Урок истории в 10-м классе с использованием технологии развивающего обучения
план-конспект урока по истории (10 класс) по теме

Чистякова Светлана Александровна

Тема "Москва во главе объединения русских земель" . Тип урока: изучение нового материала Вид урока: проблемный урок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок истории в 10-м классе с использованием технологии развивающего обучения. Тема "Москва во главе объединения русских земель"

Чистякова Светлана Александровна, учитель истории 

Тип урока: изучение нового материала Вид урока: проблемный урок.

Цели урока:

Образовательные: 

  • показать (на основе сравнительной характеристики) особенности процесса объединения русских земель и аналогичного процесса в Западной Европе, выделив причины объединения русских земель;
  • рассмотреть различные точки зрения на процесс становления Российского государства и политику московских князей, раскрыть факторы, способствовавшие возвышению Москвы; максимально актуализировать имеющиеся у учащихся знания.
  • проследить территориальные изменения в результате объединительного процесса вокруг Москвы и методы, которыми осуществлялся вышеназванный процесс;
  • охарактеризовать Великое княжество Литовское и Русское как один из центров возможного объединения русских земель, отметив отличия в его общественном строе от Московского государства;

Развивающие:

  • развивать навыки групповой работы,
  • учить анализировать полученную информацию, устанавливать причинно-следственные связи, вести аргументированный спор.

Воспитательные:

  • формирование ценностных ориентации и убеждений учащихся на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом,
  • воспитание чувства патриотизма к историческим ценностям страны.

Оборудование урока: 

  • учебник Волобуева О.В. и др. "Россия и мир" 10 класс
  • карта "Образование Российского централизованного государства";
  • Таблица "Этапы объединения русских земель вокруг Москвы"
  • раздаточный материал.
  • CD - Энциклопедия История России 862-1917 гг.

Даты:

  • 1327 г.- восстание в Твери против ханских баскаков;
  • 1325-1340 гг. - княжение Ивана Калиты в Москве;
  • 1359-1389 гг. - княжение Дмитрия Донского;
  • 1378 г. - битва на р. Воже;
  • 1380 г. 8 сентября - Куликовская битва;

Имена в материале параграфа: московские князья: Даниил Александрович, Юрий Даниилович, Иван Даниилович Калита, Симеон Гордый, Иван Красный, Дмитрий Донской; литовские князья: Миндовг, Гедимин, Ольгерд, Ягайло; ханы Золотой Орды: Узбек, Мамай; тверской князь Михаил Александрович.

План урока: 

  1. Предпосылки и особенности объединения русских земель.
  2. Великое княжество Литовское и Русское.
  3. Борьба за независимость. Дмитрий Донской.
  4. Московское государство при Василии I и Василии II Тёмном.
  5. Итоги объединительного процесса русских земель к середине XV.

Приложение.

I. ОМЭ (ориентировочно-мотивационный этап)

Класс предварительно делится на 3 группы.

Учитель: Мы начинаем изучать Российское государство в Х1У-ХУП веках. Это время образования Российского централизованного государства, его развития, законодательного оформления.

Процесс объединения государства характерен для всех государств, переживших феодальную раздробленность.

Вопрос: Какое государство называют централизованным? - государство, для которого характерно наличие единого аппарата управления, законодательства, финансовой и налоговой системы, постоянной армии.

Вопрос: Что представляло собой русское государство к XIV веку, повторим это, используя документ.

Повторения материала по характеристике положения русских княжеств в конце XIII века. Прочтите документ и ответьте на вопросы. (5 мин)

Н. М. Карамзин в "Истории государства Российского" так описывает положение страны:

"Состояние России было самое плачевное: казалось, что огненная река промчалась от ее восточных пределов до западных; что язва, землетрясение и все ужасы естественные вместе опустошили их, от берегов Оки до Сана <...> Одним словом, Россия испытала тогда все бедствия, претерпенные Римскою империею от времен Феодосия Великого до седьмого века, когда северные дикие народы громили ее цветущие области. Варвары действуют по одним правилам и разнствуют между собою только в силе".

Вопросы к тексту для повторительной беседы:

В результате, какого события ХШ в. "состояние России было самое плачевное"? Кого историк сравнивает с северными дикими народами времен поздней Римской империи?

Какие последствия для русских княжеств имело нашествие Батыя: А) экономические; Б) политические; В) демографические; Г) культурные?

3. Что послужило главной причиной ослабления русских княжеств перед внешней угрозой?

политическая раздробленность - главная причина поражения русских войск в период нашествия Батыя;

подчинение Руси Орде,

-тяжелейшее ордынское иго (выход, баскаки, ярлыки, набеги, экономический упадок, культурная и политическая деградация).

Вопрос: Определите главные задачи, которые стояли перед русскими княжествами в начале XIV века.

Ученики - две основные задачи:

  • объединение русских земель в единое централизованное государство;
  • борьба с Ордой за национальную независимость, (подчеркнуть, что эти задачи были взаимосвязаны, так как без объединения русских княжеств в единое государство было невозможно свержение ордынского ига)

Цель нашего урока: определить, что обусловило образование централизованного государства на Руси, почему же именно Москва возглавила объединение русских земель, не дав шанса другим претендентам реализовать свои возможности. Какую роль сыграли московские князья в этом процессе? Я предлагаю вам принять активное участие в дискуссии по этому вопросу.

Запись в тетради: Причины образования централизованного государства и возвышения Москвы (заполняется в конце урока).

II. ОИЭ (операционно-исполнительный этап).

Тема нашего урока "Москва во главе объединения русских земель".

Эпиграфом к данным урокам послужат слова неизвестного сочинителя "Повести о зачале Москвы":

Кто знал, что Москве государством быти,
кто ведал, что Москве государством слыти ?

В XIV веке возникают предпосылки объединения русских земель и появляются политические центры, которые могут возглавить процесс централизации. Как вы считаете, кто в XIV веке мог претендовать на роль объединителя русских земель? Каковы были шансы у каждого из претендентов?

Выслушиваются ответы учащихся - Москва, Тверь, Литва и др.

Тверское княжество возникло ещё в XIII веке, в 1247 г., когда его получил младший брат Александра Невского - Ярослав Ярославич. В XIV веке оно играло заметную роль. Московское княжество в XIII веке - самое захудалое и незавидное на Руси.

Наша задача выявить, причины образования централизованного государства и почему именно Москва стала центром объединения русских земель.

Для этого рассмотрим проблему по 5 факторам (на доске, мелом или через проектор):

  • Географическое положение
  • Экономическое положение
  • Политическое положение
  • Идеология
  • Личностный фактор
  • Внешнеполитический фактор

Работаем в группах, 10 мин, готовим ответы на вопросы к заданиям (Приложение 1). На ответ группе около 5 мин. Все исторические личности упоминаемые в процессе урока проецируются на экран.

Задание 1-й группе

1. Географическое положение. Задание: 

  • Рассмотрите карту учебника №8, настенную карту "Образование Российского централизованного государства", прочтите мнение Гумилёва в учебнике на с. 130.
  • Определите географическое положение Москвы и сравните его с другими центрами.
  • Можно ли утверждать, что географическое положение Москвы, Твери, Литвы было более выгодным?
  • Какие особенности географического положения были благоприятны для развития этих княжеств?
  • Фрагмент из сочинения историка Л. Н. Гумилева, помещенный в учебнике, позволит учителю продолжить работу по формированию историко-познавательной компетенции учащихся, т. е. даст возможность старшеклассникам развить их способность критически анализировать историческую информацию, различать в ней факты и мнения, историческое описание и историческое объяснение.

Выслушиваются ответы уч-ся.

Вывод: В сравнении с Тверским, Московское княжество занимало более выгодное центральное положение по отношению к другим русским землям.

Проходившие по его территории речные и сухопутные пути придавали Москве значение важнейшего узла торговых и иных связей между русскими землями. Прикрытые с северо-запада от Литвы Тверским княжеством, а с востока и юго-востока от Золотой Орды другими русскими землями, Московское княжество в меньшей степени подвергалось внезапным разорительным набегам золотоордынцев. Это позволяло московским князьям собирать и копить силы, создавать постепенно превосходство в материальных и людских ресурсах, чтобы выступить организаторами и руководителями объединительного процесса и освободительной борьбы.

Географическое положение Московского княжества предопределило и его роль этнического ядра формировавшейся великорусской народности. Все это в соединении с целенаправленной и гибкой политикой московских князей во взаимоотношениях с Золотой Ордой и другими русскими землями и обусловило, в конечном счете, победу Москвы за роль руководителя и политического центра формирования единого Русского государства.

Приток населения

2. Экономическое положение.

Задание: Сделайте теперь вывод об экономическом развитии этих земель.

Ответы уч-ся.

Вывод: развитие с/х > развитие ремесла > торговля, узел сухопутных и водных путей.

Задание 2-й группе.

3. Политическое положение.

Задание: Прочтите учебник 17-18 с. 121 предпоследний абзац, учебник Загладина с. 171 с 3-го аб. "После..." до последнего "Большую..." и определите политический фактор в объединении Руси.

Предположите, зачем объединённое государство нужно крупным землевладельцам?

Прочтите учебник с. 123 2-ой абзац и с. 126 2-3-й абзацы, и определите, почему Литва не устраивала русский народ в качестве центра объединения?

Ответы уч-ся.

Вывод:

1. Получение ярлыка на княжение давало превосходство над другими землями, сбор дани подготавливал и формировал государственный аппарат.

2. В условии слабости городов, торговых связей, отсутствия самоуправления объединительный процесс на Руси подпитывался изнутри интересами крупных землевладельцев (князей и бояр), которые приобретали земли и за пределами своих княжеств, рост и развитие феодального землевладения, и поглощение феодалами крестьянской общины (заинтересованность феодалов в создании централизованного аппарата власти для закрепощения крестьян).

3. Сближение Литвы с Польшей, принятие католичества сделали княжество менее привлекательным в качестве центра русского объединения.

4. Идеология

Задание: Прочтите учебник  19 с. 134 пункт "Москва - третий Рим" 1-й абзац и определите роль церкви в объединительном процессе. Почему церковь поддержала Москву?

Семенникова Л.И.: " Большую роль в укреплении положения Москвы как центра политической консолидации земель сыграла православная церковь. Политику московских князей с самого начала поддерживал митрополит русской православной церкви Пётр, подготовивший перенос митрополичьей кафедры из Владимира в Москву. Осуществил это в 1326 г. митрополит Феогност, в результате чего Москва стала духовным центром русских земель".

Вывод: Русская церковь была носителем национально-православной идеологии, которая сыграла важную роль в образовании могущественной Руси.

Единый язык, общая историческая память народа, общие традиционные правовые нормы ("Русская правда"), также способствовали объединительному процессу.

(В первых же годах своего правления Иван Калита дал Москве нравственное значение переводом кафедры митрополита из Владимира в Москву. Ещё в 1299 году киевский митрополит Максим уехал из Киева во Владимир-на-Клязьме. Митрополит должен был из Владимира время от времени посещать южнорусские епархии. В эти поездки он останавливался на перепутье в Москве. Преемником митрополита Максима стал Петр (1308). Завязалась тесная дружба митрополита Петра с Иваном Калитой. Вместе они заложили каменный собор Успения в Москве. Бывая в Москве, митрополит Петр жил в своём епархиальном городке на старинном дворе князя Юрия Долгорукого, откуда потом перешёл на то место, где вскоре был заложен Успенский собор. В этом городке он и умер в 1326 г. Преемник Петра Феогност уже не хотел жить во Владимире и поселился на новом митрополичьем подворье в Москве.)

Задание 3-й группе.

5. Личностный фактор

Почему же именно Москва? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо проанализировать политику московских князей.

В. О. Ключевский замечает, что все московские князья до Ивана III, как две капли воды, похожи друг на друга. В их деятельности заметны некоторые индивидуальные особенности. Однако, следя за преемственной сменой московских князей, можно уловить в их обликах только типические фамильные черты.

Задание: Прочтите учебник с. 121-122 аб. "Родоначальник:", с.124 аб. "Наследником..."

документ, раздаточный материал и ответьте на вопросы?

Ключевский В.О.: "Московские великие князья ... [были] довольно бледными фигурами, преемственно сменявшимися на великокняжеском столе под именами Ивана, Семена, другого Ивана, Димитрия, Василия, другого Василия. Всматриваясь в них, легко заметить, что перед нами проходят не своеобразные личности, а однообразные повторения одного и того же фамильного типа. Все московские князья до Ивана Ш как две капли воды похожи друг на друга, так что наблюдатель иногда затрудняется решить, кто из них Иван и кто Василий. Прежде всего московские Даниловичи отличаются замечательно устойчивой посредственностью - не выше и не ниже среднего уровня. Это князья без всякого блеска, без признаков как героического, так и нравственного величия <...> Это очень мирные люди; они неохотно вступают в битвы, а вступая в них, чаще проигрывают их <...> В шести поколениях один Димитрий Донской далеко выдался вперед из строго выровненного ряда своих предшественников и преемников. Московские князья - очень почтительные сыновья: они свято почитают память и завет своих родителей. Они хорошие хозяева-скопидомы по мелочам, понемногу. Недаром первый из них, добившийся успеха в невзрачной с нравственной стороны борьбе, перешел в память потомства с прозванием Калиты, денежного кошеля. Сберечь отцовское стяжание и прибавить к нему что-нибудь новое, новую шубку построить, новое сельцо прикупить - вот на что, по-видимому, были обращены их правительственные помыслы, как они обнаруживаются в их духовных грамотах. Эти свойства и помогли их политическим успехам".

Ключевский В.О.: "Никто из князей чаще Калиты не ездил на поклон к хану, и там он был всегда желанным гостем, потому что приезжал туда не с пустыми руками. В Орде привыкли думать, что, когда приедет московский князь, будет "много злато и серебро" и у великого хана, и у его ханш, и у всех именитых мурз Золотой Орды"

Карамзин Н.М.: Калитой на Руси называли кошель для денег, который носили на поясе. Князь всегда носил с собой калиту, набитую медными деньгами, которые он раздавал нищим (за это его называли "нищелюбцем")

Н. И. Костомаров: "Брат Юрия Иван, по прозванию Калита (от обычая носить с собою кошелек с деньгами для раздачи милостыни), оставался долго в тени при старшем брате, но когда Юрий получил великое княжение и уехал в Новгород, Москва оставлена была в полное управление Ивана; с этих-то пор он вступает на историческое поприще. Восемнадцать лет его правления были эпохою первого прочного усиления Москвы и ее возвышения над русскими землями. Главным способом к этому усилению было то, что Иван особенно умел ладить с ханом, часто ездил в Орду, приобрел особенное расположение и доверие Узбека и оградил свою московскую землю от вторжения татарских послов, которые, - как уже сказано выше, - называясь этим именем, ездили по Руси, делали бесчинства и опустошения. В то время, когда другие русские земли поражены были этим несчастием и, кроме того, подвергались другим бедствиям, владения московского князя оставались спокойными, наполнялись жителями и, сравнительно с другими русскими землями, находились в цветущем состоянии. "Перестали поганые воевать русскую землю, - говорит летописец, - перестали убивать христиан; отдохнули и опочили христиане от великой истомы и многой тягости, и от насилия татарского; и с этих пор наступила тишина по всей земле".

Вопросы:

  • Какие личные качества московских князей обусловили их победу в деле объединения русских земель?
  • Почему в галерее московских князей историк выделяет князя Дмитрия Донского?

Ответы уч-ся.

Вывод: Объединительному процессу способствовала гибкая и мудрая политика московских князей.

6. Внешнеполитический фактор Вопросы: Какие внешние проблемы могли способствовать объединению государства?

Ответы уч-ся.

Вывод: 1. Фактором, ускорившим централизацию Российского государства, явилась угроза внешнего нападения, заставлявшая сплачивать русские земли перед лицом общего врага. Характерно, что только тогда, когда началось образование русского централизованного государства, стал возможен разгром золотоордынцев на Куликовом поле. А когда Ивану III удалось собрать почти все русские земли и повести их против врага, иго было свергнуто окончательно.

Политическая близорукость Золотой Орды, которая не сумела вовремя увидеть главную для себя опасность со стороны Москвы.

III. РОЭ (рефлексивно-оценочный) (10 мин.)

Подведём итог нашего исследования. Запись в тетрадь.

Выгодное географическое положение

Приток населения

Развитие сельского хозяйства, ремесла, торговли

Развитие феодального землевладения

Разорение крестьянских земель княжескими усобицами

Целенаправленная, гибкая политика московских князей

Поддержка церкви

Внешняя угроза: Золотая Орда

Единый язык, вера, общая историческая память народа, общие традиции, правовые нормы.

причины возвышения Москвы

причины возвышения Москвы

причины возвышения Москвы

причины образов. централиз. гос-ва

причины образов. централиз. гос-ва

причины возвышения Москвы

причины возвышения Москвы

причины образов. централиз. гос-ва

причины образов. централиз. гос-ва

Способствовала объединению русских земель и возглавила это объединение Москва.

  • Какие причины вы считаете наиболее важными?
  • Московский князь Дмитрий Донской ещё раз подтвердил это положение.
  • Какая битва явилась доказательством того, что Москва стала признанным лидером в собирании русских земель? (Куликовская битва - 1380 г.)
  • В чём заключалось историческое значение Куликовской битвы? (Учебник с. 125 последний абзац) - сила Руси, начало возрождения национального самосознания русского народа.

Оценки за урок. 

Д/з  17-18, записи в тетради.

Литература.

1. Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., Рогожкин В.А. Россия и мир. Учебник 10 кл. М., Дрофа, 2001.

2. Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времён до конца XIX века: Учебник для 10 класса основной школы. - М.: ООО "Торгово-издательский дом "Русское слово-РС", 2001.

3. Методическое пособие к учебнику О.В.Волобуева, В.А.Клокова, М.В.Пономарёва, В.А.Рогожкина "Россия и мир". 10 класс/ А.В. Игнатов - М.: Издательский дом "Новый учебник", 2005.

4. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций: Учебное пособие для вузов. - Брянск: "Курсив", 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок английского языка на тему "Рождество" с использованием технологии развивающего обучения

Урок построен для учащихся пятого класса. Используется технология развивающего обучения....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА в 3-м классе с использованием технологии развивающего обучения, межпредметных связей и ИКТ

Тема урока:  Природа (Nature)Цель: дальнейшее формирование коммуникативной компетенции на материале темыЗадачи:1.     Образовательные: обобщить и закрепить умения использовать...

Конспект "Урок наглядной геометрии в 5 классе с применением технологии развивающего обучения".

Урок с применением опережающего обучения по теме"Треугольник" для учащихся 5 класса....

Видеоурок "Canada" в 6 классе с использованием технологии развивающего обучения

Конспект урока по английскому языку в 6 классес использованием технологии «развивающее обучение посредством введения и закрепления новой информации» Цель урока: введение и закрепление нового инфо...

Урок русского языка в 5 классе (с использованием технологии проблемного обучения) \ Тема: «Синонимы»

Этот урок поможет систематизировать ранее изученное о синонимах, их роли в речи; сформировать умение употреблять синонимы в речи с целью её обогащения; познакомить со словарями...

Технологическая карта урока английского языка в 8 классе с использованием технологии проблемного обучения "Что такое конфликт?"

Проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления ученика. Суть активности, достигаемой при проблемном обучении, заключается в том, что ученик анализирует фактиче...

Разработка урока по географии в 6 классе с использованием технологии проблемного обучения по теме « Озёра»

Разработка урока по географии в 6 классе с использованием  технологии проблемного обучения по теме : « Озёра»...