Формирование толерантности на уроках истории
статья по истории по теме

Токарева Анна Сергеевна

 Актуальность исследования феномена толерантности обусловлена социальной обстановкой современного общества, одной из характеристик которого является плюрализм, отсутствие единообразия во мнениях, оценках, установках, формах поведения.Важное значение по воспитанию толерантности у учащихся имеет такой предмет как история. Именно эта дисциплина включает в себя воспитание патриотических чувств при терпимом, уважительном отношении к представителям других национальностей и рас, а также  воспитывает субъекта собственной жизни, толерантного, способного на сознательный выбор.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_tolerantnosti_na_urokakh_istorii.docx29.03 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование толерантности  на уроках истории

Понятие «толерантность»  используется в политике, в культуре, в образовании и  даже в быту. Оно несет в себе идеи многообразия, равенства, отказа от доминирования и насилия одного над другим, касается ли это отдельных людей, групп людей или целых народов и государств. Толерантность в таком ее понимании должна стать важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей. Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: лат. - tolerantia – терпение, англ. – tolerance, toleration , нем.- toleranz, фран. – tolerance.

Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности, утвержденная резолюцией Генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года, толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». Воспитание толерантности способствует формированию навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Актуальность исследования феномена толерантности обусловлена социальной обстановкой современного общества, одной из характеристик которого является плюрализм, отсутствие единообразия во мнениях, оценках, установках, формах поведения. Постоянные межэтнические, межконфессиональные конфликты, в том числе и грозящие, перерасти в глобальные, требуют формирования новой культуры отношений, построенных на уважении, принятии чужой культуры. В настоящее время общество ощущает потребность  в толерантном человеке, способном строить коммуникацию на основе признания и уважения разной этнонациональной, религиозной и иной принадлежности людей, их права на другие взгляды. В этой связи возрастает роль сферы образования, призванной разработать круг педагогических условий и методов формирования толерантности.

Важное значение по воспитанию толерантности у учащихся имеет такой предмет как история. Именно эта дисциплина включает в себя воспитание патриотических чувств при терпимом, уважительном отношении к представителям других национальностей и рас, а также  воспитывает субъекта собственной жизни, толерантного, способного на сознательный выбор.

Основными особенностями формирования толерантности являются:

  • глубокое и всестороннее овладение культурой своего народа;
  • формирование представления о многообразии культур в России и мире;
  • воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим прогресс всего человечества и способствующим самореализации отдельной личности;
  • создание условий для интеграции учащихся в культуру других народов;
  •  развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур;
  • формирование осознанных позитивных ценностных ориентаций личности по отношению к культурному наследию России;
  •  воспитание уважения к истории и культуре других народов;
  •  формирование способности учащегося к личностному культурному самоопределению.

Условия воспитания толерантности включают в себя подходы: деятельностный (построение обучения через специально организуемую деятельность и общение детей); аксиологический (ценностный); компетентностный; и принципы: уважительного отношения к личности; культуросообразности (необходимо учитывать культурную и этническую среду воспитания ребенка); принцип связи формирования толерантности с жизнью.

К средствам формирования толерантности можно отнести:

  • конструирование содержания образования на уроках истории;
  • отбор методов и приёмов обучения на уроках истории;
  •  проектирование новых типов учебной деятельности и учебного сотрудничества учащегося;
  • педагогическая поддержка обучающихся;
  • организация образовательного пространства.

 Активизировать познавательную деятельность учащихся и повысить эффективность работы над формированием толерантного сознания, помогут следующие приёмы:

  • учебные и деловые игры;
  • игровые ситуации;
  • проблемные задания;
  • неоконченные предложения;
  • мозговой штурм и др.

Рассмотрим несколько методических приемов.

Ролевая игра – это маленькая пьеса, разыгрываемая учениками. Ее цель – оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам.  Ролевые игры помогают повысить понимание ситуации и ощутить сопереживание по отношению к оказавшимся в ней людям. Например, в ролевой  игре о нападении обучающиеся, играя роль потерпевшего, могут понять, каково быть жертвой преступления.

Деление на пары и группы можно использовать, когда нужно, чтобы быстро были высказаны различные идеи или чтобы все учащиеся поразмыслили над той или иной абстрактной идеей со своей точки зрения. Например, при обсуждении экстремизма, можно дать парам или группам пять минут для решения вопроса о том, «правильно ли убивать кого-либо в какой бы то ни было ситуации?».

Проекты - это самостоятельное исследование различных тем, проводимое обучающимися, по итогам которого они представляют работу.   Проекты полезны в формировании толерантности, потому что они учат представлять   и    защищать   публично    результаты    своих  исследований   и   свое   мнение.

Главным звеном в формировании толерантного сознания является дискуссия. Она призвана выявить существующее многообразие точек зрения участников на какую-либо проблему, дать всесторонний анализ каждой из них, а так же дискуссия способствует формированию собственного взгляда на ту или иную историческую проблему.

Например, при изучении темы «Подготовка отмены крепостного права» уместно провести проблемно-проектную дискуссию с элементами игры. Группа делится на четыре команды, трем командам предлагается сформулировать варианты проектов решения аграрного вопроса крепостниками, либералами и представителями революционного лагеря. Четвертая команда – правительство, выбирает наиболее приемлемый проект и обосновает свое решение.

Такая форма урока позволяет обобщать, сравнивать, вести полемику, а значит, воспитывает умения слушать своего товарища, тактичность, доброжелательность.

Целенаправленная работа по формированию толерантности стала возможной при применении на занятиях  технологии « Дебаты». Она наиболее подходит для создания психолого-педагогических условий формирования толерантности у учащихся. Так, как ее применение стимулирует диалогическое взаимодействие между участниками образовательного процесса.

Для анализа проблемных ситуаций можно использовать прием «Мозговой штурм». Преподаватель записывает на доске проблему, побуждающую детей к размышлению и предлагает придумать для решения этой проблемы как можно больше идей (или ответов на вопрос) в течение определенного времени. При этом преподаватель обязательно предлагает руководствоваться следующими правилами: количество важнее, чем качество; критика запрещается; пусть идеи других вдохновят вас; любая идея приветствуются, даже если она на первый взгляд кажется ошибочной или нереальной. Выполнение этих правил наиболее важно для формирования толерантности обучающихся.

Используя методические приемы на уроках, обучающиеся приобретают опыт жить в обществе, осмысливая своё отношение  к окружающим, оценивая своё поведение и конкретные поступки, учатся проявлять терпимость, взаимопонимание, уважение, стремление к диалогу, учатся избавляться от неприязни, жестокости, агрессии.

На уроках истории формирование толерантности начинается уже с изучения древнего мира. К примеру, при изучении древних цивилизаций (Ассирия, Вавилонское царство, Персидская держава), необходимо особое внимание уделить тому, что народы были объединены в эти империи насильно, завоеватели проявляли нетерпимость к обычаям и культуре покоренных народов. Это привело к внутренней неустойчивости этих государств, и, в конечном итоге, способствовало их гибели при проявлении внешней опасности. Данный материал дает возможность формированию в умах учащихся понимания того, что терпимость ведет к устойчивости.

При изучении темы «Образование Киевской  Руси», говоря о призвании варягов, указываем на толерантность местного населения и «пришельцев» друг к другу. Только терпимость, проявлявшаяся в этих взаимоотношениях, помогла создать мощное государство.

Для формирования толерантного сознания можно использовать и примеры, демонстрирующие нетерпимость и жестокость. Например, рассказ о жестокой смерти князя Игоря в 945 году и  изощренной мести княгини Ольги, является яркой иллюстрацией принципа «око за око, зуб за зуб». Дальнейшие события показывают, что предупреждение и разрешение таких противоположных интересов лежали как раз в рамках компромисса. В будущем княгини Ольги сделала для себя выводы и отказалась (хотя бы частично) от практики полюдья, введя «погосты» и «уроки». Этот допуск привел к созданию более устойчивой системы взаимоотношений между населением и княжеской властью. На конкретном историческом материале можно показать, что компромисс способен привести к достижению желаемых результатов.

При изучении темы «Северная война» можно рассказать о том, что после Полтавского сражения, одержав победу, Петр I пригласил на торжественный обед и представителей противника – шведских генералов и предложил свой знаменитый тост: «За здоровье учителей, за шведов!». Учащимся необходимо оценить этот поступок царя, размышляя над этим заданием  можно задать вопрос – нужно ли проявлять великодушие к врагам?

Отвечая на такие вопросы, задаваемые о свершившихся исторических событиях, учащиеся приобретают навыки анализа ситуаций, моделирования позиций участников, понимания их ролей. Так накапливается опыт формирования своего отношения к событиям, особенно необходимый для самоопределения в окружающей действительности.

Большая роль в формировании толерантности отводится изучению национально-регионального компонента на уроках истории. Знакомство с историей России, русского народа, его традициями и культурой ведет к воспитанию уважения, национальной значимости народов, терпимости.

Сложный материал для формирования толерантного сознания представляет история войн: мировых, гражданских, локальных, религиозных. Материал учебника в основном акцентирует внимание учащихся на ужасах этих явлений, боли и страданиях людей. И это совершенно справедливо. Однако формирование толерантности совершенно не означает воспитания у школьников нетерпимости к захватчикам, проявлениям геноцида и любого насилия над человеческой личностью. Сама толерантность основывается именно на уважении к естественным правам любой личности и не может проявляться к их нарушениям.

При изучении материала о войнах и конфликтах следует акцентировать внимание учащихся на фактах проявления толерантности даже в условиях человеческого ожесточения. Так, при изучении материала об Отечественной войне 1812 г. необходимо показать, что даже в условиях наступления французских войск русские люди проявляли толерантность по отношению к человеческой жизни. Преподаватель знакомит учащихся с приказами по армии, в которых командование требовало не уничтожать пленных французов, а также солдат и офицеров, не оказавших сопротивления.

Таким образом, урок за уроком учащиеся расширяют понимание сущности толерантности и значение ее проявления в различных аспектах человеческой жизни.

Использование вышеописанных подходов и приемов нацелено на формирование качеств обучающихся, соответствующих требованиям времени, яркой, самобытной личности гражданина - гуманиста, способного отстоять свою точку зрения; умеющего анализировать информацию, предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственными средствами, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, способного логически мыслить; владеть методом проблемного выступления, правилами общения, полемики, диалога; умеющего творчески подготовить и провести дискуссию - корректно, вежливо, толерантно.

Итак, формирование толерантности на уроках истории направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим, способствовать развитию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработке суждений, основанных на моральных ценностях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из личного опыта: Организация просветительно - воспитательной работы на уроках истории и обществознания с целью формирования ценностей здоровья и ЗОЖ.

Программапо пропаганде здорового образа жизниЗдоровье – не все. Но все без здоровья – ничто. (Сократ.)  Основания для разработки программы: ·...

Эпизоды из истории Белоруссии на уроках истории России как одно из средств формирования толерантности

Эпизоды из истории Белоруссии на уроках истории России как одно из средств формирования толерантности в рамках проекта «Национально-культурное взаимодействие на постсоветском пространстве на примере с...

• интегрированный урок по теме «Формирование учебной мотивации на уроках истории и обществознания»

Путь воспитания мотивации через учебную деятельность является очень эффективным и недостаточно используется в школе. Многочисленные психологические исследования показали, что характер мотивации можно ...

Формирование исторической памяти на уроках истории и во внеклассной работе. Обухова.Л.И., учитель истории и обществознания МАОУ лицея №6 г. Тамбова.

Несколько лет назад  на выпускном вечере, провожая своих ребят в большую жизнь, напутствуя их  произнесла слова:Храни огонь родного очагаИ не позарься на огни чужие.Таким законом наши предки...

Формирование и развитие УУД на уроках истории в основной школе (на примере урока истории в 6 классе "Русь и Золотая Орда")

В разработке  урока истории в 6 классе показаны методические приемы по формированию универсальных учебных действий на разных этапах комбинированного урока. Системно-деятельностный подход позволяе...