Авторский дидактический материал к уроку "Россия в 60-80 – ее гг XX века"
учебно-методический материал по истории (9 класс) по теме

Острая Наталья Владимировна

Дидактический материал включает в себя рабочий лист и итоговый тест 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochiy_list.doc44 КБ
Microsoft Office document icon itogovoe_testirovanie_60-80_gg.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Повторительно-обобщающий урок «Россия в 60-80 – ее гг».

Задание 1.

  1. Какие партийные и государственные посты занимали Г.М. Маленков, Л.П. Берия, Н.С.Хрущев при жизни Сталина?
  2. Что общего в проектах реформ, предложенных этими политиками после смерти Сталина?
  3. В чем была принципиальная разница подходов этих политиков к реформированию советского общества?

Задание 2.

Прочитайте документы и кратко ответьте на поставленные вопросы.

Из Программы КПСС, принятой на XXII съезде (1961)

Рожденная социалистической революцией диктатура пролетариата сыграла всемирно-историческую роль, обеспечив победу социализма в СССР. В то же время в процессе построения социализма она самая претерпела изменения. В связи с ликвидацией эксплуататорских классов отмерла функция подавления и сопротивления. Всестороннее развитие получили главные функции социалистического государства – хозяйственно-организаторская и культурно-воспитательная. Социалистическое государство вступило в новый период своего развития. Начался процесс перерастания государства во всенародную организацию тружеников социалистического общества. Пролетарская демократия все больше превращалась во всенародную социалистическую демократию….

Всесторонне развертывание и совершенствования социалистической демократии… главное направление развития социалистической государственности в период строительства коммунизма.

Из проекта Конституции СССР 1962-1964 гг.

Главным направлением в развитии общенародного государства является всемерное развитие демократии, вовлечение всех граждан в управление государственными и общественными делами, улучшение работы государственного аппарата и усиление народного контроля над его деятельностью.

В.М. Молотов О Программе КПСС

Критикую общенародное государство. Я считаю, что у нас, несмотря на то, что говорится, остается диктатура пролетариата. Не может государство выражать интересы и рабочего класса, и колхозников, и интеллигенции. Все эти разговоры об общенародном государстве – это только переименование. Не нравится жесткое слово «диктатура». На Запад оглядываются.

  1. Не противоречил ли провозглашенный тезис об общественном государстве основам существовавшей в  стране системы?
  2. Не могла ли привести реализация провозглашенного курса на всемерную демократизацию советского общества к разрушению основ государства?
  3. Чем вы можете объяснить неприятие Молотовым идеи общенародного государства? Почему он считал, что государство не может выражать интересы всего общества?

Задание 3.

Охарактеризуйте основные изменения в экономической сфере после реформ Хрущева.

Задание 4.

Перечислите наиболее серьезные кризисы в международных отношениях, активным участником которых выступал СССР в 50-60 – х гг. Дайте краткое изложение причин этих кризисов и объясните их суть.

Задание 5.

Используя материалы учебника, раскройте основные направления аграрной реформы 1965 года.

Задание 6.

На основе материала учебника напишите об основных направлениях реформы промышленности 1965 г. и ответьте на вопросы.

  1. Какие из предпринятых мер вы считаете наиболее значимыми для роста промышленного производства? Почему?
  2. Существовали ли внутренние противоречия замысла реформы?
  3. Почему реформу 1965 года многие считают наиболее радикальной из всех проведенных советской власти?
  4. в чем вы видите внутри- и внешнеполитические предпосылки свертывания реформы 1965 года.

Задание 7.

По материалам учебника напишите основные события внешнеполитической деятельности СССР  по следующим направлениям:

А) отношения со странами социалистического лагеря;

Б) отношения с развитыми капиталистическими странами;

В) международные конфликты

А)

Б)

В)

Задание 8.

Приведите в соответствие данные таблицы

Год

Событие

1

1967

Международное совещание коммунистических партий в Москве

2

1970

Подписание Договора о мирном использовании космоса (ОСВ - 1)

3

1972

Подписание договора о нераспространении ядерного оружия

4

1976

Подавление восстания в Чехословакии

5

1968

Договор СССР и ФРГ о признании послевоенных границ в Европе

6

1968

Подписание договора о запрещение бактериологического оружия

7

1968

Советско-американский договор

8

1972

Принятия Заключительного акта по безопасности и сотрудничеству в Европе

9

1975

Подписание Договора ОСВ – 2

10

1971

Начало размещения советских ракет средней дальности в Европе

 



Предварительный просмотр:

Итоговое тестирование «Россия в 60-80-ее гг. XX века»

Политическое развитие

1.        После отстранения Н. С. Хрущева от власти правительство СССР возглавил:

а)        Л. И. Брежнев;

б)        А. Н. Косыгин;

в)        Н. В. Подгорный.

2.        В 1964 г. новым лидером КПСС стал:

а)        Л. И. Брежнев;

б)        А. Н. Косыгин;

в)        Н. В. Подгорный.

3.        После отставки Н. С.  Хрущева позиции партийного аппарата в жизни страны:

а)усилились;

б)        ослабли;

в)        остались без изменений.

4.        Первыми «контрреформами» Л. И. Брежнева стали:

а)        отмена ротации партийной номенклатуры;

б)        предоставление партийным комитетам права контроля за деятельностью администрации;

в)        усиление контроля за деятельностью государственных  органов  со  стороны   партийного аппарата;

г)        реализация идеи разделения властей;

д)        введение альтернативных выборов в партийные и государственные органы.

5.        Впервые после XX съезда КПСС высокая оценка деятельности И. В. Сталина на посту руководителя страны прозвучала в докладе Л. И. Брежнева на:

а) октябрьском (1964 г.) Пленуме ЦК КПСС;

б) праздновали 20-летия Победы;

в) XXIII съезд КПСС.

6.        Активно   протестовали   против   апологии сталинизма:

а)        М. А. Леонтович;

б)        К. И. Чуковский;

в)        В. П. Катаев;

г)        В. А. Каверин;

д)        М. А. Шолохов;

е)        А. В. Софронов;

ж)        К. Г. Паустовский;

з)        О. Н. Ефремов;

и) С. П. Залыгин;

к) И. М. Смоктуновский;

л) Г. А. Товстоногов;

м) М. А. Ульянов.

7.        «Брежневская»  Конституция СССР была принята в:

а)        1971 г.;  б)        1975 г.;    в)        1977 г.

8.        Новыми в этой Конституции были положения о:

а)        построении в СССР развитого социализма;

б)        достижении социальной и национальной однородности советского общества;

в)        новой   социальной   и   интернациональной общности — советском народе;

г)        ведущей роли КПСС как ядра политической системы страны;

д)        разделении властей;

е)        создании профессионального парламента;

ж)        создании в стране единого народнохозяйственного комплекса.

9.        Лидером страны после смерти Л. И. Брежнева стал:

а)        К. У. Черненко;

б)        М. С. Горбачев;

в)        Ю. В. Андропов.

Экономическое развитие

1. Реформа в промышленности началась в:

а)        марте 1965 г.;

б)        сентябре 1965 г.;

в)        марте 1966 г.

 

2. Реформа в сельском хозяйстве началась в:

а)        марте 1965 г.;

б)        сентябре 1965 г.;

в)        марте 1966 г.

3.        Основными   направлениями   реформы  в промышленности были:

а)        сокращение  до  минимума числа директивно планируемых показателей;

б)        сохранение жестких нормативов по валовому объему выпускаемой продукции;

в)        создание предприятий с частным капиталом;

г)        предоставление предприятиям части доходов для материального стимулирования производителя;

д)        упразднение совнархозов;

е)        восстановление отраслевых министерств.

4.        Основными   мероприятиями   реформы  в сельском хозяйстве были:

а)        повышение закупочных цен на сельхозпродукцию;

б)        установление   гарантированного   6-летнего плана госзакупок;

в)        введение надбавок за сданную сверх плана сельхозпродукцию;

г)        увеличение капиталовложений;

д)        допущение частной собственности и частного предпринимательства;

е)        полная свобода торговли сельхозпродукцией.

5.        Укажите, какой из перечисленных объектов был построен в годы восьмой пятилетки:

а)        Волжский автозавод;

б)        Байкало-Амурская магистраль;

в)        Камский автозавод.

6.        Основной задачей экономической реформы 1979 г. было:

а)        совершенствование   хозяйственного  механизма и повышение уровня партийного руководства;

б)        материальное стимулирование труда;

в)        ограниченное   использование рыночных механизмов для повышения качества продукции и увеличения объемов ее производства.

7. Основными направлениями  «широкомасштабного экономического эксперимента» 1983 г. были:

а)        ослабление   централизованного  планирования и распределения;

б)        участие регионов и отдельных предприятий в ценообразовании;

в)        допущение частной собственности и частного предпринимательства.

8.        Главными препятствиями на пути научно-технического прогресса в СССР были:

а)        планово-директивная экономика;

б)        отставание  отечественной фундаментальной науки;

в)        огромные затраты на военное производство;

г)        остаточный принцип финансирования отечественной науки и культуры;

д)        недооценка    партийно-правительственным руководством важности ускорения научно-технического прогресса.

8.        Укажите главный фактор, обусловивший динамичную социальную политику в 70-е гг.:

а)        отказ от остаточного принципа финансирования социальной сферы;

б)        сокращение военных расходов в условиях разрядки международной напряженности;

в)        использование «нефтедолларов» для закупок товаров на Западе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование авторского дидактического материала "Разноцветные пуговки" для развития и коррекции психических процессов у детей дошкольного возраста.

Использование авторского дидактического материала "Разноцветные пуговки" для развития и коррекции психических процессов у детей дошкольного возраста....

Авторский дидактический материал повторительно-обобщающего урока "История России с древнейших времён до XVI века"

Материал включает в себя рабочий лист и предназначен для актуализации знаний, полученных в  6 классе....

Авторский дидактический материал по Истории Древнего мира (Первобытность)

Материал включает в себя обучающие карточки-задания по эпохе первобытности...

Авторский дидактический материал к разделу "Синтаксис"

Дидактический материал содержит упражнения к урокам изучения синтаксиса в 8-9 классах....

Дидактический материал. Итоговый тест по литературе по разделу "Поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе", 5 класс

Итоговый тест по литературе по разделу "Поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе", 5 класс...