Выступление на методическом объединении учителей истории на тему "Патриотическое воспитание: из опыта работы"
статья (история) на тему

Амелина Оксана Владимировна

Патриотическое воспитание: из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_vystuplenie.docx23.35 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание

(из опыта работы)

Культуре, нравственности, воспитанию

надо отводить в наших планах первое место.

(Д.С.Лихачев)

Гражданско – патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность  - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под гражданско – патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к её защите, формирование активной гражданской позиции, осознание своего места в обществе. Это неустанная работа по воспитанию у школьников гордости за свою страну и свой народ, уважения  к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Это необходимость также научить школьников критически оценивать негативные моменты отечественной истории, не впадая в критиканство и всеобщее очернительство.

В МБОУ «Шуруповская ООШ» накоплен определенный положительный опыт  по гражданско – патриотическому воспитанию учащихся.

Сущность нашей работы состоит в выработке системы работы по формированию и развитию качеств гражданина и патриота на уроках истории и обществознания и в процессе внеклассной работе с использованием традиционных и нетрадиционных методов и форм обучения.

Цель: формирование гражданина-члена общества, обладающего комплексом неотчуждаемых прав и свобод и ответственного перед обществом за свои действия, освоившего достижения мировой и отечественной культуры, патриота, сохраняющего уважительное отношение к другим странам, к культурам, и народам.

Задачи:

  • Приобщение детей к глубинному традиционному наследию, нравственному и эстетическому богатству традиционной культуры;
  • формирование осознанного патриотического чувства на основе понимания духовных ценностей;
  • распространение среди учащихся гражданских ценностей;
  • повышение правовой и политической культуры;
  • формирование культурно-социальных ценностей;
  • воспитание любви и уважения к Отечеству, к малой Родине, предкам, семье;
  • воспитание  гуманности и человечности;
  • формирование толерантности (контингент учащихся многонациональный и многоконфессиональный);
  • расширение мотивации изучения обществознания и истории;
  • привитие навыков исследовательской работы;
  • Создание условий для проявления творческих способностей каждого ребенка.

Нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока, гуманистической позицией учителя, которая рассматривается нами как интегральная характеристика педагогической деятельности. Сущность педагогической позиции обусловлена единством трех компонентов: ненасилие, основанное на принятии нравственных ценностей; субъектность и личностное взаимодействие. Высшее проявление сформированной гуманистической позиции - устойчивая ориентация на личностное взаимодействие, базирующаяся на субъектной реализации нравственных ценностей.

Для формирования гражданственности нами используется весь арсенал методических средств: семинары, практикумы, конференции, работа с документами, материалами СМИ, подготовка реферата, создание презентаций. Гражданское образование и воспитание сегодня немыслимо без моделирования и анализа на занятиях жизненных ситуаций - экономических, нравственных и иных, требующих применения соответствующих знаний и умений, поиска путей решения проблем, порожденных ситуацией, составления плана практических действий и т.п.  

Научить патриотизму невозможно, но создать условия для его формирования  мы можем и обязаны.

Воспитание деятельного гражданина - патриота своей Родины, а не стороннего наблюдателя, создание условий для его самопознания и самовоспитания - вот главная цель, над которой я работаю как учитель истории и классный руководитель. Именно классный руководитель наиболее тонко и полно понимает внутренний мир каждого своего воспитанника, его взгляды и жизненные приоритеты. 


        Важнейшее значение в реализации задач гражданского воспитания имеют 
классные часы, в ходе которых эффективно использую те педагогические технологии, которые обеспечивают учащимся проявление собственной гражданской позиции, создаю проблемные ситуации, требующие от школьника анализа сложных явлений, воспитываю у обучающихся чувства долга и ответственности. 

Ребята узнают много интересного об истории государства Российского, ее символах власти, изучают основной закон – Конституцию на тематических классных часах: «Конституция России», «Государственные символы».

В школе организовано детское самоуправление. Ежегодно проводятся выборы лидера детской организации «Свеча» и лидера союза старшеклассников. В ходе проведения этого мероприятия учащиеся проигрывают различные роли: выступают в качестве кандидатов в лидеры, агитаторов, избирателей. Выборы проходят по-настоящему: выдвигаются кандидаты,  проводится агитация, готовятся бюллетени для голосования. Учащиеся к этому мероприятию относятся очень серьезно и ответственно, понимая, что от их голоса зависит, будет ли интересной их школьная жизнь. 

В процессе такой деятельности формируется устойчивое правовое сознание, которое помогает обучающимся как в обыденных ситуациях, так и закладывает фундамент в формировании активной гражданской позиции. 

Особое место в воспитательной работе отвожу героике времен Великой Отечественной войны

В этом направлении значимыми и интересными для учащихся являются встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и детьми войны, которым в ту пору было по 10 – 12 лет. Им есть, что рассказать подрастающему поколению. Именно в минуты общения происходит единение душ разных поколений, испытывающих гордость за страну, в которой мы живем. Эти встречи помогают ребятам правильно воспринимать, понять и осмыслить исторические события, пробуждая интерес к историческому наследию своей страны. 

Ребята с большим интересом участвуют в викторинах, праздникахв митингах, посвященных Дню Победы над фашистами.

Главной гордостью нашей школы является Уголок боевой славы. «Гордиться славой наших предков, - писал А. С. Пушкин, – не только можно, но и должно». Экспонаты Великой Отечественной войны хранят память о страшных днях того времени. Вещественные памятники рассказывают о народных традициях, быте Донского края. 

Уже не первый год в нашей школе ведется углубленное изучение истории родного края с учащимися 7-8 классов, это факультатив «История родного края».

Результатом изучения является написание исследовательских работ и оформление экспозиционных выставок.

Совместно с учителем начальных классов Гусевой С.В., занимающейся изучением казачества, ведущий планомерную работу в этом направлении с учениками своего класса, проводятся традиционные русские праздники в казачьем стиле: «Рождество», «Масленица», «Пасха», и др.

С целью воспитания у обучающихся любви к малой родине на уроках и классных часах знакомлю детей с историческими традициями жителей Дона, особенностями культурной, духовной и нравственной жизни казачества. В древности говорили: «Каждое дерево сильно своими корнями. Отруби их, и дерево погибнет». Так и народ, не знающий своей истории и культуры, обречен на исчезновение. 


        Одной из форм изучения родного края являются
встречи с интересными людьми хутора, которые способствуют формированию гражданских позиций молодого поколения. Дети занимаются исследовательской работой по изучению истории своего хутора, внимательно изучают родословную своей семьи и гордятся делами своих предков.

Это творческие работы Чекунова В. «История семейной реликвии», Петрова Д. «Шуруповский чудо-мастер», где ученики рассказывают о своих дедах, оставивших светлую память о себе.

Мы стараемся использовать различные формы работы с учащимися: кружковая, экскурсионная, исследовательская, смотры, конкурсы, выставки и т.д. Внеклассные занятия могут быть массовыми, групповыми, индивидуальными. Показателем эффективности гражданско-патриотического воспитания на основе культурно-исторических традиций является формирование и развитие у школьников социальной активности, которая проявляется в социальных и гражданских акциях милосердия, традиционных праздниках и разнообразных творческих конкурсах. Но какую бы форму работы не выбрали, главным является приобщение к традициям, привитие любви к родному краю.

Формировать нравственные идеалы и гражданско-патриотические чувства у ребенка не просто. Их нельзя привить в принудительном порядке. На этом пути у взрослого могут случаться неудачи и ошибки, но самое главное состоит в том, чтобы работа по формированию культуры школьника была правдивой и искренней, в ней не может быть фальшивых слов и действий. Только построив отношения с учащимися на основе искренности и доверия, уважения их достоинства можно добиться таких результатов, которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состояться в нем, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы методического объединения учителей истории и обществознания Шелеховского района Иркутской области

Данный материал будет полезен руководителям школьных и районных методических объединений...

Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин».

Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин»....

Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы по теме: " Из опыта работы по организации внеурочной проектной деятельности обучающихся по русскому языку и литературе"

Опыт работы  учителя русского языка и литературы Евгении Фёдоровны Платоновой по организации внеурочной проектной деятельности обучающихся....

Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и обществознания, Нефтеюганский район, 2022 г.

Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и общес...

Выступление на Методическом объединении учителей ГБОУ ТРОЦ "Солнышко" Подготовка к аттестации педагогических работников ГБОУ ТРОЦ «Солнышко» (из опыта подачи заявления и заполнения аттестационных таблиц) от 19.02.2024

Доклад-выступление на методическом объединениии учителй ГБОУ ТРОЦ "Солнышко" от 19.02.2024 "Подготовка к аттестации педагогических работников ГБОУ ТРОЦ «Солнышко» (из опыта ...