Конспект урока на тему: "Природа и люди Древней Индии"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Черных Лариса Михайловна

Конспект урока по истории 5 класс, на тему "Природа и люди Древней Индии". Осовение программного материала с помощью игры-путешествия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_priroda_i_lyudi_drevney_indii.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ярцевская средняя школа № 6

город Ярцево Ярцевский район

Конспект урока по истории Древнего мира
(5-й класс)

Тема урока: «Природа и люди Древней Индии»

Выполнила учитель истории

                                                          и обществознания

                                  Черных Лариса Михайловна

2021

Тема урока «Природа и люди Древней Индии»

Тип урока:

Урок изучения нового материала.

Цели урока:

  1. Формирование представлений учащихся о географическом положении Древней Индии, знакомство с растительным и животным миром и основными занятиями ее жителей.
  2. Развитие восприятия, внимания, расширение кругозора учащихся.
  3. Приобщение к достижениям древнеиндийской цивилизации, воспитание уважительного отношения к истории, культуре и обычаям других народов.

Задачи урока:

  1. Развитие умения работать с историческим документом, умения систематизировать информацию.
  2. Формирование навыков учащихся получать информацию от исторической карты.
  3. Развитие интереса к истории мотивации к учению.

Форма урока:

Урок- путешествие

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Подготовка к активному усвоению знаний.
  3. Изучение новой темы (план урока):
  • Местоположение Древней Индии.
  • Природные условия Древней Индии.
  • Занятия жителей Древней Индии.
  1. Подведение итогов.
  2. Объяснение домашнего задания.

Оборудование:

  1. Учебник: Вигасин А.А. «История Древнего мира». М., «Просвещение», 2008 г.
  2. Компьютер.
  3. Мультимедийный проектор.
  4. Презентация.
  5. Схемы "Индия" для каждого ученика и на доске.
  6. Сахар, чай, пряности, хлопчатник, рис; тексты для ролевой игры.

Методические приемы:

  • Словесный.
  • Наглядный.
  • Практический: составление рекламного буклета по Древней Индии.

Ожидаемые результаты:

  1. Освоение программного материала по теме урока: учащиеся должны уметь называть основные географические объекты полуострова Индостан, уметь рассказать о природе и основных занятиях жителей Древней Индии.
  2. Расширение кругозора, развитие познавательного интереса и желания самостоятельно изучать историю и культуру Индии.
  3. Приобщение к достижениям древнеиндийской цивилизации.

Ход урока:

Вступительное слово.

Ребята, кто из вас любит путешествовать? Поднимите руки. Но вы спросите, какое же путешествие может быть в середине учебного года? А вот может, сегодня мы с вами отправимся в прегрустную страну – посмотрите на карту и догадайтесь как она называется?

Эта страна – родина шахмат, родина арифметических чисел, которыми мы привычно пользуемся сегодня. Там живут слоны, есть непроходимые леса. А еще говорят, что мальчик Маугли тоже жил в этой стране.

Догадались ли вы, о какой стране идет речь?

Конечно же - это Индия.

Сегодня нам предстоит совершить увлекательное путешествие в эту страну. А что берут люди с собой, отправляясь в путешествие? Конечно, много разных вещей, но, как правило, они берут с собой путеводитель. У нас же путешествие будет виртуальным, но путеводитель мы составим настоящий.

Древние греки называли Индию: волшебной, сказочной страной». Как вы думаете почему? (Ответы детей).

Составляя путеводитель, мы постараемся ответить на этот вопрос.

Чтобы ответить на этот вопрос, нам с вами необходимо обсудить следующие вопросы: каково местоположение Индии, ее природные условия, какие занятия являлись основными для жителей Древней Индии.

(Составляем план урока).

Для успеха путешествия, прежде всего, необходимо взять карту, по ней мы сразу же определим местонахождение Индии.

Работа с картой

Ученики работают с обычной картой в учебнике.

Вопросы и задания по работе с картой:

  1. На каком полуострове расположена Индия?

Ответ: на полуострове Индостан.

  1. Какими морями омывается этот полуостров?

Ответ: это Индийский океан и Аравийское море.

  1. Какие реки протекают по территории Индии?

Ответ: это реки Инд и Ганг:

- вы уже знаете, что люди поселяются там, где есть реки. В Индии протекают две больших реки: Инд и Ганг. Свое название страна получила от названия реки Инд. Воды Ганга жители Индии считают священными

- природные условия этих двух индийских рек различны. Если в долине Инда редко выпадают дожди, то в долине Ганга со второй половины июня по сентябрь льют дожди непрерывно и долину реки покрывают непроходимые леса и болота.

4. Какие горы расположены на севере Индии?

Ответ: это горы Гималаи – самые высокие горы в мире.

5. Как горы Индии влияли на жизнь ее населения?

Ответ: Гималаи:

- они преграждают путь холодным ветрам

- они являются самой высокой горной системой в мире (Самая высокая вершина – Джомолунгма). Согласно верованиям древних индийцев, на вершине Гималаев жили боги.

6. Как называются леса в Индии?

Ответ: эти леса называются джунгли.

А сейчас мы с вами поработаем с документом. Это отрывок из сочинения Диодора Сицилийского "Историческая библиотека".

Чтение первого отрывка: "Много в Индии больших гор, поросших всевозможными, приносящими плоды деревьями…

Учитель: Что мы узнали из этого отрывка? (в Индии есть горы)

Посмотрите на карту. Как называются горы, о которых упоминает Диодор Сицилийский? (Гималаи).

Гималаи, самые высокие горы в мире. Вершины Гималаев сплошь покрыты льдами и снегами. Кстати, слово "Гималаи" означает "жилище снега". В Гималаях находится самая высокая на земле вершина, как она называется? (Джомолунгма).

Ее имя Джомолунгма означает «поднебесное жилище богов».  Древние индийцы верили, что на вершине горы обитают боги.  Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера и способствовали защищенности Индии от нападения врагов.

Чтение второго отрывка: "Индия никогда, говорят, не знала голода.  Ведь каждый год там бывает по два дождливых сезона - один зимний: другой - летний:"

Учитель: Что мы узнали о климате Индии? (там идут дожди).

Дожди в Индии идут часто, Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера. Именно поэтому в Индии влажно и очень жарко. Из-за этих особенностей климата большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами, как их называют? (джунгли).

 Джунгли не похожи на леса России, в которых каждый из вас бывал: в джунглях поражает огромная высота деревьев, густота растительности - здесь всегда темно и душно. Гигантскими гирляндами свешиваются лианы и образуют сплошную сеть, через которую очень трудно пройти. В вечнозеленом лесу круглый год цветут яркие душистые цветы. С восхода до заката слышался гомон птиц. Человек, попавший в джунгли не боялся умереть с голода. Здесь всегда можно найти еду, ведь в джунглях растут орехи, ягоды, бананы, манго, цитрусовые. Но в джунглях человека подстерегала опасность.

Спасибо. Ребята, вы наверняка читали замечательную книгу, в которой рассказывается о жизни мальчика в джунглях. Как называется эта книга, кто ее автор? ("Маугли", автор - Киплинг, по этой книге сняты фильмы, мультфильм).

Физкультминутка

Давайте прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения:

1) Заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем (несколько раз).

2) Идем по тропинке (ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием ног).

3) Увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо).

4) Впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею вперед, втягиваем воздух носом).

5) Раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя).

6) Вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания).

Шли мы по джунглям и вышли к поселку.

Я попрошу вас открыть учебники на стр. 97, прочитать п. 2 и назвать основные занятия индийцев.

Индийцы занимались охотой, собирательством, разводили скот. С особой любовью они относились к корове. Она давала молоко, из которого делали простоквашу, масло. А вот мяса коровы индийцы не ели, она считалась священным животным. Тот, кто убивал корову, считался преступником. Но главным занятием жителей Древней Индии было земледелие.

Вывод: Основные занятия древних индийцев: земледелие. Они выращивают пшеницу и ячмень, рис и просо. А также много бобовых культур.

В более позднее время стали выращивать сахарный тростник, хлопок, появились чайные плантации и стали продаваться пряности, такие как перец.

Работа с учебником.

Мы выяснили основные занятия индийцев. А каковы же были их религиозные верования? Надо сказать, они сильно отличались от наших.

Представьте, например, такую сценку: в индийской семье ссорятся муж и жена. «Смотри, - упрекает жена мужа, - будешь много пить, в следующий раз родишься червяком».

Вопрос: С какими верованиями связана такая угроза?

Ответ: С верой в переселение душ (реинкарнация).

Или другой пример: некоторые индийцы ходят со специальной метелкой, чтобы не раздавить на дороге червяка или какую-нибудь другую букашку.

Вопрос: С какими верованиями связано такое поведение?

Ответ: Тоже с верой в переселение душ (реинкарнация).

Ученики читают раздел о религиозных верованиях древних индийцев. Затем отвечают на поставленные вопросы. Если позволяет время, то можно с играть с ними в игру «Чудесный сундучок»:

А сейчас мы с вами немного поиграем. Это поможет вам получить дополнительную информацию о жизни древних индийцев. Мы с вами разыграем импровизированный сценку. Несколько человек получат роли, которые им предстоит сыграть.

(Учитель раздает слова Клеопатры, 1 путешественника, 2 путешественника).

Учитель: Это произошло во дворце египетской царицы Клеопатры. Она узнала, что несколько путешественников вернулись из загадочной Индии и пригласила их рассказать об этой стране.

1 путешественник: Если бы вы только знали, какая удивительная страна - Индия. Там на кустах растёт белая шерсть. Я видел своими собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, и делают из неё красивые и прочные ткани:

Учитель: Клеопатра воскликнула:

Клеопатра: Ты лжешь! Такого не может быть! Эй, стража, казнить его!

Учитель: Взмолился путешественник.

1 путешественник: Помилуй, меня! Это правда!

Учитель: И подал царице коробочку хлопчатника и ткань, которую делают из хлопка. Царица помиловала путешественника и сказала:

Клеопатра: Расскажите мне еще о том, что же выращивают в этой удивительной стране.

Учитель: Тогда заговорил второй путешественник:

2 путешественник: Кроме пшеницы и ячменя, которые нам хорошо известны, жители Индии выращивают диковинные культуры, которые я привез.

Игра "Чудесный сундучок": В сундучке находятся рис, чай, сахар, перец. Учитель приглашает желающих учеников отгадать, что находится в сундучке.

Учитель: Царица удивилась всем этим диковинкам. Она одарила путешественников подарками.

Заключительное слово

Итак, мы выяснили особенности географического положения Индии, занятия ее жителей, их религиозные верования.

Итог урока. Рефлексия. Оценивание и комментарии

Вы сегодня все замечательно работали на уроке, мне понравилась ваша работа, а как вы сами себя оцените?

Оценивание себя детьми:

  1. Вам понравилось наше путешествие?
  2. Что вам больше всего запомнилось?
  3. О чем еще вы хотели бы узнать?
  4. Кто сегодня доволен собой на уроке?
  5. Кому было тяжело?

Теперь я хотела бы, чтобы вы оценили свою работу на уроке. Для этого нарисуйте смайлик.

               -   если вам было интересно и всё удалось выполнить на уроке

                                                                   

                                    - было интересно, но что – то не получилось на уроке

           – не узнали ничего интересного, было скучно на уроке

Оценки за работу на уроке

Ставятся в классный журнал и в дневники учеников.

Домашнее задание

Дома прочитать параграф 20, подготовить рекламный буклет с рассказом о Древней Индии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока на тему:" Природа Африки" для 7 класса

Урок на тему:"Природа Африки" провожу как урок-практикум.Здесь размещено много полезного учебного материала в помощь учителю при подготовке к изучению темы "Африка"...

Конспект урока по теме Природа и люди Древней Индии

Конспект урока по теме Природа и люди Древней Индии для 5 класса по учебнику Вигасина А.А. и др....

Разработка урока по истории «Природа и люди Древней Индии», 5класс

Разработка урока по истории «Природа и люди Древней Индии», 5класс...

УРОК-РАЗМЫШЛЕНИЕ Тема: Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н. Толстого в романе «Война и мир».М.Ю. Лермонтов. 5 класс «Бородино» - героико-историческая баллада. Урок внеклассного чтения по повести А. С.Пушкина «Пик

1.Тема урока-размышления "Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н.Толстого в романе "Война и мир". Данный урок воспитывает у учащихся чувство восприятия прекрасного и на примере текста...

Конспект урока по теме "Природа и люди Древней Индии"

Урок по технологии АМО знакомит с географическим положением, природой Индии,  занятиями её жителей....

Конспект урока по истории в 5 классе "Древняя Индия"

Разработка конспекта урока по истории в 5 классе по теме "Древняя Индия"...