Урок истории в 5 классе "Природа и люди Древней Индии"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Василькова Мария Вадимовна

Урок истории в 5 классе "Природа и люди Древней Индии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_5_klasse_priroda_i_lyudi_drevney_indii.docx31.06 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока "Природа и люди Древней Индии".

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели урока:

  • формирований представлений о местоположении, природных условиях и занятиях жителей Древней Индии;
  • развитие восприятия, внимания, творческого мышления, расширение кругозора;
  • приобщение к достижениям древнеиндийской цивилизации.

Задачи урока

  • развитие умения работать с историческим документом, картой, учебником, умения анализировать исторический материал, самостоятельно делать выводы, готовить сообщения;
  • развитие интереса к истории, мотивации к учению;
  • формирование навыков исследовательской деятельности

Межпредметные связи: природоведение, география

Форма организации деятельности:

  • фронтальная,
  • индивидуальная

Методы

•        словесные,

•        наглядные,

•        практические.

Предполагаемый результат:

Учащиеся должны уметь назвать основные географические объекты полуострова Индостан, уметь рассказать о местоположении, природных условиях Древней Индии, основных занятиях жителей, усвоить новые исторические понятия, с историческими источниками, картой

Структура урока:

1. Организационный этап.

2.Подготовка к активному усвоению новых знаний.

Сообщение темы, плана, постановка цели

3. Изучение и освоение нового материала (восприятие, осмысление,

    закрепление)

•        местоположение Индии;

•        природные условия Индии;

•        занятия жителей Древней Индии;

  • религия Древней Индии

4.Обобщение и систематизация изучаемого материала

5. Подведение итогов. Рефлексия

6. Объяснение домашнего задания

Оборудование:

  • учебник: Вигасин А.А. "История Древнего мира". Просвещение, 2009
  • компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • презентация,
  • отрывок документа "Диодор Сицилийский. Историческая библиотека";
  • схемы "Индия" для каждого ученика
  • тексты для ролевой игры;
  • раздаточный материал: мешочки для каждого ученика: пряности, сахар, рис, чай

        

Ход урока.

Актуализация знаний. Решение кроссворда.

        «Мы с вами познакомились с историей стран Западной Азии. Узнали о многих красивых городах, жители которых умели создавать прекрасные вещи, многие из которых сохранились и до нашего времени. И сегодня мы продолжаем наше путешествие. Перед тем, как приступить к изучению новой темы, давайте вспомним страны, где мы уже с вами побывали.

Отгадывая кроссворд, мы с вами вспомним некоторые сведения из истории стран Древнего Востока, и прочитаем по вертикали название страны, с которой познакомимся сегодня на уроке». (слайд 1)

Е

Г

И

П

Е

Т

В

А

В

И

Л

О

Н

Д

А

Р

И

Й

А

С

С

И

Р

И

Я

Ф

И

Н

И

К

И

Я

1. Страна, расположенная на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря. (Египет) (слайд 2)

Как называется письменность древнего Египта? (иероглифы)

2. Столица царства, в котором правил царь Хаммурапи.( Вавилон) (слайд 3)

Чем прославился царь Хаммурапи ( законы)

Чтобы было видно эти законы, на чем они были написаны?

3. Самый могущественный правитель Персии, при котором она достигла наивысшего расцвета. (Дарий)(слайд 4)

Кого при Дарии 1 называли «глаза и уши» царя?

Какая дорога была названа царской?

4. Столицей этой державы был город Ниневия.(Ассирия)(слайд 5)

Какие военные новшества применяли ассирийцы?

Как звали ассирийского царя, собравшего в своем дворце огромную библиотеку?

Почемы библиотека не погибла в пылающей Ниневии?

5. В этой стране был изобретен алфавит. (Финикия)(слайд 6)

Какие преимущества и недостатки этой письменности?

Итак, продолжая наше удивительное путешествие по странам Древнего мира,  в какой стране мы сегодня остановимся? (Индия)

Тема нашего урока «Природа и люди Древней Индии».(слайд 7)

А что бы вы хотели узнать об этой стране? (ответы учащихся: где находится Индия, какие реки есть в Индии, чем занимались люди Древней Индии)

«Перед тем, как отправиться в путешествие, нужно продумать маршрут, все спланировать и ничего не забыть. Посмотрим на план нашей экскурсии». (слайд 8)

1. Местоположение, растительный и животный мир Индии.

2. Занятия жителей.

3. Религиозные верования индийцев.

«Древние греки называли Индию «волшебной, сказочной страной». В ходе нашей экскурсии нам также необходимо решить задачу: почему греки считали Индию «волшебной, сказочной страной»?

«Чтобы лучше ориентироваться в другой стране мы возьмем маршрутные листы, у каждого они лежат на столе. Впишите в них свои имя и фамилию».

«Для работы нам необходима карта. Она находится в учебнике на стр. 92., а также висит на доске. Прежде чем обратиться к карте, давайте вспомним:

- Что такое остров и полуостров?

- Чем они отличаются друг от друга?

(полуостров – это часть суши, имеющая с одной стороны границу с материком (сушей), а с других сторон омывается водой (морями и океанами).

Теперь давайте посмотрим на карту и найдём остров (о. Шри-Ланка), теперь полуостров (п-ов Индостан).

- Покажите их на карте у доски.

(Индия находится в южной части Азии.На полуострове Индостан.)

- Какие моря и океаны омывают этот полуостров? (Аравийское море, Индийский океан).

- Покажите их на карте у доски.

- Скажите, пожалуйста, где чаще всего селились люди в древности?

(предположения детей – по берегам рек)

- Скажите, а в Индии есть реки? Покажите их на карте. (Ученики рассматривают карту, называют реки Инд и Ганг).

- В Индии протекают две большие реки: Инд и Ганг. Свое название Индия получила от реки Инд.

Сообщение учащегося о реках Инд и Ганг.(слайд 9)

- А сейчас мы с вами поработает с документом. Возьмите свои маршрутные листы. Это отрывок из сочинения Диодора Сицилийского «Историческая библиотека» (Чтение отрывка «Много в Индии больших гор, поросших всевозможными, приносящими плоды деревьями…»)

- Что мы узнали из этого отрывка? (В Индии есть горы.)

- Посмотрите на карту. Как называются горы, о которых упоминает Диодор Сицилийский? (Гималаи)

Сообщение ученика о Гималаях.(слайды 10, 11)

Много мы уже узнали об Индии. Теперь давайте поработаем с контурной картой и нанесем все географические объекты, которые назвали. (Работа учащихся с контурной картой в маршрутном листе)

Давайте ещё поработаем с документом. (Чтение второго отрывка «Индия никогда, говорят, не знала голода… Ведь каждый год там бывает по два дождливых сезона – один зимний, другой летний…»)

- Что мы узнали о климате Индии? («В Индии идут дожди»).

- Дожди в Индии идут часто, Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера. Именно поэтому в Индии влажно и очень жарко. Из-за этих особенностей климата большая часть территории страны покрыта джунглями.

Работа с текстом учебника (п. 2, стр. 91).(слайд 12)

Давайте побольше узнаем про джунгли, откройте учебники на стр. 52. п. 2, Никита будет нашим проводником, он поведет нас в джунгли. (чтение отрывка из учебника).

- А какое художественное произведение описывает жизнь в джунглях, рассказывает о судьбе мальчика, который воспитывался в стае волков? (Маугли)

-Вспомните, какие животные обитают в джунглях?

- А какую опасность могли встретить древние индийцы в джунглях?

- Путешественник, побывавший здесь до нас, утверждал, что в джунглях человек не умрет с голода. Как вы думаете, он прав? (Да, он прав, в джунглях много бананов, кокосов, плодов манго, сладких корешков).(слайд13)

 В любом путешествии важен отдых, давайте наберемся сил для продолжения нашей экскурсии, приглашаем нашего старого знакомого. Физминутка.

- Итак, шли мы с вами по джунглям и вышли к поселку. Давайте посмотрим на иллюстрацию. Скажите, чем занимались жители Древней Индии? (слайд 14) (собирательством, земледелием, скотоводством, охотой, ремеслом, добычей природных ископаемых, рыболовством)

- Индийцы занимались охотой, собирательством, разводили скот,

 главным занятием жителей Индии считалось земледелие.

- А сейчас мы с вами немного поиграем. Это поможет нам получить дополнительную информацию о жизни древних индийцев. Мы с вами разыграем импровизированный спектакль

. Несколько человек получат роли, которые им предстоит сыграть.

Учитель: Это произошло во дворце египетской царицы Клеопатры. Она узнала, что несколько путешественников вернулись из загадочной Индии и пригласила их рассказать об этой стране.

1 путешественник: Если бы вы только знали, какая удивительная страна – Индия. Там на кустах растет белая шерсть. Я собственными глазами видел: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, и делают из неё красивые прочные ткани.

Учитель: Клеопатра вскликнула.

Клеопатра: Ты лжёшь! Такого не может быть! Эй, стража, казнить его!

Учитель: Взмолился путешественник.

1 путешественник: Помилуй меня! Это правда!

Учитель: И подал царице коробочку хлопчатника и ткань, которую делают из хлопка. Царица помиловала путешественника и сказала. (слайд 15)

Клеопатра: Расскажи мне ещё о том, что же выращивают в этой удивительной стране.

Учитель: Тогда заговорил 2 путешественник.

2 путешественник: Кроме пшеницы и ячменя, которые нам хорошо известны, жители Индии выращивают диковинные культуры, которые я привёз.

Игра «Чудесный сундучок». В сундучке находятся мешочки с рисом, чаем, сахаром и перцем. Учитель приглашает желающих учеников отгадать, что находится в сундучке. Что же привёз путешественник? Какие есть предположения?(слайд 16)

Учитель: Царица удивилась всем этим диковинкам. Она одарила путешественников подарками.

Там, где было много воды индейцы разводили рис. Из сахарного тростника, растущего по болотистым берегам рек, получали сладкий порошок – сахар. Это был самый древний сахар в мире. Люди научились также выращивать хлопчатник. Из него выделывали пряжу и затем ткали легкие, удобные в жарком климате ткани. Богатая и щедрая природа Индии давала людям такие растения, каких не было больше нигде. Индийцы научились их возделывать и использовать. Много позже пряности и благовония стали тем товаром, за которым в Индию устремились торговцы из разных стран.

- А еще древние индийцы приручали буйволов и слонов. (слайд 17)Они были незаменимы в хозяйстве. Обладающих силой и выносливостью буйволов применяли для вспашки топких участков земли, к тому же они ели болотные травы и водяные растения, которые не едят другие домашние животные. Слоны переносили тяжести и принимали участие в сражениях. Индийцы поклонялись слону, как божеству: одним из главных богов был мудрый Ганеша с головой слона.(слайд 18) С особой любовью и почтением индийцы относились к корове. (слайд 19)Как вы думаете почему? (Она дает молоко, из которого индийцы делали простоквашу, масло)

- Индийцы называли ее кормилицей и матерью. И в наше время корове в Индии разрешено все: бродить по улицам городов, есть фрукты с лотков и прилавков торговцев.

В отличии от нас индийцы не ели говядину, а человека, убившего корову, считали страшным преступником.

Индийцы верили, что звери, птицы, насекомые, думают, чувствуют и разговаривают между собой как люди. Когда кто-нибудь умирает, он на самом деле не перестает жить, его душа переселяется в другое существо. Кем человек станет после смерти, зависит от того, как он жил в этой жизни.

Если человек был пьяницей, то в следующей жизни он родится червяком, вор – крокодилом, обманщик – придорожным камнем. Душа кровожадного и жестокого воина может переселиться в тело тигра. Легкомысленный человек может перевоплотиться в стрекозу или другое насекомое. Обманщик и кривляка в следующей жизни может стать обезьяной. Только правильно и честно прожитая жизнь может избавить человека от вечного переселения его души.

Что сходно в представлениях индийцев и египтян о посмертном существовании, что различно?

Вера в переселение душ обязывала индийцев проявлять милосердие ко всем живым существам, ведь, если ты причинишь боль какому-нибудь маленькому зверьку, а в нем, возможно, живет душа твоего отца или любимой сестры, ты причинишь ему боль…

(Все они верили в Богов и загробную жизнь, а индийцы в богов и переселение душ).

Решение задачи.

Археологи обнаружили в долине Инда развалины древнейших индийских городов. Они были застроены по специальному плану кирпичными домами с канализацией. Здесь же были найдены сосуды, гири, игрушки из глины. Но во 2 тысячелетии до н.э. жизнь в этих городах замерла по неизвестным причинам.

Какие выводы можно сделать на основе археологических раскопок?

(Люди в Древней Индии строили города, в которых были кирпичные дома и даже канализация. Города строились по специальному плану, значит, люди обладали математическими знаниями. По перечисленным вещам можно судить о развитии разных видов ремесел Наличие гирь позволяет судить о развитии торговли)

Вот и закончилось на сегодня наше увлекательное путешествие по Древней Индии. На следующем уроке мы продолжим разговор об этой интересной стране. Древнеиндийская цивилизация оказала огромное влияние на многие страны Востока. Невозможно ни понять, ни изучить историю и культуру народов Южной и Юго-Восточной Азии, не зная истории Древней Индии. Давайте вернёмся к нашему логическому заданию. Итак, почему древние греки называли Индию «волшебной, сказочной страной»?(слайд 20)

(благоприятные климатические условия,плодородные земли, полноводные реки,защищенность от нападений врагов (Индийский океан, Гималаи, особая культура).

А сейчас я хочу познакомить вас еще с одним чудом Индии. (логическая задача про индийские цифры).

Давайте, проверим, что вы запомнили из нашего путешествия. (самостоятельная работа учащихся).(слайд 21)

А теперь самое время поделиться своими впечатлениями о нашем уроке. Рефлексия.(слайд 22)

Домашнее задание.(слайд 23)

Занимательная задача на дом. (слайд 24)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме Природа и люди Древней Индии

Конспект урока по теме Природа и люди Древней Индии для 5 класса по учебнику Вигасина А.А. и др....

Конспект урока по Истории Древнего мира в 5 классе "Природа и люди Древней Индии"

Содержание урока "Природа и люди Древней Индии" соответствует требованиям современного образовательного стандарта. Урок сопровождается демонстрацией мультимедийной презентации....

ОТКРЫТЫЙ УРОК НА ТЕМУ "ПРИРОДА И ЛЮДИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ"

Конспект урока истории по теме «Природа и люди Древней Индии» и презинтация....

Технологическая карта по истории Древнего мира " Природа и люди Древней Индии"

Материал по истории Древнего мираКласс: 5      Предмет: История Древнего мираТип урока: Усвоение знаний, навыков и умений.Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучен...

Презентация к уроку в 5 классе по истории Древнего мира "Природа и люди Древней Индии"

Данная презентация даст подробное и полное представление о природе и и жизни людей Древней Индии....

Конспект урока по теме "Природа и люди Древней Индии"

Урок по технологии АМО знакомит с географическим положением, природой Индии,  занятиями её жителей....

Презентация к уроку (история, 5 класс) "Варны в Древней Индии"

Что такое Варна, какие обязанности должны были выполнять ее представители, поможет выяснить данная презентация....