Внеклассное мероприятие «Путешествие по странам Древнего Востока, Индии и Китая» для учащихся 5 класса
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

Овчинникова Надежда Ивановна

Цель мероприятия: повышение познавательной активности обучающихся и качества усвоения материала через внеурочную деятельность.

Задачи мероприятия:

  1. Активизировать познавательный интерес к исторической науке.
  2. Способствовать воспитанию у детей чувства коллективизма и взаимопомощи, а также навыков индивидуальной работы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_v_5_kl._ovchinnikova_n.i.docx31.86 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Вашутинская основная общеобразовательная школа

Внеклассное мероприятие

«Путешествие по странам

 Древнего Востока, Индии и Китая»

для учащихся 5 класса

Подготовила:

учитель истории  I кв. категории-

 Овчинникова Надежда Ивановна

2013-2014 учебный год

Цель мероприятия: повышение познавательной активности обучающихся и качества усвоения материала через внеурочную деятельность.

Задачи мероприятия: 

  1. Активизировать познавательный интерес к исторической науке.
  2. Способствовать воспитанию у детей чувства коллективизма и взаимопомощи, а также навыков индивидуальной работы.

Предварительная организация мероприятия:

Командам 5 класса предлагается придумать название, девиз и эмблему.

В начале игры учитель объясняет правила:

- В игре участвуют 2 команды по 5 человек. Начинает та команда, которая даст полный ответ на вопрос: Где расположен Египет?

- Каждая команда отвечает на вопросы и задания по очереди. За каждый правильный ответ команда получает один балл.

- Если команда дает неполный ответ или затрудняется с ответом, право ответа переходит к другой команде.

- Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов за весь ход игры.

- В конце игры жюри подводит итоги всех конкурсов.

Ход игры:

  1. Представление команд
  2. Слова от имени КЛИО

Пусть в прошлое проникнет ясный взор:

День настоящий явит вам в прозренье

Владык земных и славу, и позор,

И мудрости плоды, что дарит миру гений…

Проникнув в тайны смутные веков,

Умом и сердцем долго узнавайте

Любовь к добру и ненависть врагов,

Труд терпеливый прежде замечайте.

Привет вам, юные, собравшиеся здесь,

Чей ум пытливый озарили боги…

Вы путь истории исследуете здесь –

Пусть победят сильнейшие в итоге! 

Разминка «Всякая всячина».

Каждой команде предлагается ответить на пять вопросов без подготовки.

Вопросы для разминки:

  1. Какую страну древние греки образно назвали “даром Нила”? (Египет).
  2. Какие книги не сгорают? (Глиняные).
  3. Какой дикий зверь является источником жизни многих людей государств Передней Азии? (Река Тигр в Двуречье).
  4. Что называли “священным письмом египтяне”? (Иероглифы).
  5. Их египтяне называли “языком фараона” (Писцов).
  6. Пленник, человек без прав и свобод (Раб).
  7. Континент, на котором возникло государство Египет. (Африка)
  8. Повелитель (царь) Египта (фараон).
  9. “Жилище богов” (храм).
  10. Древние народные сказания о богах, легендарных героях, о происхождении явления природы (миф).
  11. Белая «шерсть» на кустах. (хлопок)
  12. Без него нельзя отправляться в дальний путь. Это есть и на корабле, и у геолога, и у туриста (Компас)

Конкурс «Загадочный».

Каждой команде предлагается отгадать загадку. Если команда не дает ответа, то право получить дополнительный балл имеет другая команда.

За правильный ответ 1 балл.

Загадка № 1.

Он самый мудрый и почтенный,

Бог Брахма изо рта его создал,

И цвет его одежды белый.

К концу же жизни

Вдруг отшельником он стал. (Брахман)

Загадка № 2.

Этих слуг повсюду гнали,

Жить в деревне запрещали.

Те в лачугах жалких спали,

На судьбу свою роптали. («Неприкасаемые»)

Загадка № 3.

Чтоб землю с севера обезопасить,

У гуннов землю отобрать,

Правители решили стену возвести,

Покой чтоб вечный обрести.

И людей великое множество

Согнали со всей страны.

Заставили ее строить,

Чтоб не было войны. (Великая китайская стена)

Загадка № 4.

Узнал Китай чрез много лет,

Как много может человек,

Из книг, на наши не похожих.

На связку дров скорее схожих.

Чтоб книгой стать,

Прошел чрез много мук

В Китае — расщепленный то... (Бамбук)

 Загадка № 5.

Он был царем.

Потом завоевал Египет.

И стал хозяином корон

Повелевать стал всеми… (Фараон).

Загадка № 6

Не один год, не один раб

Ее строили за просто так.

Чтобы фараон спокойно

Мог в загробном мире жить. (Пирамида).

Конкурс «Знаменитые люди». 

1. Чьи это слова: «Работать на хозяина должник должен три года, а потом его следует отпустить на свободу» (Хаммурапи, слайд 1)

2. Фараон, совершавший походы около 1500 г. до н.э. (Тутмос слайд 2)

3. Французский ученый, расшифровавший египетские надписи (Шампольон, слайд 3)

4. Кто это? «Он был совсем юн и не казался силачом, одет был как простой пастух, а в руках держал лишь посох и пращу» (Давид, слайд 4)

5. Кто так говорил? «Я царь - великий, царь царей, царь многоплеменных стран, царь этой земли великой» (Дарий I слайд 5)

За каждый правильный ответ по 1 баллу.

 Конкурс «Угадай исторический памятник».

Вспомним архитектурные сооружения государств Древнего Востока. За каждый ответ, без ошибок – 1 балл.

  1. «Отцом ужаса» называли арабы – кочевники — это сооружение. Высота его была 20 метров. Людей древности пугало это фантастическое существо с туловищем льва и головою фараона.  (Сфинкс, слайд 6)
  2. Высота этого сооружения 137 метров. Чтобы его обойти необходимо было пройти 1 километр. Строили его 20 лет, а дорогу к нему - 10 лет. На его строительство ушло 2 300 000 каменных блоков, которые привозили из южной страны Лидии. Названо было сооружение в честь правителя при котором и для которого оно строилось. (пирамида Хеопса, слайд 7)
  3. Вавилонский царь Навуходоносор II, приказал построить это сооружение для своей любимой жены – мидийской царевны. Оно располагалось в виде широкой 4-х ярусной башни. Платформы террас были сделаны из каменных плит, покрытых слоем камыша и залитых асфальтом. Всё это сооружение было покрыто толстым слоем земли, на котором можно было высаживать деревья, кустарники и цветы. (Висячие сады Семирамиды, слайд 8)
  4. Это сооружение на 90 метров поднималось в небо. В небесной голубизне блестели позолоченные рога, укрепленные на вершине этого сооружения. Оно было сооружено из сырцовой глины в виде 7-ми кубов, поставленных друг на друга. Кубы были разного цвета: черный обозначал подземный мир, красный-землю, голубой-небо. На вершине стояло золотое ложе и золотой стол бога Бела-Мардука (Вавилонская башня, слайд 9).

 Конкурс «Размышлялки».

Кто из греческих героев мифов мог бы выразить свое родительское горе такими словами?

1.Два индийца сидят за низким столом друг против друга. Судя по их разговору, они – злейшие враги, но почему-то они улыбаются, нет ненависти на их лицах.

- Это было лучшее из выигранных мною сражений! – хвастается один. – Помнишь, как мой любимец слон топтал твою пехоту?

- Все было так, но в этот момент моя конница прорвалась в твой тыл и уничтожила твои колесницы. – ответил второй.

- Совсем ненадолго,- возражает первый. – Притворным отступлением я заманил в ловушку твоего царя, и ты вынужден был сдаться.

О каких сражениях идет речь? (игра в шахматы, придуманной в Индии. 5 баллов)

2.Какие из продуктов: инжир, лук, утка, картофель, чеснок, виноград, финики, кукуруза, помидор, мед не входили в рацион египтян? Выберите 3 продукта (Картофель, помидор, кукуруза. 5 баллов.)

Конкурс: «Расскажи о стране».

 Каждой команде даны буквы. Задание: вспомните какие царства существовали на Древнем Востоке сложить их названия и рассказать о ней. Первая команда, справившаяся с заданием, получает 3 балла, остальные - по 1 баллу.

СОМОЕПТАМЯИ (Месопотамия)

ЯКИНИФИ (Финикия)

НИДЯИ (Индия)

ТАЙКИ (Китай)

ГИЕПТЕ (Египет)

Конкурс «Отгадай шарады».

Шарада – загадка, в которой загаданное слово делится на несколько составных частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово.

1. Первая часть слова – название реки в Индии.

Вторая часть слова – соединительный союз.

Третья часть слова – самая хвастливая буква алфавита.

(Инд – и - я)

Целое слово – страна в Южной Азии (на полуострове Индостан) (Индия).

2. Первая часть слова – заостренный с одной стороны кусок дерева, железа (клин).

Вторая – список учитываемых предметов (опись).

(Клин - опись).

Целое слово – письмена из черточек в форме клиньев, употреблявшиеся некоторыми древними народами Востока (Клинопись).

3. Первая часть слова – современное среди молодежи сокращенное произношение слова “папа” (-па-).

Вторая часть слова – устаревшее и шутливое название большого званого обеда, угощения (пир).

Третья часть слова – волосы над верхней губой у мужчин (у животных: жесткие волосы по бокам верхней губы) (ус).

(па – пир - ус)

Целое слово означает: 1) травянистое тропическое растение; 2) материал для письма, выработанный из этого растения у некоторых древних народов.

(Папирус).

Конкурс «Черный ящик».

По описанию нужно узнать предмет, который находится в синем ящике.

  1. Вещество, которое в Древнем Китае считалось лекарством, и его неохотно употребляли китайцы. Это лекарство имело целебные свойства: возвращало человеку силы, помогало встать на ноги. Настой, который когда-то считался в Китае лекарством, любят пить ежедневно миллионы здоровых людей во всем мире. (Чай).
  2. Зерно известного продукта, который вы не раз употребляли в пищу. А выращивали и выращивают его в Китае следующим образом: зерна намачивают, они прорастают. Затем на небольшом участке густо высеивают. Участок заполняют водой на 5 см. Когда рассада подрастет на 20-25 см в высоту, ее осторожно выдергивают и пучками по 5-6 ростков пересаживают на поле параллельными рядами. Поле должно быть покрыто водой на 5-10 см. (Рис).
  3. То, без чего не обходится сегодня каждый из нас. А появилось это в Древнем Китае. Изготавливали это следующим образом: в котле варили массу из измельченных тряпок, бамбука и коры деревьев. Затем сеткой черпали слой полужидкой массы и высушивали. (Бумага)
  4. Один путешественник, который побывал в Древней Индии, рассказывал о том, как индийцы выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах подобно соли. (Сахар.)

 Конкурс «Юный детектив».

 Из протокола допроса грабителей, проникших в захоронение одного из фараонов. “Мы проникли во все помещения... Мы нашли божественную мумию царя... На шее его было великое множество амулетов и украшений из золота. Голова его была украшена золотом. Покровы её были вышиты серебром и золотом изнутри и снаружи украшены всевозможными драгоценными камнями. Мы сорвали золото, которое нашли на священной мумии этого бога, все его амулеты и украшения, висевшие у него на шее, а также покровы, в которых он покоился.

Мы унесли их утварь, которую нашли при них. Там были сосуды из золота, серебра и бронзы. Всё золото, найденное на мумиях этих двух богов, их амулеты, украшения и покровы мы поделили на восемь равных частей”.

Вопросы:

1. Сколько всего было грабителей? По какой детали вы определили их число?

2. Когда произошло ограбление – в наши дни или ещё во времена Древнего Египта? Чем вы можете доказать своё мнение?

Ответы:

1. Грабителей было 8 человек, ведь все добычу они поделили на 8 равных частей.

2. Ограбление осуществлено ещё в Древнем Египте. Об этом свидетельствуют такие фразы из протокола допроса как “божественная мумия царя”, “золото, найденное на мумиях этих двух богов”. Современные грабители сказали бы просто: “мумия фараона”, “золото, найденное на мумиях фараона и его жены”.

Если только ответили на вопросы без доказательств- 1 балл

Если ответили и доказали не в полном объеме- 2балла

Если сделали всё – 5 баллов.

 Конкурс «Угадайка».

1. Притча «Слон и мышь».

Однажды слон шел по лесу и услышал жалобный писк, доносившийся из ямы. Маленькая мышка безуспешно пыталась карабкаться по отвесным стенам ямы, чтобы выбраться наружу. Слон, посмотрев на ее бесплодные усилия. Сжалился над ней и опустил в яму хобот. Мышка, усевшись на него, была мгновенно доставлена наверх. Она поблагодарила своего спасителя и пообещала ему свою помощь. Слон от удивления и возмущения захлопал ушами и сказал: «Какая может быть польза от такого маленького существа?». Он отвернулся от нее и гордо двинулся к лесу. Прошло некоторое время, и слон упал в глубокую яму. Она была настолько узка, что он мог лежать в ней, только подогнув ноги. Его крик, полный боли и тоски, раздавался на весь лес. Вдруг слон увидел мышку и ее сородичей, подкапывающих землю. Когда они закончили работу, слон смог подняться и выбраться из ямы.

1. У какого народа могла появиться эта притча?

2. Как вы думаете, чему должна учить людей притча о слоне и мышке?

2. Открытия, сделанные в Древнем Китае.

Если бы в древнем мире присуждали награды за изобретения и открытия, то, несомненно, большинство их получили бы китайцы.  Делая надрезы на дереве, они получали смолу. После того как смола наполняла специально закрепленный сосуд, дерево оставляли отдыхать на 5 – 7 лет. Китайцы первыми обратили внимание на удивительные качества изделий: они были долговечны, прочны, тверды. Но вот беда, смола быстро твердела. Находчивые китайцы с блеском вышли из трудного положения. Они стали помещать в чаны крабов, и смола долгое время сохранялась в жидком состоянии. Каким же необычным свойством обладали эти существа?  Оказывается, их панцири выделяли вещество, которое тормозило процесс затвердения смолы.

1. О каком открытии идет речь?

2. Почему большинство наград присуждалось бы китайцам?

Конкурс «Строители».

Пирамиды являются одним из семи чудес света. Вам предлагаем построить свою пирамиду, начав с основания. (10 баллов)

Вопросы:

1 - приспособление, с помощью которого поднимали воду на поля в Египте (Шадуф)

2 - неограниченный правитель в Египте (Фараон)

3 - человек, заставляющий работать рабов с помощью плети и палки (Надсмотрщик)

4 - египтяне не только строили, но и рыли…(Канал)

5 - водяное растение, считавшееся в Египте священным (Лотос)

6 - злой бог пустыни, убивший по легенде, бога Осириса (Сет)

7 - фараон, который вел войны в Азии (Тутмос)

8 - мастер, украшавший храмы статуями богов, животных (Скульптор)

9 - бог солнца (Ра)

10 - искусство счета, часть математики, известное египтянам (Арифметика)

11 - человек, наблюдающий за звездами, предсказывающий разливы (Астроном)

12 - столица объединенного Египта около 3000лет до н.э.(Мемфис)

13 - огромная каменная статуя льва с головой человека (Сфинкс)

14 - ветры, дующие до 50 дней подряд ежегодно (Суховеи)

15 - знак - рисунок, обозначавший слово или часть слова (Иероглиф)

16 - новая столица Египта около2000лет назад (Фивы)

Подведение итогов. Награждение.

Список используемой литературы:

Борзова Л.П. Игры на уроке истории. – М., 2001.

Годер Г.И. Задания и задачи по истории Древнего мира. – М., 1996.

Крючкина Н.Б. “Дидактические игры, тесты, загадки, по истории древнего мира”. Методическое пособие. М., 2003.

Автор - составитель Н.Н. Ярцева История 5-10 классы. Игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях. Волгоград, «Учитель»,2009.

Интернет- ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие Путешествие по странам Древнего Востока и Древней Греции и

Внеклассное мероприятие по теме: "Путешествие по странам Древнего Востока и Древней Греции" разработано для обучающихся 5х классов. Содержание игры охватывает темы "Древний Восток" и "Древняя Греция"....

Путешествие по странам Древнего Востока

Презентация к обобщающему уроку "Путешествие по странам Древнего Востока"  разработано для учащихся 5 класса. Содержит различные задания, активизация позновательной деятельности учащихся...

Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну Физики" для учащихся 7-8 классов

Познавательное мероприятие по  разделам физики за курс 7 и 8 класса. Используются интересные задания по литературным произведениям....

Контрольно-обобщающий урок: "Путешествие по странам Древнего Востока"

Предлагаемую работу можно использовать в качестве обобщения по теме " Древний Восток", а также как проверочную работу по заданной теме.Возможности применения этой работы достаточно широкие. К каж...

Конспект внеклассного мероприятия «Путешествие в страну Языкознания» для учащихся 5 – 9 классов

Цель мероприятия: развивать логическое мышление на материале заданий по русскому языку; расширить кругозор учащихся в области русского языка; используя материал занимательной грамматики, воспитывать и...

Урок - игра «Путешествие по странам древнего Востока»

Повторительно-обобщающий урок по истории Древнего мира, 5 класс...

Внеклассное мероприятие "Путешествие в страны Древнего Востока"

Внеклассное мероприятие "Путешествие в страны Древнего Востока"...