Рабочая программа по истории 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс) на тему

Рабочая программа по истории создана в соответствии с ФГОС ООО. В программе прописаны планируемые результаты. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass_fgos.docx96.45 КБ

Предварительный просмотр:

      «Рассмотрено»

Руководитель МО

 /________

Колесникова Т.А.

Протокол  №4

 от 30.04.2014  г.        

«Утверждаю»

Директор МОУ ООШ  с. Поповка

 /_____________Оленина В.С.

Приказ № 56 от 30.08.2014г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

МОУ ООШ с. Поповка Хвалынского района

Колесникова Павла Фёдоровича

по истории

                                                         в  6  классе

на 2014   -  2015   год

принята на заседании

                                                                                    Педагогического совета                                                                                    протокол №    от «28 мая 2014 »


Пояснительнаязаписка

Рабочая программа  по истории Древнего мира в 6 классе  разработана на основе

  • Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения);
  • Всеобщая история. 5-9 класс. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы – А. Вигасин, Г. Годер- М.: Просвещение, 2011
  • СанПин 2.4.2821 – 10 от 29.12.2010 № 189
  • в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования  и науки Российской Федерации  от «17»  декабря  2010 г. № 1897

Программа ориентирована на УМК:История Средних веков: Учеб.для6 класса общеобразовательных  учреждений/Е.В. Агибалова, Г.М.Донской. –М.: Просвещение, 2014; История России. С древнейших времён до конца 16 века. 6 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г.Косулина. – М. : Просвещение, 2014.

Особенности программы – её интегративность, объединение курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности. История Средних веков формирует общую картину исторического развития человечества, представления об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях в период с конца 5 по 15 века – от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих геграфических открытий. При этом, так как на всеобщую историю выделяется небольшой объём времени, акцент делается на определяющих явлениях, помогающих понимать и объяснять современное мироустройство. Курс даёт возможность проследить огромную роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в историю современной цивилизации.

Преподавание Истории России с древнейших времён до конца 16 века предполагает детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание её противоречивых процессов, различных точек зрения. Изучение зарубежной истории помогает определить место России в истории человечества, увидеть особенности её развития и черты сходства с другими странами.

Цель изучения истории:

- формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в эпоху Средневековья, объединение различных фактов и понятий средневековой истории в целостную картину развития России и человечества в целом;

-  содействие воспитанию свободной и ответственной личности, её социализации; познание окружающей действительности; самопознание и самореализация.

Задачи:

- осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать общие черты и различия.

- охарактеризовать выдающихся деятелей России и мира, их роль в истории и культуре.

- показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина ( монархия, республика, законы, нормы морали).

- сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов ( определять причины и прогнозировать следствия).

Место учебного предмета

Предмет «История» изучается в 6 классе – 2 часа в неделю (68 часов).

Личностные, метапредметные и предметные результаты

В результате изучения истории обучающийся должен:

- знать основные этапы и ключевые события истории Средних веков и выдающихся деятелей истории этого периода;

  - важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

 - уметь определять последовательность и длительность важнейших событий древней истории;

- уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства различных источников;

- уметь читать историческую карту и показывать на ней территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;

- использовать приобретённые знания при написании творческих работ;

- выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

- группировать исторические явления и события по заданному признаку;

- объяснять смысл изученных исторических понятий, терминов;

- выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

- определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

- объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории средних веков, достижениям культуры;

- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира; объяснения исторически сложившихся норм социального поведения; использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в обращении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Личностные результаты

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества
-  осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты 
-  способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы , формулировать и обосновывать выводы.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат);
-  готовность к сотрудничеству с соучениками
Предметные результаты 
-  овладение целостными представлениями об историческом пути человечества ;
-  способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого;
-  умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
-  готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.


Календарно-поурочное планирование по истории

Класс -6

Количество  часов  

Всего – 68  часов неделю- 2 ч.

п/п

Наименование разделов и тем уроков

Содержание темы урока

Основные понятия

Предметные результаты

Формируемые УУД

домашнее задание

Дата проведения

Датапо плану

Фактич. дата

1.

Введение   1 ч.

1.1

Вводный инструктаж по ОТ. Что изучает история Средних веков.

Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья. Исторические источники.

Архивы, хроники, фрески, «средние века», «исторические источники»

Работать с учебником.

Р. Ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что  ещё неизвестно.

П. самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

К. формулируют своё мнение и позицию, задают вопросы.

Л. Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества.

введение

2

Становление Средневековой Европы (4-11 вв.)   5часов

2.1

Древние германцы и Римская империя.

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне. Занятия германцев. Выделение знати. Падение Западной Римской империи. Гунны. Франки: расселение, занятия, хозяйственное и общественное устройство. Появление государства. Король Хлодвиг.

Племенные союзы, свободные общинники, герцоги, народное ополчение, дружинники, Великое переселение народов

Называть германские племена, определять роль и значение переселения народов в формировании современной Европы

Р. ставят учебную задачу, составляют план и алгоритм действий.

П. самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

К. допускают возможность различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении.

Л. Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес.

§1

2.2

Королевство франков и христианская церковь

Христианская церковь. Монастыри. Складывание государств у варваров.

Династия, графы, титул, классы, аббаты, монастыри

Составлять план рассказа одного из пунктов параграфа, называть отличия власти короля от власти военного вождя.

Р. Учитывают установленные правила в планировании и контроле .

П. самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

К. формулируют собственное мнение и позицию

Л. Выражают адекватное понимание причин успеха или неуспеха.

§2

2.3

Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность.

Карл Великий. Войны в Италии и Испании. Франкская империя и её распад. Междоусобные войны. Междоусобные войны. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница. Слабость королевской власти во Франции.

Король, коронование, рыцарь, междоусобные войны, феодальная лестница, сеньор, вассал.

Определять термины, анализировать причины распада империи Карла Великого.

Р. Принимают и сохраняют учебную задачу.

П.ставят и формулируют проблему урока.

К. задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество.

Л. Имеют социально-ориентиррованный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур

§3 ,кроме п. 4

2.4

Западная Европа в 9-11 веках.

Англия в раннее средневековье; англосаксы и норманнское завоевание.

 

Домен, империя, миссионеры, датские деньги

Определять термины. Анализировать причины слабости королевской власти во Франции, сопоставлять правду и вымысел в легендах о короле.

Р. Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

П. осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме.

К. адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Л. Понимают необходимость учения.

§4

2.5

Культура Западной Европы в эпоху Раннего Возрождения.

Представления средневекового европейца о мире. Значение заимствований античной культуры для развития Средневековья.

Особенности складывания европейского образования.

Пергамент, жития, хроники, Каролингское возрождение

Определять термины, называть важнейшие достижения западноевропейской культуры.

Р. Определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата.

П.ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач.

К. задают вопросы, необходимые для организации своей деятельности и сотрудничества.

Л. Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство.

§2, п.4

§3, п.4

3

Византийская империя и славяне     2 часа

3.1

Византия – государственное устройство и культура.

 Территория, хозяйство, государственное устройство Византии. Византийские императоры. Юстиниан и его реформы. Войны Юстиниана. Культура Византии. Вторжения славян и арабов.

Евразийское государство, скипетр,  крестово-купольный храм, мозаика, смальта, фрески, канон

Определять термины. Называть важнейшие достижения византийской культуры и её вклад в мировую культуру.

Р. планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

П. самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

К. участвуют в коллективном обсуждении проблем.

Л. Проявляют доброжелательность и эмоциональную отзывчивость.

§6,7 (2,3)

3.2

Образование славянских государств.

Расселение славян. Занятия и образ жизни славян. Болгарское государство. Великоморавская держава и создатели славянской письменности – Кирилл и Мефодий. Образование Чехии и Польши.

вече

Р. планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивают правильность выполнения действий.

П. используют общие приёмы решения поставленных задач.

К. проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Л. Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им.

§8

4

Арабы в 6 – 11 веках.     2 часа

4.1

Арабский халифат и его распад.

Расселение, занятия арабских племен. Мухаммед и рождение ислама. Завоевания арабов в Азии, Северной Африке, Европе. Распространение ислама. Культура арабов.

Бедиуны, ярмарка, шариат, халифат, эмират

Определять термины. Определять влияние природно-климатических условий на жизнь и занятия арабов, объяснять причины их военных успехов.

Р. адекватно воспринимать предложения и оценку учителей и товарищей.

П. контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.

К. договариваются о распределении ролей в совместной деятельности.

Л. Определяют свою личную позицию.

§9

4.2

Культура стран халифата

Культура арабов,

её значение. Влияние мусульманского искусства на архитектуру, моду и обычаи других народов.

Мечеть, медресе, арабески.

Определять термины. Определять роль ислама в развитии арабского общества и развитии культуры.

Р. Ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.

П. самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

К. формулируют собственное мнение, задают вопросы.

Л. Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества.

§ 10

5

Феодалы и крестьяне. 2 часа

5.1

В рыцарском замке.

Замок феодала. Снаряжение рыцаря. Развлечения рыцарей. Правила поведения рыцарей.

Замок, донжон, палица, кольчуга, забрало, оруженосец, турнир, герольд, герб, девиз

Определять термины. Описывать снаряжение рыцаря и рыцарский замок.

Р. ставят учебную задачу, составляют план и алгоритм действий.

П. самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

К. допускают возможность различных точек зрения.

Л.проявляют устойчивый познавательный интерес .

§11

5.2

Средневековая деревня и её обитатели.

Феодальное землевладение. Феодальная знать. Жизнь, быт, труд крестьян. Крестьянское хозяйство. Феодальная зависимость и повинности. Крестьянская община.

Феодальная вотчина, барщина, оброк, натуральное хозяйство.

Определять термины. Выявлять характерные черты образа жизни земледельцев и ремесленников.

Р. учитывают установленные правила в планировании, осуществляют контроль.

П. создают алгоритмы деятельности при решении проблем.

К.формулируют собственное мнение и позицию

Л. Выражают адекватное понимание причин успеха ( неуспеха) учебной деятельности.

§12

6

Средневековый город и его обитатели.   2 часа.

6.1

Средневековый город.

Возникновение городов. Города – центры ремесла, торговли, культуры. Цехи и гильдии.

Коммуны, шедевр, цехи, гильдии, товарное хозяйство, ростовщики, банки, самоуправление, подмастерье.

Определять термины. Сравнивать понятия «натуральное» и «товарное» хозяйство.

Р. учитывают выделенные учителем ориентиры действия в сотрудничестве с учителем.

П. ставят и формулируют проблему урока.

К. задают вопросы, предлагают помощь и сотрудничество.

Л.имеют целостный взгляд на мир в единстве народов, культур и традиций.

§13,

14

6.2

Горожане и их образ жизни.

Городские сословия. Городское управление. Жизнь и быт горожан. Средневековые города – республики.

Патриции, бюргеры, интеллигенция, мистерии.

Определять термины. Проводить сравнение жизни людей в городе и деревне.

Р.планируют свои действия в соответствии с задачей, в т.ч. во внутреннем плане.

П. осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме.

К. адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных задач.

Л. Понимают необходимость учения.

§15

7

Католическая церковь.   2 часа

7.1

Католическая церковь в Средние века.

Разделение христианства на католицизм и православие. Светские правители церковь. Ереси и преследование еретиков.

Сословия, десятина, реликвии, мощи, индульгенция, фанатизм, церковный собор, еретики, инквизиция, монашеские ордена.

Определять термины. Называть основные различия между православной и католической церковью.

Р.составляют план и алгоритм действий.

П. ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач.

К.задают вопросы, необходимые для организации своей деятельности и сотрудничества.

Л. Выражают устойчивые эстетические предпочтения на искусство, как значимую сферу человеческой жизни.

§16

7.2

Крестовые походы

Крестовые походы феодалов, последствия. Крестовые походы бедноты. Духовно-рыцарские ордены. Борьба народов Востока против крестоносцев.

Крестоносцы, крестовые походы, тамплиеры, госпитальеры, магистры.

Определять термины. Называть причины и последствия крестовых походов.

Р.принимают и сохраняют учебную задачу.

П.используют модели и схемы.

К. аргументируют свою позицию и соотносят её с позициями партнёров в сотрудничестве.

Л. Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им.

§17

8

Образование централизованных государств в Западной Европе.     6 часов.

8.1

Объединение Франции.

Усиление королевской власти. Сословно-представительная монархия; Генеральные Штаты. Первые успехи объединения.

Денежный оброк, средние слои, Генеральные штаты, парламент, сословная представительная монархия.

Определять термины. Называть группы населения.

Р. планируют свои действия.

П.самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

К. участвуют в коллективном обсуждении проблем.

Л. Проявляют доброжелательность и эмоциональную нравственную отзывчивость.

§18

8.2

Что англичане считают началом своих свобод.

Нормандское завоевание. Генрих II и его реформы. Великая хартия вольностей. Парламент. Сословная монархия. Экономическое и социальное развитие страны.

Суд присяжных, хартия, реформы, верхняя и нижняя платы парламента.

Определять термины. Объяснять, почему англичане считают Великую хартию вольностей началом своих свобод.

Р. адекватно воспринимают предложения и оценку учителя и товарищей.

П. контролируют и оценивают результат своей деятельности.

К. договариваются о распределении функций в совместной деятельности.

Л. Определяют свою личностную позицию, адекватную оценку своих успехов в учёбе.

§19

8.3

Столетняя война

Причины войны и повод к ней. Итоги и последствия Столетней войны.

Партизанская война

Определять термины. Называть важнейшие причины, битвы и итоги Столетней войны.

Р.составляют план и алгоритм действий.

Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

К. допускают возможность различных точек зрения.

Л.проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес.

§20

8.4

Крестьянские восстания во Франции и Англии

Причинно-следственные связи между войной и разрастанием недовольства крестьян.

Социальные движения: цели, состав участников, основные события, результаты.

жакерия

Определять термин. Называть причины и лидеров крестьянских войн в Англии и во Франции, определять причины поражения крестьянских восстаний.

Р.учитывают разные мнения, формулируют своё мнение.

П.самостоятельно создают пути решения проблем.

К. формулируют собственное мнение и позицию.

Л. Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности.

§20

8.5

Усиление королевской власти во Франции и Англии

Завершение объединения Франции. Образование централизованного государства. Война Алой и Белой розы в Англии. Генрих VIII.

Диалект, централизованное государство.

Определять термины. Определять цели, средства, итоги борьбы королей Людовика 11 и Карла Смелого.

Р. принимают и сохраняют учебную задачу.

П.ставят и формулируют проблему урока.

К.задают вопросы, формулируют свои затруднения.

Л. Имеют целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов.

§21

8.6

Реконкиста.

Мусульманская Испания. Реконкиста. Образование Испанского королевства. Введение инквизиции в Испании.

Реконкиста, аутодафе

Определять термины. Называть слои населения в Испании, христианские государства, возникшие на Пиренейском полуострове.

Р.планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.

П.осознанно и произвольно строят высказывания в устной и письменной форме.

К. адекватно используют речевые средства для решения  коммуникативных задач.

§22

9

Германия и Италия в 12-15 веках.  2 часа

9.1

Усиление власти князей Германии.

Территориальные княжества в Германии. Натиск на Восток. Союзы городов. Городские республики в Италии. Гвельфы и гибеллины. Правление Медичи во Флоренции.

булла

Определять термин. Объяснять причины раздробленности Германии.

Р. составляют план и последовательность действий.

П.ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач.

К. задают вопросы, необходимые для организации своей деятельности.

Л.проявляют устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство.

§23

9.2

Расцвет итальянских государств

Феодальные республики Италии.

Коммунах Милана, Пизы, Болоньи, Флоренции и др.

Политика династии Медичи.

Гвельфы, гебелины, город-государство, тирания.

Определять термины. Называть причины экономического и культурного процветания городов.

Р. принима.т и сохраняют учебную задачу.

П. используют знаково-символические срелства для решения познавательных задач.

К. аргументируют свою позицию и координируют её с позициями одноклассников.

Л. Проявляют доброжелательность

§23

10

СЛАВЯНСКИЕ ГОСУДАРСТВА И ВИЗАНТИЯ (2 часа)

10.1

Гуситское движение в Чехии

Чехия в XIV веке. Ян Гус. Гуситские войны, их значение. Народное войско.

гуситы, умеренные, табориты, сейм.

определять термины ,анализировать причины побед гуситов и определять причины их поражения и итоги гуситского движения

Л.Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость.

 Р. планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.

П. выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.

К. участвуют в коллективном обсуждении проблем.

§24

101.2

Завоевание турками- османами Балканского полуострова

Балканские страны перед завоеванием. Завоевания турок-османов. Битва на Косовом поле. Гибель Византии.

турки-османы.

определять термины, называть причины падения Византийской империи и последствия османского завоевания

Л.Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов и неуспехов в учебе Р.адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

П. выбирают наиболее эффективные способы решения задач.

 К. договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности

§25

11

КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ (5 часов)

11.1

Образование и философия, литература, искусство

Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Наука и образование. Появление университетов. Развитие знаний и церковь.

корпорации, университет, декан, ректор, магистры, диспуты, схоластика, трубодуры, труверы, мин- низингеры, ваганты, готика.

определять термины, называть выдающихся деятелей культуры XI-XV вв., основные жанры литературы, особенности изобразительного искусства и архитектуры

Л. Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач Р.ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата.

П. самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.

К. допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной.

§26,27,28

11.2

Культура Раннего Возрождения. Научные открытия и изобретения

Возрождение античного наследия. Новое учение о человеке. Гуманизм. Искусство раннего Возрождения. Развитие науки и технике. Появление огнестрельного оружия. Развитие мореплавания и кораблестроения. Изобретение книгопечатания.

Возрождение, гуманисты

определять термины, называть различные подходы (феодальный и гуманистический) к понятию благородство», основные идеи гуманистов

Л. Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности

Р. учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

П. самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

К. учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию

§29,30

11.3

Народы Азии, Америки и Африки в Средние века

Император и подданные. Крестьянская война. Китай под властью монголов. Борьба против завоевателей. Культура средневекового Китая.

Индийские княжества. Вторжение мусульман. Делийский султанат. Культура Индии Народы Америки. Государства. Культура. Государства и народы Африки..

Великий шелковый путь, раджа, варны

Определять термины, называть народы Азии, Африки и Америки, особенности их цивилизаций. Перечислять последствия освоения Африки европейцами. Показывать уникальность культуры народов доколумбовой Америки.

Показывать на карте территорию расселения народов Центральной Африки.

Л. Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий

Р.учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

П. ставят и формулируют проблему урока.

К. проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

§31,32

11.4

Итоговое повторение по курсу «Средние века»

Повторение пройденного. Средние века в истории. Народы и государства на исторической карте. Достижения производства и техники. Культурное наследие.

Изученные термины.

Определять термины, изученные в курсе «Средние века». Называть главные события средневековой истории, основные достижения культуры и значение средневековых цивилизаций в истории; работать с тестовыми материалами

Л. Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности, проявляют устойчивую учебно познавательную мотивацию учения.

Р. осуществляют пошаговый и итоговый контроль.

П. самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

К. формулируют собственное мнение и позицию

ИСТОРИЯ РОССИИ

12

ДРЕВНЯЯ РУСЬ В  VIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XII В. (9 часов)

12.1

Введение. Древнейшие народы на территории России

Что изучает история Отечества. История России – часть всемирной истории. История региона – часть истории России. Исторические источники. Племена Восточной Европы: расселение, занятия, верования. Тюркский и Аварский каганаты. Хазарский каганат. Волжская Булгария и Византия.

городище, дань, колонизация, каганат, рось.

определять термины, называть соседей славян, показывать на карте Тюркский и Аварский каганат

Л.Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни.

Р. определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата.

П. ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них.

К. задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

§1

12.2

Восточные славяне

Древние люди на территории нашей страны. Происхождение и расселение восточных славян. Занятия славян. Быт, нравы и верования восточных славян. Управление.

индоевропейцы, подсечно-огневое земледелие, борона, серп, бортничество, вече, идолы, волхвы, кудесники, народное ополчение.

определять термины, показывать на карте расселение восточных славян, называть восточнославянские племена, их занятия и верования

Л. Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им

Р.принимают и сохраняют учебную задачу.

П.используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.

К. аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

§2

12.3

Формирование Древнерусского государства

Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Варяги. Образование Древнерусского государства.

государство, дружина, князь, воевода

определять термины, показывать на карте путь из варяг в греки и русские города, называть ключевые черты племенного управления, извлекать полезную информацию из исторических

Л.Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость.

Р.планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.

П. выделяют и формулируют познавательную цель.

К. участвуют в коллективном обсуждении проблем

§3

12.4

Первые киевские князья

Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению Древнерусского государства. Походы Святослава.

уроки, погосты, реформа.

определять термины, составлять развернутый план изложения темы, называть имена и деяния первых русских князей, анализировать значение налоговой реформы княгини Ольги, давать личностную характеристику Святослава

Л.Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе.

Р. воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

П.выбирают наиболее эффективные способы решения . задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. К. договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности

§4

12.5

Владимир Святославович. Принятие христианства

Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Значение принятия христианства.

оборонительная система, митрополит, устав

Определять термины, извлекать полезную информацию из исторических источников, характеризовать политику Владимира Святославовича

Л.Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества

Р. ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.

П. выделяют и формулируют познавательную цель.

К.формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания

§5

12.6

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

Борьба за власть сыновей Владимира. Русь при Ярославе Мудром: внутренняя и внешняя политика, управление государством. Русская правда. Формирование древнерусской народности. Земельные отношения. Основные социальные слои населения Руси.

правда, посадники, вотчины, смерды, закупы, рядовичи, холопы.

Определять причины междоусобиц, характеризовать политику Ярослава Мудрого, называть группы зависимого населения Руси

Л. Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач

Р. ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата.

П.выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.

 К.допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии

§6

12.7

Культура Древней Руси

Особенности культуры Древней Руси. Устное народное творчество. Письменность и грамотность. Литература. Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло.

былины, зодчество, фрески, мозаика, зернь, скань, эмаль.

определять термины,давать характеристику культуры Древней Руси, устанавливать причинно-следственные связи между христианством и культурными ценностями

Л.Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности.

Р.осуществляют пошаговый контроль.

П. самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

К. учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию

§7

12.8

Быт и нравы Древней Руси

Образ жизни князей и бояр. Военное дело. Быт и образ жизни горожан и земледельцев.

 лихие люди, скоморохи, гусляры, шишаки, хоромы, терем, изба, слобода, сени, зипуны, порты, онучи, епанча.

Определять термины, составлять рассказ «Один день жизни крестьянина (горожанина, князя, ремесленника)»

Л.Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий .

Р. принимают и сохраняют учебную задачу.

 П формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

 К. проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

§8

13

РУСЬ УДЕЛЬНАЯ В XII - XIII ВВ. (9 часов)

13.1

Начало раздробленности Древнерусского государства

Причины раздробленности Руси. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Владимир Мономах.

«Правда Ярославичей», половцы, эксплуатация

Определять термины, характеризовать политику Владимира Мономаха, называть причины политической раздробленности

Л.Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни

Р.определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

П. ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них.

К. договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности

§9

13.2

Главные политические центры Руси. Северо- Восточная Русь

Владимиро-Суздальское княжество: характер княжеской власти, внутренняя и внешняя политика. Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества.

Политическая раздробленность

Называть имена выдающихся владимиро-суздальских князей. Показывать Владимиро-Суздальское княжество на карте, определять направления деятельности владимиро-суздальских князей

Л.Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им

Р. принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

П. используют модели и схемы для решения познавательных задач.

К. свою позицию  координируют  с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

10

13.3

Главные политические центры Руси. Новгородское и Гапицко- Волынское княжества

Новгородская земля: особенности социальной структуры и политического устройства. Галицко-Волынское княжество: взаимоотношения между боярами и князем.

боярская республика, посадник, вечевой колокол, владыка, тысяцкий.

Определять термины, сравнивать политическое устройство Владимиро-Суздальского, Новгородского и Галицко-Волынского княжеств. Рассказывать об особенностях политической жизни Новгородской республики.

Л. Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость.

Р. планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

П. самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.

К. участвуют в коллективном обсуждении проблем

§11

13.4

Нашествие с Востока

Создание державы Чингисхана. Сражение на Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу.

нойон, фураж, стан.

определять термины,

 объяснять разницу между обычным набегом степняков и нашествием кочевых племен монголо-татар, анализировать причины завоевания Батыем Руси, называть маршрут завоеваний Батыя

Л.Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе

Р. адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

П. выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. К.договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности

§12

13.5

Борьба Руси с западными завоевателями

Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Князь Александр Ярославович. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.

Орден крестоносцев, ополченцы

Называть даты Невской битвы и Ледового побоища,  рассказывать о Ледовом побоище, делать вывод об историческом значении побед А.Невского.

Л. Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества

Р. ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.

П.выделяют и формулируют познавательную цель.

К. формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания

§13

13.6

Русь и Золотая Орда

Образование Золотой Орды. Ордынское владычество. Повинности русского населения. Борьба русского населения против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.

баскаки, ордынский выход, ярлык, резиденция

Определять термины, называть политические и экономические признаки зависимости Руси от Золотой Орды и  делать вывод о последствиях этой зависимости, извлекать полезную информацию из исторических источников

Л. Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым способам решения задач

Р.ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действии.

П. самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.

К. допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной,

§14

13.7

Русь и Литва

Формирование Литовско-Русского государства. Характер Литовско-Русского государства. Значение присоединения русских земель к Литве.

Делать вывод о значении присоединения Литовского княжества к Русскому государству.

Л.Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности

Р. учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

П. самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

К. учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничеств

§15  

13.8

Культура Руси в XII-XIII вв.

Общерусское культурное единство. Накапливание научных знаний. Литература. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. Зодчество. Живопись.

культурные традиции, поучения, зодчество, аскетизм, каноны

давать общую характеристику русской культуры XII— XIII веков, называть выдающиеся памятники культуры указанного периода, извлекать полезную информацию из литературных источников

Л.Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий

Р. принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

П. ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

К. проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество

§16  

13.9

Обобщающее повторение «Русь в период политической раздробленности

Причины и последствия

раздробленности Руси.

Главные политические центры Руси и их особенности.

Изученные термины

называть главные события, основные достижения истории и культуры

Л.Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни.

Р. определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

П. ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные способы их решения.

К. договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

14

МОСКОВСКАЯ РУСЬ В  XIV – XVI  ВВ. (19 часов)

14.1

Предпосылки объединения Русских земель. Усиление Московского княжества

Социально-экономическое и политическое развитие Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Борьба Москвы и Твери. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы.

Называть предпосылки объединения Русского государства, давать оценку личности и политике Ивана Калиты,  делать выводы о причинах возвышения Москвы

Л.Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им

Р. принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

П. используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.

К. аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

§17

14.2

Москва — центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва

Борьба Москвы за политическое первенство. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Куликовская битва и её значение. Дмитрий Донской.


передовой, засадный полк.

Делать вывод о неизбежности столкновения Руси с Ордой, реконструировать события Куликовской битвы с опорой на карту

Л. Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость.

Р. планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.

П.самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.

К. участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

§18

14.3

Московское княжество в конце XIV- середине XV в.

Василий I. Московская усобица, её значение. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Грюнвальдская битва. Образование русской, украинской и белорусской народностей.


феодальная война, уния.

Составлять исторический портрет Ивана II, делать вывод об источниках конфликта между князьями, извлекать полезную информацию из исторических источников

Л.Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе

Р.адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

П. выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. К. договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

§19

14.4

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества

Конец ордынского ига. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Присоединение Твери. Василий III. Завершение объединения русских земель.

Показывать на карте территории, присоединенные к Московскому княжеству. Делать выводы об исторических предпосылках свержения монголо-татарского ига

Л.Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач.

Р. ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

П. самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.

 К.допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной.

§20

14.5

Московское государство в конце XV- начале XVI в.

Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Ограничение свободы крестьян. Появление казачества. Зарождение феодально-крепостнической системы.

Боярская дума, уезды, волости, кормления, местничество, помещики, Судебник , пожилое.

Давать характеристику политическому устройству Московского государства.

Л. Выражают адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учёбе.

Р. осуществляют пошаговый контроль.

П. создают алгоритмы при решении проблем различного характера.

К. формулируют своё мнение и позицию.

§  21

14.6

Церковь и государство в конце XV- начале XVI в

Изменения в положении Русской православной церкви. Монастыри. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва – Третий Рим».

Собор, митрополит, ереси, нестяжатели, иосифляне.

Называть изменения, произошедшие в Русской православной церкви.

Л. Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества.

Р. ставят учебные задачи на основе соотнесения известного и того, что ещё не известно.

П. выделяют и формулиируют познавательную цель.

§22  

14.7

Реформы Избранной рады

Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А.Адашев. Сильвестр. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы.

венчание, Избранная рада, приказы, стрельцы, дворяне, уложение

Давать характеристику первому этапу царствования Ивана Грозного, называть положительные стороны реформ и находить недостатки государственного управления

Л. Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач

Р. ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

П.самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.

К. допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии

§23  

14.8

Внешняя политика Ивана Грозного

Внешнеполитические успехи России в 50-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Поход Ермака. Западной Сибири. Ливонская война.

ясак, Ливонский орден

Анализировать причины побед и поражений Ивана Грозного во внешней политике

Л. Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности Р.учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

П. самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

К. учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию

§24  

14.9

Опричнина

Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х гг. Падение Избранной рады. Поход на Новгород. Опричнина: цели, сущность, итоги и последствия.

опричнина, земщина, заповедные лета.

Анализировать причины поворота к опричной политике, давать собственную оценку опричнине, подводить общие итоги царствования Ивана Грозного

Л.Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий

Р.принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

П. ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

К. задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество

§25  р/т §25

14.

10

Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV-XVI вв.

Особенности развития русской культуры в XIV – XVI веках. Просвещение. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Устное народное творчество. Литература

культурное возрождение, полуустав, исторические песни, регалии, публицистика, домострой.

Называть наиболее значительные произведения художественной и публицистической литературы XIV-XVI вв., проводить параллели между развитием русской литературы и предшествующими историческим событиями

Л.Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу.

Р. планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

П. ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

К. адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

§26  р/т §26

14.

11

Архитектура и живопись в XIV-XVI вв

Зодчество в XIV – XV вв. Архитектура Московского государства в XVI в. Русская живопись. Феофан Грек. Андрей Рублев.

Называть самые значительные памятники архитектуры указанного периода, извлекать полезную информацию из литературных источников.

Л.Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни 

Р. определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

П. ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них.

К. договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

§27

14.

12

Быт в XV-XVI вв.

Быт и нравы. Города. Русская изба. Одежда. Еда.

административные здания, кафтан, полати, харчевня.

Давать характеристику русского дома, называть предметы одежды, составлять рассказ «В ожидании гостей»

Л.Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им

Р.принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. П. используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.

К.аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров при сотрудничестве в принятии общего решения в совместной деятельности

§28

14.

13

Обобщающее повторение по теме «Русь Московская»

Образование единого государства: причины, предпосылки, итоги, значение.

Изученные термины

Называть главные события, основные достижения истории и культуры

Л.Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость

Р. планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия. П. самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.

К.участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Повторение пройденного материала

14.

14

Итоговое повторение «История Руси с древнейших времен до конца XVI в.»

Особенности развития Руси и стран Центральной и Западной Европы.

Изученные термины

Называть главные события, основные достижения истории и  культуры

Л.Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе

Р.адекватно воспринимают предложения и оценку  учителей и товарищей, родителей и других людей.

П. выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.

К. договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности


Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения

Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2011.

Всеобщая история. 5-9 класс. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А.

Е.В. Агибалова, Г.М.Донской История Средних веков: Учеб.для6 класса общеобразовательных  учреждений. –М.: Просвещение, 2014;

А.А. Данилов, Л.Г.Косулина История России. С древнейших времён до конца 16 века. 6 класс: учеб. для общеобразоват.. учреждений . – М. : Просвещение, 2014

Ресурсы  интернет по Истории России.

 Учебно-методические материалы,библиографические сведения об исторической литературе, исторические документы, отрывки трудов историков        

http://www.shpl.ru

http://www.history.ru 

http://www.hist.msu.ru 

http://lesson-history.narod.ru/ob1011.htm

http://his.1september.ru/index.php

http://predania.ru/  

http://bibliotekar.ru/muzeu.htm

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...