Эпизоды из истории Белоруссии на уроках истории России как одно из средств формирования толерантности
статья по истории по теме

Вагу Мария Викторовна

Эпизоды из истории Белоруссии на уроках истории России как одно из средств формирования толерантности в рамках проекта «Национально-культурное взаимодействие на постсоветском пространстве на примере сотрудничества школ России. Эпизоды из истории Белоруссии возможно органично включить в курс «История России», не нарушая структуры российского исторического образования. В таблице приведены варианты включения эпизодов из белорусской истории в темы уроков по истории России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вагу Мария Викторовна

заместитель директора по УВР, учитель истории

Государственного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы № 334

Невского района Санкт-Петербурга

Эпизоды из истории Белоруссии на уроках истории России как одно из средств формирования толерантности в рамках проекта «Национально-культурное взаимодействие на постсоветском пространстве на примере сотрудничества школ России и Республики Белоруссии

Несколько лет наша школа входит в ассоциацию «Золотое кольцо школ – друзей Белоруссии», цель которой - развитие и укрепление дружеских связей с Республикой Беларусь. Коллектив школы изучает историю, традиции и культуру братского народа, ежегодно проводит декаду Белоруссии, активно сотрудничает с фондом «Белые росы».

 Изучение славянской культуры позволяет не только ученикам, но и педагогам осознать свою самобытность, приобщиться к духовным истокам своей страны, а также к традициям и обычаям братского белорусского народа. В 2006г. коллектив школы начал работу по проекту «Национально-культурное взаимодействие в сфере образования на постсоветском пространстве (на примере сотрудничества школ Санкт-Петербурга и Белоруссии)». С 2008г. работа над проектом осуществляется при сотрудничестве с фондом «Белые росы».

Материалы по истории Беларуси предназначены для ознакомления с основными значимыми событиями, историческими личностями и деятелями культуры. История двух братских народов тесно взаимосвязана, достаточно вспомнить, что на заре создания Древнерусского государства народы входили в единую древнерусскую народность, потомками которой в будущем стали в силу исторического развития русские и белорусы.

Эпизоды из истории Белоруссии возможно органично включить в курс «История России», не нарушая структуры российского исторического образования. В таблице приведены варианты включения эпизодов из белорусской истории в темы уроков по истории России.

Темы уроков по Истории России

Эпизоды из Истории Белоруссии

Возникновение Древнерусского государства

Полоцк- самый древний город Белоруссии, основанный в 862году. Путь «из варяг в греки»

Принятие христианства

Рогнеда-дочь полоцкого князя Рогволда, жена великого князя Владимира

Феодальная раздробленность

Информация о Полоцком княжестве и княжеско-вечевом строе

Великое княжество Литовское

Белорусские земли в составе княжества

Борьба с Западом

Яков- воин из Полоцка, отличившийся в Невской битве 1240 года. Грюнвальдская битва 1410 года.

Борьба с Золотой Ордой

Участие князя Андрея Полоцкого в Куликовской битве

Культура XYI-XYII веков

Франциск Скорина –восточнославянский и белорусский гуманист, просветитель, первопечатник

Отечественная война 1812 года

Оборонительные бои под Полоцком и Могилевом. Бои под местечком Мир, в которых отличилась Надежда Дурова.

Культура начала XX века

Витебск- один из художественных центров России. М.Шагал. К.Малевич.

Образование СССР

Участие БССР в образовании СССР. Укрупнение территории БССР за счет ряда районов РСФСР почти в 2 раза.

Великая Отечественная война

Партизанское и подпольное движение. ХАТЫНЬ. Вклад белорусского народа в Великую Победу. Участие БССР в основание ООН.

Причины, обусловливающие актуальность выбранного направления.

Наиболее общей причиной являются тенденции глобализации мирового пространства. В современном мире успешность функционирования государства в целом и конкретной личности в частности возможна только в условиях взаимосвязи национальных, религиозных культур. Особую значимость эта тенденция приобретает в контексте взаимодействия двух братских славянских народов, связанных более чем тысячелетними историко-культурными традициями.

Еще одна значимая причина – это реализация образовательных проектов на государственном и городском уровнях по развитию толерантности. Идеи нашего проекта способствуют развитию толерантности, как у учеников  школы, так и у педагогов.

Третьей причиной является наличие между Россией и Республикой Беларусь межгосударственных соглашений, направленных на осуществление тесной экономической и культурной интеграции. В образовательном же отношении для нас принципиальное значение имеет Президентская инициатива «Наша новая школа». Этот документ имеет стратегическое значение и определяет сегодня основные тенденции развития отечественного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование национально-регионального компонента на уроках иностранного языка как средство формирования толерантности и коммуникативных навыков

Проблема непрерывности обучения процесса обучения и воспитания на сегодняшний день одна из тех проблем . которая занимает и будет занимать центральное место в педагогике обучения и во всех типах учебн...

Цифровые образовательные ресурсы как одно из средств формирования познавательной активности обучающихся на уроках и во внеурочное время по географии». Работа в ГлобалЛаб.

P { margin-bottom: 0.21cm; } На своих уроках географии (природоведения) я использую ресурсы ЦОР, размещённые в сети Интернет, диски (например: «Природоведение. 5 класс»., автор-Сонин, Плешаков), ...

Педагогический опыт "Исследовательские проекты на уроках истории, обществознания и кубановедения как средство формирования универсальных учебных действий"

Педагогический опыт по теме "Исследовательские проекты   на уроках истории, обществознания и кубановедения   как средство формирования универсальных учебных действий" позволяет увидеть возмо...

"Использование технологии проблемного диалога на уроках математики как одного из средств формирования познавательных универсальных учебных действий".

На мой взгляд, на уроках математики достаточно остро стоит проблема развития познавательной активности учащихся, формирование  у них познавательных универсальных учебных действий.  Для решен...

Урок Истории России в 6 классе. Тема: "Формирование Древнерусского государства"

Урок Истории России в 6 классе. Тема: "Формирование Древнерусского государства"...

Презентация для урока Истории России в 6 классе. Тема: "Формирование Древнерусского государства"

Презентация для урока Истории России в 6 классе. Тема: "Формирование Древнерусского государства"...

Создание проблемных ситуаций на уроках биологии как одно из средств формирования УУД

Презентация к выступлению на семинаре для учителей биологии...