Музейный урок «Юный музейщик»Урок посвящение в члены музейного сообщества
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

Урок-посвящение. Совет Музея проводит занятие с ребятами перешедшими в 5 класс.

Еще Ф.М. Достоевский заметил, что полукультура страшнее чумы. Сегодня многим стало ясно, какая страшная опасность для культуры храниться в ее суррогате – массовой культуре, которая не требует умственной и душевной работы. Поэтому, придя из мира массовой культуры в музей нашим воспитанникам трудно воспринять даже отдельные элементы истиной культуры, которую они считают уже устаревшей. А ведь музейный предмет и музейная среда обладают значительным нравственно-эмоциональным воздействием. С помощью музейной среды можно включить ребенка в сферу истиной культуры, где нет места вандализму, где интересно не разрушать, а созидать. Эту проблему и призвана решить данная программа, которая главной целью ставит не обучение ребенка ориентироваться в музейном зале, не воспитание потребителя культуры, а умение самому создавать культуру, то есть стать ее творцом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon derevya_tochyonaya_igrushra.doc(163 КБ)163 КБ

Предварительный просмотр:

Еще Ф.М. Достоевский заметил, что полукультура страшнее чумы. Сегодня многим стало ясно, какая страшная опасность для культуры храниться в ее суррогате – массовой культуре, которая не требует умственной и душевной работы. Поэтому, придя из мира массовой культуры в музей нашим воспитанникам трудно воспринять даже отдельные элементы истиной культуры, которую они считают уже устаревшей. А ведь музейный предмет и музейная среда обладают значительным нравственно-эмоциональным воздействием. С помощью музейной среды можно включить ребенка в сферу истиной культуры, где нет места вандализму, где интересно не разрушать, а созидать. Эту проблему и призвана решить данная программа, которая главной целью ставит не обучение ребенка ориентироваться в музейном зале, не воспитание потребителя культуры, а умение самому создавать культуру, то есть стать ее творцом.

Музейный урок  «Юный музейщик»

Цели урока:

  • развивать творческую активность учащихся;
  • способствовать формированию чувства любви и дружбы к близким людям; воспитывать эстетических впечатлений детей о красоте цветочного мотива в росписи русской матрёшки.
  • воспитывать любовь к искусству народных мастеров.

Задачи :

  • Научить учащихся  самостоятельно понимать язык предметов и пользоваться этим языком.
  • Воспитать музейную культуру.

Оборудование урока:

  • фигурки игрушечных матрёшек;
  • иллюстративный материал (модели матрёшек);
  • музыкальное оформление (русские народные песни и плясовые);
  • альбом “Игрушки Крутца” И. Бусева-Давыдова.

 Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Погляди скорее -
Щечки розовеют,
Пестренький платочек,
Платьице в цветочек,
Пухленькие крошки —
Русские матрешки.
Чуть лишь испугаются,
Все в кружок сбегаются,
Прячутся друг в дружке
Шустрые подружки.
Т. Лисенкова

С изобретением токарного станка появился новый способ обработки дерева — точение. Именно так мастера Хохломы изготавливают свою точеную посуду — миски, кубки, подставки, солонки. А мы отправимся с вами в путешествие к мастерам, вытачивающим игрушки, Всем нам знакомые матрешки.

Матрешка стала нашим национальным сувениром и шагнула за рубежи нашей Родины. Многие иностранцы, посетившие нашу страну, увозят к себе на родину нашу русскую матрешку.

Откуда же появилась эта дивная кукла?

Идея создания разъемной игрушки-куклы была заимствована из Японии, получив свое оригинальное воплощение у нас. Прообразом нашей матрешки послужила разъемная японская игрушка — Дарума, добрый лукавый старичок. Форма Дарумы походила на цилиндр с округленным верхом, в самой большой находилось 2—З вкладыша.

В 90-е годы ХIХ века впервые появился русский вариант японской игрушки. Авторами первой матрешки стали токарь из подмосковного города Подольска В. Звездочкин, который немного видоизменил облик куклы, а расписал ее известный художник С. Малютин. Первая токарная расписная кукла изображала девочку в простонародном костюме: сарафане, переднике, платочке, — была круглолицей и ясноглазой, с аккуратно убранными под платочек волосами. В руках кукла могла держать платочек, цветок, корзинку, петуха, серп, хлеб или вести за руки малыша. Внутри самой большой куклы помещалось целое семейство мал мала меньше. Минимальное количество кукол вкладышей могло быть З, известна матрешка с 51 вкладышей.

Почему эта точеная кукла стала называться матрешкой, никто точно не знает. Может быть, так ее назвал продавец, рекламирующий свой товар, а может, такое имя ей дали покупатели: имя Матрена было очень распространено среди простого люда, вот и стали называть игрушку ласково Матрешей, Матренушкой; так, и закрепилось имя Матрешка.

Начинали работу с изготовления самой маленькой матрешки. Мастер брал небольшую чурочку, закреплял ее на станке и, держа резец особым образом, вытачивал малышку-матрешку. Затем вытачивалась нижняя часть второй матрешки, ее верх, и так далее, до самой старшей куклы.

Много появилось матрешек после той, первой. Каждый мастер стремился превзойти другого в росписи, форме. В начале ХХ века насчитывали более 20 видов матрешек. Одни были «одеты» в национальные платья, другие щеголяли в старинных исторических костюмах, третьи словно шагнули к нам из сказки. Мастера-живописцы использовали не только краски, но применяли и другие приемы оформления: выжигание, позолоту, лакировку.

Среди этого матрёшечного разнообразия вы, как ни старались бы, все равно не нашли бы знаменитых традиционных матрешек — сергиев-посадскую (загорскую), семеновскую (хохломскую) и полхов-майданскую, которые появились позже и стали младшими сестрами первых матрешек.

Как же различить матрешек? Для этого мы отправимся в гости к загорской матрешке.

(Заранее подготовленные доклады детей.)

1 учащийся - ЗАГОРСКАЯ МАТРЕШКА.

Эта игрушка и сейчас похожа на первую матрешку с петухом в руках. Загорская матрешка добротна, крутобока, устойчива по форме. Расписывают ее по белому дереву гуашевыми красками, используя чистые (локальные) цвета. Овал лица и руки закрашивают «телесным» цветом. Две пряди волос прячутся под платок, двумя точками изображают нос, а губы выполняют тремя точками: две вверху, одна внизу и готовы губы бантиком. Платок у загорской матрешки завязан узлом. Далее мастер рисует рукава кофты, сарафан. Платок и передник оформляются простым цветочным узором, который легко получается, если приложить кисть с краской, остается след-лепесток или листок. А круглую серединку цветка или «горох» можно получить, использован прием тычка. Закончив роспись, мастер покрывает матрешку лаком. От этого она становится еще ярче и нарядней. Лаконичность и простота оформления создали ясный и радостный образ русской деревенской куклы. Потому-то, наверное, и любят матрешку все, от мала до велика.

Учитель - Попрощаемся с загорской игрушкой и отправимся в небольшой городок Семенов, что в Нижегородской области, на родину знаменитой «золотой Хохломы». Там, наряду с яркой посудой, делают игрушки и расписывают их в традиционном «травном» стиле.

2 учащийся - СЕМЕНОВСКАЯ МАТРЕШКА.

Семеновская игрушка также вытачивается на токарном станке. Для работы используют хорошо просушенную древесину липы, осины, березы. Непросушенную древесину применять нельзя, иначе изделие, выполненное из сырой древесины, может треснуть, расколоться, и жаль будет труда, потраченного на него.

Выточенное изделие — бельё — по форме похоже на загорскую, но несколько заужено книзу. А вот расписывают ее иначе, и краски берут другие. Сначала белую матрешку грунтуют картофельным клейстером, втирая его в поры дерева. Это нужно для того, что бы краски не растекались по деревянным волокнам и чтобы заблестела матрешка сразу после первого покрытия лаком. По высохшей загрунтованной поверхности мастерицы делают "наводку" черной тушью: вырисовывают овал лица, глаза, нос, губки, очерчивают платок, завязанный узлом, и отделяют кайму на платке (это важно, ведь кайма с цветочными бутонами является отличительным признаком семеновской матрешки). Затем рисуют овал, в котором изображают руки и цветы: пышные розы, колокольчики, колоски. Итак, наводка готова. Теперь роспись ведется анилиновыми прозрачными красками желтого, красного, малинового, зеленого, фиолетового цветов. И, наконец, матрешку лакируют. И вот перед нами яркая хохломская матрешка.

3 учащийся - ПОЛХОВ-МАЙДАНСКАЯ МАТРЕШКА.

Это соседка семеновской матрешки. А вытачивают ее в селе Полховский Майдан Нижегородской области. Первые два этапа — грунтовка клейстером и наводка — выполняются так же, как и у семеновской, а вот роспись более лаконична: овал лица с кудряшками волос, платок ниспадает с головы, на голове трилистник розана, овал, заменяющий передник, заполнен цветочной росписью. Пышные розы, георгины, колокольчики, цветки шиповника, ягодки украшают эту матрешку. Да и постройнее своих подруг она будет: форма матрешек более вытянутая, голова небольшая, уплощенная.

Сейчас почти каждая область и республика делают своих матрешек. Известны белорусские матрешки, которых изготавливают в городах Жлобине и Бресте, марийские матрешки из Йошкар-Олы, матрешки из Вятки, чей наряд, кроме росписи, украшает соломка, есть музыкальные матрешки и много-много других.

  • Практическая работа. (см. Приложение)

  • Подведение итогов:   Ребята,   посмотрите  на матрёшек которых вы сделали сами и скажите в чём их красота. (Выступления ребят)

Приложение

Практическая работа.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение интерактивных компьютерных технологий в педагогике музейной деятельности на примере работы школьного музея Арктики им. Г.Я.Седова. (Урок географии в контексте педагогики музейной деятельности).

Статья о проведении уроков географии в рамках  педагогики музейной деятельности в образовательном пространстве школьного музея Арктики им. Седова ГБОУ СОШ № 516 Невского района Санкт-Петербурга у...

Проект "Возрождение этнокультурных традиций как средство формирования гражданской и национальной самоидентичности и развития социальной активности учащихся и членов сельского сообщества"

Материал включает в себя полное описание совместного  проекта педагогов и учащихся МКОУ "Гауфская СОШ", направленного на возрождение национальных традиций немцев Сибири, сценарий этнокультурного ...

Посвящение в члены Отряда юных пожарных

Торжественное посвящение обучающихся 5- 6 классов в члены Отряда юных пожарных....

Интегрированные уроки. Юные олимпийцы

Важность проведения интегрированных уроков. Развитие умственных и физических способностей школьников. Результативность....

Сценарий торжественного посвящения в члены ВВПОД ЮНАРМИЯ

Сценарий торджественного посвящения в ряды юнармейцев...

Особенности сохранения исторической памяти членами школьного сообщества МБОУ «Большереченская СОШ»

Работа отмечена Дипломом призера районной "Недели науки".Сделанные автором выводы на основе результатов проведенного социологического исследования были использованы для планирования ра...

Сценарий "Посвящение в члены детской организации"

Праздник проходит в рамках Единого дня открытых дверей «Будь с нами», ведь именно 21 октября 1993года  была зарегистрирована Оренбургская областная общественная организация «Фед...