Конспект урока по истории в 5 классе "Древняя Индия"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Разработка конспекта урока по истории в 5 классе по теме "Древняя Индия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_drevnyaya_indiya.docx27.84 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Древняя Индия»

Предмет: история

Класс: 5

Тема урока

Место урока по теме

Природа и население Древней Индии

24

Тип урока

Формы, приемы, методы

Урок открытия нового знания

Индивидуальная работа, фронтальная работа,  работа в группах, парах

Цель урока

Сформировать представление о природе, месторасположении, занятиях жителей Древней Индии.  

УУД

Предметные

Метапредметные

Личностные

Развитие умений: анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию; читать историческую карту с опорой на легенду;

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;  

Уметь слушать и понимать речь других;  оформлять свои мысли в устной форме

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Уметь проводить самоанализ, самонаблюдение, самооценку.

План-конспект занятия

Этап занятия

Задачи этапа

Содержание этапа

Время этапа

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Мотивационно-целевой

Создание положительного настроя, доброжелательной и рабочей атмосферы.

Мотивация учащихся на активную работу на занятии.

Совместная формулировка темы и задач урока.

1. Организация работы по развитию познавательной активности учащихся и созданию комфортных условий для взаимодействия.

Добрый день, ребята!

2.  Создание проблемной ситуации на занятии.

Задание для учащихся:

 - Ребята, перед вами утверждения. Отметьте знаком + те, которые вы считаете верными.

  1. Материалом для письма в Египте служили глиняные таблички.
  2. Ассирийские воины считались лучшими в древнем мире.
  3. Столица Междуречья – Мемфис.
  4. Жителям Палестины принадлежит открытие алфавита.
  5. Главной кастой индийского общества считаются брахманы.

- Ребята, какое из утверждений вам было сложнее всего оценить и почему?

- Сегодня как  вы  понимаете, мы  и  познакомимся с  государством Древняя Индия? Что мы должны  о нем узнать?

Учитель выслушивает ответы детей.

Приветствуют учителя,

проверяют свою готовность к уроку

Работают в парах, оценивают утверждения, если в утверждении есть ошибка, исправляют ее.

После выполнения работы учащиеся презентуют свои ответы. При наличии исправляют свои ошибки или ошибки выступающих.

 Слайд  1

Слайд  2

Учащиеся отвечают, что последнее утверждение было самым сложным, так как еще не изучали Древнюю Индию, и они не знают кто такие брахманы.

Учащиеся определяют цели и задачи урока (по карте найти месторасположение Индии, узнать природные условия и занятия жителей Индии и т.д.)

10 мин.

Коммуникативные УУД: умение работать с информацией, работать в паре, вступать в диалог с учителем.

Личностные УУД: умение проявлять познавательный интерес. 

Коммуникативные УУД: умение формулировать свои мысли в устной форме, высказывая свои предположения, идеи.

2. Актуализация  знаний

Формирование познавательной и творческой активности учащихся. Развитие мышления, памяти, воображения, внимания.

Расширение словарного запаса учащихся

Ребята, как обычно мы начинаем изучать новое государство с его географического положения. Для этого давайте воспользуемся картой в учебнике (стр. 93) и ответим на вопросы:

1. Где находится Индия (Южная Азия, п-ов Индостан)

2. Какие моря омывают Индию (Аравийское море, Бенгальский залив, Индийский океан)

3. Какие горы защищают Индию с севера (Гималаи)

4. Какие реки протекают в Индии (Инд и Ганг)

Учитель выслушивает ответы детей, помогает им формулировать правильные ответы.

- Ребята, мы узнали о географическом положении Индии. А теперь давайте попробуем определить, природно-климатические  условия Индии и чем занимаются ее жители.

Учитель при помощи презентации обобщает ответы учащихся, рассказывая о природе Индии и занятиях ее населения.

Проблемное задание

- Ребята, сейчас я хочу прочитать вам письмо одного путешественника, который побывал в Индии. В нем он описывает все, что он там увидел. Давайте выясним, правду ли рассказывал путешественник.

Учитель читает письмо:

«Если бы ты знал, какая удивительная страна Индия! Там на кустах растет белая шерсть. Я видел собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из нее красивые и прочные ткани… Но самое необыкновенное даже не эта шерсть, а то, что индийцы добывают мед без всяких пчел. Они выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становиться твердым и хрустит на зубах подобно соли. А на вкус он слаще пчелиного меда!»

После ответов учащихся учитель показывает слайд с картинками  хлопка  и  сахарного  тростника

        

Работают в парах, изучают карту и находят ответы на вопросы.

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5и  6

После выполнения работы учащиеся презентуют свои ответы. При необходимости исправляют друг друга.

Учащиеся высказывают предположения о природно-климатических условиях Индии и занятиях ее жителей исходя из жизненного опыта и работы с картой. (предполагают как в условиях джунглей можно заниматься земледелием, что выращивали жители Древней Индии, какой скот разводили).

Учащиеся обобщают и систематизируют знания заполняя таблицу «Природно-климатические условия и занятия населения государств Древнего Востока».

(Слайд 7-9)

Дети слушают учителя,  а затем,  пытаются выяснить, о чем рассказывал путешественник в письме.

После обсуждения презентуют свои ответы-предположения:

Слайд

Первое растение  - хлопок, Слайд 10

второе – сахарный тростник.

Слайд 11

Дети делают выводы о земледельческих культурах, которые выращивали индийцы.

15-20 мин.

Личностные УУД: умение проявлять познавательный интерес. 

Познавательные УУД: умение приобретать новые знания.

Коммуникативные УУД: умение слушать, высказывать свою точку зрения, аргументировать свой ответ.

Коммуникативные УУД: умение вступать во взаимодействие со сверстниками.

Познавательные УУД: умение воспринимать информацию в различной форме, умение анализировать, сравнивать полученную информацию.

Регулятивные УУД: умение действовать по плану, определенному заданию.

Физминутка

Учитель приглашает ребят встать в круг:

Ребята выполняют задания учителя

Рассаживаются по подгруппам

4.  Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

Заполнение таблицы

После того как учащиеся распределились по группам, учитель просит поработать с текстом учебника (Документ «Законы Ману») и выяснить, что из себя представляло население Индии, заполнив таблицу «Группы индийского общества».

Приложение 1

Текст документа «Законы Ману»

«А ради процветания миров Брахма создал из своих уст, рук, бедер и ступней (соотвественно) брахмана (жреца), кшатрия (воина), вайшья (земледельца) и шудру (слугу)…А для сохранения всей этой Вселенной он, пресветлый Брахма установил особые занятия.

        Обучение, изучение Веды (сборника древних гимнов), жертвоприношения для себя и для других, раздачу и получение милостыни установил для брахманов.

        Охрану подданных, раздачу … он указал для кшатриев.

        Пастьбу скота … торговлю, земледелие для вайшьев.

        Но только одно занятие Владыка указал для шудры – служение всем со смирением.

Учитель выслушивает ответы детей, помогает им сделать выводы о кастовом делении индийского общества.

Приложение 2

Участники групп знакомятся с документом и

заполняют таблицу.

 Слайд 12

После выполнения задания, группы презентуют свои ответы,  задают вопросы другой команде, оценивают друг друга.

Делают выводы о том, что население Древней Индии состояло из 4 групп, у каждой группы (касты) были свои права и обязанности, которые они неукоснительно должны были соблюдать.

Слайд 13

Находят в учебнике определение термина «каста». Делают записи в тетради нового термина.

10-15 мин.

Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество, договариваться с товарищами, работать в группе.

Личностные УУД: умение соблюдать этические нормы поведения.

Регулятивные УУД: умение оценивать свои действие в соответствии с поставленной задачей.

5. Подведение итогов урока. Рефлексия

Систематизация материала.

Рефлексия.

Выявление впечатлений учащихся, понимания ими цели и задач, поставленных и решенных на уроке.

1. Учитель организует подведение итогов урока, вовлекая учащихся в рефлексию их деятельности.

2. Учитель дает учащимся домашнее задание.

Называют плюсы урока и его минусы, что было интересным на уроке, что показалось сложным.

Заполняют таблицы

оценивая свою работу на уроке

(см. приложение 3)

5 мин

Личностные УУД: уметь осуществлять самоанализ полученных знаний, оценивать свои достижения на занятии, достижения команды в целом.

Приложения к уроку  

Приложение 1.

Заполните таблицу «Природно-климатические условия и занятия населения государств Древнего Востока»

 (таблица заполняется по мере изучения государств)

Название

Географическое положение

Реки, моря

Природно-климатические условия

Занятия населения

Древний Египет

Междуречье

Финикия

Ассирия

Индия

Китай

Приложение 2

Группы индийского общества (заполняется на основании документа «Законы Ману»)

Название группы индийского общества

Занятия

1

2

3

4



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Природа и люди Древней Индии". 5 класс

Урок-путешествие с использованием элементов игровой и проблемно-поисковой технологии, можно использовать презентацию и кинофрагменты из фильма "Садко"....

Конспект урока по истории "За три моря в Индию" (5 класс)

Урок по курсу "История Древнего мира"...

Контрольная работа на курсах повышения квалификации.План-конспект урока: Природа и люди Древней Индии", в соответствии с ФГОС ООО

План-конспект «Природа и люди Древней Индии», в соответствии с ФГОС ООО, приложениеТаблица 2 Перечень используемых на данном уроке ЭОР...

Конспект урока "Природа и люди Древней Индии"

Разработка  урока  по истории " Природа и люди Древней Индии"  может быть использована на уроках истории в 5 классе.Урок создает образное представление учащихся  о природе, о...

Конспект урока по Истории Древнего мира в 5 классе "Природа и люди Древней Индии"

Содержание урока "Природа и люди Древней Индии" соответствует требованиям современного образовательного стандарта. Урок сопровождается демонстрацией мультимедийной презентации....

Конспект урока по истории Тема "Образование державы Маурьев в Индиил"

Конспект урока по истории для учеников 5 класса к учебнику Древней истории. Автор Михайловский....

открытый урок по истории "Просветление" Древней Индии"

Данный материал содержит конспект урока по истории для 5 класса...