка подлинных намерений и реальных действий сторон.

        Оценка альтернативы: 1) если бы Англия и Франция не согласились на Мюнхен; 2) если бы не был подписан пакт Риббентропа-Молотова; 3) если бы переговоры СССР, Англии и Франции в августе 1939 года завершились успехом.

        Формулировка общих выводов по целям урока: 1) общая оценка политики и целей Германии; 2) общая оценка политики и целей Англии и Франции; 3) оценки политики Сталина в свете пакта о ненападении; 4) причины Второй мировой войны. Была ли альтернатива развязыванию 2 мировой войны? 5) в чём актуальность этих событий для нашего времени? ( 1. Нельзя уступать агрессору. 2. Надо верно оценивать намерения других сторон. 3. Не переоценивать себя, но – не недооценивать потенциального противника).

    Самоанализ урока

    1. Данный урок – отражение моего педагогического кредо. Данный урок среди других уроков – предшествующих и последующих имеет узловое значение. Он обобщает развитие Европы 1920-х – 1930-х годов и обусловливает историю Европы далее, вплоть до Второй мировой войны.

    2. Актуальность данной темы – актуальность образовательная и воспитательная. Тема фашизма, милитаризма, потворства агрессору, национальной ненависти. Эта тема очень актуальна в современной России и в международных отношениях.

    3. Технология проведения урока в форме беседы, дискуссии – определяется дискуссионным характером данной проблемы (истоки и причины Второй мировой войны), её исторической  актуальностью.

    4. Средства и приёмы: 1) столкновение позиций; 2) выяснение истинных намерений сторон; 3) работа с картами; 4) вживание в роли исторических персонажей.

    5. Объект прочного усвоения – причины Второй мировой войны, была ли альтернатива Второй мировой войне, возможно ли было её предотвратить?

    6. Формы обучения.

    7. Контроль усвоения знаний – в конце урока. Обобщающие выводы.

    8. Использование учебного кабинета и средств обучения – карты, видеомагнитофон.

    9. Работоспособность учащихся – сочетание моментов напряжённого вдумывания с расслаблением.  

    10. Психологическая атмосфера. С одной стороны – доверие, с другой – авторитет. Учитель, режиссируя урок, помогает ученикам методом «майевтики».

    11. Реализация поставленных целей.

    12. Характеристика реальных возможностей учащихся – класс имеет базовый уровень, ниже или выше, отметить отдельных учеников.

    13. Цели: 1) образовательная – ознакомление с материалом по истории Европы; 2) развивающая – развить навыки аналитического мышления, участие в дискуссии, развитие предметной речи; 3) воспитательная – привитие гражданственности, патриотизма, неприятие идей национальной ненависти, привитие толерантности.

    Методика проведения урока:

    1) Знакомство – привлечение внимания;

    2) Общая цель урока;

    3) Цели на каждом этапе урока;

    4) Единая цель – в начале урока – «Сегодня мы обсудим…».

       Оценки – после каждого выступления.

       Побуждать к самостоятельному мышлению и развитию предметной речи.

       «Я на своём уроке применил методику ролевой игры, методику работы в группах, использование ТСО, методику фронтального опроса с использованием опорной наглядности – карты, конспекты».

        Дифференцированный подход.

        Проверочные вопросы.

        Высокая работоспособность обеспечивается за счёт знания материала, использования разных средств обучения, видеофильм, раздаточный материал, за счёт высокого уровня знания. Дети работоспособны благодаря учителю.

        Психологическая атмосфера – за счёт интересного материала. Влияние преподавателя – высокая подготовленность самого учителя, компетенция, коммуникация, эмоциональная сторона.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проверочная работа по Всеобщеи истории. 9 класс по теме Начало второй мировой войны.

    Задания представлены в тестовой форме. Вопросы охватывают период с 1938- 1941 гг....

    Разработка урока по Всеобщей истории 7 класс.

    Эпоха Великих географических открытий....

    Рабочий лист к уроку Всеобщей истории 11 класс "Державное соперничество и Первая мировая война"

    Рабочий лист к уроку Всеобщей истории 11 класс "Державное соперничество и Первая мировая война"...

    Рабочий лист к уроку Всеобщей истории 11 класс "Державное соперничество и Первая мировая война"

    Рабочий лист к уроку Всеобщей истории 11 класс "Державное соперничество и Первая мировая война"...

    Методическая разработка урока по всеобщей истории 9 класс " Тоталитарный режим в 30-е годы "

    Формирование тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы....

    тест по истории 11 класс "международные отношения накануне Второй мировой войны"

    тест к параграфу 22 учебник история России 11 класс Н.В. Загладин, Ю.А. Петров...

    Разработка урока по литературе для 9 класса по теме: "Тема второй мировой войны в творчестве русских поэтов. Булат Окуджава. Биография и творчество".

    РАЗРАБОТКАОткрытого урока по литературе для 9 класса.Дата:Класс: 9 классПредмет: литератураТема урока: Тема второй мировой войны в творчестве русских поэтов.Булат Окуджава. Биография и творчество. Сти...