Использование авторского дидактического материала "Разноцветные пуговки" для развития и коррекции психических процессов у детей дошкольного возраста.
методическая разработка по теме

Гущина Екатерина Александровна

Использование авторского дидактического материала "Разноцветные пуговки" для развития и коррекции психических процессов у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx5.47 КБ

Предварительный просмотр:

Использование авторского дидактического материала «Разноцветные пуговки» для развития и коррекции психических процессов у детей дошкольного возраста.

Пуговица, такой простой и хорошо известный каждому с детства предмет. Ну какой же ребенок не любит покопаться в коробке со старыми пуговицами. Каких только пуговиц там нет: красные, черные, желтые, металлические, пластмассовые, деревянные, большие и маленькие. Такая коробка когда-то была и в моем доме и мне она казалась чем-то волшебным. Я часто открывала и перебирала собранные там за долгие годы пуговицы. Подбирала одинаковые и разные, раскладывала по «кучкам» и потом снова смешивала все вместе. Именно этот интерес детей к пуговицам и мои детские воспоминания и натолкнули меня на идею создания этого дидактического материала, который я так и назвала «Разноцветные пуговки».

В дидактический материал «Разноцветные пуговки» входят 24 пуговицы, изготовленные из толстого плотного картона, которые отличаются друг от друга тремя признаками:

- цветом: красный, желтый, зеленый, синий;

- величиной: большой, средний, маленький;

- количеством дырочек: две и четыре.

В комплект дидактического материала также входят шнурки красного, желтого, зеленого и синего цвета.

Для более полного использования материала я также изготовила карточки с различными вариантами лото (для детей разного возраста и разного уровня развития), логического лото, образцами бус, собираемых из пуговиц, карточками - описаниями отдельных свойств пуговиц.

Играть «Пуговками» можно как индивидуально, так и с небольшой подгруппой детей: 2 – 4 человека.

Использование данного дидактического материла направлено на развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Начинать играть можно с младшего дошкольного возраста, но многие игры будут интересны и старшим дошкольникам.

Как показал опыт работы, очень эффективно использование «Разноцветных пуговиц» в коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития.

В процессе игры с «Пуговками» дети знакомятся с основными цветами, учатся соотносить, выделять, называть основные цвета, соотносить предметы по величине. А т.к. у многих детей с задержкой психического развития отмечается нарушение формирования сенсорных представлений, то очень актуальным является то, что данный материал позволяет многократно в разных игровых ситуациях проговаривать названия основных цветов, побуждает детей определять цвет и величину пуговиц, дифференцировать пуговки по различным свойствам.

Также «Разноцветные пуговки» позволяют активно развивать у детей различные мыслительные операции. Дидактический материал легко и весело поможет научить детей выявлять некоторые свойства в предмете, называть их, абстрагировать, сравнивать и обобщать по одному, двум или трем свойствам, классифицировать, находить предметы по заданным свойствам, обозначать свойство или его отсутствие с помощью рисунка-символа, т.е. кодировать, или по рисункам-символам находить нужный предмет, т.е. раскодировать.

Не секрет, что практически все дети с задержкой психического развития имеют проблемы с развитием внимания. Разнообразные дидактические игры с «Разноцветными пуговками» помогут также развить и различные параметры внимания: такие как объем, устойчивость, концентрацию, распределение, а также научат детей действовать по образцу, показу, словесной инструкции, соблюдать правила игры, решать проблемные ситуации. А также разовьют память, ведь во многих играх ребенку приходится запоминать и удерживать в памяти одно, два или даже сразу три свойства предмета. А т.к. во многих играх детям необходимо описывать свойства пуговиц, то эти игры помогают развить так же и речь.

Еще одной отличительной особенностью данного дидактического материала является то, что с его помощью идет успешное развитие у детей пальчиковой моторики и координации движений пальцев рук, благодаря широкому использованию шнуровок.

С «Разноцветными пуговками» можно играть в такие игры как «Собери бусы», различные виды «Лото», «Логическое лото», «Цепочка пуговиц», «Отгадай пуговку», «Разложи пуговки», «Магазин пуговиц», а также «Четвертый лишний», «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Чудесный мешочек» и многие другие.

 В зависимости от возраста и уровня развития детей, можно подбирать игры различной сложности, при необходимости можно использовать в игре меньшее количество пуговиц. Также предусмотрено постепенное усложнение заданий и правил.

Хочется отметить так же и то, что во многие игры дети могут играть самостоятельно, без руководства со стороны взрослых, а также возможность введения во многие игры дополнительной игровой или проблемной ситуации, соревновательного момента, что поможет взрослому сохранять у детей интерес к игре продолжительное время. А для детей с задержкой психического развития, у которых часто отмечается снижение познавательного интереса, повышенная утомляемость, дефицит внимания, это очень актуально.

Я думаю важно и то, что взрослый, используя один дидактический материал в различных вариантах игр, может решать с его помощью большое количество развивающих и коррекционных задач, может многократно повторять один и тот же учебный материал, снова и снова упражнять ребенка, не вызывая при этом отторжения и нежелания играть со взрослым и играя развиваться, т.к. развитие и обучение с дидактическим материалом «Разноцветные пуговки» идет через весьма занимательную игру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи и высших психических функций у детей дошкольного возраста.

Выступление перед родителями будущих первоклассников....

Развитие лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.(дидактическое пособие)

Описание пособия, рекомендации по использованию, фото. Полезно для логопедов, воспитателей....

Статья "Дидактические игры и упражнения в коррекции фонематических нарушений у детей дошкольного возраста"

В статье предложены игры и упражнения для развития фонематических функций у детей дошкольного возраста"...

Консультации для родителей .Су-Джок терапия в логопедии. Как научить ребенка здороваться. Использования литературы в семейном воспитании. Использование устного народного творчества в коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста.

Консультации для родителей .Су-Джок терапия в логопедии. Как научить ребенка здороваться.  Использования литературы в семейном воспитании. Использование устного народного творчества в к...

Развитие психических процессов у детей дошкольного возраста с ОВЗ с помощью магнитного театра «Репка»

Предлагаю Вашему вниманию задания, которые я использую в своей работе по развитию внимания, восприятия, памяти, мышления, речи у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)...


 

Комментарии

Гущина Екатерина Александровна

Данный дидактический материал я использую в работе с дошкольниками с задержкой психического развития.