Киевская Русь в IX-XI вв.
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Русалина Анастасия Алексеевна

Конспект повторительно-обобщающего урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kievskaya_rus_ix-xi.rar170.56 КБ

Предварительный просмотр:

Киевская Русь IX – XI вв.

Класс: 6

Тип урока – систематизация и обобщение знаний.

Форма урока – повторительно-обобщающая беседа + элементы практической работы.

Цель образовательная: систематизировать знания учащихся о правителях Древней Руси; о проводимой ими политики; создать целостную картину событий, происходящих на Руси IX – XI века; помочь учащимся обобщить знания о Руси IX – XI веков; понять причинно следственные связи событий Древний Руси, раскрыть сущность событий IX – XI веков.

Цель развивающая: продолжить формирование картографических знаний учащихся; продолжить формирование умения грамотно выражать свои мысли; продолжить формирование умения аргументировать свою точку зрения; актуализировать ранее полученные знания; составлять таблицы и схемы.

Цель воспитательная: продолжить формирование патриотизма, любви к родному государству и гордости за свою страну.

Оборудование урока: Карта «Киевская Русь в IX-XII вв.» + иллюстрированный материал: 4 схемы «Хронология правления князей»; 4 схемы  «Политическое устройство Киевской Руси в IX-XI вв.»

Основные даты: VIII-IX вв. расселение славян; первая половина IX в. – образование государства Руси; 988 г. – крещение Руси.

Основные термины и понятия: славяне, община, князь, подати, полюдье, общественный строй, феодализм, власть.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент.

        Приветствие. Проверка готовности к уроку учащихся (наличие учебников, тетрадей, дневников, письменных принадлежностей). Отмечаю отсутствовавших.

Приветствуют учителя, садятся.

Постановка целей и задач.

Сегодня на уроке мы с вами будем повторять ранее изученный материал по теме Киевская Русь в IX – XI вв. На уроке мы рассмотрим образование Древнерусского государства, вспомним первых князей и политику проводимую ими, поговорим о политическом устройстве Киевской Руси, обсудим культуру  Древней Руси.

Слушают

Приступаем к повторению материала.

На доске написаны тема и план урока, зачитываю его учащимся.

Тема: Киевская Русь в IX – XI вв.

План:

1. Образование Древнерусского государства.

2. Основные направления внешней политике князей Киевской Руси.

3. Социально-экономические изменения в жизни восточнославянских племен. Образование государства.

4. Политическое устройство Киевской Руси.

5. Культура древней Руси в IX-XI вв.

Изучают написанное на доске. Записывают тему урока в тетрадь.

Повторительно-обобщающая беседа «Образование древнерусского государства»

Итак, сейчас я буду задавать вам вопросы, ваша задача будет отвечать на них.

1. Когда возникло Древнерусское государство?

2. Назовите два центра откуда началось Древнерусское государство?

3. Кем по приданию был основан Киев?

4. Каков период существования Киевской Руси? Схема

Киевская Русь

Олег            Игорь          Ольга             Святослав (882-912)     (912-945)    (945-957)           (957-972)

       Владимир Святославич        Ярослав Мудрый

      (980-1015)                        (1019-1036-1054)

Разбор схемы:

  1. Назовите основные мероприятия во внутренней политике князя Олега.

  1. Расскажите о деятельности князя Игоря.

  1. Перечислите основные мероприятия княгини Ольги.

  1. Расскажите о деятельности князя Святослава.

  1. Назовите основные мероприятия проведенные Владимиром Святославичем.

  1. Перечислите важнейшие мероприятия Ярослава Мудрого.

Отвечают на вопросы. Ответы учащихся:

1. В IX веке.

2. Киев и Новгород.

3. Аскольдом и Диром.

4. Схема «Киевская Русь» роздана каждому ученику в печатном виде по 1 экземпляру.

Разбор схемы с помощью ответов на вопросы.

Предполагаемые ответы учащихся:

  1. Захват князем Киева в 882 г.; объединение Новгорода с Киевом; стремление объединить все восточнославянские племена; возникновение единого Древнерусского государства с центром в Киеве; принятие Олегом титула великого князя.
  2. Продолжение объединения восточнославянских племен; покорение тиверцев, уличей, древлян; обложение древлян данью; при повторном сборе дани был убит древлянами.
  3. Жестокая расправа с древлянам; замена полюдья системой налогообложения; установление порядка внутри государства.
  4. Завершение объединения восточнославянских племен после подчинения вятичей.
  5. Переход от завоевательных походов к укреплению границ Руси; создаются оборонительные системы крепостей на юге страны; крещение Руси.
  6. Принят первый письменный свод законов Русская правда; строительство школ и монастырей; открыта первая библиотека; перевод книг; проведены меры по развитию культуры

Учащиеся фиксируют схему себе в тетрадь.

Практическая работа учащихся. Внешняя политика русских князей.

Переходим к повторению внешней политики русских князей, для этого заполним таблицу. Итак, запишите название таблицы «Внешняя политика русских князей». Таблица состоит из двух столбиков, первый столбик это дата, второй столбик это событие.

Таблица: «Внешняя политика русских князей»

Дата

Событие

907, 911гг.

941 – 944 г.

964 – 966 гг.

967 г.

988 г

1043 – 1046 гг.

Походы Олега на Византию заключение мирного договора.

Поход на Византию князя Игоря. Русь и Византия заключили мирный договор.

Разгром Святославом Хазарского каганата.

Поход Святослава на южные болгарские земли.

Крещение Руси по Византийскому обряду.

Последнее военное столкновение с Византией. Заключение мирного договора с Византией

Составляют хронологическую таблицу(используя  учебник стр. 29,30,32, 34, 40),  ученики по одному выходят к доске. Остальные учащиеся заполняют таблицу в тетрадях.

Повторительно-обобщающая беседа. Социально-экономические изменения в жизни восточных славян.

Категория населения

Функции

Роль в обществе

Люди

-владели землей;

- платили дань;

- наблюдали за порядком;

-участвовали в военных походах

Свободные земледельцы, общинники.

Смерды

Выполняли для князей разные повинности.

Лично зависимые от князя.

Бояре

- сбор дани;

- воинская служба;

землевладельцы

Старшие княжеские дружинники

Закупы        

Работали за определенную ссуду на хозяйском поле.

Разорившиеся общинники, лишены личной свободы.

Рядовичи

Нанимались к землевладельцу на работу.

Разорившиеся общинники лишены личной свободы.

Холопы

Работали в поле или усадьбе землевладельца

Попавшие в плен; продавшие себя в холопство. Совершенно бесправны.

Челядь        

Работали в поле или усадьбе.        

Рабы. Совершенно бесправны.

Переходим к повторению социально-экономических изменений в жизни восточных славян. Для начала расскажите о занятиях славян.

 Итак, вспомните и назовите основные категория населения Киевской Руси в IX-XI вв. их функции и роль в обществе.

Итак, мы вспомнили вместе с вами основные населения Киевской Руси. Давайте теперь вспомним о занятиях славян.

По желанию один из учеников рассказывает о занятиях  славян. Ответ: основным занятием славян было земледелие, осваивали два вида земледелия: 1. Подсечно-огневую систему земледелия; 2. Переложную или залежную систему. Также славяне занимались скотоводством: разводили коров, коз, овец, лошадей, свиней). Занимались бортничеством (добывали мед диких пчел). Развивалось ремесло (выплавка железа, ювелирное и кузнечное дело)

Учащиеся по одному  называют основные категории населения рассказывают их функции и роль в обществе.

Повторительно-обобщающая беседа по следующему пункту плана Политическое устройство Киевской Руси в IX-XI вв.

Схема: «Политическое устройство Киевской Руси в IX-XI вв.»

Великий князь киевский

           Бояре                                     Дружина

   Наместники                      Старшая      Младшая

                                       Посадники

Разбор схемы:

  1. Кто такой Великий князь ?
  2. Каковы функции Великого князя?
  3. Кто такие бояре?
  4. Какую роль они играли в государстве?
  5. Дружина –это?
  6. Кто такой наместник?
  7. Кто такой посадник?
  8. Чем отличался посадник от наместника.

Учащимся раздается схема политического устройства Киевской Руси. Вместе с учителем разбирают схему, затем фиксируют себе в тетрадь.

Беседа с учащимися по следующему пункту  плана «Культура древней Руси IX-XI вв.»

Переходим к следующему пункту плана касающегося культуры изученного нами периода.

  1. Дайте определение слова «Культура» и назовите виды культуры.

  1. Расскажите об особенностях культуры Древнерусского государства. В вашем ответе встретился такой термин как патриотизм, дайте его определение.

Патриотизм – это  любовь к родине, преданность своему отечеству и народу.

  1. Какие жанры существовали в древнерусской литературе. Назовите их и дайте их определение.

  1. Пользуясь иллюстрациями учебника, расскажите о достижениях древнерусского зодчества и живописи.

Учащиеся отвечают по желанию, что такое «культура» и называют виды культуры.

Ответы учащегося:

  1. Культура – это совокупность созданных обществом материальных и духовных ценностей. Виды культуры: материальная и духовная.
  2. Основой древнерусской культуры являлось наследие восточных славян. Особое влияние на развитие культуры оказала Византия и принятие на Руси христианства. Главным мотивом древнерусского искусства был Патриотизм.
  1. Летопись – это записи происходивших событий, составленных по годам.
  2. Житие – это литературное описание жизни людей, причисленных к лику святых.
  3. Слово – это торжественное и поучающее обращение.
  4. Учащиеся открывают учебник на стр. 59 – 61 и рассказывают о достижениях древнерусского зодчества и живописи.

Заключение.

Итог урока.

Выставляю оценки учащимся.

Подводят его учащиеся по плану, ранее (в начале урока), написанного на доске.

Домашнее задание.

Глава 1. Записи в тетради. Готовится к контрольной работе.

Записывают задание в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обощающий урок по истории России 10 класс по теме "Киевская Русь"

Обощающий урок по теме "Киевская Русь". Цель - систематизировать знания по изученной теме. Представлены разнообразные задания....

"Киевская Русь в IX - XII веках"

Учебно - методическая разработка урока "Киевская Русь в IX -XII веках" - повторительно -обобщающий урок в 6 классе.Данный урок интересен тем, что учащиеся не только демонстрируют исторические знания, ...

Словарная работа по теме "Киевская Русь"

В программе SMART сделана словарная работа в игровой форме...

Открытый урок "Киевская Русь IX-XI вв.

Повторительно-обобщающий урок в 6 классе.система письменного контроля на уроках истории....

Проверочная работа по теме: "Киевская Русь"

Проверочная работа для учащихся 10 класса....

Диагностический тест по Истории России, 6 класс (к уроку «Киевская Русь при Ярославе Мудром»)

Предлагаемый материал содержит  тестовые задания разных уровней сложности (А, В, С) по теме «Киевская Русь при Ярославе Мудром» (учебник Пчёлова Е.В., 6 класс)....

Образование государства восточных славян - Киевская Русь.

Предлагаемый урок носит исследовательский характер, что включает учеников в активную познавательную деятельность, развивает самостоятельное мышление....