Разработка открытого урока по истории в 5 классе по теме "Древнейший Рим"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Петухова Анна Александровна

Разработка урока по истории в 5 классе с учетом УУД. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.docx33.89 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                   Учитель истории и обществознания

                                                                                                                       МБОУ СОШ № 7 пос. Каменномостского

                                                                                                                        Петухова Анна Александровна.

Предмет: История. Класс 5.

Учебник: А.А. Вигасин, Т.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История древнего мира.     5 класс. М «Просвещение» 2012.

Тема урока: Древнейший Рим.

Тип урока: Изучение нового материала.

Оборудование: ИКТ, историческая карта, атласы, смайлики, карточки с заданиями.

Цель урока: сформировать представление о Древнем Риме, как одном из государств Древнего мира.

Задачи урока:

- на основе работы с текстом учебника, с исторической картой и анимированной презентацией узнать об основных событиях, связанных с возникновением государства Древний Рим;

- на основе анализа полученной из различных источников информации научиться формулировать и решать познавательные задачи;

- развивать коммуникативные способности при работе в группах, формировать навыки оценивания собственной деятельности и деятельности коллектива.

Планируемые результаты:

предметные:

- воспроизводить исторические факты, выделять главное, давать определения терминам: патриции, плебеи, весталка, ликторы;

- извлекая необходимую информацию, рассказывать об условиях жизни, занятиях жителей Древнего Рима;

- показывать на карте географические объекты;

метапредметные:

- определять тему урока, цели;

- выстраивать алгоритм своей работы;

личностные:

- развивать познавательный интерес к пополнению новых знаний;

- работать в группе, вступать в диалог, высказывать своё мнение, участвовать в коллективном обсуждении;

- анализировать и оценивать результаты собственной деятельности и деятельности коллектива.

Структура урока:

12. Ориентировочный этап (5 мин.).

3. Поисково-исследовательский этап, с представлением материала (20 мин.).

4. Физкультминутка (2 мин.).

5. Рефлексивно-оценочный этап (10 мин.).

6.  Домашнее задание (3 мин.).

Этап урока

Деятельность  учителя

Деятельность  учеников

Доска,

оборудование

Осуществляемые  действия

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые  действия

Формируемые  способы деятельности

Осуществляемые  действия

Формируемые  способы деятельности

Осуществляемые  действия

Формируемые  способы деятельности

Мотивационно-целевой этап (5мин.).

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний

3. Мотивация

Добрый день! Проверяет, кто отсутствует. Выясняет, кто дежурные и всё ли они приготовили к уроку (атласы, смайлики) на каждой парте.

Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела в истории -  Древнего мира.

Для того чтобы определить тему, предлагаю сыграть вам в игру «Ответь на вопрос».

Я задаю вопросы, если на него ответили, то снимаем это слово.

На доске прикреплены слова: Греция, Египет, Спарта, Китай, Македония, Апеннины

У нас осталось слово - Апеннины.

Как вы думаете, что может означать этот термин?

Представляет первый слайд презентации, где показан Апеннинский полуостров. Задаёт вопросы, построенные на интеграции с географией.

Показывает  слайд презентации и поясняет, что на Апеннинском полуострове расположена страна - Италия. Задаёт вопрос: Определите в какой часть Италии находится Рим?

Задаёт вопрос: Как думаете, о чём пойдёт речь на уроке?

Показывает слайд презентации, где записана тема урока и изображена открытая дверь.

Сегодня мы откроем дверь в новый неизведанный нами мир Древнего Рима.

Ну что, начнём?

.

Ответы  на  вопросы.

Поднимая руку, отвечают на вопросы:

1) Какое государство находится на Балканском полуострове?

2) Как называлось государство, где правили фараоны?

3) Назовите город-полис, где слабых детей сбрасывали со скалы?

4) Где жил мудрец Конфуций?

5) В какой стране жил полководец, который убил своего друга, спасшего ему жизнь.

Один из учащихся снимает угаданные слова у доски.

Выдвижение различных версий

Отвечают по ходу презентации на вопросы:

1) На каком материке расположен Апеннинский полуостров?

2) В какой части Евразии находится Апеннинский полуостров?

3) Что такое полуостров?

Хором отвечают, где находится север, юг, восток, запад. Определяют местоположение Рима

Формулируют тему урока, записывают её в тетрадь

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Приветствуют учителя.

Участвуют в беседе и обсуждении ответов, дополняют ответы других учащихся.

Беседа

Ответы  на  вопросы

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Готовятся к началу урока.

Формулируют ответы на вопросы.

Преобразовывают практическую задачу в познавательную.

Целеполагание − постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

прогнозирование – предвосхищение результата

1 слайд

2 слайд

3 слайд

4слайд

Ориентировочный этап (5 мин.) Определение цели урока

Предлагает  выяснить, какие вопросы можно рассмотреть, если говорим о городе-государстве Рим.

По мере того как учащиеся определили перечень вопросов для изучения, открывает на доске заранее написанный план урока.

Определите источники информации, которые вы можете использовать для изучения материала на данном уроке.

Каков будет результат нашего урока?

Определяют вопросы, которые необходимо изучить

Сверяют с планом урока, правильно ли они обозначили вопросы для изучения

Называют источники информации: учебники, атласы, географические карты, презентация.

Формулируют конечный результат – сформировать представление о древнем городе-государстве Рим

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Участвуют в беседе

 Обсуждение  вариантов  ответов  

учеников.

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Совместная деятельность с учителем.

Сотрудничество со сверстниками.

Взаимоконтроль.

По мере необходимости исправляют и дополняют.

планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий

.

Слайд 4

 Поисково-исследовательский этап с представлением материала (20 мин.)

Работа в группах по изучению нового материала

Представляет слайды презентации, где даны пояснения, чем занимаются Этнографы, Географы, Мифологи, Политологи.

Предлагает классу разбиться на группы: Этнографы,

Географы,

Мифологи,

Политологи.

Каждой группе даёт задание и проводит инструктаж по выполнению заданий:

Этнографы -  особенности климата и основные занятия жителей Древнего Рима.

Географы – географическое положение Древнего Рима.

Мифологи - знакомство с легендой об основании Древнего Рима.

Политологи - управление в Древнем Риме.

Корректирует работу групп.

Предлагает группам представить изученный материал.

Представляет слайды презентации по ходу выступления групп и просит ответить на дополнительные вопросы, исходя из изученного материала Предлагает другим группам задавать уточняющие вопросы, если что-то не понятно После выступления каждой группы представляет слайды презентации с правильными ответами, просит оценить выступление группы

По желанию разбиваются на группы

Выполняют работу в составе групп:

Этнографы - прочитать текст на стр. 216-217, п.2. Ответить на вопросы.

Географы - прочитать текст на стр. 214. Ответить на вопросы, используя карту.

Мифологи - прочитать текст на стр. 214, п.1-2, документ на стр. 215. Подготовить сжатый пересказ, заполнить таблицу.

Политологи - прочитать текст на стр. 218 п.3. Составить схему управления, выписать термины

Выступление групп.

Отвечают на вопросы.

Задают уточняющие вопросы.

Поднимают смайлики, оценивая работы группы:

желтый – все отлично,

зеленый – есть недочеты в выступлении,

синий – не справились с заданием

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, продуктивного чтения.

  Составляют  рассказ.

Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка

Читают,  делают  записи  в  тетради.     Составляют  рассказ

Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

Слайд

5-9

Слайд

10-14

Физкультминутка (2 мин.)

Включает музыкальное сопровождение.  Выполняют упражнения, которые показывает физорг класса.

Рефлексивно-оценочный этап (10 мин.)  Систематизация знаний, первичное закрепление изученного материала.

Рефлексия.

Оценка и самооценка урока

Предлагает оценить свои результаты, отвечая на вопросы викторины.

Представляет слайд презентации с правильным ответом на заданный вопрос.

Предлагает подвести итоги викторины.

Предлагает вспомнить и озвучить тему урока. Какую цель и задачи ставили в начале урока?

Предлагает оценить результаты своей деятельности на уроке.

После заданного вопроса оценивают свои ответы, поднимая смайлики:

желтый – знаю ответ;

синий – не знаю ответ.

Записывают в тетрадь:

плюс - если ответ правильный,

минус - если ответ не правильный.

Подводят итоги викторины:

за 9 плюсов – 5 баллов,

за 8 плюсов – 4 балла,

за 5 плюсов – 3 балла.

Называют тему урока, сопоставляют цели и результаты.

Оценивают результаты своей деятельности на уроке, поднимая смайлики:

желтый – я все усвоил, могу поделиться знаниями;

зеленый – было сложно, но с помощью записей смогу рассказать;

синий – не все усвоил, затрудняюсь ответить на некоторые вопросы.

Ответы на вопросы.

Умение применять полученные знания, обсуждать.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

 Ребята  отвечают на вопросы обсуждают ответы.

Участвуют в беседе.

Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Ребята  отвечают.

Взаимоконтроль.

По мере необходимости исправляют и дополняют.

Оценка − выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Оценка − выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Слайд

15-20

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

(3 мин.)

П. 44,  ответить  на  вопросы.  В рабочей тетради № 55 - 57

Творческое  задание нарисовать  иллюстрацию  к  любой  легенде  по  истории  Рима.

Подготовить  карточки  с  заданиями.

Слушают, записывают в дневник задание.

Осознанно фиксируют информацию

Запись

домашнего

задания

 в дневнике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по истории Древнего мира"Первая пуническая война". 5 класс.

Урок разработан согласно календарно-тематического планирования к учебнику В.А.Михайловского История древнего мира,учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений....

Методическая разработка открытого урока по истории на тему: "Спартанский полис" для учащихся 5 классов.

 Урок по типу комбинированный, в форме беседы, с использованием технологии дифференцированного обучения....

Методическая разработка открытого урока по истории на тему: "Путешествие по Древней Греции" для учащихся 5 классов.

Методическая разработка открытого урока по истории на тему: "Путешествие по Древней Греции" для учащихся 5 классов с использованием технологий: игровая, ИКТ, групповая деятельность, сотрудничеств...

Разработка открытого урока по истории в 6 классе "Киевская Русь в 9-12 веках"

Разработку открытого урока можно использовать при обобщении материала по теме: "Киевская Русь в 9-12 вв."...

разработка открытого урока по истории России в 6 классе по теме "Русь с древнейших времен до конца XIII века".

Обобщение знаний  учащихся по истории России с древнейших времен до конца XIII века, стремление воспитывать любовь и уважение к истории родной страны....

Разработка открытого урока по истории в 5 классе по теме "В Александрии Египетской"

Содержание данного материала включает в себя методическую разработку и презентацию по теме "В Александрии Египетской"...

Методическая разработка открытого урока по истории по теме: «Кризисные моменты в истории России и роль Русской Православной Церкви в их преодолении».

Региональный этапXXVII Международных Рождественских образовательных чтений«Молодежь: свобода и ответственность» РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ«НАУКА И ИСКУССТВО В ...