Археология и Гражданское воспитание
статья по истории (9 класс) на тему

Воронцова Надежда Степановна

  Археология - наука, которая помогает нам изучать современную историю. Умение восстановить причинно - следственные связи в развитии человечества - это тоже заслуга археологии. Радость и интерес вызывают найденные исторические источники. Ведь по ним можно восстановить историю далегого прошлого.

 

 

 Значемость гражданского воспитания сегодня очень важна. От этого зависит  у школьников формирование гражданской позиция,чувства патриотизма и любви к своей Родине. Необходимость в формировании данных качеств у подростов обусловлена ситуацией, сложившейся в настоящее время в российском обществе.Существует ряд факторов, препятствующих осуществлению идей гражданско-патриотического воспитания иограничевабщий его эффект.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гражданское воспитание школьников в современных условиях

Одним из приоритетных направлений образования школьников в современной России является воспитание у молодого поколения гражданского самосознания и чувства патриотизма. Необходимость в формировании данных качеств у подростков обусловлена ситуацией, сложившейся в настоящее время в российском обществе. Существует целый ряд факторов, препятствующих осуществлению идей гражданско-патриотического воспитания и ограничивающих его эффект. Российская государственность переживает трудный период в своей истории: экономические проблемы, социальное  расслоение населения,   неудачное реформирование армии, здравоохранения, отсутствие внятной национальной идеи, отказ от традиционных нравственных ценностей. Отсюда следуют снижение престижа вооруженных сил, аполитичность рядовых граждан, ослабление доверия к государству. Кроме того, не способствуют привитию  школьникам любви к Родине и активной жизненной позиции СМИ, и в частности некоторые Интернет площадки, которые интерпретируют события, происходящие в стране, в негативном ключе. Семья также, к сожалению, не озабочена тем, чтобы дети были настоящими патриотами, гражданами. Родителей больше беспокоит материальное благосостояние.  При этом следует отметить, что и школа ослабила свои позиции в гражданско-патриотическом воспитании. Проблема зародилась в 90-е годы XX столетия, когда приоритетом школьной реформы стало внедрение либеральной модели обучения – гуманистический характер образования, первичность общечеловеческих ценностей, свобода и плюрализм  в образовании. Однако вскоре стало понятно, в этой модели воспитание потеряло то особое значение, которое оно всегда имело в традиционной российской культуре и педагогике, а именно, не направлено на духовно-нравственное развитие человека в процессе образования.

Отрадно отметить, что ситуация меняется в лучшую сторону. Проблеме гражданско-патриотического воспитания уделяется внимание на государственном уровне. Понятие «патриот» становится приоритетным, обществу нужны люди, ориентированные на служение Родине, верные своему Отечеству, готовые к выполнению гражданского долга. Признается тот факт, что воспитание патриотов – залог консолидации общества, укрепления государственности. В связи с этим системе образования предъявляются новые требования, изложенные в «Концепции модернизации российского образования на период до 2015 года». В этом документе «Приоритет общечеловеческих нравственных и гражданско-патриотических ценностей» – один из первых принципов деятельности.

Главной целью гражданского образования является формирование и развитие личности, обладающей необходимыми знаниями и умениями, а также системой демократических ценностей, помогающих успешно выполнять гражданские обязанности. При этом важна совокупность готовности и способности к реализации всего комплекса своих гражданских прав и обязанностей.

Наряду с формированием гражданской компетентности личности у учащихся необходимо формировать основополагающие ценности российской и мировой культуры, определяющие гражданское самосознание.

Гражданское образование включает в себя политическое, правовое и нравственное образование и воспитание. Основной путь получения знаний, необходимых для формирования патриота-гражданина – уроки истории и обществознания, элективные курсы по краеведению. Курс обществознания позволяет учащимся усвоить наиболее актуальные обобщенные знания о человеке, обществе, отношениях человека к природе, обществу, самому себе, об основных областях общественной жизни. Курс обществознания помогает школьнику успешно ориентироваться в социальной реальности, подростки приобретают опыт освоения основных социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника...). Применить свои знания, сформировать умения и навыки учащиеся могут во внеурочной деятельности.

Выработке гражданских навыков способствует участие школьников в детских движениях и организациях, а так же организация самоуправления учащихся образовательного учреждения. Самоуправление учащихся можно считать отличной школой гражданской активности, при условии, что педагогический коллектив действительно выделит им сферу их компетенции и не превратит самоуправление учащихся в фарс.

В нашей школе уже много лет функционирует детская общественная организация «Правовое государство по имени школа». Членами организации являются все учащиеся школы. Совместно с педагогами они разработали структуру организации, свод законов, регламентирующих деятельность организации в целом и отдельных ее подразделений. Цель ДОО – воспитать политически грамотного, активного субъекта социума. В рамках организации  учащимся созданы условия для применения на практике знаний, полученных на уроках обществознания. Так, каждый ученик школы может принять участие в выборах президента организации, членов парламента, формировать министерства, отвечающие за разные направления работы. Желающие быть избранными в органы управления организации во время предвыборной кампании выступают со своими программами, и члены организации выбирают самых достойных из кандидатов. Избранные члены парламента привлекаются к участию в планировании внеурочной деятельности учащихся, министерства претворяют в жизнь запланированные мероприятия. Такая форма организации жизнедеятельности очень популярна среди учащихся школы, так как позволяет им почувствовать себя взрослыми, полноправными членами общества. Есть надежда, что, став взрослыми, они сохранят приобретенный в школе интерес к политической жизни страны, свою гражданскую активность, инициативу, навыки работы в команде, стремление сделать свою жизнь и жизнь общества лучше, удобнее, справедливее, готовность внести свой вклад в построение правового государства и гражданского общества.

В основу гражданского воспитания положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач общества. Одним из интенсивных методов социальной практики является социальное проектирование, осуществляемое как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Основная цель социального проектирования – создать условия, способствующие формированию у учащихся собственной точки зрения по обсуждаемым проблемам, применению гражданских компетентностей. Социальные проекты дают учащимся возможность связать и соотнести общие представления, полученные в ходе урока, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семьи, учителя, с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах села, города, страны в целом.

Подтверждением этого является работа учащихся нашей школы в группах социального проектирования, Ими был осуществлен ряд социальных проектов: «Площадка для выгула собак», «Музей истории школы», «Живые голоса истории». В процессе работы над этими проектами участники групп приобрели навыки постановки проблемы, нахождения путей ее решения, они общались со специалистами, представителями властных структур, общественных организаций, которые помогали им в решении проблем. Велико было чувство собственной значимости ребят, когда вскоре после завершения проекта «Площадка для выгула собак» городские власти разработали и утвердили документ, регламентирующий порядок содержания домашних животных в городе. Может быть, это и совпадение, но им хотелось думать, что именно их проект заставил взрослых озаботиться проблемой отсутствия площадок для выгула собак в городе.  Работая над проектом «Музей истории школы», учащиеся открыли множество страниц в жизни школы, которые позволили им по-новому взглянуть на родное учреждение, испытать чувство гордости за свою школу,  воспитавшую целую плеяду достойных людей, в которой работали и работают замечательные педагоги. Вместе с тем, возросло их чувство ответственности. Ведь они учатся в такой выдающейся школе! Важным этапом в формировании патриотического чувства, гордости за свою Родину стала работа над проектом «Живые голоса истории». Собирая аудиозаписи с голосами участников Великой Отечественной Войны,  подростки чувствовали себя соучастниками великого подвига, хранителями истории.

Таким образом, школа в современном российском обществе является одной из главных сфер, где воспитывается патриотическое и гражданское сознание ребёнка.  Связь школы с культурой страны и культурой города обеспечивает усвоение подрастающим поколением основных принципов государства, и социальной жизни, приводит его к пониманию того, что делает его гражданином страны.

Приложение

Примеры мероприятий возможных для проведения в школе для воспитания гражданственности учащихся, как в урочное, так и в неурочное время

1. «Я и Я» - гражданское отношение к себе

Задачи:

1.Формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность

2.Воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности. Точности при соблюдении правил поведения дома, в школе, в общественных местах.

Мероприятия:

- «Мой режим дня» (Беседа)

- «Познай себя» ( анкетирование «Познай себя», «Кто вы?»)

- Конкурс плакатов посвященных ЗОЖ

- Курить или жить (беседа с элементами тренинга)

- Суд над наркоманией (ролевая игра)

- Кто такой гражданин? (беседа)

- Путешествие в Законию (классный час)

Предполагаемый результат деятельности: высокий уровень самосознания, самодисциплина, понимание учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважение человеческого достоинства.

2 « Я и Семья»- формирование гражданского отношения к семье

Задачи:

1.Воспитывать семьянина, любящего своих родителей

2.Формировать уважение к членам семьи

Мероприятия:

- День Матери (классный вечер с участием мам)

- Родительские собрания по темам:

·« Что нужно знать родителям о своем подростке»

·Памятка для родителей «Создание благоприятной семейной атмосферы»

·Памятка «Как научить ребенка ответственности»

·«Чтобы ребенок учился»

 - «Семейные традиции»

- »Фотографии из семейного альбома»

Предполагаемый результат: сформировано представление, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством. Сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать.

3 « Я и Школа» - формирование гражданского отношения к школе

Задачи:

1.Формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу. Стремление к сочетанию личных и общественных интересов, создания атмосферы товарищества и дружбы в коллективе.

2. Воспитывать сознательное отношение к учебе

3. Воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения

4. Воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы

Мероприятия:

- Праздник первого звонка ( линейка)

- Школа- наш второй дом ( выполнение коллективного рисунка на тему: наша школа в будущем»)

- Зачем нужно учиться в школе? ( беседа )

- Самоуправление в классе (выбор актива класса)

- Имею право- но обязан ( классный час)

Предполагаемый результат деятельности: осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик-учитель», «ученик-ученик», выполнение распорядка работы школы и возложенных на ученика обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе.

4. « Я и мое Отечество» -формирование гражданского отношения к Отечеству

Задачи:

1.Развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости.

2. Воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.

Мероприятия:

- Смотр-конкурс «Будущее России»

- Государственная символика РФ ( оформление стендов)

- Моя Родина ( поездки, походы по родным местам)

- Уроки Мужества ( встреча с ветеранами ВОВ)

- Вахта памяти ( рисунки детей на тему: «Война глазами детей».)

Предполагаемый результат деятельности: убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Особенности гражданского воспитания дошкольников"

Развитие гражданских качеств личности — процесс сложный, противоречивый и длительный. Он продолжается практически всю жизнь. Однако наиболее активно качества и чувства человека, в том числе и гражданс...

Исследовательская деятельность школьников как способ гражданского воспитания

Учитывая, что будущее определяется крупными научными изменениями, конкуренцией, мобильностью применения знаний и скоростью внедрения новых технологий, создание условий для подготовки личности, творчес...

Общешкольная программа патриотического и гражданского воспитания " Я - гражданин России"

Цель создания данной прогаммы- создание единого образовательного и воспитательного пространства школы и микрорайона, воспитание личности в каждом ребенке, воспитание человечности. гражданственности и ...

Программа по курсу "Гражданское воспитание в условиях детского дома"

Большинство воспитанников поступают в интернаты и детские дома из асоциальных семей, имея, как правило, негативный опыт взаимодействия с обществом, несформированные моральные и нравственные понятия....

Археология и Гражданское воспитание

Археология - наука, которая помогает нам изучать современную историю. Умение восстановить причинно - следственные связи в развитии человечества - это тоже заслуга археологии. Радость и интерес ...

Гражданская позиция как результат гражданского воспитания детей

Цель, задачи гражданского воспитания на современном этапе развития обществаСущность идеи гражданского воспитанияСущность понятия «патриотизм»  как результат гражданского воспитанияНаправленияФорм...