РАСКОЛ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
презентация к уроку по истории (7 класс) по теме

Калугина Светлана Александровна

Интерактивный урок по истории в 7 классе (базовый уровень). Урок соответствует требованиям ФГОС. Основной целью урока является формирование у учащихся представления о роли Православной церкви в жизни Российского государства в XVII в. С учетом понимания событий, связанных с расколом Православной церкви, подвести учащихся к выводам о важности духовных исканий общества на политическую историю и будущее государства. На уроке приводятся  характеристики участников событий – царя Алексея Михайловича, патриарха Никона, протопопа Аввакума, боярыни Морозовой. Показывается оценка церковного раскола современниками и потомками.

Презентация  расположена на: https://cloud.mail.ru/public/c719d714f729/%D0%A0%D...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raskol_tserkvi._sokrashch.docx41.59 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: История

Калугина Светлана Александровна, учитель истории и обществознания

ГБОУ СОШ № 514 Калининского района Санкт-Петербурга

Интерактивный урок

«РАСКОЛ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»

7 класс

(базовый уровень)

Выходные данные литературы и интернет источников, использованных на уроке учителем и учащимися:

  1. Демидова Н.Ф., Морозова Л.Е., Преображенский А.А. Первые Романовы на российском престоле. М., 1996.
  2. Захаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца  XVII в.: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений. – 7-е изд. — М.: Просвещение, 2001.
  3. Карамзин Н.М. История государства Российского : в 3 кн. М., 1988.
  4. Ключевский В.О. Русская история. М., 2005.
  5. Кружок ревнителей благочестия :http://dic.academic.ru/dic.nsf/russian_history/
  6. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. Учебник. М., 2001
  7. Пчелов Е.В. История России с древнейших времен до конца XYIII века. М., 2005. .

Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. М., 1989.

  1. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Книга VI,том ХI–ХII. М.: Социально-экономическая литература, 1961.
  2. http://www.portal-slovo.ru
  3. http://ru.wikipedia.org/wiki

Актуальность урока.

Актуальность урока состоит в объяснении учащимся роли православной церкви в истории страны. Показать опасность расколов в обществе и церкви. Развить умения и навыки анализа, обобщения исторического материала, С помощью исследования исторических документов выяснить роль подвижничества Патриарха Никона в деле нравственного возрождения России.

Задачи урока. 

Данный урок соответствует требованиям ФГОС. Основные задачи урока −  формирование исторических знаний о причинах раскола в Русской православной церкви и в обществе. Дать характеристики участников событий – царя Алексея Михайловича, патриарха Никона, протопопа Аввакума, боярыни Морозовой. Показать оценку церковного раскола современниками и потомками.

1)        В предметном направлении: Урок изучения нового материала призван углубить знания учащихся по теме урока; продолжить выработку у школьников умения анализировать события, явления, деятельность персоналий, сопоставлять и строить самостоятельные умозаключения, аргументировать свои выводы; приводить имеющиеся в исторической литературе оценки исторических событий.

2)        В метапредметном направлении: Урок должен формировать у учащихся универсальные учебные действия. Прививать коммуникативные и регулятивные умения, навыки групповой работы, способности выделять главное, существенное в изучаемом материале. Научить искать информацию из разных источников, делать выводы, обобщать и систематизировать информацию. Формировать познавательную активность и творческое мышление.

3)        В направлении личностного развития: По типу урок является развивающим. Одной из целей урока является формирование у учащихся личностного отношения к изучению прошлого своей страны. В результате изучения материала урока учащиеся смогут понять особенности национально–патриотического движения в России на современном этапе. Учащиеся получат практические навыки работы с первоисточниками, с интернет ресурсами, научатся доступно и логично излагать собранный в процессе поиска материал

Планируемые результаты: 

  • Урок способствует у учащихся воспитанию чувства сопричастности к истории своей страны.
  • Урок формирует патриотические чувства к своему народу на примере понимания неоднозначности оценки исторических событий, философских и исторических подходов к оценке старообрядчества
  • Урок создает условия для интеллектуальной деятельности учащихся по формированию знаний о церковной реформе, о личности ее участников.
  • Урок учит учащихся систематизировать и анализировать исторические факты, определять причинно-следственные связи, выявлять историческую и методологическую обусловленность различных  оценок событий прошлого;
  • Урок учит учащихся аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным вопросам;
  • Урок активизирует познавательную деятельность учащихся, формирует у них наблюдательность к окружающим явлениям, развивает у них логическое и критическое мышление в оценке сложных вопросов истории;

Оборудование и материалы к уроку:

  • Презентация в Microsoft Power Point «Раскол русской православной церкви».
  • Раздаточный дидактический иллюстративный материал.
  • Компьютер, проектор.
  • Бланки опорных конспектов.

Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов учащихся на уроке: 

В учебном процессе в ходе проведения урока используется: обсуждение, диалог, самостоятельная работа, исследование, сообщение учащихся, самопроверка и взаимопроверка. При этом, предполагается индивидуальная, групповая и фронтальная работа с классом. Индивидуальная работа проходит по теоретическим вопросам, с последующей самопроверкой и взаимопроверкой. Групповая работа необходима при выполнении более сложных заданий. Последующая интерактивная фронтальная проверка позволяет устранить недочеты в решениях, глубже закрепить пройденный материал.

Содержание учебного материала урока и этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся.

Этапы урока. Деятельность учителя.

Время

Методы и приемы

Деятельность учащихся

Организационный момент

Ученикам  предлагается список литературы и интернет источников для ознакомления с материалом по теме урока. Объяснение навыков работы с литературой.

за 2 недели до урока.

Индивидуальная схема работы

Изучают литературу и интернет источники. Готовят сообщения по теме. Консультируются с учителем  теме исследования.

Вступительное слово к уроку учителя

Разъяснение действий учителя и учеников на уроке.

2 мин

Работа со всем классом

Слушают разъяснения учителя. Задают вопросы по оформлению опорного конспекта.

Актуализация урока

Учитель комментирует содержание слайдов презентации, показывающих важность и актуальность  темы урока

3 мин

Дидактическая схема. Работа совсем классом

Отвечают на вопросы учителя. Называют поднятые в презентации проблемы, заносят в опорный конспект вопросы для дополнительного исследования

Учитель приступает к изложению разделов урока. Каждый раздел сопровождаются показом слайдов в Microsoft Power Point.

30 мин

Фронтальная работа учителя  с учениками.

Слушают учителя, смотрят  презентацию, работают с вопросами в опорном конспекте по данной проблеме.

Задания, закрепляющие полученные знания.

Учитель просит учеников  ответить на вопросы, показанные на слайдах презентации урока.

5 мин

Индивидуальная, групповая и работа со всем классом учителя  с учениками.

Отвечают на вопросы.  Записывают ответы в бланках опорного конспекта

Подведение итогов урока

Учитель вместе с учащимися анализирует важность урока. Предлагает учащимся дома подготовить эссе по вопросам, связанных с темой урока.

5 мин

Самооценка и оценка работы учеников на уроке

Анализируют свою работу на уроке, оценивают результат, записывают в опорный конспект предложения по внеклассным исследованиям проблемы урока.

ХОД УРОКА:

У каждого ученика на столе лежат бланки опорного конспекта. Учитель просит каждого ученика вписать в опорный конспект фамилию и предлагает ознакомиться с темой и планом урока. Поясняет, что в ходе просмотра презентации учащиеся должны будут ответить в опорном конспекте на вопросы по контролю знаний. Учитель сможет оценить ответы после просмотра их ответов.

Постановка целей и задач. Мотивация учебной деятельности учащихся.

1. Учитель подчеркивает актуальность урока. (высвечиваются слайды 1 - 3).

 

Русская православная церковь играла значительную роль в жизни России. С одной стороны, она поддерживала царскую власть, с другой - часто конфликтовала с ней. Это следует из следующего:

  • казна и дворяне пытались присвоить огромные церковные богатства;
  • церковь пыталась оказывать влияние на государственные дела.

Поэтому на Руси постоянно существовала проблема: что выше - «священство или царство», т. е. духовная или светская власть. При царе Михаиле Романове страной фактически управлял патриарх Филарет. Был проведен учет земельного фонда, постоянно взимались налоги, укреплен суд, уменьшен произвол властей в центре и на местах, уменьшены привилегии монастырей. Филарет выступал против взяток, вольнодумства, распущенности, в церковной жизни стало больше спокойствия и порядка. Но после его смерти в церкви начались бурные события. Многих церковных деятелей тревожило то, что в церковных книгах накопилось много неточностей. Во время церковных служб одновременно священник читал свою молитву, дьячок - свою, а хор пел псалмы. Прихожане не могли ничего разобрать, во время службы разговаривали.

Иерусалимский патриарх Паисий потребовал от царя Алексея привести все церковные книги и обряды в соответствие с греческими образцами. Царь и часть духовенства поддержали Паисия. Но многие священники считали, что исправления надо вносить согласно древним русским рукописям и решениям Стоглавого собора (1551). При изучении рукописей выяснилось, что в них много ошибок и исправлений. Тогда решили обратиться к греческим церковным книгам. По поручению Алексея Михайловича в 1653 г. патриарх Никон начал проводить в жизнь церковную реформу.

Вопрос. Чем были вызвана необходимость проведения реформы богослужебной практики Русской Церкви?

2.  События начала XVII века (высвечиваются слайды 4-6). 

 

Великий русский художник Василий Иванович Суриков написал картину «Боярыня Морозова». На полотне одна из самых богатых и знатных женщин Москвы XVII века – боярыня Морозова. Художник изобразил ее закованной в цепи в сопровождении стражи; с гневом обращается она к собравшимся. Единственный, кто открыто осмеливается поддержать боярыню, - юродивый, сидящий в лохмотьях прямо на снегу. В толпе одни откровенно плачут, другие смеются и ликуют. Судьба этой женщины будет страшной – посаженная в земляную тюрьму, она умрет мучительной смертью. Что же произошло, какие исторические события легли в основу сюжета картины Василия Сурикова?

События начала XVII века – Смутное время - стало суровым испытанием не только для русской земли, но и для русской православной церкви.  Захватившие Москву поляки не только уничтожали храмы, но и оскверняли мощи святых, грабили церкви, убивали служителей церкви. В октябре 1612 года народное ополчение Минина и Пожарского освободило Москву от польских захватчиков и Земский собор 1613 года избрал новым царем Михаила Федоровича Романова, а патриархом был избран – Филарет, отец царя Михаила Федоровича. Перед новым патриархом стояли новые задачи, среди них был главным вопрос обновления церковных книг и обрядов.

3. Кружок «Ревнителей древнего благочестия» (высвечивается слайд 7 - 9).

 

В 1640-х годах в Москве сложился», «Кружок «Ревнителей древнего благочестия», в который вошли видные представители духовенства. Ревнители древнего благочестия были за наведение порядка в церковной среде, улучшение нравов духовенства, за укрепление веры в народе . Включение Белоруссии и Украины в Российское государство вызвало проблему несовпадение обрядов. Особенно волновали их расхождения, имевшиеся в богослужебных книгах. Побывавший в Москве в 1649 г иерусалимский Патриарх обвинил русских иерархов в отступлении от греческих обрядов. Поскольку православие пришло на Русь из Византии, было решено исправить тексты по греческим первоисточникам. Однако это и вызвало раскол в церкви и обществе. Причина раскола: резкое изменение устоявшихся многовековых церковных традиций и обычаев. К середине 17 века явно назревают предпосылки к проведению церковной реформы. В 1651 году, по предложению  царя  Алексея  Михайловича, новым патриархом был избран митрополит Новгородский Никон. Ему и было поручено провести церковную реформу.

5. Патриарх Русской Православной Церкви Никон. Высвечиваются  слайды (10-15).

В 1652 г Патриархом Русской Православной Церкви стал Никон. Он проводит реформы резко и деспотично. Все иконы и богослужебные книги Никон приказал переписать, а старые – сжечь. В 1654 году на церковном Соборе царь поддержал нововведение Никона. Но были и противники Никона, которых обвинили в расколе и отлучили от церкви.

Реформы касались только обрядовой стороны.

До реформы

После реформы

Двумя перстами

Тремя перстами

Идти по солнцу

Против солнца

Земные поклоны

Поясные поклоны

Исус

Иисус

В 1653 – 1655 гг. началось осуществление церковной реформы. Новый патриарх был человек своенравный, волевой и фанатичный. Получив власть над верующими, он вскоре выступил с идеей первенства церковной власти над царской  и, по существу, предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть, по примеру царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета. Никон говорил: «как месяц имеет свет от солнца – так царь имеет власть от патриарха». Этим заявлением он явно намекал на то, что церковная власть выше светской царской власти. 

Вопрос  Как вы думаете, как отреагировал царь на такое заявление патриарха?

6. Раскол Русской Православной Церкви. Высвечиваются слайды (16 -19)

Многие люди отвергли реформы Никона. Среди старообрядцев были священники, монахи, крестьяне, дворяне. Государство и церковь преследовали староверов. Они уходили в далекие и глухие места, где основывали свои поселения – скиты ( Север, Сибирь, Урал) Фанатично преданные своей вере, они устраивали коллективные самосожжения, т.е. огненное крещение. Наиболее сильно протест против церковной реформы проявился в Соловецком восстании 1668-1676 гг. старообрядцы отказались принять новые богослужебные книги и «заперлись» в монастыре. В 1676 г. предатель через тайный лаз впустил царские войска в монастырь. Из 500 защитников крепости в живых осталось 60. Старообрядчество было запрещено церковными соборами 1654 и 1656 гг. и преследовалось властью. Лишь в 1971 году Русская Православная Церковь отменила решения церковных Соборов, предавших старообрядцев проклятию.

Итак, во второй половине 17 века в Русской Православной Церкви произошел раскол. Часть духовенства и мирян отвергли церковные реформы Никона. Появилось старообрядчество.

7. Церковный Собор 1666 – 1667 года. Высвечивается слайд (20-21)

Церковный Собор 1666 – 1667 года осудил Никона. Выступивший на Соборе царь заявил, что Никон «самовольно, без нашего царского величества повеления церковь оставил и от патриаршества отрекся». Этим заявлением царь дал понять, что реальная власть в стране принадлежит только ему. Собор поддержал царя, а Никон был осужден на вечное заточение в монастырь. Одновременно Собор поддержал церковную реформу и проклял всех ее противников, которые стали называться старообрядцами. Так начался раскол русской православной церкви.

Учитель просит учащихся записать в опорном конспекте:

Раскол – религиозно-общественное движение, вылившееся в отделение от Русской Православной Церкви части верующих, не принявших реформу патриарха Никона. Старообрядцы (раскольники) – люди, отказавшиеся принять церковную реформу патриарха Никона.

8. Протопоп Аввакум. Высвечиваются слайды (22-25)

Выдающимся руководителем старообрядцев стал протопоп Аввакум. С юных лет посвятив себя церкви, он был активным сторонником и проповедником благочестивого образа жизни. Реформы Никона он воспринял резко отрицательно. За свои взгляды он был лишен места в московском Казанском соборе, а затем арестован и заключен в монастырь. Но и там он вел пропаганду старообрядческих идей и принципов, за что был предан церковному проклятию, и заключен в тюрьму. В последнем своем заключении он написал знаменитое литературное произведение «Житие». Судьба Аввакума была трагична. В 1682 году он был приговорен к казни и заживо сожжен.

Государство и церковь преследовали староверов. Они уходили в далекие и глухие места, где основывали свои поселения – скиты (Север, Сибирь, Урал) Фанатично преданные своей вере, они устраивали коллективные самосожжения, т.е. огненное крещение.

- А теперь давайте вернемся к началу урока, к репродукции картины Сурикова «Боярыня Морозова». Вы уже догадались, что перед нами сторонница старообрядцев. Взгляните на ее выразительное лицо, отразившее ее волю и веру. Измученная, но не покорившаяся , закованная в кандалы, но не побежденная – такой запоминается Морозова, ставшая на века символом трагедии раскола Русской православной церкви.

Актуализация знаний учащихся. (высвечивается слайд 26).

Таким образом, основное содержание церковной реформы, проводимой Никоном, сводилось к следующему:

  • устанавливался единый для всех церквей культ богослужения по греческому образцу;
  • вводилось крестное знамение тремя перстами, двуперстие было предано проклятию;
  • земные поклоны заменялись поясными;
  • устанавливалось единоголосие во время церковной службы;
  • во время крестного хода теперь двигались навстречу солнцу;
  • иначе стали писать имя Христа - Иисус вместо старого Исус;
  • "Аллилуйя" стали произносить трижды, а не дважды;
  • заново были переведены с греческого богослужебные книги, в которые вносились исправления.
  • для богослужения допускались иконы только греческого письма.

В 1667 г. церковный Собор проклял всех защитников старых обрядов - старообрядцев. Собор официально признал, что реформа не есть личное дело Никона, а дело царя, государства и церкви. Поэтому все, кто выступал против реформы, стали врагами царской власти. Царь издал ряд указов, которые предписывали воеводам разыскивать и жестоко наказывать старообрядцев. Началась кровавая борьба государства и церкви со всеми сторонниками старой веры. Они жестоко преследовались, их сжигали на кострах. Так произошел раскол в Русской православной церкви. Возникнув на почве религиозного разногласия, он превратился в одну из форм социального протеста народных масс.

Итак, во второй половине 17 века в Русской Православной Церкви произошел раскол. Часть духовенства и мирян отвергли церковные реформы Никона. Появилось старообрядчество. Лишь в 1971 году Русская Православная Церковь отменила решения церковных Соборов, предавших старообрядцев проклятию.

Закрепление полученных знаний

Учитель предлагает учащимся проверить знания, полученные на уроке. Необходимо ответить на вопросы, размещенные на слайде 27. 

  • В период правления Михаила Федоровича кто был фактическим правителем России?
  • Какие вопросы церковного характера Филаретом не были решены?
  • Какие разночтения были в церковных книгах, и почему возник вопрос о реформе?
  • Что явилось причиной раскола?
  • Почему раскол Русской Православной Церкви стал трагической страницей в истории России?

Домашнее задание:

Подготовьте эссе по теме урока с учетом дополнительных сведений интернет ресурса и дополнительной литературы, список которых приведен в бланке опорного конспекта.

Примечание: В содержании урока показаны лишь фрагменты слайдов презентации Power Point. Полный комплект презентации прилагается на диске.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Судьба Русской православной церкви в 17 веке. (Школа 2100)

Формирование исторических знаний о причинах раскола в Русской православной церкви и в обществе. Характеристики участников событий – царя Алексея Михайловича, патриарха Никона, протопопа Аввакума...

Элективный курс "История русской православной церкви"

Предлагаемая программа  представляет собой элективный курс  для учащихся 9-х – 10-х классов общеобразовательных школ, проявляющих повышенный интерес к изучению отечественной исто...

Деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой отечественной войны

Статья о деятельности Русской православной церкви в годы ВО....

Программа элективного курса "История Русской Православной Церкви в истории России"

Элективный курс "История Русской Православной Церкви в истории России" может быть использован в предпрофильной подготовке и профильном обучении в средней общеобразовательной школе....

История Русской православной церкви до начала XX века 10 класс

Программа факультативного курса «Исто­рия Русской православной церкви до начала XX века» рассчитана на 34 часов для преподавания в X классе. Она предполагает парал­лельное и углубленное изучение отдел...

ТК урок истории "Раскол в русской православной церкви XVII век".

Представляю Вам технологическую карту, данный вид карты разработан педагогами и методистами ГБОУ средней общеобразовательной школы № 638 Пушкинского района Санкт-Петербурга: Антипорович Г.О., Артушник...