Урок « Культура Японии. »
план-конспект урока по истории (8 класс) по теме

Малахова Екатерина Сергеевна

Тема: « Культура Японии. Гейши»

Гармония жилья с природой
Для каждого в Японии важна.
В гармонии душа народа,
Японцам красота нужна

Умеют любоваться красотою,
Прекрасное увидеть там и тут.
Для этого и жить на свете стоит,
От этого и сакуры цветут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kultura_yaponii_geyshi.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Культура Японии. Гейши ».

Гармония жилья с природой
Для каждого в Японии важна.
В гармонии душа народа,
Японцам красота нужна

Умеют любоваться красотою,
Прекрасное увидеть там и тут.
Для этого и жить на свете стоит,
От этого и сакуры цветут.

Сегодня на уроке мы продолжим, изучать культуру Японии. И вновь совершим путешествие в страну, которую называют очень странно   "страна-наоборот". А знаете почему? В этой удивительной стране пальто подает женщина, руль в машине с правой стороны, кошки бесхвостые, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным.   - С далекой древности в Японии сложились свои обычаи, традиции, свои особенности жизни, и все это нашло отражение в своеобразии культуры и искусства. На прошлом уроке, мы с вами рассмотрели культуру, а сегодня я предлагаю вам поговорить о неотъемлемой части японской культуры о  гейшах. Гейша  — девушка, развлекающая своих гостей  японским танцем, пением, ведением чайной церемонии, беседой на любую тему. Название профессии состоит из двух иероглифов, слов: «искусство» и «человек», таким образом, означая «человек искусства». Сейчас я предлагаю вам посмотреть документальный фильм. ( Просмотр 15 минут).

Вопросы по фильму:

1.Ребят, что нового вы узнали из фильма нового?

2.Изменились ли ваши взгляды об этой стране , людях?

(Опросить 5-8человек). 5 минут

Ребята, вы заметили, что в фильме говорилось, о  том, что  гейши часто проводят чайную церемонию. Сейчас я предлагаю в нашем, классе попробовать провести такую церемонию. Для этого вы должны строго следовать мои указаниям, а так же внимательно слушать. Для начала мы подготовимся к церемонии мы сдвинем, столы. Девочки будут отвечать за стульчики, а  наши сильные ребята передвинут парты. (4минуты) Так мы с вами приготовились. (Расставлены все парты и посуда, и разные сорта чая).

Но прежде чем пить чай, хотелось бы проверить ваше настроение, на столе лежат кружочки разных цветов, Пожалуйста, поднимите кружок того цвета, который соответствует вашему настроению сегодня:   желтый - спокойствие; красный- активность; синий - безразличие , ни то ни се; черный  совсем все плохо, скука.   У некоторых из вас хорошее настроение, а у некоторых не веселое; не активное - к концу урока, я думаю, у всех оно будет замечательным.

 Человек вообще чувствует себя хорошо, когда светит солнце, когда его любят, когда рядом есть друзья, с кем можно поделиться радостью, горем, поговорить о том, о сём. А поднять настроение и  поговорить  можно за чаем.

Чай - это тонизирующий напиток, придающий бодрость и улучшающий пищеварение и настроение. А также у чая очень мягкий неповторимый аромат, ни с чем не сравнимый вкус. Чайный куст неприхотлив, он может расти на скудных почвах и склонах с каменистым грунтом, выдерживает различные температурные условия. Не боится тропической жары и хорошо переносит морозы. Чайные листы не имеют болезней. Плодоносить куст начинает рано, но наибольший сбор листа начинается только через 8-10 лет, растёт до 100 лет. Сбор чая требует квалификации, выносливости, огромных затрат ручного труда. Собирают листья чая вручную, чтобы почувствовать качество листа. Ведь собирают не все подряд листья, а только верхние молодые побеги.

 Сейчас я вам расскажу, про типы чая:

 Черный, этот типчая чаще всего мы пьем . Дает интенсивный настой и имеет терпкий вкус, он самый популярный. Имеет множество разновидностей.

Красный. Имеет своеобразный вкус и аромат. Производят его в основном в Китае. Чай насыпают сразу в чашку, заливают кипятком и закрывают крышкой, на 3-4 минуты. Пьют такой чай без сахара и немного охлажденным.

 Желтый. Его изготавливают из высокосортного сырья - молодых побегов и чайных почек, поэтому производство этого чая ограничено. Ведь его можно собирать лишь в ограниченном количестве. Он обладает тонким ароматом, приятным вкусом и хорошим настроем. Это чай фирмы "Липтон”.

 Зеленый. По распространению на втором месте. Высокие сорта зеленого чая имеют серебристо-зеленый цвет, цвет настоя светло-зеленый. Имеет своеобразный вкус и терпкость, а при повышенной консистенции даже вяжет. Пьют этот чай без сахара, он хорошо утоляет жажду. Поставщиком этого чая является Китай.

 Теперь я предлагая вам заварить себе любой сорт чая, какой вы видите на столе.(Ребята заваривают чай.)Ну, что же, столы накрыты, чай заварен, пора и приглашать к столу. У меня в руке чайная чашка. Пусть она будет символом приглашения к чаю. Передавая ее, из рук в руки, стоящему соседу справа, подумайте, как бы вы сейчас пригласили его на чай? Какие найдете слова для этого? Ведь это очень важно, как прозвучит приглашение. (Ребята передают чашку и приглашают друг друга к столу.)

Мы приготовили, чай, теперь предлагаю вам  посмотреть еще наш с вами фильм. Смотрим фильм.

Открываем дневники и записываем домашнее задание: написать сочинение, на отдельных листочках. В сочинении рассказать о своем мнение, об увиденном, фильме о нашей с вами  чайной церемонии. Напишите мне свое мнение по поводу сегодняшнего урока.

Ребята, сегодня вы – молодцы, вы хорошо поработали, сегодня мы с вами  увеличили ваши знания о культуре Японии, узнали, кто такие гейши, посмотрев документальный фильм. Спасибо за работу. Урок окончен, до свидание.

Образовательная задача

Понятия

Исторические имена

Даты

гейша –  девушка, развлекающая своих гостей  японским танцем, пением, ведением чайной церемонии, беседой на любую тему

Развивающая задача

        Продолжить формировать умения и навыки работы с документальным фильмом, способствовать развитию у обучающихся навыков самостоятельной работы и умения размышлять , умения выделять в фильме  главное,  делать основные выводы  по указанной теме.

Воспитательная задача

        Через рассказ учителя, через документальный фильм и самостоятельную деятельность учащихся сформировать целостное представление о культуре Японии, а также сформировать и закрепить следующие понятия: гейши. Посредством совместной работы учителя и учащихся  сформировать мировоззренческие позиции, потребности социально-активного поведения.

Средства обучения

Использование документального фильма

Столы, стулья, чай, кружки (все, что нужно для чайной церемонии)

раздаточный материал. (Кружки цветные)

Ход урока

Деятельность

учителя

Деятельность учеников

Организационный момент

(2 мин.)

Приветствие, проверка отсутствующих,

Приветствуют учителя.

Новый материал + закрепление

(40 мин.)

А)  документальный фильм + закрепление

Б) чайная церемония

В) документальный фильм

Просмотр документального фильма про гейш. Вопросы по фильму.

Подготовка к чайной церемонии (организационный момент). Рассказ учителя о чае. Приглашение друг друга за стол.

Продолжение документального фильма про гейш.

Учащиеся смотрят фильм. Отвечают на поставленные вопросы.

Расставляют парты, стулья, готовят посуду; слушают рассказ учителя; приглашают друг друга на чаепитие.

Смотрят фильм и пьют чай.

Домашнее задание

(2 мин.)

Учитель дает домашнее задание написать сочинение по пройденному уроку.

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

Подведение итогов

(1 мин.)

Подведение итогов

Слушают подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"

Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель:  сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

Культура Японии

Презентация к уроку по МХК в 10 классе. Тема: "Художественная культура Японии: постижение гармонии с природой"...

Тема: "Художественная культура Японии" 4 класс

     Япония – островное государство. Острова находятся в Тихом океане. Жители этого государства  первыми встречают лучи восходящего Солнца. Японцы называют Японию – «Н...

Художественная культура Японии

Ресурс содержит конспект урока и презентацию по теме "Культура Японии"...

Конструкт урока по МХК "Художественная культура Японии" 10 класс

Презентация содержит конструкт урока по  художественной культуре Японии. Материал предназначен  для учащихся 10 классов.Конструкт содержит задания для самостоятельной деятельности учащихся п...

Культура Японии. Искусство Кэндзюцу, Дзё и Иайдо на выставке "47 ронинов". Три видео в помощь учителю, изучающему средневековую Японию.

Артиллерийский музей, Санкт-Петербург, выставка "47 ронинов", январь 2015 года. Российское Отделение Европейской Федерации Иайдо и Дзёдо. Искусство боя на мечах и палках дзё демонстрируют Марьенков Ан...

План - конспект урока по изобразительному искусству для учащихся 4 класса "Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии"

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, по виду основной деятельности - урок - путешествие....