Главные вкладки

    Конспект урока "Природа и люди Древней Индии"
    план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

    Соколова Вера Александровна

     Разработка  урока  по истории " Природа и люди Древней Индии"  может быть использована на уроках истории в 5 классе.Урок создает образное представление учащихся  о природе, основных занятиях, верованиях древних индийцев.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razrabotka_uroka_priroda_i_lyudi_drevney_indii.docx23.96 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    « Средняя школа №4» г. Кимры Тверской области

    Разработка урока по истории в 5 классе

    « Природа и люди Древней Индии»

    Выполнила : Соколова Вера Александровна,

    учитель истории и обществознания

    Урок « Природа и люди Древней Индии»

    Цель урока: создать образное представление у обучающихся  о географическом положении, природе, основных занятиях жителей  Древней Индии

    Задачи:

    -развивать умения работать с исторической картой и историческими документами, систематизировать информацию

    -воспитывать интерес к истории, уважительное отношение к традициям и историческому прошлому стран мира; приобщать к достижениям древнеиндийской цивилизации.

    Методы обучения: проблемно-исследовательский

    Тип урока: Урок  усвоения новых  знаний, умений и навыков

    Формы организации работы: урок – путешествие, фронтальная

    Оборудование: учебник - Вигасина А. А. « История Древнего мира»,  атлас, полоски цветной бумаги, мягкие игрушки, проектор,   контурные карты

    Ход урока:

    Звучит индийская музыка

    Сегодня у нас с вами необычный урок.

    Мы отправляемся в путешествие  в  далекую сказочную страну  . А какую , ребята? ( Индия)

    Тема нашего урока  « Природа и люди Древней Индии»

    Любой путешественник, чтобы не  заблудится  в пути,   берет  с собой. Как вы думаете  что? ( карту, компас)

     Мы  тоже ее возьмем с собой. Итак, сели поудобнее , закрыли  глаза мы отправляемся в интересное, удивительное  путешествие по древней Индии

    По ходу  урока составляется коллаж в виде ромашки - образ  Индии в цветовой гамме

    1.Ребята,   предположите ,  с чего мы начнем знакомство со страной.

    Обоснуйте свою мысль.

    Итак, найдите на карте Индию и определите , где  она расположена, на каком полуострове.

     на проекторе появляется   карта Индии  и  оранжевая  сердцевина ромашки , так как Индия солнечная страна

     Какими морями омывается  Индия?( Аравийским  морем  и Бенгальским заливом , которые  являются  составной  частью  Индийского океана)

    На проекторе появляется   голубая полоска  – Индийский океан

     Индия  очень огромная большая страна по размерам, а следовательно и природные условия необычайно разнообразны.

    Наша с вами задача ,пользуясь картой и работая с документом выяснить каковы же природные условия Индии. Всю информацию  мы с вами будем фиксировать в   контурных  картах. Приступаем к работе

    Внимательно читаем документ. Что же вы узнали?

    Приложение 1

     В Индии на северо – востоке расположены самые высочайшие горы мира- Гималаи.

    (появляется коричневая полоска – Гималаи)

     В Индии  протекают  широкие  и многоводные реки, которые берут свое начало в Гималаях. Как называются они? ( Инд и Ганг)

     Вспомните и назовите государства, где реки  играли значительную роль в жизни людей?

     ( Междуречье, Египет)

    Свое название страна получила от названия реки Инд.

    Долины Инда и Ганга различаются между собой В долине Инда редко идут дожди, а в долине Ганга льют проливные дожди , образуя  топкие болота. В долине  Ганга жарко и влажно. Ее покрывали джунгли – густые, труднопроходимые леса.

      В контурных картах рисуются  горы, реки, солнце

     На  экране  появляется зеленая полоска -джунгли

    Какие же животные водятся в Индии? ( слоны, обезьяны, змеи, львы). Давайте их зарисуем.

    Физкультминутка

    Ребята, вы хорошо потрудились, теперь время немного отдохнуть. Восстановить силы

    Так как наш урок посвящен Индии, то и физкультминутка у нас будет сегодня индийская.

    В Древней Индии была создана специальная система духовного и физического совершенствования человека- йога.  Мы с вами сегодня займемся йогой пальцев.

    Мудра - это особое положение пальцев рук.

    Мудры лучше всего выполнять сидя. Обязательно условие - спина прямая.

    Вы не должны испытывать никакого напряжения и боли.

    Благотворно влияет на работу мозга, улучшает память.

    Приложение №2

    2.Набравшись сил и энергии,   мы с вами двигаемся  дальше, продвигаемся сквозь джунгли. Душно, темно, слышен гомон птиц, распускаются  яркие  душистые  цветы, видим огромные необычайной толщины деревья, запутались среди корней деревьев. Однако нам удается преодолеть все препятствия и наконец, мы вышли к  деревне  индийцев. Они пригласили нас  к столу. Перед вами накрыт  стол, на нем много яств. Сделайте вывод о том:

    1.Чем питались индийцы?

    2. Чем занимались древние индийцы?

    На  столе  лежат продукты: просо, ячмень, фасоль, рис, сахар,  молоко, масло, творог, бананы, инжир, кокос, пряности( перец, гвоздика, кардамон) глиняный горшок, украшения, ткань хлопчатобумажная

    Обучающиеся делают выводы

    На проекторе  появляются основные  занятия индийцев  : земледелие, скотоводство,  собирательство, ремесло, охота

    Отведайте  угощения  индийцев ( бананы, инжир)

    Вы знаете, ребята, а сегодня нам предстоит сюрприз: нас посетила восточная гостья!        

     Звучит индийская музыка и в  класс входит ученица в индийском наряде, и в руках держит хлопчатник

    « Ребята, посмотрите, что мне подарили древние индийцы. Помогите мне понять, что это  такое?. Земледельцы срезали эту белую шерсть с кустов и сказали, что из нее можно изготовлять красивые и прочные ткани»

    3. А мы отблагодарили индийцев и в знак благодарности  и уважения готовы выслушать  их рассказ о верованиях.

     Некоторых богов они представляли в виде диких животных. Давайте подумаем, каких животных почитали и почему?

    Обучающиеся  называют  животных , а в это время  учитель показывает мягкие игрушки ( льва, слона, коровы, обезьяны, змеи)

    На экране появляется белая полоска

    Коллаж зарисован в тетради  и выведен на проекторе

     Ребята, наше путешествие подошло  к  концу. Давайте подведем итог.

    Выполнение задания

     Впишите недостающие слова.

    1) Индия расположена на юге материка …..        .

    2) Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире. Их название …….        .

    3) Берега Индии с запада, с востока и с юга омывает ………        океан.

    4) Самые многоводные реки Индии — это ………..

    5) Трудные непроходимые леса называют ……..

    6) Основные занятия древних индийцев - это ……

    7)  С давних пор индийцы выращивали на полях

    Д/ з:  Напишите письмо другу о путешествии по Индии

    Рефлексия

    Дети оценивают урок (свою работу, качество полученных знаний на уроке) с помощью цветных жетонов, наклеивая их на 4 полосы скотча на доске: белые – «неудовлетворительно», «жёлтые» – удовлетворительно, зелёные – «хорошо», красные – «отлично».

    Приложение1

    «Много в Индии больших гор, поросших всевозможными  приносящими плоды деревьями, много  широких плодородных равнин, отличающихся красотой и пересеченных  множеством рек…

     Изобилует Индия  и разнообразными животными – как наземными, так и летающими, отличающимися величиной и силой. Многочисленных и весьма крупных слонов взращивает  индийская земля…»

    Приложение №2

    Ребята выполняют физкультминутку по инструкциям, с помощью учителя

    Мудра Знания

    Указательный палец соединяем с подушечкой большого пальца. Остальные три пальца прямые, но не следует их напрягать.                                            

    Мудра ЖИЗНИ

    Подушечки безымянного пальца , мизинца и большого пальцев соединяем вместе, указательный и средний палец выпрямлены без напряжения

    Мудра ОКО МУДРОСТИ

    Безымянный палец руки прижимается первой фалангой большого пальца этой же руки. Остальные пальцы свободно расставлены

    Список литературы:

    1.Учебник Вигасина А.А. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А. А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свеницкая.16 изд. М. Просвещение,2012.

    2.Атлас по истории Древнего мира. А.А. Вигасин, Г,И. .. «История Древнего мира»

    3.Арасланова О.В., Соловьёв К.А.Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира.5 класс,3 изд.М.:ВАКО, 2007, 510 с.

    4.Г.И. Годер. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательного учреждения в 2 выпусках.Вып. 1 М. Просвещение, 2007,79 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока "Природа и люди Древней Индии". 5 класс

    Урок-путешествие с использованием элементов игровой и проблемно-поисковой технологии, можно использовать презентацию и кинофрагменты из фильма "Садко"....

    Конспект урока по теме Природа и люди Древней Индии

    Конспект урока по теме Природа и люди Древней Индии для 5 класса по учебнику Вигасина А.А. и др....

    Контрольная работа на курсах повышения квалификации.План-конспект урока: Природа и люди Древней Индии", в соответствии с ФГОС ООО

    План-конспект «Природа и люди Древней Индии», в соответствии с ФГОС ООО, приложениеТаблица 2 Перечень используемых на данном уроке ЭОР...

    Конспект урока по Истории Древнего мира в 5 классе "Природа и люди Древней Индии"

    Содержание урока "Природа и люди Древней Индии" соответствует требованиям современного образовательного стандарта. Урок сопровождается демонстрацией мультимедийной презентации....

    Технологическая карта по истории Древнего мира " Природа и люди Древней Индии"

    Материал по истории Древнего мираКласс: 5      Предмет: История Древнего мираТип урока: Усвоение знаний, навыков и умений.Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучен...

    Конспект урока по теме "Природа и люди Древней Индии"

    Урок по технологии АМО знакомит с географическим положением, природой Индии,  занятиями её жителей....