Урок истории в 7 классе по теме "Быт и нравы русских сословий в XVII веке"
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Крупенина Ирина Георгиевна

            Тема «Быт и нравы русских сословий» изучается в рамках раздела «Россия в XVII веке». Питание, одежда, жилище, развлечения, всё - это составляет быт людей. Слово «быт» обозначает: жизненный уклад, повседневная жизнь. Важнейшей чертой быта населения в России в XVII веке была сословная принадлежность. Жилище, еда, одежда бояр и дворян значительно отличалась от людей посада и крестьян. В то же время в быту различных сословий прослеживаются общие черты: патриархальный уклад жизни; в покрое одежды, деталях жилища. Среди новых явлений – иностранное влияние на повседневную жизнь населения  в   XVII веке, что приводит к большим различиям в быте и нравах российского общества. Содержание теоретического материала позволяет формировать у учащихся многочисленные навыки и умения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_istorii_v_7_klasse.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Тема урока: «Быт и нравы русских сословий в  XVII веке».  (7 класс)

Цели и задачи:

образовательная: познакомить учащихся с бытом русских сословий  в XVII  веке;

развивающая: продолжить  формировать  у обучающихся навыки работы с историческим текстом, умение выделять главное, классифицировать и сравнивать материал;

воспитательная: прививать детям уважение к традициям и культуре русского народа.

Оборудование:

- карта «Расширение территории Российского государства

в XVI - XVII  вв.»;

- иллюстрации из жизни российского общества XVII века;

- исторические документы;

- таблица – схема: «Быт российского общества»;

- учебник  А.А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России  Конец XVI- XVIII вв. 7 класс»;

- адаптированный исторический документ: «Впечатления немецкого путешественника А. Олеария о русском быте»

Ход урока:

1.Вступительное слово учителя.

- В повседневной жизни  российского общества в XVII в. была распространена  пословица: «Артемоны едят лимоны, а мы, молодцы, - одни огурцы».

(Пословица записана на слайде  № 1)

- Питание, одежда, жилище, развлечения, всё - это составляет быт людей. Слово «быт» обозначает: жизненный уклад, повседневная жизнь.

 - Ребята, попробуем вместе сформулировать тему нашего урока.

(Слайд №2 «Быт русских сословий в XVII в»)

2. Постановка цели и задач урока.

- Наша задача на уроке — познакомиться с бытом, обычаями и нравами российского общества той эпохи, увидеть новые явления в жизни русского народа.

- В ходе урока узнаем, кого в XVII в.  называли «артемонами», кто ел лимоны, а кто - огурцы?

3. Повторение материала по теме: «Основные сословия российского общества».

- А сейчас, вспомним сословия российского общества в  XVII в.

( На доске карточки с представителями  населения различных эпох)

- «средний класс»;

- царь;

- бояре;

- рыцари;

- дворяне;

- духовенство;

- квалифицированный рабочий класс;

- крестьяне;

- казачество;

- посадский люд.

 - Перед вами представители различных эпох.

- Найдите тех, кто жил в XVII в и расставьте представителей в иерархическом порядке.

4. Новый материал.

1). Словарная работа. 

-  Своё знакомство с бытом населения в XVII в  мы начнем со слов,  которые использовались в обиходе того времени.  Вам было дано задание найти эти слова. (Ведётся опрос учащихся)

- Какие слова нашли?

(Словарная работа сопровождается показом слайда № 3)

Предметы одежды:

Зипун - узкая домашняя одежда до колен.

Кафтан - длинная мужская одежда.

Сарафан - женская одежда без рукавов.

Лапти - плетенная из лыка обувь, распространённая в крестьянской среде.

Поршни — обувь, сделанная из  кусков кожи, опоясанных ремешком.

Ткани:

Парча- ткань на шёлковой основе с золотым шитьём, имеющим сложные узоры

Тафта - плотная хлопчатобумажная или шёлковая ткань.

Сукно -  шерстяная или полушерстяная плотная ткань с гладким ворсом.

Жилище людей:

Горница — комната на верхнем этаже. Чистая половина в крестьянской избе.

Сени — помещение между жилой частью дома и крыльцом.

Изразцы — керамические для облицовки стен, печей.

  1. Работа с текстовой информацией.

  • С  помощью источников составим характеристику  повседневной жизни русского населения в XVII в. В ходе работы каждая группа  будет составить таблицу.

    3) Предварительный инструктаж работы в  группах.

1. Деление класса на группы.

2. Распределение заданий.

Работа с учебником.            Работа с историческим источником,

                                                 автор  А. Олеарий

1 группа -  царь;                        5 группа - царь                                          

2 группа - бояре, дворяне;       6- крестьяне

3 группа - посадский люд;

4 группа — крестьяне.

3. Заполнение таблицы по источнику (часть учащихся заполняют таблицу по авторскому тексту учебника, остальные работают с историческим документом)

4. Выделение красным цветом новых явлений в быту сословий.

 

   

4) Заполнение таблицы «Быт различных сословий в XVII в.».

Боярский и дворянский быт.

(образец предполагаемого заполнения таблицы)

Особенности

Традиционные явления

Новые явления

Жилище

1.«Царский двор в миниатюре».

2.В окна вставлены слюдяные пластины.

3. Дома феодалов  раскрашивались в разные цвета.

4. Печь, украшенная изразцами и росписью.

5. Предметы мебели: столы, лавки, сундуки.

6. Посуда золотая и серебряная.

1. Предметом быта стали ковры, привозимые из Персии, Турции и Крыма

2.Зеркала.

3.Часы.

4.Создавались первые частные библиотеки

5.Дома украшали картинами и географическими картами

6.Появилась стеклянная посуда.

Одежда

Одежда оставалась традиционной. Отличалась количеством и тканью, из которой её шили.

К тканям с Востока добавились шерстяные и суконные материалы из Европы.

Питание

Еда разнообразная: из мяса, рыбы, птицы. А также различные каши и напитки (квас, меды на ягодах)

Употребляли новые продукты: восточные приправы и пряности, лимоны, рис, сахар.

Развлечения

Пиры, охота, катание на                        

санях, кулачные бои.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

5)Подведение итогов работы с текстовой информацией.

-  Что узнали о повседневной жизни различных сословий? Какие изменения появились в быту и нравах?  

- Расскажите о царском дворе.

- Что узнали о быте бояр и дворян?

- Дайте характеристику посадскому люду.

- Какой была повседневная жизнь крестьян? ( Ответы учащихся сопровождаются показом иллюстраций быта российского населения, живших в  XVII в.   Слайды №№ 4-10  )

5. Закрепление пройденного материала.

   

- Выделите в тексте новые явления в быту, обычаях и нравах  людей, живших в  XVII в. ( На каждое новое явление ответьте «хлопком в ладоши».)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

                          ( изображение текста на слайде № 11)

Новые черты быта, обычаев и нравов в XVII веке.

1. Крестьяне жили в «чёрных избах».

2. Бояре украшали помещения голландскими и немецкими картинами, венецианскими зеркалами, напольными часами.

3. Еда сдабривалась пряностями, солёными лимонами.

4. В домах посадского населения были иконы, украшенные серебряными окладами.

5. Все сословия носили кафтаны.

 

6. Одежду вельмож и богачей делали из добротных европейских шерстяных и суконных тканей.

         

7. Окна в крестьянских избах закрывали бычьим пузырем,                богатых - слюдяными пластинами.

             

 8. Обязательным предметом быта стали ковры, привозимые из Персии, Турции, Крыма.

           

 9. Посуда в основном была деревянной.

10. В домах просвещенных людей появились частные библиотеки.

6. Обобщение темы. Подведение итогов урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Кого в народе называли «артемонами» и почему?  Бояр и дворян, быт,  которых испытывал европейское влияние в

XVI I веке, а также отличался от других сословий. Боярам были доступны предметы роскоши из-за границы: ковры, картины, мебель, пряности и фрукты. Быт крестьян и посада оставался традиционным. Эти различия в повседневной жизни указывали на

наметившийся глубокий  разрыв в уровне жизни между первым сословием и народом.

-Таким образом, важнейшей чертой быта населения в России в XVII веке была сословная принадлежность. Прослеживаются общие черты в одежде и жилище дворян и крестьян.  Однако мы наблюдаем, что в повседневной жизни всех сословий появились изменения, в основе которых лежало как восточное, так и западное влияние.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и презентация на тему "Быт и обычаи основных сословий России ХVIII века" (история 7 класс)

Конспект урока и презентация на тему  "Быт и обычаи основных сословий ХVIII века" (история 7 класс)...

Урок истории 7 класс по теме: "Экономика России в первой четверти XVIII века".

Материал предназначен для использования в средней общеобразовательной школе для учащихся 7 класса....

презентация к уроку истории (7 класс) "Сословия России в 17 веке"

Презентация по истории 7 класс на тему "Сословия России в XVII веке"...

Разработка урока истории, 7 класс, история России. Тема: «Власть и церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона »

Разработка урока с использованием мультимедийного материала, предусматривающая работу учащихся с историческими документами. Урок построен в соответствии с ФГОС....

Урок истории 7 класс.Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и Раскол.

Урок истории 7 класс.Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и Раскол. под ред.Торкунова...

Разработка урока истории 7 класс по теме Внешняя политика России первой трети XVI века

Данный материал содержит технологическую карту, презентацию и приложение к уроку по теме "Внешняя политика России во второй половине XVI века....

Урок в 7 классе на тему: "Церковная реформа. Раскол церкви в XVII веке".

Урок в 7 классе на тему: "Церковная реформа. Раскол церкови в XVII веке". (ФГОС ООО)...