Деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой отечественной войны
статья по теме

Статья о деятельности Русской православной церкви в годы ВО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_rpts_v_gody_voyny.doc154 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       Статья

Деятельность Русской Православной Церкви

в годы Великой Отечественной войны

                                       Автор: учитель истории ГБОУ СОШ № 446

                                                                       Курортного района Санкт-Петербурга

                                                                              Карпова Наталья Афанасьевна

                                                                                           

 

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

  1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
  2. Основная часть
  1. Изменение политики государства по отношению к церкви в годы Великой Отечественной войны . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
  2. Роль церкви в победе советского народа в Великой Отечественной войне:

1) деятельность митрополитов Сергия, Алексия и Николая в годы войны . . . . 8

2) роль Ленинградского духовенства в борьбе с фашизмом . . . . . . . . . . . . . . . 11

  1. патриотическая деятельность церкви в тылу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
  2. фронтовые подвиги священнослужителей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
  3. патриотическая деятельность духовенства и верующих на оккупированных фашистами территориях СССР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23

III. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26

Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28

Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29

  1. ВВЕДЕНИЕ.

Тема, которую я выбрала для своей работы, очень актуальна, поскольку имеющиеся на сегодняшний день исследования не позволяют дать полную, многоплановую и объективную оценку деятельности Русской Православной церкви в годы Великой Отечественной войны. Эта тема плохо изучена, так как долгое время  в нашей стране церкви уделялось мало внимания, многие религиозные традиции были просто забыты, поскольку официальной политикой государства был атеизм. Поэтому, материалы о деятельности  церкви в годы войны были мало кому доступны и хранились в архивах.

До конца 1980-х годов в отечественной историографии преобладали общие, обзорные работы атеистического характера, где истории Русской Православной Церкви в 1941-1945 годы отводилось незначительное место,  и упор делался на коллаборационистской деятельности духовенства на оккупированных фашистами территориях.

В настоящее время в связи с происходящими в нашей стране демократическими процессами и открытием архивных фондов, интерес исследователей к проблеме стал неуклонно возрастать. В публикациях 1990- 2000-х годов получил новое звучание вопрос о положении и деятельности Русской Православной Церкви на оккупированных территориях, причем, большинство авторов признают тот факт, что возрождение там религиозной жизни оказало определенное влияние на изменение религиозной политики советского руководства в военный период. Появляются исследования о религиозности крестьянства в годы Великой Отечественной войны, как одной из составляющих духовного потенциала нашей победы.

Вместе с тем, недостаточно изученными остаются такие вопросы, как изменение структуры управления Русской Православной Церкви в 1941-1945 годах, анализ ее правового положения в военные годы, роль и значение церковных соборов периода Великой Отечественной войны.

Цели статьи:

1) обобщить и систематизировать имеющийся материал и показать реальную значимость Русской Православной Церкви в годы войны.

2) показать единство нашего народа, обусловленное общим желанием победы и стремлением спасти страну от поражения.

3) отобразить патриотизм Русской Православной Церкви, которая, несмотря на репрессии, разрушение церквей, не перешла на сторону врага, а защищала свою страну.

4) материалы помогут больше узнать еще об одном «белом пятне» в истории нашего государства.

Надеюсь, что эта работа поможет осознать важность деятельности церкви в годы Великой Отечественной войны.

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
  1. Изменение политики государства по отношению к церкви в годы Великой Отечественной войны.

Годы Великой Отечественной войны стали переломным этапом в истории Русской Православной Церкви, когда после долгих лет гонений, поставивших церковь на грань уничтожения, ее положение радикально изменилось, и начался долгий процесс возрождения, продолжающийся и в наши дни.

С началом войны с Германией, положение церкви в советском обществе изменилось. Опасность, нависшая над нашей страной, необходимость всенародного единения для победы над врагом, патриотическая позиция Русской Православной Церкви, побудила советское правительство к изменению религиозной политики. Начали открываться приходы, закрытые в 1930-е годы, многие из оставшихся в живых священнослужителей были освобождены из лагерей и смогли возобновить служение в храмах. В это же время происходит постепенное замещение и восстановление архиепископских кафедр, прекративших ранее свое существование. На них назначались вернувшиеся из лагерей, ссылок и вынужденного пребывания «на покое» архиереи. Народ открыто потянулся к церкви. Власть же высоко ценила ее патриотическую деятельность по сбору денежных средств и вещей для нужд фронта. Церкви была отдана типография Союза воинствующих безбожников. В ней в 1942 году была напечатана большая книга под названием «Правда о религии в России».[1]

12 сентября 1941 года архиепископ Андрей (Комаров) был назначен правящим архиереем Куйбышевской епархии. В октябре 1941 года епископ Алексий (Палицын) назначается архиепископом Волоколамским.[2]

Опасаясь возможного успеха немецкого наступления на Москву, правительство в начале октября 1941 года приняло решение об эвакуации руководителей церковных центров в Чкалов (Оренбург). Сделано это было с единственной целью – не допустить возможности захвата церковных иерархов немецкими войсками в случае падения столицы и дальнейшего использования их немцами. Митрополит Сергий письменно поручил быть своим представителем в Москве архиепископу Волоколамскому Алексию. Ему было дано указание в случае оккупации вести себя с немцами как с иностранцами, имея только деловые взаимоотношения. Однако, из-за болезни митрополита Сергия, власти решили разместить эвакуированных иерархов не в далеком Оренбурге, а в более близком Ульяновске. Туда приходила корреспонденция из других епархий, приезжали с докладами епископы.

В первые  два года войны по разрешению властей было вновь замещено несколько архиерейских кафедр, на них были назначены архиепископы Иоанн (Соколов), Алексий (Сергеев), Алексий (Палицын), Сергий (Гришин), епископы Лука (Войно-Ясенецкий), Иоанн (Братолюбов), Александр (Толстопятов). В 1941-1943 годы совершались и архиерейские хиротонии, главным образом вдовых престарелых протоиреев, принявших постриг за несколько дней перед этим и успевших получить духовное образование в дореволюционную эпоху: Питирима (Свиридова), Григория Чукова, Варфоломея (Городцева), Дмитрия (Градусова), Елевферия (Воронцова). Разрешение на замещение вдовствующих кафедр и на новые епископские хиротонии было со стороны советской власти  шагом навстречу церкви, призванным продемонстрировать благосклонное к ней отношение.[3]

Очень важной для церкви была появившаяся тогда возможность открытия новых приходов и возобновления богослужений в заброшенных, запущенных храмах. Протоиерею Алексию Смирнову митрополит Сергий поручил открыть приходы в соседних с Ульяновском селах. По указанию местоблюстителя он принял ключи от храма в селе Плодомасово и приступил к исполнению священнических обязанностей. В марте и сентябре 1942 года в Ульяновске состоялись архиерейские соборы Русской Православной Церкви. Они были организованы  в предельно короткие сроки при помощи властей.

Весной 1942 года в уважение просьб верующих было разрешено ночное передвижение по Москве в праздник Пасхи.

А 4 сентября 1943 года Иосиф Виссарионович Сталин принял трех митрополитов и доброжелательно обсуждал с ними положение церкви, предлагая действенные меры, направленные на ее возрождение. В их распоряжение был передан знаменитый офросимовский особняк в Чистом переулке, где до этого находилось германское посольство. Было разрешено созвать Архиерейский собор для избрания патриарха и образования при нем Священного Синода.

Архиерейский собор состоялся через 4 дня после встречи в Кремле – 8 сентября 1943 года, в котором участвовали 19 архиереев. Митрополит Алексий внес предложение избрать патриархом митрополита Сергия, встретившее единодушное одобрение преосвященных. Собор с религиозно-гражданских позиций осудил предателей Родины, сотрудничавших с фашистами: «Всякий, виновный в измене общецерковному делу и перешедший на сторону фашизма, как противник креста господня, да числится отлученным, а епископ или клирик- лишенным сана».[4] 

15 декабря 1943 года Иосиф Виссарионович Сталин получил письмо от иерархов Православной церкви:

«Верховному Главнокомандующему, маршалу Советского Союза Иосифу Виссарионовичу Сталину

Прилагая воззвание к пастырям и верующим  освобожденного Донбасса, а также приветственное обращение съезда районных благочинных по Сталинской (ныне Донецкая область) области, уведомляем главу советского государства, что нами открыты банковские счета на прием пожертвований от церквей на постройку танковой колонны имени Дмитрия Донского, а также на госпитали Красного Креста. За короткий срок уже внесено более ста тысяч рублей. Кроме того, повсеместно церкви берут постоянное шефство над госпиталями, систематически прилагают свои труды по сбору продуктов, вещей, белья, по стирке белья и тому подобное.

Заверяем Вас как Верховного Главнокомандующего, маршала Советского Союза, что наша помощь с каждым днем будет увеличиваться и патриотический порыв многотысячных верующих Донбасса усугубит общую уверенность в том, что силою оружия нашей непобедимой, овеянной мировой славой Красной Армией под Вашим Блестящим командованием и с Божьей помощью враг наш будет окончательно разгромлен».[5]

К концу войны в СССР действовало 10547 православных церквей и 75 монастырей, в то время как перед началом Второй мировой войны было только около 380 церквей и не одного действующего монастыря.  Открытые церкви стали новыми центрами русского национального самосознания.

  1. Роль церкви в победе советского народа в Великой Отечественной войне.
  1. деятельность митрополитов Сергия, Алексия и Николая в годы войны.

В первый же день фашистского нашествия предстоятель Русской Православной Церкви патриарший местоблюститель митрополит Московский и Коломенский Сергий (Старогородский), вернувшись в свою резиденцию из  Богоявленского собора, где он служил литургию, написал послание «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», в котором призвал их к исполнению священного долга перед Родиной: «Всякий может и должен внести в общий подвиг свою долю труда, заботы и искусства».[6]

Послание митрополита Сергия было разослано по всем православным приходам, что формально являлось нарушением закона, согласно которому запрещалась всякая церковная деятельность вне церковных стен и всякое ее вмешательство в государственные дела.  Тем не менее, послание Сергия вызвало живой отклик среди духовенства, бойцов и командиров Красной армии, во всех слоях общества.

Священники и архиереи выступали в действующей армии с проповедями. Митрополит Николай (Ярушевич) в ноябре 1942 года под Сталинградом совершил молебен перед войсками. Тех, кто по различным причинам не попал на фронт, митрополит Сергий призвал способствовать восстановлению Отечества на трудовом фронте. Он написал свыше 20 воззваний за два первых военных года. О том, что фашисты уделяли внимание патриотическим воззваниям митрополита Сергия, свидетельствует приказ, согласно которому при захвате Москвы, его следовало немедленно арестовать.[7]

30 декабря 1942 года патриарший местоблюститель обратился к архипастырям, пастырям и приходским общинам Церкви с призывом жертвовать средства на сооружение танковой колонны имени Дмитрия Донского. Его призыв был подхвачен верующими, которые собрали свыше восьми миллионов рублей, большое количество золотых и серебряных предметов.

На танковом заводе города Челябинска в короткий срок было построено 40 танков Т-34. Их передали 38-му и 516-му танковым полкам у деревни Горелки, что в 5 километрах северо-западнее Тулы.

Менее чем за два месяца 38-й полк прошел с боями свыше 130км и более 500км сумел преодолеть маршем по бездорожью на своих танках.

За проявленные мужество и героизм 49 танкистов колонны имени Дмитрия Донского из 38-го полка были награждены орденами и медалями СССР. 516-й полк 5 апреля 1945 года был награжден орденом Красного Знамени.

К этому времени в нем было 13 кавалеров ордена Красного Знамени, 17 – ордена Отечественной войны I и II степеней, 57 – ордена Красной Звезды, 29 – ордена Славы  II и III степеней, 137 человек награждены медалями  «За отвагу» и «За боевые заслуги».[8]

Важным средством религиозно-нравственного воздействия на верующих стала издательская деятельность Московской патриархии. 12 сентября 1943 года вышел первый номер возобновленного «Журнала Московской патриархии». Тираж его к концу войны составлял 6000 экземпляров. Ответственным редактором стал сам патриарх.[9]

Большая заслуга перед церковью и Родиной митрополитов Сергия, Алексия, а также  Николая состоит в том, что они разработали проблему сущности патриотического служения православного церковного общества своему Отечеству.

Московская патриархия издавала в годы войны календари, книги и листовки. Такие обращения в листовках через штабы партизанского движения переправлялись за линию фронта и распространялись среди населения.

Киевский митрополит Николай из Москвы также обращался к своей пастве на Украине с посланиями, которые печатались в виде листовок и разбрасывались с самолетов за линией фронта. Листовки содержали призывы к партизанской войне против гитлеровцев, в них сообщалось о многочисленных примерах жестокого обращения противника с верующими на оккупированных территориях, разрушений и осквернений православных храмов и монастырей, расстрелов священников и монахов.[10] Указывая на совершенные немецко-фашистскими захватчиками преступления, митрополиты Сергий, Алексий и Николай пробуждали в сердцах верующих патриотические чувства и готовность противостоять агрессорам.

О силе воздействия таких листовок свидетельствуют отклики самих партизан: «Ваш листок сыграл большую роль среди оккупированного населения в деле оказания помощи партизанам, а вместе с этим в борьбе против фашизма»[11], - писал митрополиту Алексию верующий боец 2-й Ленинградской особой партизанской бригады разведотдела штаба Северо-Западного фронта А. Г. Голицын, и он в своем мнении не был одинок.

Показательна критика фашизма в обращениях иерархов Русской Православной Церкви. В них подчеркивается его враждебность социальным ценностям не только христианским, но и общечеловеческим.

Предварительные результаты патриотической деятельности Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны митрополит Алексий обобщил в докладе на Соборе епископов, проходившем в ноябре 1944 года. Отметив, что Православной церковью были установлены ежедневные моления о даровании победы нашему воинству, особые молитвы на литургии и молебны о даровании победы, а также общецерковный сбор пожертвований, принесший к этому времени свыше 200 миллионов рублей, руководитель Московской патриархии сделал вывод о содействии церкви морально-политическому разгрому фашизма.

  1. роль Ленинградского духовенства в борьбе с фашизмом.

Ленинградская епархия одной из первых откликнулась на призыв главы Русской православной церкви патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Старогородского) – всеми силами выступить на защиту Отечества. Уже вечером 22 июня 1941 года митрополит Ленинградский Алексий (Симанский) провел службу в Никольском кафедральном соборе. В своей проповеди он говорил, что переживает чувство глубокой скорби за любимый город Ленинград. 26 июля 1941 года митрополит Алексий обратился к верующим Ленинградской епархии с посланием «Церковь зовет к защите Родины», где отмечал, что среди ленинградцев проходит активный сбор средств на нужды фронта, резко осудил фашизм и предсказал его поражение. Алексий сказал: «Война – священное дело для тех, кто предпринимает ее по необходимости, в защиту правды.… Потому-то Церковь и благословляет эти подвиги и все, что творит каждый русский человек для защиты своего Отечества».[12]

Все деяния митрополита Алексия нашли отклик в сердце каждого православного ленинградца. Тысячи верующих ушли на фронт.

В город с фронта поступало множество раненых. Больницы и переоборудованные государственные учреждения были переполнены. Свое тепло и заботу раненым бойцам вместе с другими жителями города несли православные ленинградцы. В городской совет Красного Креста поступали десятки заявлений от религиозной общественности.

С 23 июня 1941 года, по предложению митрополита Алексия, десять православных приходов Ленинграда начали сбор пожертвований в Фонд обороны страны и советского Красного Креста.

8 сентября 1941 году сомкнулось кольцо блокады вокруг Ленинграда. День ото дня в городе росла смертность. Митрополиту Ленинградскому Алексию предлагали эвакуироваться из города, но он остался, чтобы разделить трагическую участь своей паствы. Он испытал все бедствия, обрушившиеся на блокадников-ленинградцев.

В самое трудное время митрополит Алексий утешал своих прихожан надеждой на скорую победу, уверяя, что небесная защита Божьей Матери и заступничество покровителя Ленинграда-Петербурга святого князя А.Невского сохранят город.

Хотя и косвенно, Церковь участвовала в открытии «Дороги Жизни» через Ладогу. Многовековые записи наблюдений за Ладожским озером Валаамских монахов позволили в 1942 году гидрографу Е. Чурову сделать прогноз поведения ладожского льда.

Во время блокады Ленинграда действовали Александро-Невская Лавра, крупные соборы – Князь-Владимирский, Спасо-Преображенский, кафедральный Николо-Богоявленский, шли службы в кладбищенских храмах. В Казанском соборе и под ним, в подвале, был устроен детский сад. В соборе до закрытия в 1938 году и создания там музея атеизма и истории религии хранилась древняя святыня Петербурга – Казанская Чудотворная икона Божьей Матери. После закрытия ее передали в Князь-Владимирский собор, где она находится сейчас.

Архивные документы из блокадного Ленинграда дают представление о том, как действовал Князь-Владимирский собор на Петроградской стороне. После начала войны молодые священники и дьяконы были призваны на фронт, их заменили пожилые священники. Независимо от возраста священнослужители и прихожане спешно изучали правила противовоздушной и противопожарной обороны. На случай возникновения паники в храме была организована группа поддержания порядка, дежурили две медсестры. Ни на один день не прерывал своей деятельности собор.

В сентябре 1941 года участились налеты вражеской авиации. Во время служб все чаще стали раздаваться сигналы тревоги. Сначала священники и прихожане уходили в бомбоубежище, но потом привыкли к отдаленным разрывам бомб. Особенно тяжело стало с наступлением зимы. Ни электроэнергии, ни керосина не было; со всех сторон города по огромным сугробам добирались в темноте на утреннюю службу священники. Ледяной ветер гулял по храму. Окна забивали фанерой, масло в лампадках застывало, коченели руки. Певчие пели в пальто, в валенках, едва ли не падая от голода. Но служба не прекращалась.

Все больше народа шло в ленинградские храмы. К 1943 году Ленинградская епархия внесла в Фонд обороны более 3,5 миллионов рублей.

Митрополит Алексий обращался с патриотическими призывами к партизанам и жителям оккупированных районов. Его обращения распространялись на листовках среди народа и партизан. Агитлистки сыграли немалую роль среди оккупированного населения в деле оказания помощи партизанам и в борьбе против фашизма.

1 мая 1943 года митрополит Алексий телеграфировал Сталину о том, что епархия собрала еще и внесла дополнительно к прежним взносам в сумме 3 миллионов 682 тысяч 143 рублей еще 1 миллион 769 тысяч 200 рублей, и продолжает сбор средств на танковую колонну имени Дмитрия Донского. В ответ Сталин послал благодарность и привет Ленинградской епархии.

На ленинградских кладбищах царил хаос. Настоятель кладбищенской Никольской церкви рассказывал: «В 1941 году и в начале 1942 года я наблюдал трагические картины. До войны количество умерших колебалось от 30 до 50 человек в день, но во время войны эта цифра увеличилась до нескольких сот в день. Вокруг храма образовалась громадная очередь ящиков и гробов, наполненных кусками человеческого мяса, изуродованными трупами мирных жителей Ленинграда, погибших в результате налетов немецкой авиации. Кладбища многократно подвергались жесточайшим налетам немецкой авиации, это была трагическая картина».[13] Люди, желавшие похоронить своих близких, не могли этого сделать из-за огромной очереди на «отпевания», они, обессиленные голодом, сами падали и тут же умирали.

Учитывая героический вклад ленинградского духовенства в общенародную борьбу с врагом, Президиум Верховного Совета СССР неоднократно принимал решения о награждении особо отличившихся священнослужителей. 11 октября 1943 года группа священнослужителей была награждена медалью «За оборону Ленинграда». Впервые за годы Советской власти совершено награждение священнослужителей, притом боевой наградой. Тем самым официально признавались их патриотические заслуги.

Первым получил награду в Смольном митрополит Алексий Ленинградский.

27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. В честь этого события в городе прогремел победный салют. В Никольском соборе торжественный молебен служил сам митрополит Алексий. Вместе с грохотом салютующих орудий над северной столицей раздавался звон колоколов храмов и церквей.

Вместе со всеми блокадниками чаша горя и слез была до конца испита ленинградскими священнослужителями, выполнявшими свое христианское и патриотическое служение. И память об этом навсегда останется в истории России.

  1. патриотическая деятельность церкви в тылу.

Патриотическая деятельность духовенства и верующих проводилась во всех регионах нашей страны.

Московские пастыри благословляли верующих на сооружение оборонительных рубежей и сами участвовали в этом. Многие из них принимали самое активное участие в местных органах противовоздушной обороны. Священнослужители организовывали в своих храмах бомбоубежища.

Среди них необходимо отметить митрополита Николая (Ярушевича), архиепископа Алексия (Палицына), протопресвитера Н. Колчицкого, протоиереев Александра Смирнова, Алексия Смирнова, Н.Сарычева, Козьму Алексеева, Федора Казанского, Павла Успенского, Михаила Кузнецова, Петра Турбина, Михаила Понятского, Вячеслава Соллертинского, Василия Ремешкова, Аркадия Пономарева, Стефана Маркова, Павла Лепехина, Н. Божанова, Павла Цветкова. Эти пастыри принимали активное участие в тушении пожаров от зажигательных бомб, руководили прихожанами при рытье окопов и ночных дежурств по противовоздушной обороне. В своих речах, проповедях и обращениях к верующим столицы они призывали к подвигам в труде, в деле укрепления обороны страны.

Постановлениями Моссовета от 19 сентября 1944 года и от 3 января 1948 года около 20 священников московских и тульских церквей были награждены медалями «За оборону Москвы».[14]

К 25-летнему юбилею Красной армии на постройку танковой колонны имени Дмитрия Донского Верующие Московской области собрали свыше 2 миллионов рублей, а в ноябрьские праздники того же года – около 500 тысяч рублей. По инициативе московских пастырей прихожанами был организован сбор металлолома на нужды обороны, а также одежды, обуви и других необходимых фронту вещей. Только за три первых военных года около 200 храмов Московской епархии сдали на нужды обороны 12 миллионов рублей. Ленинградская епархия также принимала активное участие в помощи фронту (см. 2) роль Ленинградского духовенства в борьбе с фашизмом).[15]

Среди ленинградского духовенства были те, кто с оружием в руках защищал Родину. Клирик храма во имя святого князя Александра Невского Стефан Козлов принял боевое крещение в июле 1944 года. Ратный путь пулеметчика ознаменован орденом Славы III степени и медалью «За победу над Германией». Отец Стефан отслужил в рядах воздушных сил и четыре послевоенных года. Личным мужеством в боях за Родину отличился и священнослужитель Тихвинской церкви села Романишино Лужского района Георгий Степанов, награжденный медалями «За отвагу» и «За победу над Германией».

21 октября 1946 года  медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» были вручены митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Григорию, настоятелям соборов и церквей, благочинным, работникам церковных учреждений.[16]

За четыре военных года верующие Куйбышевской области внесли в фонд обороны страны 12 миллионов рублей. Наиболее активную деятельность среди верующих проводили настоятель Покровского собора протоиерей Дмитрий Утехин и настоятель Петропавловской церкви протоиерей Сергий Валовский. Общепатриотическую работу епархии возглавлял архиепископ Алексий Палицын, неоднократно выступавший с проповедями в Покровском кафедральном соборе. Став в 1943 году членом Священного Синода, он проводил подобную деятельность в других регионах, в республиках Средней Азии. В патриотических обращениях к верующим владыка Алексий призывал помогать Красной Армии в борьбе с фашистскими захватчиками, молиться за победу над фашизмом и всеми силами поддерживать фронт.[17]

За самоотверженную деятельность во время войны архиепископ Алексий и группа священнослужителей были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Протоиерей Георгий Никитин с 1942 года вплоть до своего ранения в феврале 1943 года был на фронтах Великой Отечественной войны. В марте 1945 года его назначили настоятелем Богоявленской церкви села Подвалье. В том же году он организовал группу верующих людей на уборку урожая. Отец Георгий, несмотря на полученную во время войны инвалидность, сам шел впереди колхозников с косой четыре дня подряд. Во время подготовки к посевной он неоднократно выручал свой колхоз, давая взаймы церковные деньги на покупку горючего для тракторов и семян для посева.

Во многих регионах страны православные епархии, монастыри и приходы брали шефство и помогали  в организации госпиталей, детских домов и садов. Силами церковных хоров в госпиталях устраивались концерты с программой русских народных песен и песен советских композиторов. Новая форма сбора денежных средств на нужды фронта появилась в Ростове. Там духовенство и верующие в церквах стали устраивать духовные концерты, сборы от которых шли в пользу Красной армии.

Однако патриотическая деятельность Русской Православной Церкви регулировалась государством. Адресная помощь Церкви нуждам фронта и тыла не устраивала советское руководство. НКГБ СССР принимались меры к предотвращению попыток со стороны верующих входить в непосредственные контакты с командованием госпиталей и ранеными под видом шефства. Председатель Совета по делам Русской Православной Церкви Г.Г. Карпов рекомендовал сдавать деньги в соответствующие организации и специальные фонды, о чем просил предупредить начальников госпиталей. Государство нуждалось в помощи Церкви, но в то же время опасалось усиления ее влияния.

Активная патриотическая деятельность в годы войны проводилась во всех действующих монастырях СССР, где ежедневно возносились молитвы, собирались пожертвования на военные нужды, оказывалась помощь раненым. Киево-Покровский женский монастырь взял шефство над тремя отделениями эвакогоспиталя, расположенного на территории монастыря. В 1944 году монастырь внес в различные фонды на оборону страны более 70 тысяч рублей. Во многих монастырях устраивали госпитали, находившиеся на полном содержании и обслуживании монашествующих. Монахини обслуживали больницы, работали в прачечных, пекарнях и на других работах.

Финансовая помощь, оказанная монастырями своему Отечеству, также была значительной. Так, Курский Свято-Троицкий женский монастырь сдал за несколько месяцев 1944 года 70 тысяч рублей, Днепропетровский Тихвинский женский монастырь – 50 тысяч рублей, Одесский Михайловский женский монастырь – 100 тысяч рублей, Киево-Печерская лавра – 30 тысяч рублей. Всего, по официальным данным, на нужды фронта всеми епархиями было собрано 300 миллионов рублей.[18]

Бывало и так, что верующие женщины принимали монашество. Среди них необходимо отметить монахинь Серафиму (Зубареву) и Антонию (Жертовскую). Игуменья Анатолия (Букач), настоятельница Одесского Михайловского монастыря, вместе с сестрами помогала Красной армии продовольствием, медикаментами, одеждой.

Но не только в материальном выражении проявлялась помощь верующих фронту. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), будучи по своей светской специальности хирургом, имевший степень доктора медицинских наук и звание профессора медицины, спас сотни раненых бойцов Красной армии.  Свой первый священный сан доктор получил в Ташкенте в 1921 году. В 1923 году ссыльный епископ Андрей Уфимский тайно постриг его в монахи и дал имя Луки в честь апостола-евангелиста, врача и иконописца Луки. В том же году он был рукоположен в епископы. Именно в этот момент его обвинили «в связях с контрреволюционными оренбургскими казаками и в шпионаже в пользу англичан». Естественно, это был полный вымысел. Но тюрьма и ссылка были реальными. Первая ссылка (с 1923 по 1926 год) была назначена в Енисейск. Владыка и там лечил людей. За христианское служение людям и их ответную любовь он был сослан за Полярный круг, на берег Ледовитого океана. Вторую ссылку (с 1930 по 1933 год) Владыка считал легкой. Пережил ее в Архангельске, где также лечил и благовестил. Вернулся домой. Однако пожить дома с детьми, в трудах и молитвах ему долго не довелось. Наступил 1937 год, время изощренных издевательств и пыток. Лука в  очередной раз был сослан в Сибирь, на этот раз под Красноярск, в поселок Большая Мурта. В октябре 1941 года власти снова вспомнили про знаменитого хирурга. Его назначили консультантом всех госпиталей Красноярского края. Приезжавший в Красноярск профессор Приоров говорил потом епископу Луке, что ни в одном из госпиталей, которые посетил, он не видел таких блестящих результатов лечения инфицированных ранений суставов, как у него. За научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений, изложенных в книгах «Очерки гнойной хирургии» и «О поздних операциях при инфицированных ранениях больших суставов», архиепископу Луке в 1943 году  была присуждена Сталинская премия I степени. Большую ее часть он передал детям-сиротам.[19]     

4) фронтовые подвиги священнослужителей.

Сотни священнослужителей, возвращенных к 1941 году из ГУЛАГа, были в общем порядке мобилизованы в армию. И их подвиги были поистине героическими. Среди них находились танкисты, пехотинцы, артиллеристы, награжденные боевыми орденами и медалями, отмеченные благодарностями командования.

Священник Василий Дмитриевич Троицкий получил две медали – «За доблестный труд» и «За оборону Кавказа» - в бытность свою начальником метеорологической станции в Грузии, где он в период войны обслуживал военно-воздушный флот.

Священник Петр Иванович Ранцев за боевые заслуги на фронтах Отечественной войны был награжден орденом Красной Звезды, тремя боевыми медалями и несколькими благодарностями от Иосифа Виссарионовича Сталина.

Дьякон Роман Логинович Чух был награжден орденом Славы III степени и двумя боевыми медалями. Дьякон Константин Владимирович Глаголевский был награжден орденом Красной Звезды и тремя медалями, протодьякон Зверев и дьякон Хитков – четырьмя медалями каждый.

Архимандрит Алипий (Воронов), впоследствии наместник Псково-Печерского монастыря, прошел всю войну, оборонял Москву, был несколько раз ранен и награжден.

Будущий митрополит Калининский и Каширский Алексий (Коноплев) был на фронте пулеметчиком, награжден медалью «За боевые заслуги» и воевал до 1943 года, после чего вернулся  к священнослужению.

Будущий патриарх Пимен в то время, когда началась война, был иерархом и отбывал ссылку в средней Азии. Начав свой боевой путь заместителем командира роты, будущий патриарх дослужился до звания майора, пока, наконец, не обнаружили, кто он такой на самом деле. За этим последовали скандал, изгнание из армии и последующее заключение. После войны отец Пимен вернулся к пастырской деятельности и был назначен настоятелем Благовещенского собора в городе Муроме.

Священник Уфимской епархии отец Дмитрий Логачевский в годы Великой Отечественной войны был призван в ряды Красной армии, где в рабочем батальоне помогал нашим воинам громить врага. После ранения в 1943 году он вернулся к пастырскому служению, впоследствии стал настоятелем Покровского кафедрального собора города Куйбышева. Протоиерей Дмитрий был награжден медалями «За победу над Германией» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Известен также героический подвиг священника Минской епархии Дмитрия Петровича Хмеля, который сражался в Восточной Пруссии близ города Гумбинена и был награжден орденом Красной Звезды. В войну Дмитрий Петрович вступил в 1944 году, боевое крещение получил в операции «Багратион», участвовал в освобождении Минска. До нас дошли его воспоминания о сражении в Восточной Пруссии, записанные в Издательском отделе Московского Патриархата в 1985 году: «…Продолжая наступать, мы подошли к городу Гумбинену, где встретили еще одну сильно укрепленную полосу. …Мы выкатили орудие, но успели сделать только один выстрел. Противник начал обстрел разрывными снарядами, которыми был уничтожен весь наш артиллерийский расчет. В живых остался я один. …С противотанковой гранатой я пополз в обход вражеского дзота. Приблизившись к нему, поднялся и бросил гранату в маленькое окошко – единственное уязвимое место в укреплении. В этот момент появился немецкий часовой и в упор выстрелил в меня. Раздался оглушительный взрыв от моей гранаты – весь бункер был разворочен. Я ощутил острую боль и толчок от взрывной волны. Меня отшвырнуло в сторону и засыпало землей. Чудом в завале осталась небольшая щель, через которую я мог дышать».[20] Около суток священник пролежал под землей не в силах пошевелиться, когда, наконец, бригада санитаров смогла отыскать его. После выздоровления Дмитрий Хмель вернулся на фронт и участвовал в штурме Кенигсберга. А по возвращении домой решил посвятить свою жизнь служению церкви.

Вот некоторые из тех, кто совмещал пастырское служение с борьбой за независимость нашей Родины или после войны принял священный сан. Это митрополиты Рижский Леонид (был врачом), Сурожский Антоний (врач-хирург), Нижегородский Николай, архиепископ Харьковский Леонид, епископ Омский Венедикт, архимандрит Троице-Сергиевский Кирилл (Павлов), Корецкая игуменья Людмила (Вельсовская), протоиереи: Владимир Елховский, Николай Смирнов, Анатолий Новиков, Петр Раина, Руф Поляков, Иоанн Букоткин, дьякон Борис Крамаренко (кавалер трех орденов Славы), Псково-Печерский монах Феофилакт Белянин (подполковник медицинской службы), иподьякон В. А. Демин, доцент Московской Духовной академии А. П. Горбачев, церковные старосты А. С. Климашин и А. Г. Федосеев.

 

5) патриотическая деятельность духовенства и верующих на оккупированных фашистами территориях СССР.

Священнослужители и верующие активно участвовали в антифашистской борьбе на оккупированных территориях СССР.

Летом 1942 года через партизанские подпольные группы почти всему духовенству на оккупированных территориях было передано послание патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия «К вечным чадам Русской Православной Церкви». Получил его и протоиерей Василий Копычко, настоятель Обрижской Свято-Успенской церкви Ивановского района Брестской области. Партизаны установили, что это послание распространится отцом Василием среди верующих в переписанном виде. Через некоторое время его дом стал местом встреч подпольщиков с партизанами и их связными, а в экстремальных условиях – надежным укрытием с добрым советом и помощью.

С начала войны и до ее победного завершения отец Василий совершал богослужения ночью, без освещения, чтобы быть незамеченным. Почти все жители окрестных деревень приходили на службу. Отважный пастырь рассказывал верующим о положении на фронтах, призывал противостоять захватчикам, размножал и передавал сводки Совинформбюро, партизанские листовки, адресованные к солдатам Русской освободительной армии и полиции. Отец Василий собирал продукты для раненых партизан, присылал оружие.

В конце 1943 года гестапо узнало о его активной связи с партизанами. Карательный отряд особого назначения получил приказ о публичной казни отца Василия и его семьи. Благодаря подпольщикам об этом узнали в штабе партизанской Пинской бригады. В ту же ночь отец Василий был перевезен в партизанскую зону, а на рассвете к его дому прибыли каратели и подожгли храм и церковно-приходской дом.

За заслуги перед Родиной протоиерей Василий Копычко был награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «Партизану Великой Отечественной войны» I степени, «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «За победу над Германией» и другие.

В Пинском партизанском соединении служил протоиерей Александр Федорович Романушко, настоятель Мало-Плотницкой церкви Пинского района, ныне Брестской области. В оставленных некоторыми священниками храмах и местностях, где церкви были сожжены, отец Александр совершал отпевания расстрелянных, заживо сожженных, а также павших на поле боя партизан. И неизменно во время богослужения или при исполнении треб призывал верующих помогать партизанам и защищать родную землю от фашистов.

Когда летом 1943 года к командиру партизанского соединения генерал-майору В.Коржу обратились родственники убитого полицая с просьбой «командировать» на похороны партизанского священника, он предоставил отцу Александру право самому принять или отклонить приглашение. Отец Александр согласился. Взял облачение, кадило и в сопровождении двух автоматчиков выехал в деревню. Но на кладбище вместо «Вечной памяти» произнес «анафему». Всех присутствующих на похоронах, в том числе и полицаев, он призвал к защите Родины. В зону базирования группа отца Александра возвратилась с похорон, увеличенная во много раз. Среди нового партизанского пополнения были полицаи, но теперь уже бывшие. Всем участникам этих похорон В.Корж объявил благодарность. Через некоторое время перед строем партизан отец Александр Романушко был награжден медалью «Партизану Отечественной войны» I степени.

Дом настоятеля церкви села Сварцевичи, ныне Дубровицкого района Ровенской области, протоиерея Ивана Ивановича Рожановича, которому к началу войны было около 70 лет, стал местом встреч подпольщиков с партизанскими разведчиками. Отец Иоанн был с радостью принят в члены антифашистского комитета.

С личным участием отца Ивана предпринимались рискованные шаги «челночной дипломатии» между бургомистром города Высоцка Тхоржевским, комендатором полиции полковником Фоминым и партизанским командованием.

И эта смертельная игра принесла свои плоды: были освобождены 15 партизанских заложников села Велюни, на сторону партизан перешли вооруженный отряд казаков из войск РОА города Высоцка и части полицейского гарнизона во главе с полковником Фоминым.

В январе 1943 года, в период наступления одной из карательных экспедиций, возникла реальная угроза полного уничтожения и села Сварцевичи. Решено было пойти на военную хитрость: послать на встречу с карателями церковную делегацию с «жалобой» на партизан и просьбой о «защите», благо отец Иван в этом деле имел опыт. Цель делегации – убедить фашистов, что в селе собраны крупные силы партизан, вооруженных автоматами, пулеметами и орудием, а дороги вокруг заминированы.

Во время разговора с эсэсовским полковником отец Иван так сумел убедить его в силе партизан, что офицер приказал своему отряду отступать.

Перед войной священнослужитель Федор Иванович Дмитрюк (впоследствии – архиепископ Горьковский и Арзамасский Флавиан) служил в Александро-Невском соборе города Пружаны Брестской области. В период оккупации отец Флавиан и вся его семья участвовали в работе патриотического подполья города Пружаны и имели прямую связь с белорусскими партизанами, действующими в данной местности. После разгрома фашистами пружанского подполья большая часть его участников погибли в застенках гестапо. Отец Флавиан спасся чудом, но его жена, старшая дочь, зять и другие родственники были расстреляны, а младшая дочь тяжело ранена.    

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Немаловажным фактором победы в Великой Отечественной войне явилось единство и сплоченность всего русского народа. Большой вклад в формирование этого единства внесла Русская Православная Церковь.

Праздник победы над гитлеровской Германией повсеместно отмечался духовенством и верующими. Во всех храмах СССР были отслужены торжественные молитвы. В отдельных случаях священнослужители организовывали молебны на площадях городов и сел.

Как факт признания патриотической деятельности Православной церкви в годы Великой Отечественной войны было расценено решение правительства о предоставлении мест на гостевых трибунах у мавзолея Ленина руководящим деятелям церкви во время Парада Победы 24 июня 1945 года.

За заслуги в организации патриотической работы в 1941-1945 годах и за деятельность в борьбе за мир, патриарх Московский и всея Руси Алексий был награжден 4-мя орденами Трудового Красного Знамени и многочисленными медалями СССР, в том числе медалью «За оборону Ленинграда». Его слова, сказанные незадолго до окончания войны, звучат сегодня как обращение к будущим поколениям духовенства и мирян Русской Православной Церкви: «Дай Бог, чтобы и на будущее время не оскудела ревность и щедрость русских православных верующих людей, и чтобы это посильное участие наше в деле стояния за Родину и борьбе за ее честь и свободу привнесли благословение Божие на великий подвиг».[21]

      Свою духовную деятельность Церковь связывала и с восстановлением нормальной жизни на освобожденных от немецко-фашистских оккупантов территориях. Здесь она также проявила свое служение народу, принимала участие в ликвидации колоссальных разрушений, совершенных фашистскими захватчиками, утешала всех, кто нуждался в ее духовной силе, мобилизовала все свои ресурсы для достижения окончательного разгрома фашизма. В этих целях руководство Московской Патриархии и рядовое духовенство опровергали идейные основы фашистской идеологии, ее антихристианский дух.

Московская  Патриархия проявляла особую заботу об устроении церковной жизни в освобожденных от врага епархиях. В этих целях она посылала туда с особыми полномочиями иерархов Церкви, или заслуженных протоиереев, являвшихся живыми носителями духовности.

      Патриотическая деятельность духовенства была даже отражена в кинофильме «Секретарь райкома», выпущенном в годы войны, где священник помогает партизанам, и в конце фильма церковный набат призывает на защиту отечества.

 Написав эту работу, я выполнила поставленные перед собой цели, раскрыла сущность деятельности Русской Православной Церкви в годы войны, показала ее влияние на формирование патриотического сознания народа.

      В ходе работы над данной темой, были открыты ранее неизвестные мне факты. Например, что русские священнослужители вели партизанскую борьбу против фашизма, а также сами принимали непосредственное участие в военных действиях. Среди священнослужителей, геройски проявивших себя в годы войны, есть имена, которые остались безвестными. Надеюсь, что современными трудами историков, краеведов, журналистов со временем удастся восстановить имена всех служителей Церкви и мирян – тех, кто в тяжелые военные годы трудился для Победы. Чистый свет этого подвига не погаснет в грядущих веках.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бахныкин Ю. ИСТОРИЯ. За веру и честь Родины. – № 9’2005. – С. 6-11.
  2. А. Васильев. Религия и жизнь. - № 12’2005. – С. 9-11.
  3. Источник. - №2’1995. – С. 131.
  4. Наука и религия. – № 4’2005. – С. 9-11.
  5. Наука и религия. - № 5’2005. – С. 6-9.
  6. Новейшая Отечественная история. XX век – кн. 2. Глава XII. Великая Отечественная война. – М.: Владос, 2004. – С. 154-159.
  7. Работница. - № 8’2001. – С. 16-19.
  8. Русское православие: вехи истории. – М.: Политиздат. – 1989. – С. 650.
  9. Чудеса. Приключения. – №5’1995. – С. 15-16.

    10. Якунин В. Н. ИСТОРИЯ. Дело стояния за Родину. – № 17’2004. – С. 4-21.

    11.  Якунин В. Н. Отечественная история. – № 4’2003. – С. 83-92.


[1] Новейшая Отечественная история. XX век – кн. 2. Глава XII. Великая Отечественная война. – М.: Владос, 2004. – С. 154.

[2] Якунин В. Н. Отечественная история. – № 4’2003. – С. 85.

[3] Якунин В. Н. Отечественная история. – № 4’2003. – С. 85.

[4] Русское православие: вехи истории. – М.: Политиздат. – 1989. – С. 650.

[5] Источник. - № 2’1995. – С. 131.

[6] Якунин В. Н. ИСТОРИЯ. Дело стояния за Родину. – № 17’2004. – С. 5-6.

[7] Там же, С. 6.

[8] Якунин В. Н. ИСТОРИЯ. Дело стояния за Родину. – № 17’2004. – С. 7.

[9] Якунин В. Н. Отечественная история. – № 4’2003. – С. 87.

[10] Наука и религия. – № 4’ 2005. – С. 9.

[11] Якунин В. Н. ИСТОРИЯ. Дело стояния за Родину. – № 17’2004. – С. 8.

[12] Куроедов В. А. Религия и церковь в советском обществе. – М., 1984. – С. 83.

[13] Бахныкин Ю. ИСТОРИЯ. За веру и честь Родины. – № 9’2005. – С. 10-11.

[14] Якунин В. Н. ИСТОРИЯ. Дело стояния за Родину. – № 17’2004. – С. 9.

[15] Якунин В. Н. ИСТОРИЯ. Дело стояния за Родину. – № 17’2004. – С. 10.

[16] Там же.

[17] Там же, С. 11.

[18] Якунин В. Н. ИСТОРИЯ. Дело стояния за Родину. – № 17’2004. – С. 12.

[19] Работница. - № 8’2001. – С. 17-18.

[20] Наука и религия. - № 5’2005. – С. 9.

[21] Якунин В. Н. ИСТОРИЯ. Дело стояния за Родину. – № 17’2004. – С. 13.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русская Православная церковь в годы Великой Отечественной войны»

"Русская Православная церковь в годы Великой Отечественной  войны»...

Интегрированный урок по русскому языку "Анапа в годы Великой Отечественной войны"

Интегрированный урок русского языка и кубановедения в форме викториы....

Презентация на английском языке «Православная церковь в годы Великой Отечественной Войны»

Работа была представлена учащимися нашей православной школы на районной конференции проектов на английском языке, посвященных Великой Отечественной Войне...

Советский тыл в годы Великой отечественной войны. Наш край в годы Великой Отечественной войны

Данный материал был составлен к уроку истории в 9 классе "Советский тыл в годы Великой Отечественной войны"...

Статья "ПРАВОСЛАВНАЯ ВЕРА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ"

ПРАВОСЛАВНАЯ ВЕРА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ...

Нравственный подвиг служителей церкви в годы Великой Отечественной войны

Говоря о роли Русской Православной Церкви в Великой Отечественной войне, необходимо исходить из того, что положение Православной Церкви в нашей стране 75 лет назад было совсем не таким, как сейчас. На...