Материалы по всеобщей истории
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

Корпачёв Вячеслав Викторович

Материалы по всеобщей истории - Древний мир, Средние века, Новое время

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Материалы по всеобщей истории145 КБ

Предварительный просмотр:

              Причины зарождения фашизма и нацизма

  1. глубокий политический, экономический, социальный и моральный кризис, вызванный Первой мировой войной;
  2. потеря людьми в результате военных потрясений веры в закон и моральные нормы;
  3. желание людей быстро решить свои проблемы, не обращая внимания на права и свободы других людей, действовать быстрыми насильственными методами, неверие людей в демократию;
  4. стремление людей видеть во главе своих стран решительных сильных лидеров, способных установить в стране порядок и решить их проблемы.

 Основные черты нацистской идеологии:

  1. реваншизм
  2. национализм
  3. расизм
  4. антисемитизм
  5. антидемократизм
  6. экспансионизм
  7. вождизм

Причины деколонизации в 1945 – 1975 году:

  1. Ослабление европейских держав, колониальных империй в результате Второй мировой войны, стало невозможно удерживать колонии;
  2. Рост национального самосознания народов колоний;
  3. Две сверхдержавы, СССР и США, были за демонтаж колониальной системы и ослабление бывших колониальных держав.

Советская водородная бомба 1961 года

  Взорвана над Новой Землёй 31 октября 1961 года. 50 000 000 тонн ТНТ – во время Второй мировой войны взорвано всех авиабомб в 10 раз меньше.

3 тысячи Хиросим.

Ядерный «гриб» - высотой 67 км. Свечение было видно на расстояние 800 км. Окна вылетали на расстоянии 600 км. Взрывная волна 3 раза обогнула Землю.

Сила ядерного оружия – в том, что его нельзя применить.

Причины и истоки экономического чуда в Японии в 1950 – 1960-ые годы:

  1. Демилитаризация экономики;
  2. Экспортная ориентированность экономики;
  3. Контроль государства над импортом;
  4. Широкое внедрение и использование передовых иностранных технологий;
  5. Традиции – коллективизм, солидарность, работоспособность;
  6. Высочайший уровень образования;
  7. Политическая стабильность – большую часть послевоенного времени у власти была одна партия, Либерально-демократическая партия Японии.
  8. Помощь США и японский экспорт в США.

   Социальное государство – рыночная экономика с сильным государственным регулированием и наличием социальных программ (поддержка малоимущих, права трудящихся, бесплатное качественное образование и здравоохранение).

   Социальные права – права на достойное материальное обеспечение, на высокий уровень жизни. Бюджетное финансирование социальной сферы. Стремление и обязанность государства сглаживать различия между бедными и богатыми.

    Интеграция (в современной политике)– процесс политического, экономического и культурного сближения государств.

    Концепция ограниченного суверенитета («доктрина Брежнева»). Страны восточной Европы – члены единого социалистического лагеря. Угроза социализму в одной из них – угроза делу социализма во всём мире. СССР как ведущая социалистическая держава имеет право применять любые меры для поддержания единства социалистического лагеря, в том числе и военные.

Причины распада Югославии:

  1. Межнациональные конфликты, борьба этнократических элит;
  2. Религиозные распри;

     3) Внешнее вмешательство (Запада). 

Марксизм (суть для школьников)

       Рабочие возьмут государственную власть в свои руки путём революции и отменят частную собственность, установят строй всеобщего равенства и братства и свободы. Марксизм призывал к насильственному свержению эксплуататоров (то есть тех, кто использует чужой труд (труд рабочих) и наживается на нём).

       Марксизм – материальное производство есть основа жизни людей. Производительные силы – рабочая сила плюс средства производства. Производственные отношения – рабы и рабовладельцы, рабочие и буржуазия. Есть объективные законы общественного развития. Смена формаций – один из этих законов. Корень зла и несправедливости – частная собственность на средства производства.

       Пролетарская революция покончит с господством буржуазии. Коммунистическое общество – общество всеобщей свободы, равенства и братства, общество изобилия и полного развития личности, полного раскрытия творческих сил всех людей. Но: 1) люди неравны от природы; 2) принципиальная ограниченность природных ресурсов («каждому по потребностям» - быть не может). Судьба марксизма – 1) социал-демократия – реформисты; 2) коммунисты – радикалы, революционеры.

    Путь к социализму лежит через пролетарскую революцию. Пролетариатом должна руководить партия – передовой отряд рабочего класса.

Общие черты стран «третьего мира»

  1. деколонизация – как правило, это бывшие колонии;
  2. нестабильность (экономическая и политическая);
  3. сильное отставание от развитых стран;
  4. низкий уровень жизни;
  5. демографический взрыв

Регионы «третьего мира»:

  1. Восточная Азия – многие страны совершили рывок в развитии – Китай, Тайвань, Южная Корея, Сингапур;
  2. Южная Азия – развиваются, но ещё бедные;
  3. Западная Азия (в том числе и Ближний Восток) – нефтедобывающие страны, перманентный конфликт в Палестине;
  4. Латинская Америка – политическая нестабильность, коррупция и преступность;
  5. Африка – самый бедный регион (в северной Африке – получше).

Алгоритм рассмотрения страны:

  1. Политика
  2. Экономика
  3. Социальные отношения
  4. Внешняя политика
  5. Проблемы страны

Основные глобальные проблемы:

  1. Угроза распространения и применения ядерного оружия; опасность распространения других видов оружия массового поражения;
  2. Экологическая проблематика: а) загрязнение окружающей среды; б) нарушение природного равновесия и уменьшение биоразнообразия; 3) глобальные изменения климата (?) и сопутствующие факторы;
  3. Демографические проблемы (противоположные для белой расы и «третьего мира»);
  4. Глобальные эпидемии и болезни века (СПИД, диабет, ожирение);
  5. Проблема «Север – Юг». Разрыв между богатыми и бедными странами;
  6. Международный терроризм.

В чём разница между греческими богами и римскими богами?

Греческие боги – боги коллектива

Римские боги – боги семьи, дома, личности

Римская история – сплошные войны. Стремление Рима к экспансии – к расширению своей территории и распространению своих порядков, обычаев и культуры на другие народы. Это – «римский миф».  Римляне должны принести варварам порядок, закон и культуру. У них нет того высокомерия, которое было у греков. Современное понятие демократии, правового равенства, прав человека – из Рима. Римское право. Идея государства как охранника порядка – из Рима.

Греция – полис – демократия – свобода слова – наука и философия.

Эллинизм – синтез античной и восточной цивилизаций (в социально-политической и культурной областях).

Рим – порядок, организация, цивилизация – право. Рим несёт порядок в окружающий мир.

Характерные черты XX века:

  1. Научно-технический прогресс – в промышленности, военном деле. Быстрое развитие науки и техники
  2. Мировые войны и конфликты – за мировое господство, за сферы влияния, за ресурсы
  3. Массовые общественные движения, вдохновляемые идеологиями – коммунизм, фашизм. Их распространение приводит к политической, социальной, экономической нестабильности, к революциям и гражданским войнам
  4. Исламский фундаментализм
  5. Экономическая и политическая глобализация, рост взаимовлияния и взаимозависимости стран мира
  6. Общий рост благосостояния людей (в основном в развитых странах) – благодаря индустриальному развитию и научно-технической революции
  7. Признание демократии как наиболее распространенного политического режима, наиболее адекватного человеческой природе. Правда, содержание понятия «демократия» - очень разнится от культуры к культуре
  8. Экологические проблемы, вызванные экономическим ростом

Причины ускорения НТП в начале XX века:

  1. переход количества в качество
  2. интернационализация науки
  3. междисциплинарность
  4. сближение науки и техники – сокращение срока между научным открытием и его освоением

Модернизация. Две модели модернизации:

  1. лидеры модернизации – Англия, Франция, США – конец XVIII – вторая половина XIX века
  2. второй эшелон модернизации – догоняющая модернизация – Германия, Италия, Австрия, Россия, Япония – вторая половина XIX – начало XX века

Начало XX века – крупнейшие страны вступили на путь империализма.

5 ленинских признаков империализма:

1) создание монополий

2) начало борьбы за передел мира

3) сращивание финансового и банковского капитала

4) вывоз капитала

создание международных монополистических объединений (предшественники нынешних транснациональных корпораций)

    Территориальная, экономическая и политическая экспансия, стремление ведущих держав к расширению сферы своего влияния, к расширению империй.

    Империализм – есть стремление к максимальной, территориальной, экономической (также и культурной и идеологической) экспансии со стороны ведущих стран мира.

     К началу XX века внутри мировых великих держав повышался уровень жизни и укреплялась демократия, расширялись права и свободы человека, но во внешней политике они жёстко конкурировали за сферы влияния и за лидерство в мире, что и привело к Первой мировой войне.

Социальные итоги модернизации:

  1. резкое имущественное расслоение общества
  2. рост крупных городов
  3. рост массовых протестных движений (социализм, анархизм, феминизм, после – фашизм)

Кризисы в экономике:

  1. подталкивает к поиску новых рынков сбыта, к техническому переоснащению, к изменению в организации и управлении производством
  2. усиливается роль государства (часто – прямой контроль государства над частными предприятиями)

Колониальная политика Англии и Франции:

  1. нещадная эксплуатация колоний
  2. отношение к народам колоний как к низшим расам
  3. некоторая цивилизация колоний, особенно англичанами – железные дороги, образование
  4. массовая миграция из метрополий в колонии – карьера, избыточная рабочая сила, выпуск пара – ныне наоборот
  5. вывоз капитала в колонии
  6. удушение собственной экономики в колониях – ср. политику Англии в отношении индийского ткачества

Разные методы управления колониями: 1) Англия – непрямое управление – включение местной элиты в управление; 2) Франция – прямое управление из метрополии

Причины подъёма антиколониального движения в колониях:

  1. экономические – экономическая эксплуатация
  2. политические – политико-правовое бесправие
  3. национальные – подъём национального самосознания (рост образования)

Япония – синтез самобытности и заимствований

Работа с документами. Анализ исторических документов. (11 класс).

 

1. Листовка ихэтуаней (Боксёрское восстание - 1900 год.). (стр. 47 – Н.В. Загладин. Всемирная история. XX век. 11 класс. М., 2006).

Вопросы к документу:

  1. сформулируйте отношение ихэтуаней к иностранцам
  2. что особенно возмущало китайцев в иностранцах и почему? (церковь – чужая религия – угроза духовной самобытности китайцев)
  3. что бы было с Китаем, если бы победили боксёры-ихэтуани?

      2. Речь германского канцлера Б. Бюлова (рейхстаг, 1899 год).(там же, стр. 37)

    Вопросы к документу:

  1. что вызвало негодование Бюлова?
  2. К чему стремился Бюлов?
  3. Как можно было достичь того положения, к которому стремился Бюлов?

      3. Речь президента США У. Мак-Кинли о Филиппинах (1898 год). (там же, стр. 37).

     Вопросы к документу:

  1. Почему, по мнению Мак-Кинли, США должны присоединить Филиппины?
  2. Есть ли разрыв между действительными причинами присоединения Филиппин и причинами, выдвинутыми Мак-Кинли?
  3. Изложите настоящие причины присоединения Филиппин к США.

      4. Договор между Китаем и западными державами после подавления восстания ихэтуаней (1901 год). (там же, стр 48).

     Задание – попробуйте сформулировать вопросы к этому документу и ответить на них.

      5. Компьенское перемирие (11 ноября 1918 года). (там же, стр. 58).

 Вопросы к документу:

  1. Что, в первую очередь, потребовала Антанта от Германии?
  2. Почему союзники потребовали вывода германских войск из Эльзаса и Лотарингии?
  3. В чём суть 5-й статьи условий перемирия? Почему и зачем союзники настаивали на том, чтобы немцы очистили левый (западный) берег Рейна? Для кого (какой страны) это было важно?
  4. Какое оружие союзники обязали Германию сдать, какое немецкое оружие было для них опаснее всего? Какая страна, по-вашему, более всего настаивала на сдаче этого оружия?
  5. Что вам говорит 29-я статья этого перемирия? Какое отношение к России в ней прослеживается?
  6. Определите общую тональность Компьенского перемирия. Как могли немцы отреагировать на этот документ, почему они его подписали?

      6. Отрывок из работы Р. Люксембург «Социальная реформа или революция?». (там же, стр. 66).

      Вопросы к документу:

  1. Как Р. Люксембург относится к реформам?
  2. На что, по её мнению, нацелены реформы?
  3. К какому течению в марксизме можно отнести Р. Люксембург – к социал-демократии или к коммунистическому?

      7. Отрывок из работы Э. Бернштейна «проблемы социализма и задачи социал-демократии». (там же, стр. 65).

       Вопросы к документу:

  1. Каково отношение Бернштейна к реформам?
  2. Каково отношение Бернштейна к революционной диктатуре пролетариата?
  3. Каково отношение Бернштейна к наследию Маркса?
  4. Что Бернштейн называет утопией?
  5. Каким путём, по Бернштейну, лучше всего придти к социализму7
  6. Какое течение в социалистическом рабочем движении представлял Бернштейн?

       8. Устав Международной организации труда. (1919 год). (там же, стр. 73).

           Вопросы к документу:

  1. Каковы цели МОТ и совпадают ли они или нет с целями социалистов?
  2. Каким путём МОТ намеревалась достичь своих целей – мирным путём или насильственным?
  3. Почему межправительственная организация буржуазных стран озаботилась условиями жизни и работы трудящихся?
  4. О каких тенденциях в социальном развитии индустриальных стран говорит сам факт создания МОТ и принятия данного Устава МОТ?

          9. Резолюция III Конгресса Коминтерна о коммунистических профсоюзах. (1921 год). (там же, стр. 73-74).

           Вопросы к документу:

  1. Что такое Коминтерн, где, когда и с какой целью он был создан?
  2. Зачем Коминтерн декларирует необходимость создания единой международной организации профсоюзов?
  3. Как, по мнению Коминтерна, должны действовать революционные профсоюзы?
  4. В чём заключается главная задача революционных профсоюзов?

  К обеим документам – Устав МОТ и резолюция Коминтерна: Какой путь, по-вашему, был более предпочтителен и перспективен – путь социального партнёрства или социальной конфронтации в рабочем, профсоюзном движении? Почему?

Причины возникновения массовых идеологий в XIX – XX веке:

  1. на сцену истории вышли широкие народные массы со своими нуждами и требованиями
  2. религии, ранее игравшие роль массовых идеологий, утратили свою роль (особенно в секуляризованной Европе)
  3. тяжёлые условия жизни широких народных масс, вызвавшие потребность в социальном протесте, в конструировании новых справедливых условий жизни

    Основные черты и тенденции идеологий XIX – XX века: Стремление к эгалитаризму, к равенству, к социальной справедливости, к установлению справедливого общественного строя. Это объединяет социализм, анархизм, фашизм.

Бернштейн (социал-демократия) – социализм можно достичь не насильственным путём, а путём реформ. Ленин (революционный марксизм, коммунизм)– только пролетарская революция.

Формы социальных отношений:

  1. социальное партнёрство – предпринимателей и наёмных работников
  2. социальный конфликт – забастовки, бойкоты, локауты (со стороны предпринимателей)
  3. социальная конфронтация – часто вооружённые насильственные действия, захват предприятий, призывы к революции.

    Рабочий класс. Положение и сознание рабочих определялись не только их местом в классовой структуре общества, но и традициями и обычаями. (Например, русские рабочие – из крестьян, принесли в город традиции крестьянства, деревни).

Социальные страты индустриального общества:

  1. инженерно-технические работники
  2. квалифицированные рабочие
  3. полуквалифицированные рабочие – на определённом станке, на определённом участке конвейера
  4. неквалифицированные рабочие

  Профсоюзы. Первые профсоюзы – Англия, 1824 год – тред-юнионы. Россия – с 1905 года – легальные.

Цели и задачи профсоюзов – защита интересов наёмных работников перед лицом работодателей – коллективные договоры.

1903 год – Международный секретариат профсоюзов. США – 1890 год – АФТ.

1919 год – Международная организация труда.

Развитые страны после Первой мировой войны – тренд к реформизму:

  1. осознание предпринимателями своей общности с трудящимися (если они бедны, то товары никто не покупает), осознание своих истинных интересов
  2. рост демократии, возможность легального выражения своего мнения (свобода печати, собраний, выборы)
  3. страх перед радикальными способами решения социальных проблем, страх перед коммунизмом – пример русской революции. Страх насилия и гражданской войны.

 Революции XX века:

  1. социалистические
  2. буржуазно-демократические
  3. национальные и национально-демократические, национально-освободительные (колонии и полуколонии)
  4. националистические (фашизм, нацизм)

Общая причина революций – огромный подъём массовых движений

    Социальная инженерия – запрограммированное и целенаправленное переустройство общества по заданным параметрам.

Сословия (6 класс)

Сословия – большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству.

3 сословия в средневековом европейском обществе: 1) молящиеся (духовенство); 2) воюющие (феодалы, рыцарство); 3) трудящиеся (крестьяне и горожане). Первые два сословия – привилегированные.

Крестовые походы.

Причины Крестовых походов:

  1. реальные – а) аграрное перенаселение в Европе; б) необходимость канализировать рыцарскую агрессию; в) необходимость укрепления авторитета церкви – путём совершения «святого дела»; г) поиск новых торговых путей; д) просто – желание пограбить «баснословно богатый» Восток.
  2. демонстративные  - «Освобождение Гроба Господня».

  8 Крестовых походов с 1096 по 1291 годы.

Последствия Крестовых походов:

  1. отрицательные – а) множество жертв и разрушений; б) ненависть и раздоры между христианами и мусульманами, которые сохраняются до сих пор; в) смертельный удар по Византии в 1204 году (4 поход).
  2. положительные – а) европейцы познакомились с новыми землями, расширили свои знания, к примеру, узнали арабские цифры; б) в Европе появились новые обычаи – мыться в бане и т.д.; в) в Европе появились новые продукты – сахар, лимоны, рис, арбузы; г) в Европе появились новые предметы – шёлк, зеркало, ветряные мельницы.

    Создание в Европе централизованных государств в XIII – XV веках.

Кто был заинтересован в создании централизованных государств:

  1. королевская власть
  2. жители городов – ради спокойствия и порядка
  3. мелкие феодалы – короли могли их защитить от крупных феодалов
  4. отчасти крестьяне – королевская власть сдерживала произвол крупных феодалов
  5. церковь.

Не заинтересован: крупные феодалы.

    Сословная монархия – централизованное государство, в котором королевская власть опирается на собрание представителей сословий.

Столетняя война (1337 – 1453).

    Причина Столетней войны – желание английского короля удержать свои земли во Франции, и, соответственно, стремление короля Франции объединить все французские земли под своим скипетром.

Требования Уота Тайлера:

  1. возврат крестьянским общинам пастбищ и лесов
  2. отдать церковные земли крестьянам
  3. всем обеспечить равные права
  4. отмена антинародных законов о бедных, о бродягах.

Последствия объединения Франции в конце XV века:

  1. установление порядка
  2. рост городов, торговли и ремесла
  3. развитие культуры, начало создания единой нации и французского языка.

Последствия Великих географических открытий:

  1. расширение кругозора европейцев
  2. негативные последствия для народов Азии и Африки
  3. начало создания колониальных империй
  4. начало складывания мирового рынка
  5. революция цен – приток золота обесценил деньги и вздул цены на товары
  6. новые продукты из Америки – картофель, табак, помидоры, какао, шоколад.

   Причины Реформации в XVI веке:

  1. требования дешёвой церкви
  2. возмущение распутным и роскошным образом жизни духовенства
  3. возросшая степень образованности людей (книгопечатание), их сомнения в церковном учении
  4. сомнение в роли церкви как необходимого посредника между Богом и человеком

  Тезисы М. Лютера:

  1. церковь не нужна как посредник между Богом и человеком, человек спасается только личной верой в Христа и его искупительную жертву
  2. следовательно, не нужно содержать духовенство и не нужны огромные деньги на церковь. Буржуа уцепились за этот пункт – деньги можно потратить с пользой для себя.

 Аугсбургский мир 1555 года: Князья выбирают веру, а их поданные за ними следуют. «Чья власть, того и вера».

    Кальвин. Личная вера не спасает человека, человек предопределён извечно, изначально к спасению или к погибели. Абсолютное предопределение, которого ничто не изменит. Но человек может надеяться, что если ему сопутствует успех, то он определён – может быть! – к спасению. Это – мощный стимул в мирских, хозяйственных делах. Это – оправдание предпринимательской деятельности буржуазии.

    Главная идея гуманистов Ренессанса – человек – это всесторонне развитая личность, которая стремится к совершенству. Главная черта человека – стремление к творчеству, поэтому такое высокое место в эпоху Возрождения занимает искусство.

Причины упадка Испании с конца XVI века:

  1. американское золото утекало из Испании – дворянство тратило его на предметы роскоши, которые закупались в Англии, Нидерландах, Франции
  2. короли не защищали отечественную промышленность, не было протекционизма – шерсть вывозили из страны к выгоде дворян
  3. деньги тратились на двор и на войны
  4. огромные налоги на крестьян (для войн)
  5. изгнание предприимчивых евреев и мавров (мусульман)
  6. главное для короля – не процветание страны, а чистота католической веры.

  Централизованные европейские государства:

  1. сильная центральная власть
  2. сильная постоянная королевская армия
  3. централизованная система налогообложения
  4. единая бюрократическая система

 

      Просвещение ( XVIII век) – идейное течение, основанное на убеждении в решающей роли разума в познании мира и в устройстве общества на началах справедливости и равенства. Просветители считали, что всё зло в мире – от невежества. Достаточно образовать людей, и большая часть зла уничтожится. Цель просветителей – достижение общего блага. В основе Просвещения – рационализм, идея о том, что только опираясь на свой собственный разум, человек может познать мир и создать наилучшее общественное устройство.

    Просвещённый абсолютизм – правление монарха, при котором государь проводит политику, основанную на идеях просветителей, заботится о распространении культуры и образования в обществе, проводит реформы во благо подданных.

    Итоги Просвещения: 1) утверждение идеи просвещения, образования народа; 2) провозглашение возможности построения справедливого разумного общества, идеи прав и свобод человека.

   Процесс модернизации в Европе в XVI – XIX веках

  1. Крестьянство – урбанизация – горожане
  2. Сельское хозяйство – индустриализация – промышленность
  3. Феодализм, монархия, сословный строй – демократизация – парламентаризм, правовое равенство, республика
  4. Религиозное сознание, теоцентризм – секуляризация – нерелигиозное сознание, светское государство и общество.

     Модернизация – процесс перехода от традиционного общества к современному индустриальному обществу с высоким уровнем жизни и быстрым научно-техническим прогрессом. Первая страна на пути модернизации – Англия.

    Главное содержание Нового времени – становление буржуазного, демократического общества, развитие капитализма. Становление прав человека и гражданского общества. С рубежа XV – XVI века.

    Начало гегемонии Европы в мире – XV – XVI века.

    Капитал – capit, caput (лат.) – голова. Это деньги, пускаемые в торговый оборот или вкладываемые в производство. Но нужен товар, который при пользовании не ухудшался бы, а давал бы прибыль постоянно. Этот товар – рабочая сила – способность человека своим трудом создавать товары (материальные блага), обладающие большей стоимостью, чем стоимость самой рабочей силы. Появилась свободная рабочая сила – разорившиеся крестьяне без средств производства (земля). Внеэкономическое принуждение было заменено экономическим принуждением – юридически равные стороны (работодатель и рабочий) заключали договор. Экономические, денежные отношения стали пронизывать все стороны жизни.

     Промышленный переворот – создание высокопроизводительных машин и внедрение их в промышленное производство, переход от ручного труда к машинному с огромным ростом производительности труда. Начался в Англии во второй половине XVIII века в текстильной промышленности.

    Причины якобинского террора во время Великой Французской революции: стремление радикальной буржуазии насильственным путём устранить своих соперников в борьбе за власть, что вылилось в массовые убийства.

    Итог Великой Французской революции – установление в Франции господства буржуазии. Так как Франция являлась одной из ведущих стран Европы, то буржуазный строй стал доминировать в Европе. Наполеоновские завоевания уничтожали феодальные отношения в завоёванных странах, где создавались буржуазные учреждения.

   Радикализм – политическая идеология и основанное на ней движение, которое стремится к переустройству общества революционным, насильственным способом (radix – корень, коренное изменение).

   Теория Маркса – пролетариат должен свергнуть господство буржуазии и взять власть в свои руки и установить социальный строй всеобщего равенства, свободы и справедливости. Эта теория нацеливала общество на конфликты, на классовую борьбу.

 Предпосылки объединения Германии в XIX веке:

  1. экономические – потребность в развитии производительных сил
  2. национальные – порыв к созданию единой немецкой нации
  3. политические – политическое и военное доминирование Пруссии в германских землях

     2 пути объединения Германии: 1) демократический (снизу); 2) монархический (сверху). Победил второй путь из-за слабости демократических сил. (Как и в Италии Кавура).

    2 варианта объединения Германии: 1) южногерманский (во главе с империей Габсбургов); 2) северогерманский (во главе с Пруссией). Победил прусский путь – Пруссия оказалась сильнее в военном отношении, да к тому же Австрия была слишком полиэтничной, чтобы возглавить единое национальное немецкое государство.

    С переходом от Средневековья к Новому времени политическая власть переходит от класса феодалов к классу буржуазии – у кого богатство, у того и власть. В Средние века главное богатство (главный фактор производства) – земля, земля – у феодалов, следовательно, власть – у феодалов. В Новое время главным богатством (главным фактором производства) становится движимое имущество (вообще – капитал), то есть деньги, деньги – у буржуазии, следовательно, власть переходит к буржуазии.

    Секуляризация – люди постепенно перестали руководствоваться в своей жизни только религией, отходили от веры и стали надеяться на себя, на свой разум и опыт.

    Модернизация – стремление к новому, неизвестному, к новой технике, к новому способу производства. Это также – освобождение сознания от религии, рост городского населения, развитие духа инициативы, предпринимательства и конкуренции. Закрепление принципа равенства всех перед законом, неприкосновенности личности, обеспечение прав и свобод человека.

Основы новоевропейской цивилизации:

  1. индустриальная мощь, основанная на научно-техническом прогрессе
  2. индивидуализм, ставший основой демократии и прав человека (правовое государство и гражданское общество)
  3. модернистское, а не традиционалистское мышление (стремление к новому, а не опора на старое).

Завершение становления индустриальной цивилизации в основных странах Запада к началу XX века – этот процесс продолжался с середины XVIII до первой половины XX века.

    Тред-юнионы  в Англии – 1824 год. Профсоюзы – посредник между трудом и капиталом. Мирный путь разрешения трудовых споров (из-за демократии – возможны пикеты и забастовки, следовательно, нет революций и восстаний). Не революции, а реформы. «Хотите выжить – проводите реформы» (Т. Маколей). Но англичане были демократы у себя дома, в колониях, в Индии, в Ирландии они действовали очень жестоко.

    Политическая партия – объединение наиболее политически активных представителей определённой социальной группы, выражающая в своей идеологии интересы этой группы и ставящая своей целью завоевание политической власти ради реализации этих интересов.

Причины преобразований в Восточной Европе  в конце 1980-х годов:

  1. снижение уровня жизни, особенно очевидное по контрасту с Западом, который был уже достаточно открыт для поездок и сравнения;
  2. недовольство зависимостью от СССР;
  3. желание расширить гражданские свободы, политический плюрализм;

 Предпосылка преобразований в Восточной Европе – политика перестройки в СССР с 1985 года, советское руководство (М.С. Горбачёв) отпустило вожжи контроля над странами Восточной Европы.

  Тоталитаризм – государственный строй, при котором государство стремится осуществлять всеобъемлющий контроль над жизнью общества и граждан.

  Суть теории Кейнса – государственные расходы поддерживают совокупный спрос, а спрос способствует экономическому росту.

      Пацифизм – стремление к миру и миротворческие усилия.

    Три влияния (источники средневековой европейской цивилизации) на историю средневековой Европы:

  1. Античность, греческое искусство, мифология, философия, демократия, римское право;
  2. Влияние варварских народов – этнический принцип, военная демократия, воинская доблесть, вечевой принцип;
  3. Влияние христианства – идея Богочеловека – идея самоценности отдельной человеческой личности, личного спасения, дуализма духовного и телесного, принципы добра и милосердия, грамотность – Священное Писание.

   Феодализм – взаимообусловленность прав и обязанностей сеньоров и вассалов при соединении власти и собственности. Главное богатство в Средние века – земля. Следовательно, у кого земля – у того и власть, то есть у феодалов.

    Феодальная раздробленность – ослабление этой взаимообусловленности, этой связи сеньоров и вассалов. Король мог принудить вассала к службе только силой (при неразвитости государственных институтов) но этой силой и были его вассалы, которые ему не подчинялись. Король мог опираться только на противоречия среди вассалов (централизованной постоянной армии у короля ещё не было), используя одних против других, или на поддержку других слоёв населения – горожан, духовенства (в плане церковной, моральной, но и финансовой поддержки). Король в это время (IX – XIII века) – только «первый среди равных».

Теоцентризм средневекового мировоззрения.

  Византия – сплав античности и христианства. Подчинение церкви государству (не как на Западе, где рухнула Западная Римская империя, и папа принял на себя роль лидера Западного мира – духовного, а во многих случаях – и светского).

Культура Средневековья в Европе

  1. Крестьянская культура:
  1. традиция (всё старое хорошо потому, что оно старое; всё новое плохо потому, что оно новое;
  2. связь с природой, суеверия;
  3. община, коллективизм;
  4. религиозный синкретизм – смесь язычества и христианства.
  1. Городская культура:
  1. инициативность;
  2. внимание ко времени;
  3. расчётливость; предприимчивость;
  4. риск, опора на себя; сметливость;
  5. трудолюбие (и у крестьян);
  6. большее, чем в сельской местности, распространение знания (университеты).

Последствия Великих географических открытий:

  1. расширение кругозора европейцев;
  2. новые продукты – картофель, помидоры, кукуруза, какао, шоколад.

  Для туземцев Нового света – несчастье: геноцид, рабство. Начало европейской экспансии и господствующего положения в мире, которое остаётся и поныне. Колонизация мира.

    Возрождение (Ренессанс) – человек стал рассматриваться не как тварь, наделённая пороками, но как свободная личность, имеющая право на счастье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к заданию 24 ЕГЭ по истории на материале курса Всеобщей истории

В связи с введением ЕГЭ учителям пришлось пересмотреть, переделать систему подготовки учащихся к итоговой аттестации.  На уроках упор делается на курс истории России, это и понятно, ведь экзамен ...

Материалы к лекции по Всеобщей истории , вводное занятие.

Я работаю на 1 курсе .Первое занятие по истории всегда посвящаю историческим этапам. Делаю подборку и ,рассказываю ,показывая иллюстрации .В общем-не обязательно делать к каждому занятию презентацию в...

материалы тестового контроля по всеобщей истории для обучающихся системы СПО

материалы тестового контроля по всеобщей истории для обучающихся системы СПО...

Контрольно-измерительные материалы по всеобщей истории для обучающихся 7 класса

Контрольная работа по всеобщей истории для 7 класса по разделу: « Мир в начале нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация....

Контрольно-измерительные материалы по всеобщей истории для обучающихся 7 класса

Контрольная работа по всеобщей истории для 7 класса по разделу: « Первые революции нового времени. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации»...