Бородино. Урок - исследование по истории России в 8 классе
методическая разработка по истории (8 класс) на тему

Нечаева Таиса Сергеевна

Цели:

 

- образовательные: организовать самостоятельное построение учащимися знаний о роли Бородинского сражения в Отечественной войне 1812 года; определение историческое значение Бородинской битвы ;

- воспитательные: способствовать воспитанию у учащихся чувства национальной гордости; патриотического отношения к историческому прошлому своей Родины; любви к своему Отечеству;

развивающие:  развивать исследовательские умения; работать с различными источниками знаний и видами информации; формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать информацию полученную на занятиях; выявлять причинно-следственные связи; делать собственные выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл borodino.docx34.83 КБ

Предварительный просмотр:

Бородино

Урок - исследование по истории России в 8 классе

(к 200-летию Бородинской битвы)

Цели:

- образовательные: организовать самостоятельное построение учащимися знаний о роли Бородинского сражения в Отечественной войне 1812 года; определение историческое значение Бородинской битвы ;

- воспитательные: способствовать воспитанию у учащихся чувства национальной гордости; патриотического отношения к историческому прошлому своей Родины; любви к своему Отечеству;

-  развивающие:  развивать исследовательские умения; работать с различными источниками знаний и видами информации; формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать информацию полученную на занятиях; выявлять причинно-следственные связи; делать собственные выводы.

Учебник: Данилов А.А, Косулина Л.Г История России 19 век. 8 класс.

Встреча с проблемой

1. Актуализация имеющего знания и опыта.

Урок начинается с просмотра отрывка из фильма «Война и мир», посвящённого Бородинской битве. Учитель напоминает детям известные строки из «Бородино» М.Ю.Лермонтова

…Скажи-ка, дядя ведь недаром

Москва, спалённая пожаром,

Французам отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, ещё какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

 

- В этом году мы отмечаем 200 летие победы в Отечественной войне 1812 года. Одним из самых ярких событий этой войны стала Бородинская битва. Это сражение вошло в классику русских сражений. Наша страна гордится  победой под Бородино: в честь этого памятного события на Бородинском поле был создан большой мемориальный комплекс. Это славная страница истории России. Вы согласны со мною?

   Дети высказывают своё согласие с учителем.

2. Создание проблемной ситуации. Учитель сообщает:

 -Но вот в Париже, на Триумфальной арке, до сих пор можно разглядеть венок в честь победы Наполеона "в битве при Москве".

своей победой?

3. Осознание и формулирование проблемы. Учитель предлагает детям поделиться впечатлениями и задать вопросы. Вопросы детей:

- Значит и французы считают Бородино своей победой?

- Кто же прав?

- Кто же победил в битве при Бородинской битве? Русские? Французы?

- Почему Россия помнит день Бородина?

 Почему ценит эту победу?

1.Выбор направления и методов исследования.

- Давайте  попытаемся сегодня в этом разобраться. Как  вы думаете, что нам нужно сделать, чтобы ответить на эти вопросы?

- Нам необходимо изучить конкретные факты.

- А какие именно?

- Те, которые помогут нам понять, кто победитель.

- Иными словами, сначала на нужно выяснить, по каким критериям определяется победитель в военном сражении, после этого собрать необходимые факты в соответствии с выделенными критериями. Верно?  Посоветуйтесь в группах и предложите критерии , по которым мы сможем сравнить противников и определить победителя.

После группового обсуждения  с помощью учителя определяется необходимый перечень критериев, который фиксируется на доске и в тетрадях учащихся сводной таблицы.

 Русские (Кутузов)

Критерии

Французы (Наполеон)

Цели

Кол-во участников сражения

Кол-во орудий

Кол-во погибших

Построение знаний

2. Сбор информации.Учитель организует работу групп с информацией:

1 группа работает с текстом 1 (Приложение № 1)

2 группа - с тестом 2 (Приложение №2)

3 группа – с текстом 3 (Приложение №3)

4 группа - с настенной картой , а также с картами №1-3 в учебнике.

3. Обмен результатами проделанной работы, обобщение информации, построение объяснения.Представители групп сообщают классу найденные факты.  Заполняется таблица. Ученикам предлагается проанализировать, обобщить данные и сделать самостоятельный вывод. Ученики приходят к выводу, что русская армия понесла в этом сражении потери значительно большие, чем французы, что не можем свидетельствовать о её победе над французами.По правилам того времени, победителем в сражении был тот, за кем оставалось поле боя, то есть французы. С другой стороны, вступив в Москву, Наполеон всё же не смог нвязать России невыгодный для неё мир. Таким образом, окончательное мнение о том, кто же победил в Бородинской битве, у учащихся не сложилось.

4. Сопоставление с культурным аналогом, формулирование окончательных выводов.

Ученикам предлагается материал учебника (с.24-25),ресурсы Интернета (Приложение №4), которые содержат разные мнения специалистов по вопросу о победе под Бородино. После знакомства с источниками ученикам становится ясно, что вопрос  о победе в Бородинской битве действительно является открытым, но учитывая исход войны, можно согласиться с позицией тех учённых, кто считает Бородинское сражение русской победой.

Рефлексия

1.Ученикам предлагается написать небольшое эссе, изложив своё мнение по вопросу: Почему обе армии считали себя победоносными и обе - разбитыми? Тесты читаются в группах, затем по одному от группы – всему классу.

2. Учитель организует беседу по вопросам:

- Удалось ли нам решить проблему, возникшую в начале урока?

- Какой метод исследования помог нам в этом?

- Были ли трудности в работе? Как вы с ними справлялись?

- Довольны ли вы результатами своей работы?

Приложение №1

 26 августа  (7 сентября) 1812 года состоялась битва при селе Бородино. Русских участвовавших в сражении было 154,8 тыс. человек и 640 орудий, неприятеля - 134 тыс. и 587 пушек. Несмотря на то, что армия Наполеона  находилась в меньшинстве, французы постоянно атаковали и к вечеру овладели многими русскими позициями. Со стороны французов было сделано 60 тысяч пушечных и почти миллион ружейных выстрелов.

Фельдмаршал Кутузов свои резервы израсходовал еще к середине дня, а у неприятеля оставалась "Старая гвардия" - около 20 тыс. человек.

 Еще не закончилась Бородинская битва, как в 3 часа пополудни 7 сентября 1812 г.  начальник штаба наполеоновской армии маршал Л.-А. Бертье отправил министру иностранных дел Франции Г.-Б. Маре, герцогу Бассано, сообщение о выигранном сражении: "Его величество атаковал врага в 5 часов утра. Он (враг) совершенно разбит. Сейчас 3 часа, враг полностью отходит, император его преследует".

Проявив 7 сентября величайшую доблесть и отбросив противника, солдаты Великой армии ощущали себя победителями. Впереди была Москва, которая ассоциировалась с почетным миром.

Наша армия оставила поле боя, но это не помешало Кутузову послать в Петербург донесение о победе. На совете в Филях был принят план Кутузова – сдать Москву неприятелю, дождаться зимы и заморозить французов насмерть.

Приложение №2

Оценки русских потерь

Численность потерь русской армии неоднократо пересматривалась историками. Разные источники дают разные числа.

             .38-45 тысяч человек, в том числе 23 генерала. Надпись «45 тысяч» выбита на Главном монументе на Бородинско поле, возведённом в 1839 году, также указана на 15-й галереи вонской славы храма Христа Спасителя.

        .58 тысяч убитыми и ранеными, до 1000 пленными. Данные о потерях приведены на основании сводки дежурного генерала 1-й армии сразу после сражения, потери 2-й армии оценены историками 19 века.Современные историки полагают, что сводка по 1-й содержала также сведения о потерях 2-й армии, так как во 2-й армии не осталось офицеров, ответственных за отчёы.

        .В 42,5 тысячи человек оцениваются потери русской армии в книге С.П.Михеева, изданной в 1911 году.

        .Согласно сохранившимся ведомостям из архива РГВИА, русская армия потеряла убитыми, ранеными и пропавшими без вести 39 300 человек (21 766 в 1-й армии, 17 445 во 2-й армии), но с учётом того, что данные ведомостей по разным причинам неполны(не включают потери ополчения и казаков), историки обычно увеличивают это количество до 44-45 тысяч человек.

        .Согласно Н.А.Троицкому, днные Военно-учётного архива Главного штаба дают цифры 45,6 тысяч человек.

Приложение №3

Оценки  потерь французов

Большая часть документации Великой армии погибла при отступлении, поэтому вопрос об общих потерях фрнцузской армии остаётся открытым.

        .Наиболее распостранённое во французской историографии число потерь наполеоновской армии в 30 тысяч основывается на полсчётах французского офицера Денье, служившего инспектором при Главном штабе Наполеон. Он определил общие потери французов за 3 дня сражения при Бородино в 49 генералов, 37 полковников и 28 тысяч нижних чинов , из них 6 550 убитых  21 450 раненых Эти цифры по приказу маршала Бертье вследствии несоответствия с данными бюллетеня Наполеона о потерях в 8-10 тысяч и опубликованы впервые в 1842 году.

        .Но позднейшие исследования показали, что данные Денье сильно занижены. Так,Денье приводит число 269 убитых офицеров Великой армиию однако в 1899 году французский историк Мартиньен на основе сохранившихся документов установил, что убито не менее 460 офицеров, известных пофамильно. Последующие исследования увеличили это число до 480. Даже французские историки признают, что «поскольку приведённые в ведомости сведения о генералах и полковниках, выбывших из строя при Бородино, являются неточными и заниженными, можно предположить, что и остальные цифры Денье основанны на неполных данных».

        .Наполеоновский генерал в отставке Сюгер определил потери французов при Бородино в 40 тысяч солдат и офицеров. Ноисторик А.Васильев счттает оценку Сюгера завышенной.

        .Для современой француской историографии традиционная оценка французских потерь – 30 тысяч. Русские историки оценивают потери французов в 35 тысяч.

Приложение №4

Кто ж выиграл Бородинскую битву?

В России много лет непоколебимым было утверждение , что в этой битве победил Кутузов: гениальность фельдмаршала как полководца не вызывала сомнения.

        В настояшее время и среди российских историков мы имеем, как минимум, две версии: классическую и так называемую «антикутузовскую».

        И всё же ситуацию необходимо рассмотреть «без гнева и пристрастия».

        На самом деле, Кутузов неудачно расставил силы на Бородинском поле, что привело к большим, чем у неприятеля, потерям. Но и  потерявший меньшее число солдат Наполеон после Бородина остался практически без кавалерии.

        Русские войска отступили со своих позиций, но прорвать их оборону французам не удалось. Следовательно моральная победа на стороне русских. «А в свете дальнейших событий можно утверждать, что и в стратегическом отношении Бородино оказалось русской победой всё-таки большей, чем французской» (Е.В.Тарле)

Точка зрения французских историков такова:  Наполеон в войне 1812 года не потерпел ни одного поражения, даже на Березине он вывел часть своих боеспособных войск.

Ниже приведены материалы обсуждения этой прблемы на одном из блогов в Интернете:

- На войне всё идёт по плану до первого выстрела. Бородино победа Наполеона, но победа Пиррова. Ещё Бородино можно сравнить с битвой при Асперн-Эсслинге. Она, напомню закончилась победой австрийской армии, но войну выиграли французы.

 Артём Островский

- Никто в той битве не выиграл

Антон Волхонцев-Кузьмин

- Поле сражения осталось за французами, русская армия понесла большие потери и отступила. С формальной точки зрения Наполеон сражение выиграл. Но тот самый случай, когда формальная победа в сражении ничего не дает в войне.

 Вадим Лаврик

        Так что ответ на вопрос «Кто же выиграл Бородинскую битву?» - тайна Её Величества Истории. Но парадокс истории заключается в том, что, не проиграв ни одного сражения, Наполеон проиграл кампанию. А Кутузов, не выигравший ни одной битвы, выиграл войну.

        Нам остаётся решить, что для нас важнее?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра по истории России (8 класс) "Честь и отвага"

Аннотация  урока-игры по истории России (8 класс) «Честь и отвага», составитель Чегодаева Елена Геннадьевна Целью данного урока является систематизация и обобщение знаний учащихся ...

Урок-игра по истории России (8 класс) "Социально- экономическое развитие России в сер. ХIX в."

Урок изучения новых знаний. В процессе урока создаются проблемные ситуации, которые решаются в ходе дискуссии, с использованием интегрированных знании по истории, обществознанию, литературе. Исто...

Урок-игра по истории России .6 класс.

игра составлена для двух команд. включает в себя 9 конкурсов. два из которых - дети должны подготовить заранее самостоятельно...

Технологическая карта урока №1 по истории России 6 класс ( к учебнику Андреева И.Л. "История России с древнейших времен до XVI в." )по теме:" Введение. Человек и история"

Педагогическая цельпознакомить учащихся с целями, зада­чами и предметом курса «История России с древнейших времен до начала XVI в.», а также структурой учебника и основными приемами учебной деятельнос...

Рабочая программа по истории России 9 класс (УОД) (Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М., 2015)

Данная рабочая программа по истории России разработана на  основе программы: Государственная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида: 5-9 класс в 2 с...

Тема урока: «Большой террор» История России, 10 класс

1.НоминацияНоминация 1.31.3.1 Урок, направленный на формирование читательской грамотности.2.Ф.И.О. автораБабич Надежда Александровна, учитель истории и обществознания3.Наименование образовательного уч...