Разработка урока по литературе для 9 класса по теме: "Тема второй мировой войны в творчестве русских поэтов. Булат Окуджава. Биография и творчество".
план-конспект урока по литературе (9 класс)

РАЗРАБОТКА

Открытого урока по литературе для 9 класса.

Дата:

Класс: 9 класс

Предмет: литература

Тема урока: Тема второй мировой войны в творчестве русских поэтов.

Булат Окуджава. Биография и творчество.

Стихотворение «А мы, с тобой, брат, из пехоты».

Название урока: Вечная память павшим героям в боях за Родину!

Цели урока: а) образовательная: - познакомить учащихся с биографией и творчеством поэта Булата Окуджавы и основным содержанием стихотворения «А мы, с тобой, брат, из пехоты».

Б) развивающая: обогащать знания учащихся о понятии «Война», «мир», «родина», «патриотизм», «защитник Родины».

-развивать навыки выразительного чтения, умение анализировать содержание стихотворения.

С) воспитательная: - воспитание сочувствия и понимания ко всем пережившим страшные годы войны;

- воспитание учащихся становиться храбрыми и мужественными воинами Родины, надёжной опорой Отечества, понимать и сочувствовать горе страдающих матерей от страшной потери войны.

- воспитание активной позиции у учащихся;

Тип урока: Объяснение нового материала и урок выразительного чтения стихотворения.

Методы урока: демонстрационный, словесный исследовательский, ЗХУ, интерактивный;

Средства: компьютер, проектор, экран, учебник, тетради, таблицы, карточки, буклеты, иллюстрации, и прочие орудия труда урока.

Ожидаемые результаты:

- учащиеся знакомятся с краткой биографией Б. Окуджава;

- Сознательное восприятие и усвоение основного содержания данного стихотворения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ayman_razrabotka_bulat_okudzhava_.docx32.56 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА

Открытого урока по литературе для 9 класса.

Дата: 

Класс: 9 класс

Предмет: литература

Тема урока: Тема второй мировой войны в творчестве русских поэтов.

Булат Окуджава. Биография и творчество.

Стихотворение «А мы, с тобой, брат, из пехоты».

Название урока: Вечная память павшим героям в боях за Родину!

Цели урока: а) образовательная: - познакомить учащихся с биографией и творчеством поэта Булата Окуджавы и основным содержанием стихотворения «А мы, с тобой, брат, из пехоты».

Б) развивающая: обогащать знания учащихся о понятии «Война», «мир», «родина», «патриотизм», «защитник Родины».

-развивать навыки выразительного чтения, умение анализировать содержание стихотворения.

С) воспитательная: - воспитание сочувствия и понимания ко всем пережившим страшные годы войны;

- воспитание учащихся становиться храбрыми и мужественными воинами Родины, надёжной опорой Отечества, понимать и сочувствовать горе страдающих матерей от страшной потери войны.

- воспитание активной позиции у учащихся;

Тип урока: Объяснение нового материала и урок выразительного чтения стихотворения.

Методы урока: демонстрационный, словесный исследовательский, ЗХУ, интерактивный;

Средства: компьютер, проектор, экран, учебник, тетради, таблицы, карточки, буклеты, иллюстрации, и прочие орудия труда урока.

Ожидаемые результаты:

- учащиеся знакомятся с краткой биографией Б. Окуджава;

- Сознательное восприятие и усвоение основного содержания данного стихотворения.

Технологическая карта урока и формирование ключевых и предметных компетенций.

Этапы урока

Содержание урока и элементы ключевых и предметных компетенций

Формы и методы урока

Время

1. Организационный момент

А) Приветствие учителя.

Б) Проверка учителем готовности учащихся к уроку.

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

1 минута

2. Опрос домашнего задания

А) информация учащихся о краткой биографии и творчестве К. Симонова.

Б) Выразительное чтение стихотворения «Жди меня» К. Симонова.

С) Таблица ЗХУ.

Знаю

Хочу узнать

Узнал (а)

К. М. Симонов- русский поэт и писатель ХХ века.

№1

Кто такой Булат Шалвович Окуджава?

№1

Поэт, писатель, драматург, композитор.

Год рождения 28.XI. 1915 год.

№2

Когда он родился?

№2

Б. Окуджава родился 9 мая 1924 года в Москве.

Место рождения: родился в Петрограде

№3

О его родителях

№3

Родители его были репрессированы перед войной.

Примечания: Для ЗХУ» знаю» - заранее готовлю карточки, учащиеся зачитывают их и повесят на графе «знаю», хочу узнать, узнал (а).

10 минут

2. Опрос домашнего задания

После окончания семи классов он пойдёт на работу в фабрично- заводское училище, работает токарем.

№4

О детских и юношеских годах?

№4

Из 9-го класса ушёл добровольцем на фронт. Был ранен, потом демобилизован.

В 1931 году семья переезжает в Москву.

№5

Где он учился?

№5

В 1945 году заканчивает школу и поступает на филологический факультет Тбилисского университета.

В 1934 г. поступил в Литературный Институт имени А. И. Горького

№6

Кем он работал?

№6

Работал учителем в школах Калужской области. Затем редактором в издательстве «Молодая Гвардия», в «Литературной газете

В 1936 г. был напечатаны первые стихотворения в журналах «молодая гвардия» и «Октябрь».

№7

А как Булат Окуджава стал известным человеком?

№7

Б. Окуджава пишет исторические романы, и он стал как поющий поэт (1956 г.)

В 1938 г. К. Симонов оканчивает Литературный Институт

Установление правильности и объёмности выполнения

домашнего задания всеми учащимися/интерактивный, дидактический.

Произведения военной литературы «Русские люди», «Жди меня», «Дни и ночи», «С тобой и без тебя», «Война», роман «Живые и мёртвые».

№8

Когда и как скончался Б. Окуджава?

№8

12 июня 1997 г. Б. М. Окуджава скончался после продолжительной болезни.

К. Симонов был военным корреспондентом

С 1958 г. по 1960 год жил в Ташкенте как корреспондент «Правды» по республикам Средней Азии.

28 августа 1979 года в Москве умер К. Симонов

Работа  с учебниками

Учитель:

 Стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины».

За то, что на ней умереть мне завещано,

Что русская мать нас на свет родила,

Что в бой провожая нас, русская женщина

По-русски три раза меня обняла.

С) оценивание знания учащихся за опрос домашнего задания.

К К

К 3 - стремится изучать русский язык, совершенствовать свои знания и умения.

К2- умеет пользоваться существующими источниками  информации

(книги, учебники, телевидение, радио).

 умеет вести деятельность в качестве ученика, в пределах изученного.

К 1 - понимает речь учителя или другого собеседника в объёме изученной темы.

К5-Проявляет любовь к чтению книг,

умеет одеваться опрятно, соблюдать культуру поведения

4. Новая тема

Учитель: Ребята! Скоро наступит Святой день 9 мая. Как называется этот день?

Ответы учащихся: 9 мая - День памяти и почести!

Учитель обращает внимание учащихся на эпиграф урока:

4. Новая тема

Эпиграф:

Именем Солнца, именем Родины

Клятву даём.

Именем жизни клянемся павшим героям.

ТО, что отцы не допели,-

Мы допоём!

ТО, что отцы не построили,-

Мы построим.

Роберт Рождественский.

Информация учителя:

22 июня 1941 года - начало Второй мировой Войны, войны Великой и Отечественной. И эта война стала тяжёлым испытанием для всех народов. Свыше тысячи писателей и поэтов участвовали на этой войне, где каждый третий погиб в боях за Родину. Смертью храбрых пали известные писатели и поэты. Война разлучила близких, подвергла суровому испытанию человеческие привязанности, выявила и подчеркнула высокую ценность любви, нежности, важность и необходимость дружеских чувств. Лирическая поэзия военного времени полно отразила эту жажду человечности.

Поэтому эпиграф урока является стихотворение Р. Рождественского, где поэт посвящает его тем, кто в годы войны ценою своей жизни отстояли нашу свободу, наше счастье. От лица своего поколения пот присягает на верность делу отцов.

1.Вступительное слово учителя о жизни и творчестве Б. Окуджава.

2. Словарная работа.

3. Чтение учителем стихотворения «А мы, с тобой, брат, из пехоты».

4. Слово учителя о стихотворении.

4. Новая тема

Булат Шалвович Окуджава

Биография и творчество.

Выразительное чтение стихотворения «А мы, с тобой, брат, из пехоты».

Хронологическая таблица по биографии и творчеству поэта.

Дата

Содержание о событиях жизни

Творческая деятельность

9 мая 1924 года

Родился русский поэт Булат Окуджава

Поэт, композитор, драматург.

Детство

Из 9-го класса Окуджава ушёл добровольцем на фронт. Был ранен, потом демобилизован

Юность

1945 год

Заканчивает школу и поступает на филологический факультет Тбилисского университета. Затем работает учителем в школе Калужской области.

Редактор в издательстве «Молодая Гвардия», в «Литературной газете», автор исторических романов, стал поющий поэт.

В 1956 г.

Лирика. Основные мотивы лирики - фронтовые впечатления, ценности человека.

Появляются его первые

песни.

В песнях Окуджава новый способ общения с читателем.

Главное для поэта - Надежда.

12 июня 1997 года

Скончался Булат Шалвович Окуджава после продолжительной болезни.

Заполнение таблицы ЗХУ.

Хронологическая таблица.

Работа  с учебником.

15 минут

кк

К 1 - умеет четко и ясно выражать свои мысли в устной и письменной форме, составляя монологические высказывания по теме объемом в 4-5 фраз.

К 2 - обладает хорошими навыками ознакомительного чтения про себя  текста.

К5-Проявляет любовь к Родине, милосердие к окружающим;

4. Закрепление

темы.

Компетенции.

1. Чтение стихотворения учащимися (отработка техники чтения, работа над ударением, произношение).

2. Беседа по содержанию стихотворения «А мы, с тобой, брат, из пехоты…».

3. Какие строки особенно взволновали вас в этом стихотворении?

Что помогает герою выяснить, какое настроение у героя?

Анализ текста стихотворения.

Повторы: Бери шинель, пошли домой.

Призыв.

Рефлексия. Работа в группах.

15 минут.

кк

К 1 – умение в соответствии с темой правильно ставить вопросы и отвечать на них

К 3 -  может адекватно оценивать свои знания и умения на русском языке.

К 5 -  может следовать морально-нравственным правилам русского речевого этикета в пределах изучаемого.

5. Домашнее задание.

Пересказ биографии и творчества поэта. Выучить стихотворение «А мы, с тобой, брат, из пехоты…».

фронтальная

1мин

кк

К 2 – умение находить, отбирать, преобразовывать, сохранять,передавать.

К 5 – преданность Родине, милосердие к окружающим, умение быть милосердным и терпимым по отношению к окружающим..

6. Итог урока

 К К

Оценивание учащихся (классная работа).

Таблица ЗХУ (Заполнение пункта «Узнал (а)».

1. Выразительное чтение стихотворения «А мы, с тобой, брат, из пехоты…».

2. Призыв писателя к новому поколению: «Надо быть самостоятельным в делах и в мыслях, хотеть знать больше, уважать людей и с юмором относиться к своим успехам»

                                     Б. Окуджава.

3. Заполнение кластера.

КК

         

К 1 - понимает прослушанный текст со значительным преобладанием знакомой лексики.

К5-преданность  Родине, милосердие к окружающим, верность общечеловеческим  и национальным ценностям,

К2-умение пользоваться существующими источниками информациями

 Работа с книгой, таблицами.

Составление иллюстраций


Составила разработку учитель русского языка и литературы:           Баймуханова А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовый контроль к уроку "Сталинградская битва - начало коренного перелома в ходе второй мировой войны"

Тестовый контроль к уроку в 11 классе "Сталинградская битва - начало коренного перелома в ходе второй мировой войны может быть использован для закрепления изученного материала....

Проверочная работа по Всеобщеи истории. 9 класс по теме Начало второй мировой войны.

Задания представлены в тестовой форме. Вопросы охватывают период с 1938- 1941 гг....

Урок контроля знаний, умений и навыков по теме "Вторая мировая война"

содержит задания по теме " Вторая мировая война"....

Курс « Новейшая история зарубежных стран»Урок истории по теме: « Антифашистская коалиция и итоги Второй мировой войны» 11 класс

изучить поэтапное возникновение антигитлеровской коалиции , встречи союзников и совместный вклад народов антифашисткой коалиции в разгроме фашизма, и осознать старшеклассникам  значение коалиции...

Урок по истории в 11классе "Итоги и последствия второй мировой войны

Урок-исследование по спорным проблемам отечественной и зарубежной историографии относительно итогов второй мировой войны...

Методическая разработка урока по истории в 9 классе по теме "начало Второй мировой войны"

Данная разработка может быть использована для проведения урока по данной теме...

План-конспект урока по предмету история. Тема: Международные отношения накануне Второй мировой войны. Внешняя политика СССР в 1930-е г.г.

План-конспект урока по предмету история. Тема: Международные отношения накануне Второй мировой войны. Внешняя политика СССР в 1930-е г.г....