конспект урока "Олимпийские игры"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Поздеева Ирина Юрьевна

Цель урока: создать условия для усвоения учащимися представления о месте и значении Олимпийских игр в Древнегреческой культуре.

Планируемые результаты: понимать  как проходили Олимпийские игры в Древней Греции, кому они были посвящены, объяснять значение Олимпийских игр в жизни эллинов, называть виды спорта в Древней Греции. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_olimpiyskie_igry.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

СХЕМА КОНСПЕКТА УРОКА

Аттестуемый педагог: Поздеева Ирина Юрьевна

Тема урока: Любимый праздник эллинов (Олимпийские игры в древности).

Тип урока: изучение нового материала.

МКОУ СОШ № 3   5 класс  (общеобразовательный)

Дата проведения: 15.04.2014.

Цель: создать условия для усвоения учащимися представления о месте и значении Олимпийских игр в Древнегреческой культуре.

Планируемые результаты:

Предметные: понимать  как проходили Олимпийские игры в Древней Греции, кому они были посвящены, объяснять значение Олимпийских игр в жизни эллинов, называть виды спорта в Древней Греции.

Регулятивные: участвовать в постановке учебной проблемы, принимать и сохранять учебную задачу, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, определять круг своего незнания, извлекать нужную информацию из учебника, иллюстративного и раздаточного  материала.

Коммуникативные:  читать, понимать прочитанное, участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, соблюдать правила речевого этикета, сотрудничать в паре.

Личностные: осознавать необходимость изучения данной темы, приобрести опыт положительного  ценностного отношения к здоровому образу жизни на основе личностного осмысления  социального, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем,  осознавать необходимость серьезно заняться каким-либо видом спорта, проявлять самостоятельность в разных видах деятельности, выражать свое мнение.

Методы:  методы организации учебной деятельности (словесные, наглядные, самостоятельная работа), методы стимулирования и мотивации обучения (метод формирования интереса), методы контроля и самоконтроля (самостоятельная работа, самооценка, взаимооценка), образовательные технологии (проблемного обучения, сотрудничество, здоровьесберегающая технология), информационные технологии.

Оборудование:  

         Мультимедийный проектор,

         Учебник: С.В. Колпаков, Н.А. Селунская. История Древнего мира. 5 класс,

         Раздаточный материал по теме урока (исторические источники), иллюстративный материал,

         Атлас по истории древнего мира. Изд.»Дрофа» 5 класс.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

УУД

1. Организацион

ный  момент

Методы:

словесные,

самооценка

Цель: способствоать подготовке учащихся к продуктивной работе на уроке

Цель: подготовиться

к продуктивной работе на уроке

Регулятивные:

сохранять учебную задачу,

контролировать свою деятельность

Коммуникативные:

слушать и понимать других.

- Приветствие

- Мы начинаем работу. Я желаю вам рабочего настроения, уважительного отношения к ответам одноклассников, даже если они будут ошибочны.  Ведь не ошибается только тот, кто ничего не делает.

-Настрой на работу

2. Формулирова-ние  темы и целей урока

Методы:

словесные,

наглядные, эвристический, метод формирования интереса,

самооценка своих знаний по данной теме

Цель: организовать работу по обсуждению создавшегося затруднения, формулировка темы и целей урока.

Мотивационная беседа:

-Сегодня пойдет речь о любимом празднике эллинов. Этот праздник- наследие древних греков, использует и нынешнее поколение людей. Это событие связано со спортивными состязаниями. Это грандиозное событие совсем недавно проходило в нашей стране в г.Сочи. Ответив на данный вопрос, вы сформулируете  тему нашего урока.

-Давайте определим по лесенке знаний, где мы находимся сейчас и где бы хотели находиться к концу урока.

-Давайте, ребята, откроем тетради и запишем число и тему урока.

-Ребята, Олимпийские игры были одним из самых почитаемых и любимых общегреческих праздников.

-Как вы думаете почему?

-Затрудняетесь ответить?

-А хотите узнать?

-Давайте проведем собственные исследования, чтобы ответить на этот вопрос.

-Начнем с того, что наметим план нашей работы.

-Итак, что мы должны выяснить?

Цель: обсудить затруднение, сформулировать тему и цели.

-Олимпийские игры

(Лесенка семиступенчатая)

Сейчас -у основания лесенки, которое обозначено красным кружочком, а к  концу дети высказывают свои предположения, расположив свой желтый кружочек на определенной ступени. Зеленым кружочком обозначена самая верхняя ступенька лесенки.

-Дети открывают тетради, записывают число и тему урока.

-Да

-Да

- историю возникновения Олимпийских игр,

-организацию и проведение олимпиады,

-историю жизни знаменитых атлетов.

Регулятивные: участвовать в постановке учебной проблемы; принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, определять круг своего незнания.

Коммуникативные:

участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, соблюдать правила речевого этикета.

Личностные:

осознавать необходимость изучения данной темы

3. Изучение нового материала

Методы:

диалог,

анализ ситуации,

эвристический

информационный

1. История возникновения Олимпийских игр

2. Организация и проведение олимпиады

3. История жизни знаменитых атлетов

Цель: создать необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся.

Цель: понимать  как проходили Олимпийские игры в Древней Греции, кому они были посвящены, объяснять значение Олимпийских игр в жизни эллинов, называть виды спорта в Древней Греции.

Предметные:

объяснять значение олимпийских игр в жизни эллинов.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, определять круг своего незнания.

Коммуникативные:

участвовать в  диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, соблюдать правила речевого этикета.

Личностные:

осознавать необходимость изучения данной темы, выражать свое мнение.

-Итак, есть утверждение, что Олимпийские игры - любимый праздник древних греков.

А как мы это можем доказать?

-Как вы думаете, какие человеческие качества или черты характера воспитывает в человеке спорт?

-Мы можем утверждать, что всеми этими качествами обладали греки?

-И демонстрировали их …..  

-Абсолютно верно, олимпийские игры позволяли продемонстрировать силу и ловкость, являлись любимым развлечением греков и способствовали  их объединению.

-Посмотрим фрагмент мультфильма и ответим на вопрос:»Какие сведения об олимпиаде мы можем узнать из него?

-Скажите, так можно ли утверждать, что выражение «Спорт-посол мира» имеет свои истоки в Древней Греции?

-Олимпия- городок, расположенный в Южной Греции ( на

с-з части п-ва Пелопонесс.)

-Сюда приезжали сотни участников и зрителей из всех полисов Эллады, включая колонии.

-Сюда съезжались не только лучшие атлеты, но и прославленные поэты, знаменитые философы и ученые.

-Когда проходили первые Олимпийские игры?

-Олимпийские игры  Древней Греции представляли собой не только спортивный, но и религиозный праздник. Сведения о происхождении игр утеряны, но сохранилось несколько легенд и мифов, с которыми вы познакомились дома. Поэтому вам не сложно будет ответить на вопросы: честь кого проводились Олимпийские игры и кто их  основал ?

В любых играх есть свои правила, и Олимпийские игры не исключение.

-В любых играх есть свои правила:

-олимпийские игры проходили летом и продолжались 5 дней;

-в состязаниях могли участвовать все свободные греки;

-атлеты приступали к тренировкам за 10 месяцев, а за месяц они прибывали в Олимпию и продолжали тренироваться;

-Да, действительно, Олимпийские игры считались мужским праздником.

-В первый день атлеты приносили жертвы богам, давали клятву бороться честно.Судьи клялись выносить справедливые решения.

Следующие три дня отводились состязаниям.

Большинство состязаний проходило на стадионе.

Назовите виды состязаний, в которых соревновались атлеты.

-О каком виде состязаний вы слышите впервые?

-В последний день награждали победителей.

Наградой служили оливковые венки.

Какими почестями пользовался победитель?

-Давайте послушаем рассказы о самых знаменитых атлетах.

-В числе участников и победителей были известные ученые, мыслители.

Пифагор-был чемпионом по кулачному бою,

Платон-в панкратионе.

-Обратиться к источникам: вещественным и письменным.

-Работают с документом (Лукиан «Анахарсис, или об упражнении тела»)

-Делают вывод: спорт играл важную роль в жизни греков (могут быть слова из текста)

За правильный ответ -+, ответ на слайде.

-называют вещественные источники

-правильный ответ на слайде

-Подчеркивают цв.карандашом качества, которые воспитывает спорт.

-сила, смелость, ловкость, свободолюбие,

сила воли, чувство юмора, целеустремленность, мужество, скромность, слабость, уступчивость, соревновательность,

независимость,

отвага, героизм,

выносливость.

Взаимопроверка.

(6-8-+; 9-10-++;

11-12- +++)

-ответ на слайде

-Да

Заканчивают предложение.

…на войне и (предполагают) спортивных состязаниях.

-Смотрят фрагмент

- отвечают на вопрос: »На время олимпиады прекращались войны.»

-Отвечают на вопрос:»Да, т.к. во время Олимпийских игр  в Др.Греции устанавливался мир.»

-Работа с картой.

(самостоятельно находят г.Олимпия,

-Самопроверка

-правильный ответ на слайде

-за правильный ответ +

-Работа в паре.

-Прокладывают на карте предполагаемый маршрут участников.

(например из греческой колонии Ольвии  или какой-либо  другой в г.Олимпию).

-за правильный ответ +, за дополнительный маршрут еще +

-Работают с учебником с.177 (776 г. до н.э.).

Материал закрепляется тестом:

1. Первые Олимпийские игры состоялись в:

А.   776 г. до н.э.;

Б.   677 г. до н.э.;

В.   431 г. до н.э..

2. Олимпийские игры проводились в честь:

А.    Афины;

Б.     Зевса;

В.   Посейдона.

3. Основателем Олимпийских игр считают:

А. Зевса;

Б. Геракла

В. Диониса

-Взаимопроверка

-правильный ответ на слайде (1.А;2Б;3А.Б)+++

Записывают в тетрадь дату начала Олимпийских игр.

-Знакомятся с текстом параграфа (с.175-176), и делают задание «да» или «нет».

-Олимпийские игры проходили летом?

- На всю жизнь  запоминались атлетам те незабываемые десять дней, в течение которых продолжались Олимпийские игры.

-атлеты приступали к тренировкам за 10 месяцев до открытия игр, а за месяц прибывали в Олимпию.

-в олимпийских играх могли участвовать только свободнорожденные эллины.

-слушают легенду и продолжают отвечать на вопросы.

- Эти игры особенно любили женщины, которые составляли не меньше трети зрителей, съехавшихся на Олимпийские игры.

-Взаимопроверка.

-правильный ответ на слайде (да,нет,да,да,нет)

-правильный ответ 5+

-Работают с учебником с.176  и называют виды состязаний: бег, прыжки в длину, метание копья и диска, борьба, кулачный бой, панкратий-сочетание борьбы и кулачного боя, состязание колесниц на ипподроме.

(новое понятие-записывают в тетрадь из учебника с.177)

-Работа с учебником с 176-177.

-рассказывают о Милоне, Полидаме,Феагене.

5.Физминутка

Методы:

двигательной активности

Цель: мобилизовать внимание учащихся к дальнейшей работе

Цель: снять утомление мышц

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять

действия по заданному алгоритму;контроли-

ровать и оценивать процесс и результаты деятельности.

- Перед состязаниями участники  разминались, давайте, и мы проведем разминку.

-выполняют разминку для глаз

6. Закрепление

Методы:

взаимоконтроль,

взаимоанализ, взаимопроверка

Цель: создать комфортные условия для успешного решения теста.

Цель: развивать умения анализировать, самостоятельно оценивать результаты работы, делать самоанализ.

Предметные: применять  полученные знания на уроке при решении теста.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять деятельность по заданному алгоритму, контролировать процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные:

читать, понимать прочитанное.

Личностные:

осознавать необходимость изучения данной темы, проявлять самостоятельность в деятельности, выражать свое мнение.

Давайте подведем итоги:

-Какую роль играли Олимпийские игры в жизни греков?

-От первых Олимпийских игр они вели свой счет лет.

-Какое значение играл спорт в жизни греков?

-Итак, кого греки считали совершенным

Человеком?

-Занимает ли сейчас спорт такое большое место в жизни людей?

-А чем современная олимпиада отличается от древней?

-Явилась ли сочинская олимпиада событием для нашей страны?

-А вы хотите быть похожими на древних греков, а на современных спортсменов?Почему?

-Это был любимый праздник, который  объединял эллинов.

-Греки закаляли тело, дух и готовились к военной службе.

-Того, кто заботился и о душе и о теле.

-Да, люди и сегодня проводят  всевозможные спортивные соревнования и праздники.

-проводится зимой и летом,

-участвует много стран,

-в состязаниях принимают участие, как мужчины, так и женщины.

-высказывают свое мнение.

- высказывают свое мнение.

7.Рефлексия

Методы:

самооценка своей деятельности,

и деятельности класса в целом

Цель:создать ситуацию, побуждающую учащихся к анализу своей деятельности и деятельности класса на уроке

Цель:осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса в целом.

Предметные: понимать смысл необходимости проведения Олимпийских игр в Греции.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять деятельность по заданному алгоритму, контролировать процесс и результаты деятельности.

Познавательные:

определять круг своего незнания.

Личностные:

осознавать необходимость изучения данной темы, проявлять самостоятельность в деятельности, выражать свое мнение.

-Наш урок приближается к концу.

- Давайте вернемся к нашей лесенке. Оцените себя, посмотрите на какой ступеньке знаний вы находитесь?

-Есть ли еще к чему стремиться, или вы уже на вершине познаний по данной теме?

-Оценивание

-Я благодарю вас за активную работу на уроке, умение слушать, рассуждать, делать выводы.

В заключении я хочу вас призвать к тому, чтобы вы стремились к здоровому образу жизни, любили спорт, т.к. он развивает точность, быстроту реакции, силу, выносливость и массу других качеств.

-Рефлексия собственной деятельности.

-Обсуждение

-Всего 16 балов

-8-10-«3»,11-13-«4»,

14-16-«5».

-отличившиеся получают дополнительные оценки.

8.Домашнее задание.

Цель: создать условия для успешного выполнения домашнего задания.

Цель:закреплять полученные знания  посредством пересказа и составления рассказа по данной тематике.  

Познавательные:

определять круг своего незнания.

Коммуникативные:

читать, понимать прочитанное, слушать и понимать других.

Уровень 1 («3») - П. 36, читать, пересказывать.

Уровень 2 («4») –     + ответить на вопросы № 1, 2,3,4.

Уровень 3 («5») – + составить рассказ об Олимпийских играх от имени участника или зрителя.

-Рассматривают задания.

-Слушают рекомендации учителя по правильному и успешному выполнению домашнего задания.

 -Задают вопросы по необходимости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ролевой игры "Поликлиника"

В данной ролевой игре принимали участие  воспитанники 9 класса. Все роли  медицинских работников, все термины и слова учащиеся играли говорили четко и понятно.На данном уроке обобщили ...

Конспект ролевой игры "Поликлиника"

В данной ролевой игре принимали участие  воспитанники 9 класса. Все роли  медицинских работников, все термины и слова учащиеся играли говорили четко и понятно.На данном уроке обобщили ...

План-конспект интеллектуальной игры. Название темы урока: Do you know Great Britain?

Цель урока:1.     Повышение мотивации учащихся в изучении английского языка;2.     Закрепление знаний учащихся по теме урока;3.     Ос...

План-конспект урока-игра "Ателье одной выкройки"

Знакомство с профессиями работников швейной промышленности....

конспект урока "Игры у периодической системы" (обобщение)

Урок разработан  для УМК Новошинской, но может быть использован для любого учебника. Это урок-игра, сопровождающийся музыкой и красочной презентацией. При проведении урока, являющимся обобщающим ...

Конспект урока "Игры детей аласа"

Конспект урока "Игры детей аласа"- это путешествие по аласу, по якутской земле олонхо...