Статья "Практико-ориентированные технологии при работе с историческими документами"
статья по истории на тему

Кошеленко Ирина Петровна

В данной статье раскрывается роль исторического документа в процессе формирования практических навыков студентов, а также раскрыты дифференцированные технологии, которые я применяю при работе с источниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

--

Практико-ориентированные технологии при работе с историческими документами

Развитие студента как компетентной личности происходит путем включения его в различные виды деятельности. Успешнее адаптироваться в обществе будет тот студент, который сумеет самостоятельно добывать ту или иную информацию, поэтому большую роль на уроках истории уделяю самостоятельной работе обучающихся с историческими документами.

Работа с источниками  направлена на формирование практических навыков получения и анализа информации, способствует активизации процесса мышления и воображения. При работе с документом  требуются дополнительные умственные усилия, поскольку первоисточник как «сырой» документальный материал содержит в себе язык  того времени, что приводит к необходимости   обращаться  к словарям или  другой исторической литературе,  чтобы понять содержание  документа. Например, при изучении   «Русской  Правды»  обучающиеся выясняют значение понятий: вервь, вира, тиун огнищный, холопство обельное, смердий холоп.

Учитывая несовершенство современных учебников истории,  при работе с некоторыми  документами    появляется возможность исключить учебник как источник информации, полностью опираясь на данные исторического документа. Это способствует формированию у студентов собственного восприятия документа, независимо от позиции автора учебника, студент дает собственную оценку тому или иному событию.

           Например, при изучении темы «Восточные славяне в VII-VIII вв.» студентам     предлагается  заполнить таблицу, проанализировав  несколько исторических документов:

 Документ №1 Из «Стратегикона» Маврикия Стратега: «О жизни славян»

 Документ №2 Из «Стратегикона» Маврикия Стратега: «О воинах славянах»

 Документ №3 Из книги «Война с готами» Прокопия Кесарийского: «О славянах»

 Документ №4 Из «Книги драгоценных сокровищ» Ибн-Русте: «О славянах»

Природные

условия

Занятия

Общественное

устройство

Верования и обряды

  Быт

Особенности

военного

искусства

Черты

характера

 Работа с документами  в данном случае представляет собой определенную модель исторического исследования.

              Учитывая разные  учебные способности студентов, в процессе работы с историческими документами применяю дифференцированные  технологии и осуществляю принцип постепенного перехода от простой технологии к более сложной:

 технологии воспроизводящего уровня ( обучающиеся выписывают основные понятия и исторические факты, отвечают  на поставленные вопросы, требующие уточнения и пересказа текста)

технологии преобразующего уровня (студенты  анализируют текст документа, выделяют в нем основную  идею; составляют  вопросы  к документу, осуществляют самостоятельный отбор, группировку фактов; систематизируют материал в виде схемы, таблицы; составляют развернутый  план, выявляют причины и  последствия событий)

технологии работы с источниками творческо-поискового уровня (  студенты извлекают из нескольких исторических документов необходимую  информацию, обучаются поисковым способам работы с источниками, дают собственную  оценку историческим событиям; на основе анализа нескольких  исторических документов составляют политический портрет исторического деятеля,  по итогам исследования составляются таблицы;  способы работы в рамках творческого уровня нацелены на формирование собственных взглядов, убеждений и доказательных позиций обучающихся)

       Творческий характер работы с источниками предполагает также развитие умения сопоставлять исторические документы, отражающие различные взгляды на одно и то же событие, на одну и ту же историческую личность. Поэтому необходим тщательный отбор документов по содержанию, позволяющий посмотреть на одну и ту же проблему с разных точек зрения. Например, при составлении политического портрета Николая II  студенты анализируют отрывки  из воспоминаний генерала А.А.Мосолова (Мосолов А.А.При дворе последнего императора) и  С.Ю.Витте (Витте С.Ю.Воспоминания, мемуары), содержащие разные взгляды на  личность последнего российского императора.

           При выполнении таких заданий  студенты осваивают  технику анализа информации, умение организовывать и вести  диалог, у них развиваются способности  проблематизации,  целеполагания, самоопределения. Обсуждение таких вопросов помогает студенту  не только наметить программу успешной самореализации, но  и  способствует  формированию нравственных ориентиров личности.

          Таким образом, работа с историческими документами способствует формированию общих компетенций, необходимых студентам как будущим специалистам,  развитию их творческого потенциала; направлена на формирование мировоззрения  студентов, которые завтра станут активными участниками общественной жизни.

 

                                                 Литература

Чернова М.Н. Румянцев В.Я. Работа с документами на уроках истории. М. 2008.

Чернова М.Н. Личность в истории. М., 2005.

Вяземский Е.Е. Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. М., 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

алгоритм работы с историческим документом

Материал содержит вопросы и задания для работы с историческим документом, который позволяет проверить сформированность УУД....

Элективный курс по истории для учащихся 11 класса "Работа с историческими документами"

Элективный курс предназначен для реализации профильной подготовки учащихся 11 класса. Данный курс поможет учителю и учащимся увидеть в документе очень важный источник исторической информации....

Работа с историческими документами

Использование перовисточника на уроках...

Работа с историческими документами

В статье затрагивается проблема работы с историческими документами на уроках истории, говорится о видах исторических источников, предлагаются формы работы с ними....

Работа с историческими документами

В статье затрагивается проблема работы с историческими документами на уроках истории, говорится о видах исторических источников, предлагаются формы работы с ними....

Работа с историческими документами

Работа с историческими документами  на уроках истории...

Статья из опыта работы по теме "Работа с историческими документами"

В данной статье представлены виды исторических документов с примерами и возможные вопросы  в ходе работы над ними....