Конспект урока, технологическая карта "Монастыри"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Березина Светлана Викторовна

Технологическая карта "Монастыри"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Монастыри26.27 КБ

Предварительный просмотр:

Цель урока: Формировать уважения к культурному наследию православия.

Задачи урока:

  • Познакомить детей с понятием “монашество”, “послушание”, “монашеские обеты”, “постриг монаха”.
  • Обсудить роль монастыря в православных людей.
  • Способствовать формированию уважения к свободному выбору человека.
  • Развивать умение работать учащихся с текстом.
  • Развитие коммуникативных способностей учащихся на основе диалогического подхода.

Цель урока –Знакомство учащихся с православными монастырями, их значение в духовной жизни, культуре русского народа; особенностями монастырской жизни.

Задачи:

Образовательная: дать учащимся представления о православном монастыре и его обителях..

Развивающая: развивать нравственные качества личности, коммуникативные, информационные компетенции.

Воспитательная: воспитывать уважение к людям выбравшим монашеский путь, любовь и уважение к православным святыням России.
Познавательные УУД: формировать умение отбирать главное, синтезировать. Оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала в виде творческой работы; 

Коммуникативные УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое  высказывание.

Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание нового материала, эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Регулятивные УУД: формировать способность принимать учебную цель и задачи, давать оценку услышанному  и делать определённые прогнозы на опережающие задания, рефлексия.



Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

^ Новые слова:монастырь, монах, мантия, ряса, камелавка, клобук, послушание, вериги, четки.

Форма урока:

Интерактивный, диалоговый, поисковый.

Продолжительность урока - 45 мин.

План урока.


  • Организационный момент.
  • Мотивация
  • Определение темы урока.
  • Беседа.
  • Объяснение нового материала (беседа с использованием презентации, видео и материалов электронного учебника).
  • Рефлексия.
  • Объяснение домашнего задания.
  • ХОД УРОКА
  • 1. Актуализация и мотивация знаний.
  • Видеоклип. Ребята, как вы думаете о чем мы будем с вами сегодня говорить?
  • Прекрасны и загадочны русские монастыри. Открыты для всех и, вместе с тем тайной веет от их особенной жизни, от стен монастыря, от строгих монашеских правил, от скромного необычного монашеского одеяния. Мощные стены монастыря,высокие колокольни, величественные храмы, многие из которых стали шедеврами мировой архитектуры.
  • Монастырь- особый мир. Сюда приезжают люди, чтобы поклониться святыням. Некоторые едут за советом в трудной жизненной ситуации, за исцелением от болезней. А некоторые связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре.
  • Учитель вывешивает на доску иллюстрации (либо видеоряд, с использованием мультимедийной установки) “семья”, “дом”, “монастырь”, “монах”, “светский человек”.
  • – В чем отличие в жизни в семье и в монастыре? А что является домом для монаха?
  • 2. На доске записывает слово http://festival.1september.ru/articles/630101/img1.gif
  • Назовите ассоциации связанные со словом монастырь (галерея образов).
  • Следует записать на доске все ответы учащихся, даже неверные.

– А зачем нужны монастыри? (Работа парами.)

  • Первые христианские монахи появились в конце третьего века от Рождества Христова. Слово «монах» означает «один». Монаха называют иначе «инок», что значит» иной , принадлежащий иному миру». Сначала они жили в далеких от людей пустынях. Строгость жизни, благочестие привлекало к себе людей. Они стали селиться поблизости от их жилищь.Так стали возникать уединённые заселения-монастыри,а вокруг них образовывались города.( Показ слайдов)
  • Монастырем управляет игумен или игуменья (если женский монастырь) (Показ слайдов.)

Словарная работа.


Камилавка(клобук)- головной убор черного цвета

Ряса-верхняя одежда

Мантия- длинная накидка

Четки-шнур с бусинками для подсчета прочитанных молитв


Монах- человек который по своим религиозным убеждениям и призванию соглашается жить без семьи.

- Что такое призвание? ( ответы детей)

- Призвание –это ваша неповторимость в этом мире, ваш смысл жизни. Все выглядит так, как будто Бог создал нас для какой-то задачи. Каждый должен раскрыть свои возможности и оставить о себе только хорошую память.

- Вы хотели бы найти свое призвание? (ответы детей)

- Главное правило жизни монахов « Трудись и молись». Утро в монастыре начинается рано, иногда даже в три-четыре часа, вы еще спите, когда монахи совершают молитву. В перерывах между молитвами монахи усердно трудятся, выполняют послушания- работают на полях, в монастырской кухне ухаживают за больными, ремонтируют здания монастыря. (показ слайдов).

Стихотворение А. С. Пушкина

Что вы можете сказать о монашеской еде? ( монах должен ограничивать себя в еде. Кроме того, монахи не употребляют в пищу мясо.)

Как вы понимаете значение слова ропот? ( Роптать , значит осуждать, жаловаться.)


- А чтобы усмирить свою гордыню и страсти, монахи иногда сами по своей воле накладывают обеты т.е., правила- обет молчания, обет столпничества(не садится в течении длительного времени). Некоторые даже заковывают себя в кандалы и вериги. Вериги- это тяжелые металлические оковы. (показ слайдов)

- Они сознательно заставляют терпеть и страдать свое тело, чтобы избавиться от вредных привычек , качеств, чтобы душа стала чище. Монастыри создавали прекрасные хозяйства и в трудные голодные годы помогали людям всей округе и поломникам, нуждающимся в одежде,продуктах. Но самое сердце монастыря-храмы, где идут богослужения, возносятся монахами молитвы над святыми мощами за землю русскую, за весь мир. Именно в молитве основное значение монастыря. Издревле на Руси в монастырях жили Святые старцы. Это монахи которые своей жизнью заслужили от Бога дар предвидения или исцеления .

- Каких святых вы знаете?

Доклады (опережающее задание)

- На столе задание которое связано с именем Серафима Саровского ( учащиеся составлют фразу.)

- У вас получилась фраза « Стяжи мирный дух, и тогда тысячи душ спасутся около тебя».

- Дома подумайте над смыслом слов преподобного Серафима Саровского.


Каждый монастырь славится своими святыми. Троице-Сергиева лавра связана с именем Сергия Радонежского, Дивеевская обитель с именем Серафима Саровского.

Давайте познакомимся с одним из наиболее почитаемых монастырей России- Серафимо-Дивеевский.

История Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря начинается с 1760 года. Сама Царица Небесная, Пресвятая Богородица Мария, Матерь Божия возвестила матушке Александре (Мельгуновой), будущей первоначальнице Дивеевской обители, что на этом месте будет великая обитель, равной которой не было, нет и не будет никогда во всём свете. Четвёртым уделом Своим на земле избрала Божия Матерь Дивеевскую обитель и обещала низвести на неё благословение со всех трёх жребиев Своих на земле: с Иверии, Афона и Киева.

На протяжении полутора столетий созидался Дивеевский монастырь. Начался он с каменной Казанской церкви, построенной в 1773 – 80 годах трудами матушки Александры на том месте, где явилась ей Царица Небесная.

В центре обители в 1865-75 годах был возведён пятипрестольный Троицкий собор, где находятся мощи преподобного Серафима Саровского.

Чтобы незабвенна была тропа, по которой «стопочки Царицы Небесной прошли», батюшка Серафим благословил в 1829 году дивеевским сёстрам копать Святую Канавку. Он говорил: «Кто Канавку с молитвой пройдёт, да полтораста «Богородиц» прочтёт, тому всё тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!» Святая Канавка устроена так как велела сама Царица Небесная пр. Серафиму.


– Что значит спасти душу?

– Всегда ли значит спасти душу – поменяться, уйти в монастырь?

Притча: ПритчиОднажды ученики пришли к старцу и спросили его: «Почему дурные наклонности легко овладевают человеком, а добрые – трудно и остаются непрочны в нем?»

- Что будет, если здоровое семя оставить на солнце, а больное зарыть в землю? – спросил старец.

- Доброе семя, что оставлено без почвы, погибнет, а плохое семя прорастет, даст больной росток и худой плод, – ответили ученики.

- Так поступают люди: вместо того, чтобы втайне творить добрые дела и глубоко в душе растить добрые начатки, они выставляют их напоказ и тем губят. А свои недостатки и грехи, чтобы их не увидели другие, люди прячут глубоко в душе. Там они растут и губят человека в самом его сердце. Вы же будьте мудры.

 Подведение итогов.

Наш урок подходит к концу, давайте подведем итоги нашего путешествия.

- Мы сегодня многое узнали о монастырях и вам, наверное, захотелось в ближайшее время своими глазами посмотреть на монастырскую жизнь. Но, ребята, монастырь – это святое место, где нужно себя по-особенному вести. Давайте разработаем правила поведения в монастыре.

(Учащиеся делятся на группы, в диалогах обсуждают правила для юных паломников, записывают в рабочий лист урока. При этом предлагается пользоваться различными средствами информации - компьютером, книгами, путеводителями и буклетами).


(Примерные рекомендации «Правила поведения в монастыре»:

В монастыре запрещается:


  • громко разговаривать, кричать, включать громкую музыку;

  • говорить по мобильному телефону на территории монастыря;

  • носить шорты на территории монастыря;

  • лицам женского пола находиться без головного убора.)



  • ^ Домашнее задание.

    а). Творческое задание – разработать макет буклета для юных паломников, используя разработанные на уроке правила поведения, а также информацию о монастыре, фотографии и рисунки /

    б). Подумайте над смыслом слов Старца Амвросия.


    . Рефлексия «Комплимент».

    Мы сегодня успешно трудились и можем себя похвалить.

    За что можно похвалить соседа по парте?

    За что можно похвалить себя?

    За что можно похвалить учителя?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Технологическая карта и ее назначение"

Разработка к уроку по технологии 6 класс "Технологичская карта и ее назначение"...

Конспект урока, технологическая карта урока и презентация урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" в 5 классе по учебнику Виленкина Математика -5

В рамках школьного фестиваля уроков по системно-деятельностному подходу я провела урок с презентацией по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". На уроке были использованы базовые листы контрол...

Читаем с удовольствием!План -конспект урока.Технологическая карта урока.

План-конспект урока .Технологическая карта урока....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА (технологическая карта) Географические открытия древности.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Географические открытия древности. По учебнику Учебник 5 класс. География. Землеведение. О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким. Издательство «Дрофа».an>Цель  ...

Конспект урока (технологическая карта) русского языка в 5 классе «В стране невыученных уроков».

Конспект урока (технологическая карта) русского языка в 5 классе «В стране невыученных уроков»....