урок по истории в 5 классе на тему "Природа и люди Древней Индии"
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Овечкина Антонина Ивановна

вводный урок по изучению Древний Индии. Раздаточный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Природа и люди Древней Индии.347 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Природа и люди Древней Индии»

Задачи урока:

I.        Обучающая: в ходе урока

а)        выяснить географическое положение Индии;

б)        остановиться на природных и климатических условиях страны и сравнить
их с природными условиями Древнего Египта и Междуречья;

в)        познакомить учащихся с основными занятиями и бытом жителей Древней
Индии, их религией.

II.        Развивающая: основные понятия и положения урока:

  • Древняя Индия;
  • Гималайские горы;
  • Индийский океан;
  • полуостров Индостан;
  • реки Инд и Ганг;
  • джунгли;
  • поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна»

III.        Воспитывающая: способствовать воспитанию у учащихся чувства
уважения к истории древних индийцев.

Тип урока: комбинированный

Формирование умений и навыков: продолжить формирование у учащихся умений работать с исторической картой, выполнять задания на сравнение природных условий разных стран; давать полные ответы на поставленные вопросы.

Методы: объяснение нового материала с опорой на карту в презентации, иллюстрации и текст учебника, выдержки из документального материала хрестоматии; словарная работа; закрепление по ходу изучения нового материала.

Оборудование урока: учебник Д.Д.Данилов «всеобщая история - 5 класс»; карта «Древний Восток. Индия в III тыс. до н.э. - III в. н.э.». Картонные шаблоны полуострова Индостан. Записи индийских мелодий. Видеозапись с фрагментами природных условий Индии. Учебный диск.

Логическое задание: 1) Что общего и каковы отличия природных и климатических условий Древней Индии с одной стороны и Древнего Египта и Междуречья - с другой? 2) Каковы основные занятия населения Древней Индии?


Домашнее задание; § 17 (п.1) (читать), ответить на 1-2 вопросы на с. 113 (устно); рисунок «Индийцы».

Ход урока:

1 .Организационный момент.

2.Проверка д/з.  Актуализация опорных знаний учеников по ранее изученному материалу:  работа  в рабочей тетради стр.66-67,

зад. №80. (учеб. стр. 104)

- органы госуд.власти

- общественные слои, группы                                                                                                                                      3.        Эвристическая беседа:        

-        Перечислите страны, с которыми вы познакомились на предыдущих уроках.

  • Древнего Египта,
  • Финикии,
  • Междуречья.

-        Используя таблицу, вспомните о сходствах и различиях природных и
климатических условий Древнего Египта и Южного Междуречья.

4.        Переход к новой теме   (слайд № 1-8)

Учитель: Итак, мы познакомились с историей стран Западной Азии и северо-восточной Африки; узнали об основных занятиях и культурных достижениях местных жителей. А как жили в те далёкие времена на юге Азии? Разговор об этом мы начнём сегодня с изучения географических условий и занятий жителей Древней Индии.

Основные вопросы, которые мы будем разбирать сегодня на уроке:

  • Каково географическое положение Древней Индии?
  • Каковы природные условия страны?
  • Каким образом жили люди Древней Индии?
  • Каковы их главные занятия?

Задача учителя - направить ребят на постановку вопроса на сравнение природных и климатических (условий Древней Индии с природными и климатическими условиями Древнего Египта и Междуречья).

Учитель: Записываем задание на дом. (Даётся д/задание, названное выше)

-        В своих тетрадях запишите сегодняшнюю дату и тему урока.

(Под индийские мелодии проходит физкультминутка) Учитель:   Синдху  -  так  называли   свою   реку   обитатели   страны, раскинувшейся по её берегам; грекам она была известна как Индос, а сами аборигены - как инды. Чарующее слово «Индия» перенеслось из Азии в Европу и зазвучало на многих языках.

(Далее идёт работа с картой, в ходе которой определяется географическое положение Древней Индии. Выясняются вопросы: Чем остров отличается от полуострова? Воды какого океана омывают полуостров Индостан?)  (слайд № 9-10)                                                                               - Современная Индия - ключевая страна развивающегося мира. В ней
проживает более одного миллиарда человек. Столица Индии - город Дели.

Перед вами картонные шаблоны полуострова Индостан. Обведите контур полуострова в своих тетрадях.

(Продолжается работа с картой)   (слайд № 11-13)

-На   северо-востоке   Индии   расположены   горы   Гималаи.   Слово «Гималаи» в переводе означает «жилище снега». Эти горы защищают страну,
от холодных ветров, а в древности Гималаи служили хорошей защитой от
вражеских нашествий. В Гималаях находится самая высокая вершина на
земле - Джомолунгма, чья высота около девяти тысяч метров. В переводе
данное название означает «поднебесное жилище богов». Древние индийцы
верили, что на вершине горы обитают боги.

В южных областях Индии большую часть года стоит сильная жара. В стране есть безводные раскалённые пустыни и могучие полноводные реки -Инд и Ганг, которые берут своё начало в Гималаях и впадают в Индийский океан. Ежегодно реки разливаются и несут вместе с водой плодоносный ил. Но в природных условиях долин Инда и Ганга(слайд № 14-16) существуют различия: в первой - редко выпадают дожди, во второй - с июня по сентябрь идут ливни. В древности долину Ганга покрывали топкие болота и джунгли.

Задание классу: запишем в словарь определение понятия «джунгли» -непроходимые густые леса и кустарники, перевитые деревянистыми лианами.

(Зачитывается лексическое значение нового положения. Один из учеников выступает с небольшой исторической справкой, получив опережающее задание на предыдущем уроке)

Ученик: В джунглях поражает огромная высота деревьев, густота растительности - здесь всегда было темно и душно, стволы деревьев терялись в высоте. Лианы свешивались гигантскими гирляндами, чем создавали сплошную непроходимую сеть, через которую невозможно было пробраться без каменного или медного топора. В долине Ганга водились   слоны, тигры, пантеры, множество птиц и змей. (слайд № 20-21)

(Показывается видеофрагмент, связанный с джунглями). (учебник стр.11)

Задание классу: Посмотрите на карту «Индия в древности», и определите: Какая из речных долин страны была раньше заселена? Свой ответ аргументируйте. Какой вывод можно сделать из всего сказанного?

     Примерные ответы учеников: Раньше была заселена долина рек Инд. Сделать такой вывод помогла легенда карты, указавшая на места раскопок древнейших городов Индии. Следовательно, именно эта речная долина была более благоприятна для жизни в древнейшие времена. (слайд № 22-23)

(На доске высвечивается текст из серии «Реши задачу», который озвучивают учитель) (слайд № 24-26)        

Учитель: Археологи рассказали в своих отчётах о том, что древнейшие индийские города были застроены по специальному плану кирпичными

домами с канализацией. Здесь же были найдены сосуды, гири, игрушки из глины. Но кроме двух-, трехэтажных домов со множеством комнат и небольших помещений (возможно для слуг), а также домов средних размеров, где находились многие инструменты и остатки мастерских, в других районах городов располагались жалкие лачуги, канализации там не было. Какие выводы можно сделать на основе археологических раскопок?

Примерные ответы учеников: Люди в Древней Индии строили города по специальным планам, следовательно, обладали математическими знаниями. По перечисленным вещам можно судить о развитии разных видов ремёсел. Наличие гирь говорит о развитии торговли. Разные жилищные условия - о неравенстве между людьми.

Учитель: Что такое неравенство?

Примерные ответы учеников: Появление в обществе бедных и богатых.

Учитель: Учёным неизвестно, почему древнейшие города Индии прекратили своё существование.

А сейчас попытайтесь отгадать «театрализованную» загадку? Прослушав диалог, ответьте на следующие вопросы:

  • О чём говорил путешественник?
  • Чем кроме ремесла и торговли ещё занимались древние индийцы?

(Разыгрывается небольшое представление. Действующие лица: ведущий, путешественник, друг путешественника).

Ведущий: Один древний путешественник, побывавший в Индии, вернулся на родину.

Путешественник: Индия удивительная страна. Там на кустах растёт белая шерсть...

Друг путешественника: Этого не может быть, ты лжёшь!

Путешественник: Нисколько... Индийцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из неё ткани.... А из тростника выжимают сок, уваривают его на огне, и он становится твёрдым и более сладким, чем пчелиный мёд.

Друг путешественника: Враньё! На свете нет ничего слаще мёда!

Приблизительные ответы учеников: (слайд № 27-30)Хлопок, сахар. Земледелие.

Учитель: Индийские крестьяне выращивали также рис, который любил влажные почвы; там, где было суше, сеяли пшеницу и ячмень. Приблизительно за 1000 лет до н.э. началось заселение долины Ганга.

Заселению долины реки Ганг способствовало появление железных орудий труда: мотыг, лопат, топоров. Железные орудия труда более прочные, ими легче и быстрее можно обработать участок земли и ухаживать за будущими посевами, а также бороться с буйными сорняками, которым благоприятствовали местные природные условия.

В древней индийской поэме «Махабхарата» сказано: «Корова, коза, человек, овца, лошадь, осёл и мул - эти семь считаются домашними животными». Какие выводы можно сделать из этих слов?

Приблизительные ответы учеников: В древней Индии разводили много домашних животных. Существовало рабство.

Учитель: Вспомните источники рабства, существовавшие в ранее изученных странах.

Приблизительные ответы учеников: Военнопленные, должники, преступники, дети рабов, самопродажа, пиратство.

Рабовладелец мог подарить своего раба, продать, проиграть в кости или даже убить. При дележе наследства рабы делились, как и остальное имущество. Некоторые рабы стоили дорого: столько же, сколько 2-3 коровы или 20 овец. За кражу раба полагалось жестокое наказание.

Раб был обязан выполнять любую порученную ему работу. Рабы обрабатывали земли царей и знати; в усадьбах богачей они обмолачивали хлеб, мололи зерно, ухаживали за скотом, доставляли воду, заготавливали топливо. Труд рабов использовался в ремесленных мастерских - гончарных, оружейных, ткацких.

Во дворцах богачей рабы были поварами, банщиками, водоносами, танцорами и певцами. Рабы несли господина на носилках во время прогулок или осмотра владений.

Почему в Индии образовались классы? (При каких условиях появляется возможность эксплуатировать людей?) Предположите, какие именно.

Миф о происхождении четырех каст . (слайд № 33-38)Каждый индиец с самого рождения принадлежал к одной из четырех каст: жрецов, знатных воинов, земледельцев, слуг. Индийцы верили, что каждая каста произошла из какой-либо части тела бога Брахмы. Жрецы-брахманы, появились из его рта, и поэтому они знают, как произносить молитвы. Воины вышли из могучих рук Брахмы и потому умеют сражаться. Большинство народа - земледельцы, те, кто пашет землю и пасет скот, созданы из его бедер. А слуги находятся ниже всех, потому что возникли из запыленных ступней его ног. Индийцы считали, что люди разных каст так же отличаются друг от друга по рождению, как животные разных пород. Человек, родители которого были земледельцами, никогда не мог стать жрецом или знатным воином. Ведь и у коровы, например, не может родиться жеребенок или поросенок. Дети брахманов, вырастая, становились жрецами, а дети слуг - слугами. У людей разных каст все должно быть несходно - и дом, и еда, и одежда. Даже цвет одежды, каждой касте, подобрал особый: брахманам - белый, воинам - красный, земледельцам -


желтый, а слугам - черный. Касты знатных воинов, земледельцев и

слуг. Индийские цари сами были из касты знатных воинов и окружали себя людьми из этой касты. Воины участвовали в битвах на слонах или на колесницах, а в мирное время пировали во дворцах, выезжали на охоту или устраивали состязания в стрельбе из лука. Воины считали, что их предками были древние цари и герои, такие, как Рама. Уже поэтому они намного выше простых земледельцев, а тем более слуг. Но и земледельцы, которые имели свои дома, поля и скот, с пренебрежением относились к слугам-беднякам. Слуга не имел права накапливать имущество и приносить жертвы богам, прося их о помощи. Хозяину своему он должен был подчиняться беспрекословно и почитатать всех людей более высоких каст, особенно брахманов.

  1. "Неприкасаемые". Хуже всего приходилось тем из слуг, которых
    называли "неприкасаемыми". Им даже запрещалось жить в деревне.
    Спали они в жалких лачугах за ее пределами, а питались отбросами.
    С ними никто не садился за один стол - все равно что с каким-нибудь
    грязным животным. "Неприкасаемые" носили особые одежды, чтобы
    никто случайно к ним не подошел и не прикоснулся. И когда они
    входили в деревню убрать мусор или сделать другую черную работу,
    то люди старались уйти с улицы, чтобы не видеть этих презренных
    существ.
  2. Неравенство между кастами казалось индийцам естественным
    и вечным.
    Тех, кто противился такому порядку, постигало суровое
    наказание. Если человек из низшей касты осмеливался поднять руку
    на брахмана, царь приказывал отрубить ему эту руку. Если он
    обращался к брахману с поучениями, ему пронзали язык раскаленным
    железом или в глотку лили кипящее масло. Религия давала людям
    лишь одно утешение: если простые земледельцы и слуги будут
    покорны своей участи, то после смерти они могут родиться воинами,
    царями и даже брахманами. Но некоторые древнеиндийские мудрецы
    не придавали большого значения кастовым различиям. Например,
    Будда, основатель религии буддизма, учил, что главное - личные
    достоинства человека, а не его происхождение.

Учитель: Труд рабов использовался на самых тяжёлых и грязных работах.

Но болота и леса в долине реки Ганга трудно было бы освоить без
буйволов. Их применяли для вспашки топких участков земли, непроходимых
для обычных быков. Ещё большей силой обладают слоны, которых
использовали и в хозяйстве, и на войне. Индийцы поклонялись слону: одним
из главных богов был мудрый Ганеша с головой слона.        

(Рассматривается иллюстрация презентации). (раздаточный материал)

Вторжение на территорию Индостана кочевых индоиранских племён и образование единого Индийского государства.  ( учебник стр.115)     учеников прочитать вслух материал учебника о проникновении в Индию ариев (§ 17, п. 1, абзац 1 и подстрочные примечания), а остальным следить по тексту.

На картосхему в направлении с северо-запада на юго-восток учитель наносит стрелки. Учащиеся знакомятся с понятиями кочевники, оседлость, раджи.

Учебник стр.107 

Учитель: Не только в мирное время трудились пахари на своих полях. Во II в. до н.э. Индия распалась на множество государственных образований, не способных отражать постоянные набеги парфян, скифов и других кочевников. Между многочисленными царствами шла кровопролитная борьба за первенство. Победителем оказался могущественный Ашока, «Лишённый печали», из династии Маурьев, который в III веке до н.э. объединил почти все индийские земли под своим началом. Он установил дипломатические и торговые отношения со многими странами Запада и Востока. При нём государство стало одним из крупнейших на Востоке.  (оформление доски, раздаточный материал у учащихся)

X

2

X

3 0

4 0

5

X

6

X

7

X

8 0

9

X

Откройте свои таблицы «Сравнение природных условий...» и ответьте на вопрос, поставленный в начале урока: Что общего и каковы различия природных и климатических условий Египта, Южного Междуречья с одной стороны и Древней Индии с другой? Идёт заполнение соответствующей колонки таблицы с помощью значков «+» и «-».

Проверка знаний по новому материалу осуществляется с помощью игры «Крестики -нолики». Учащиеся открывают заранее приготовленное игровое поле с девятью клетками. Если они соглашаются с высказыванием учителя, то ставят в очередной клетке «X», если нет, то «О». Задания:

  1. Индия расположена в южной Азии на полуострове Индостан. (X)
  2. Северной   границей   Индии   служат   самые   высокие   горы   в   мире Гималаи. (X)
  3. Полуостров Индостан омывают воды Тихого океана. (О)
  4. Самые многоводные реки Индии - Тигр и Иордан. (О)
  5. Джунгли - это густой, труднопроходимый лес. (X)
  6. Основные   занятия   древних   индийцев   сводились   к   земледелию скотоводству, ремеслу и торговле. (X)
  7. Индийцы    поклонялись    многим    животным,     которых    считали священными. (X)
  8. В  отличие  от  Египта  и  стран  Западной  Азии  в  Древней  Индии отсутствовали неравенство и рабство. (О)

В III веке до н.э. почти все индийские царства объединил под своей
властью Ашока. (X)
       

(Если остаётся время, то у доски решается задача).

 Условие задачи:

В 268 году до нашей эры индийский престол занял могущественный царь Ашока. Сколько веков прошло с тех пор?

Решение:

(На доске чертится лента времени, где отмечаются данные условия задачи и что необходимо найти)

268 г. до н.э. - это третий век. Следовательно, от занятия индийского престола царём Ашокой до рождения Иисуса Христа прошло три века. От рождения Иисуса Христа до наших дней прошло полных двадцать веков. Таким образом, всего получается 23 века (3 + 20 = 23). Ответ: 23 века.

Учитель: Итак, сегодня мы начали разговор о Древней Индии. Вы узнали много интересного об этой сказочной, волшебной стране и её жителях. Древнеиндийская цивилизация оказала огромное влияние на многие страны Востока. Невозможно ни понять, ни изучить историю и культуру народов Южной и Юго-Восточной Азии, не зная истории Древней Индии. Она многому учит и сегодня. Не стоит забывать мудрые слова древних индийцев:

Да не будет ненависти У брата к брату, а у сестры к сестре! Оборотившись друг к другу, следуя одному обету, Говорите доброе слово! На следующем уроке вы расширите свои знания об Индии. Какие будут

вопросы?

(Оценивается работа учеников в ходе урока).


                                                       


Приложение:

Таблица   сравнения   природных   условий   Египта,   Южного   Междуречья Древней Индии...

С X

о

д

с т в о

Условия благоприятные для земледелия:

Солнечный свет и тепло

Египет

Южное Междуречье

Индия

Китай

Греция

Рим

Изобилие света и тепла

+

Земля для посевов

Плодородные,  мягкие почвы

+

Реки

Изобилие воды

+

Нил

Тигр, Евфрат

Инд, Ганг

Условия не благоприятные для жизни людей:

Растительный и животный мир

Египет

Южное Междуречье

Индия

Китай

Греция

Рим

- Обширные топи (много насекомых, ядовитые змеи); - непроходимые заросли, населённые хищниками; - отсутствие строевого леса

+ + +

р

А 3 Л И

ч и я

Полезные ископаемые

Египет

Южное Междуречье

Индия

Китай

Греция

Рим

Камень,

медь

Только глина

Железная руда

Осадки

Во все сезоны редки

Ливневые дожди зимой

Мало осадков в долине реки Инд; Много -в долине Ганга



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории 5 класс. Тема: Природа и люди Древней Индии

Разработка урока "Природа и люди Древней Индии" содержит технологическую карту, презентацию урока и раздаточный материал. На уроке предполагается самостоятельная работа учащих...

Урок истории в 5 классе "Природа и люди Древней Индии"

Урок истории в 5 классе "Природа и люди Древней Индии"...

Конспект урока по Истории Древнего мира в 5 классе "Природа и люди Древней Индии"

Содержание урока "Природа и люди Древней Индии" соответствует требованиям современного образовательного стандарта. Урок сопровождается демонстрацией мультимедийной презентации....

Разработка урока истории в 5 классе по теме "Природа и люди Древней Индии".

Данный урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. В нем прописаны планируемые образовательные результаты обучения учащихся в ходе урока....

урок истории в 5 классе "Природа и люди Древней Индии"

сценарий урока истории Древнего мира в 5 классе на тему "Природа и люди Древней Индии", подробный ход урока с проблемой и рефлексией...

Презентация к уроку в 5 классе по истории Древнего мира "Природа и люди Древней Индии"

Данная презентация даст подробное и полное представление о природе и и жизни людей Древней Индии....