Электив по истории: на пути к историческому образованию
статья по истории (10 класс) по теме

Одинцова Галина

Статья содержит материал, объясняющий необходимость элективных занятий для расширения и углубления исторического школьного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_teme_elektiv.docx328.49 КБ

Предварительный просмотр:

Электив по истории: на пути к историческому образованию      

Что такое историческое образование? В чем заключается его главная составляющая? Я, учитель истории МБОУ «СОШ №11» г. Балахны Одинцова Галина Николаевна, считаю, что это не только и не столько определенное количество знаний о событиях, фактах, людях, но, и умение их анализировать, оценивать, сопоставлять, иметь свою обоснованную гражданскую позицию и способность ее отстоять.

Для того, чтобы школьное историческое образование состоялось, существуют, прежде всего, уроки истории. Но, к сожалению, их не так много, а вернее очень мало (1+1, история России + всеобщая история). Этого явно недостаточно для того, чтобы по-настоящему узнать и запомнить и тем более осознать и проанализировать.

И здесь на помощь приходят дополнительные занятия, призванные расширить время и информационное поле, заглянуть в историю не только «вширь», но и «вглубь».

В нашей школе в 10-11 классах предлагается элективный курс «Дискуссионные вопросы отечественной истории», который позволяет заглянуть за страницы школьного учебника истории России и, зачастую, по-новому взглянуть на многие события, факты, личности; « расцветить», так называемые, «белые» пятна истории нашей страны; развить познавательный интерес и творческую активность, избавиться от той « зажатости», которую, зачастую, демонстрируют  ученики на обычных уроках (в этом смысле элективное занятие более интерактивно нежели урок).

На занятиях электива мы рассматриваем многие спорные вопросы отечественной истории, начиная со времени первых русских князей и заканчивая событиями и проблемами современной России. В работе применяются разные формы и методы, способствующие выходу на более эффективный результат. Мы анализируем исторические источники, пишем историческое эссе, составляем кластеры, выдвигаем гипотезы и исследуем проблему, разрабатываем проекты, смотрим вместе исторические фильмы… Но самой главной формой нашей работы является дискуссия, спор (причем не просто спор ради спора, а умение аргументировано отстаивать свою точку зрения, быть доказательным). Естественно, что для того, чтобы быть деятельностным участником дискуссии, быть успешным, надо обладать значительной информацией о рассматриваемой проблеме. И это «расширение» информационного поля происходит, как на самом элективе, так и дома (тем более, что, как правило, такое желание возникает) через работу с книгой, интернетом и другими средствами массовой информации. Кроме того на подобных занятиях ребята учатся искусству слова, доказательной аргументации, толерантности в отношении чужой позиции при отстаивании своей.

В этом 2013-2014 учебном году были рассмотрены разные проблемы отечественной истории. Но особенный интерес вызвали такие темы как  

«Русь и степь: история взаимоотношений»;

«Ордынское иго: плюсы и минусы»;

«Иван IV: был ли он действительно Грозным?»;

«Смута: причины и последствия»;

«Великий Петр: за и против»;

«Карлики и Гулливеры эпохи Дворцовых переворотов»;

«Просвещенный абсолютизм» и разгул крепостничества, как соединить?».

К каждому занятию участники электива, как правило, заранее знакомые с темой дискуссии, собирали необходимую для себя информацию, позволяющую быть деятельностным участником обсуждения, готовили короткие выступления, презентации, ролики.

В связи с событиями на Украине возникла необходимость нарушить последовательность в работе занятий. В апреле было проведено открытое элективное занятие по теме « Аннексия (?!) Крыма», Что вызвало неподдельный интерес, как ребят, так и учителей, приглашенных на заседание.

              Дискуссия « Аннексия (!?) Крыма»

( открытое элективное занятие по истории России в 10 классе от 22 апреля)

                                                     

                                                                                      Эпиграф

                                                        Каких последов в этой почве нет

                                                         Для археологов и нумизматов –

                                                         От римских блях и эллинских монет,

                                                          До пуговицы русского солдата.

                                                                         М.Волошин

Вступительное слово. Можем ли мы быть свободны от общества, можем ли мы быть равнодушны к тому, что происходит вокруг нас, не оценивая, не анализируя, принимая или отвергая происходящее.

В последнее время мы с неослабевающим интересом (негодованием и болью) следим за тем, что происходит на Украине.

Сегодня тема нашей дискуссии – присоединение к России Крыма и Севастополя.

Вопросы для обсуждения:

- является ли присоединение Крыма аннексией?

- каковы последствия для России этого присоединения?

                                     Ход дискуссии

1 Экскурс в историю: « Россия и Крым, вехи общей истории» (идет  обсуждение таких страниц, как:

- Крым – колыбель русского православия;

- Борьба за Крым в эпоху Екатерины II и начало Новороссии;

- Крымская война и оборона Севастополя;

- Великая Отечественная война и советский Крым;

 - Н.С.Хрущев и решение о передаче Крыма Украине;

 - распад СССР и уход Украины вместе с Крымом;

 - Крымский референдум и действия России, март 2014г.

  (этому вопросу уделено основное внимание).

C:\Documents and Settings\1\Мои документы\Downloads\image-12-05-14-10-36.jpeg

  При обсуждении данных вопросов высказываются разные, порой  противоположные точки зрения, предлагаются разные факты и оценки.

 Особенное оживление вызывает обсуждение  последних событий на Украине, крымского референдума от 16 марта и решение России о вхождении Крыма и Севастополя в Россию на правах ее субъектов; правомерности этого решения; откликов на это событие и их оценки (учащиеся предлагают факты, цифры, суждения из разных СМИ).

2 Отдельно обсуждается вопрос о последствиях присоединения Крыма к России (плюсы и минусы с точки зрения экономики, политики и геополитики России и с точки зрения простого обывателя)

C:\Documents and Settings\1\Мои документы\Downloads\image-12-05-14-10-36-1.jpeg

C:\Documents and Settings\1\Мои документы\Downloads\image-12-05-14-10-37.jpeg

Среди последствий  было сказано о нежелательных для России экономических и политических санкциях со стороны Запада, об ухудшении отношений с Украиной…, но вместе с тем о возвращении Крыма домой, укреплении геополитического положения России в данном регионе…  О том, как много средств бюджета потребует создание инфраструктуры Крыма, но вместе с тем о том, что Россия получила военно - морскую базу для своего флота, за которую надо было платить около 100 млн. долларов…

3 Общие выводы, подведение итогов дискуссии.

  По итогам работы учащимся был предложен клип на песню В.Грачева «Россия начинается в Крыму»

 Творческое задание на дом. Написать эссе на заданную тему.

В следующем учебном году работа электива будет продолжена. Доказательством успешности является то, что из двадцати участников элективного занятия хорошо и отлично имеют пятнадцать человек и то, что на вопрос о желании продолжить работу в следующем году все ответили положительно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ ПО РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ" Статья Краевой заочной научно-практической конференции "Историческое образование как социокультурная ценность российского общества" 30 июня 2012 г.

В материалах конференции проводится анализ и поиск решений по актуальным проблемам развития исторического образования в современных условиях, обмен результатами научных исследований и практическим опы...

Урок по историческому краеведению «Заглядывая в прошлое. История села Путь Ильича»

Данный урок разработан на основе исследовательской работы учащихся для уроков краеведения с применением ФГОС....

Значимость исторического образования в формировании национальной и общегражданской идентичности в условиях санкций, вызовов и ревизии истории Великой Отечественной войны.

Цель:           - показать значимость исторического образования в условиях санкций, вызовов и ревизии истории Великой Отечественной войны...

Элективный курс «Великий Шелковый путь и регионы России» - как средство реализации регионального компонента исторического образования

   За последние десятилетия миллиардный Китай стремительно преодолел вековую отсталость и в начале третьего тысячелетия вырвался на оперативный простор динамического и поступательного...

Проблемы преподавания истории в условиях перехода на новую модель исторического образования

Проблемы преподавания истории в условиях перехода на новую модель исторического образования...

Доклад на семинар РМО учителей истории и обществознания "Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории в современном историческом образовании"

Доклад на семинар РМО учителей истории и обществознания "Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории в современном историческом образовании"...