Учебные игры на уроках истории
методическая разработка по истории (7 класс) на тему

Керик Валентина И вановна

Использование и закрепление учебного материала в игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_na_urokakh_istorii.docx19.21 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры на уроках истории.

Учитель ГБОУ ЦО № 173                                                                                                                                                     Петроградского района                                                                                                                                                                   г. Санкт-Петербург Керик В.И.

     «…в игре человек испытывает такое же наслаждение                                                                                              от свободного обнаружения своих способностей,                                                                                                       какое испытывает художник во время творчества».                                                                                                Ф.Шиллер.

Игра – естественная форма обучения для ребенка. Игра в обучении решает многие задачи: обучающую, развивающую, коммуникативную, эмоциональную. Игра предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть. В игре все равны. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – это дает возможность преодолеть себя, дает положительный  эмоциональный заряд, решает проблему органичного объединения. В наше время игры имеют место не только у дошкольников, в начальной, средней школе, но и за ее пределами.  

Существуют методы проведения уроков с элементами игры, чтобы разнообразить урок и дать возможность оживленно обсуждать проблему. Некоторые игры облегчают и работу  учителя  т.е. можно вводить не всю игру, а ее элементы, которые будут разнообразить урок. Занимательность всегда вносит на урок эмоциональный фон и улучшает усвоение и закрепление учебного материала.

Иногда рационально начать использование игр в конце урока, для закрепления, а иногда и при изучении нового материала. Игра, как одна из форм обучения может включаться в учебный процесс в тесной связи с другими видами учебной деятельности. На игру, как яркий эмоциональный праздник указывали известные педагоги: А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский.

Игра – это вид деятельности, где учащиеся могут проявить себя в разных позициях: просто участник, активный участник, ведущий, организатор. Игра помогает сдружиться классу, учит оказывать взаимопомощь, поддержку, быть лучше. Эмоциональность игры – важная ее особенность, которая делает ее успешной и нужной. Игра  создает условия, при которых развивается творчество, развиваются коммуникативные качества. В игре осуществляется самостоятельный поиск знаний, происходит огромная воспитательная работа.

Одним из примеров подобных игр может служить Урок – игра                                           «Колесо истории». Можно использовать при повторении  пройденного учебного материала за 7-8 классы.

Оборудование: 1) кареты (рисунки) по числу использованных заданий                                                                 2) плакат с названием игры, Буквы: ВОУСВРО

Класс делится на 3 команды

Организационный момент: сегодня поиграем в игру «Колесо истории». Необходимо справиться с предлагаемыми заданиями и заработать наибольшее количество баллов, итоги будут подводиться  командные и личные. На пути к победе необходимо работать дружно, уметь слушать и слышать товарища.

Первое испытание: (1 балл)

Задание: составить из предложенных букв слово.

Подсказка: великий русский полководец был ярым противником муштры. Воспитывал в солдатах смекалку, знание своего дела, умение ориентироваться в обстановке (Суворов)

Конкурс: «Интервью с исторической личностью» (3 балла)

Учащимся до начала игры дается опережающее задание: придумать интервью с историческим деятелем (по 2 чел. От команды). Далее представление команды, не называя имени. Другая команда должна определить и назвать деятеля и время его правления.

Конкурс :  «Куда пойти учиться» (3 балла)

Надо представить учебные заведения для 5-ти представителей социальных групп.

1.Духовная академия.   Дворянин                   2.Морской корпус.    Купец

3.Солдатская школа.   Солдат                            4.Штурманская школа.   Разночинец

5.Артиллерийский корпус.Представитель духовенства    6.Смольный институт

7.Народное училище.                                           8.Коммерческая школа

9. Пажеский корпус                                                10.Медицинская школа

11.Ремесленная школа                                          12. Академия художеств

13.Семинария

Дворянин – 2,5,6,9         Купец – 8     Разночинец – 4,10,11,12.      Духовенство -1,13     Солдат -3,7

Конкурс:  «О ком, о чем» (5 баллов)

1.Почему копье и щит неразлучны, но вечные враги (Копье должно нападать, а щит защищать от него)

2.Что означают слова женщины, отправляющей мужа на сражение: «С ним или на нем» (вернуться победителем или погибнуть со славой)

3.Как называют солдата в царской армии, не мечтавшие стать генералом, но служившим ему   (денщик)

4.Вид старинного оружия, которым делали секирбашку    (секира)

5.Кто создатель Андреевского флага, рисунка к нему    (Петр1.Белый-вера, косой крест-верность)

6.Как называют наплечные знаки в русской армии и флоте  (погоны, эполеты)

Конкурс: «Блеф-клуб» (4 балла)

1.Верите ли вы, что казнь декабристов проводилась дважды?  (ДА т.к.при казни Рылеева, Каховского и Муравьева оборвалась веревка на виселице)

2.Верите ли вы, что Александр II был внуком Александра I?  (НЕТ. Он был племянником Александра I)

3.Верите ли вы, что в нач. 20 века в моде были галстуки, которые назывались «столыпинскими»  (НЕТ. Столыпинскими  галстуки называли виселицы для осужденных за революционную деятельность)

4.Верите ли вы, что Наполеон хотел породниться с Александром II?  (ДА. Наполеон сватался к сестре Александра I – Анне Павловне, но Александр отказал)

5.Верите ли вы, что когда строили Кремлевскую стену, то кирпичи промазывали сырыми яйцами, чтобы они крепко склеивались? (ДА)

6.Верите ли вы, что во время Русско-персидской войны послом России в Персии был автор комедии «Горе от ума» Грибоедов?  (ДА)

Конкурс :«История оружия»

1.Как называли первых русских воинов? (дружинники)

2.Назовите виды холодного оружия. (булава, меч, сабля,  секира, шашка, штык, кинжал, топор)

3.Как называется часть войска, идущая впереди?  (авангард)

4.Как называют здание, где живут солдаты? (казарма)

5.Оком в армии говорят, что они ошибаются один раз?  (сапер)

6.Как называется боец, владеющий искусством меткой стрельбы? (снайпер)

Конкурс: «Гонка за лидером» (1 балл)- дополнительные вопросы

1.Столица древнего Египта (Мемфис)

2.Древний гроб (саркофаг)

3.Подневольный человек (раб)

В конце игры проводится подведение итогов командное и личное. Учитель анализирует ход и итоги игры.

Используемая  литература:

1.М.В.Короткова  «Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории».  М.2003г.

2.Л.П.Борзунова «Игры на уроках истории». М.2004г

3.М.А.Субботина «Игры и занимательные задачи по истории». Можайск 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ролевые игры на уроках истории и обществознания

Описание различных типов ролевых игр на уроках в среднем звене, методические рекомендации для их применения....

Игры на уроках истории

Найди ошибкуАфиныВ области Лаконика в 6 км от моря возник на акрополе славный город Афины. Афиняне гордились своим правлением, которое называли аристократией, т.е. властью народа.В 954 г. до н.э...

• интегрированный урок по теме «Формирование учебной мотивации на уроках истории и обществознания»

Путь воспитания мотивации через учебную деятельность является очень эффективным и недостаточно используется в школе. Многочисленные психологические исследования показали, что характер мотивации можно ...

Технологическая карта урока с использованием учебной задачи на уроке истории России.

Цель урока: познакомить учащихся с наследниками Ярослава Мудрого, новой системой княжеской власти (заложенной Любечским съездом), правлением Владимира Мономаха....

Д о к л а д «Виртуальная экскурсия как активизация учебного процесса на уроке истории и внеурочной деятельности» (ШМО учителей русского языка и литературы, истории, музыкально-эстетического цикла, 02.03.2018 г.) Составитель: Костина Юлия Анатольевна

Превратить учебу в увлекательное действие,  мотивировать их познавательную активность,  позволит  на уроке и внеурочное время виртуальная экскурсия. Биология, география, физика, история...

Учебные игры на уроках английского языка с целью формирования универсальных учебных действий.

В документе представлены игры, которые могут быть полезными учителю на уроках английского языка в начальной школе. Это сборник различных игр - игр на развитие навыков аудирования, фонетических, лексич...