Открытый урок с применением сингапурской технологии "Коренной перелом в ходе ВОв"
методическая разработка по истории (9 класс) на тему

Данный урок формирует у обучающихся представления о героической обороне Сталинграда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnol_karta_uroka_poistorii_v_9_klasse_izmaylova.doc139.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Измайлова Альфия Ахияровна

Методист: Закирова Гульшат Ахсановна

Район: Муслюмовский

Школа/Год/Класс: 9

Предмет: история

Дата: 19.12.2013г.

Краткое Описание Задач Урока

Технологическая карта урока

ФИО учителя

Измайло
а Альфия Ахияровна

Предмет

История Отечества.XX век.

Класс

9

Номер урока

Глава 4.Великая Отечественная война. 1941-1945годы.

Урочная/не-урочная форма

Урок; тип –изучения и первичного закрепления новых знаний ; вид – лабораторно-практичный.

Тема

«Коренной перелом в Великой Отечественной войне»

Цель

Формирование у обучающихся представления о героической обороне Сталинграда.

Задачи

Образовательные:

- проанализировать причины летних неудач Красной Армии в 1942г;

- дать оценку Сталинградскому сражению;

- дать оценку действиям участников войн.

Развивающие:

- развивать умения и навыки работы с историческим пространством (картой) и историческим временем (хронологией), историческими источниками;

-  развивать навыки работы с информацией.

Воспитательные:

- воспитывать патриотизм, формировать гражданское самосознание, самовоспитание.

- развивать личностные качества обучающихся на основе примеров из истории:  патриотизма, мужества, благородства;

Социализации:

- приобретение опыта взаимодей-ствия, совместной деятельности и общения со сверстниками.

Планируемые результаты

Предметные: (знания, умения, представления)

- развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;

- освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявления причин исторических событий, объяснения фактов;

- рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты;

-  выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей.

ПО ПРОГРАММЕ должны изучить:

Создание антифашистской коалиции. Ф. Рузвельт, У. Черчиль, И.Сталин. Ленд-лиз. Советско-германский фронт весной и летом 1942г. Падение Севастополя 7 июля 1942г после долгой обороны. Битва за Сталинград.  План «Уран». Начало коренного перелом
. Партизанское движение.
«Рельсовая война», «Концерт». «Все для фронта, все для победы». Культура в годы войны.

Личностные: (личностные УУД)

- формирование историко-географического образа, включая представление о ходе сражений;

- уважение к истории Отечества;

- формирование устойчивого познавательного интереса и  мотива.

Метапредметные: (познавательные (в том числе, основы проектной деят-сти, основы работы с текстом, основы ИКТ-компетентности), регулятивные, коммуникативные УУД)

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- выработка умений работать с учебной информацией;

- готовность к сотрудничеству с соучениками;

- формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку;

- делать выводы из сформулированных знаний.

Образователь-ная технология

Технология развития критического мышления средствами чтения и получения информации из разных источников.

Источники информации

Загладин Н.В., Минаков С.Т.  История Отечества. XX в. Учебник для 9 класса. – М.: Русское слово, 2004,

Учебный документальный фильм «От Кремля до рейхстага». Презентации обучающихся. Исторические источники: Приказ нарком
Обороны Союза ССР №227.
8 июля 1942г.

Ресурсы (оснащение)

Настенная карта «Великая Отечественная война.»

Карты атласа «История Отечества.20 век» - М, «Дрофа», 2012:

Демонстрационная доска для показа фильма и презентации «Сталинградская битва».

Учебный документальный фильм «От Кремля до рейхстага». Ксерокопии документов.

- в конвертах заготовки для выполнения задания на стадии рефлексии.

ХОД УРОКА

Этап урока

Форма орг-ции деят-сти уч-ся

Деятельность учителя

Деяте
ьность учеников

Знания, умения, предста
-ления

Формируемые УУД

Формируемые основы:

- проектной/ исследоват. деят-сти;

- работы с текстом;

- ИКТ-компетентности

П

Р

К

Л

1.

Организационный  момент (1 минута)

2.

Актуализация (10 минут)

Фронталь-
ая

Охарактеризуйте начальный этап Великой Отечес
венной войны. Что помешало Германии сокрушить СССР?

Ученики могут ответить:  быстрая мобилизация населения в ряды Красной Армии, надежды фашистов на раскол общества по нациям и поддержка оппозиций не оправдались, героическая защита своей Родины.

Работа с картой: умение показать и прокомментировать сражения.

Новые знания

Умение контролировать свои знания

Умение  анализировать ответы одноклассников.

Формирование устойчивого интереса к начальному периоду ВОВ.

Заполнение таблицы на стр.194 «Основные битвы Великой
Отечествен-ной войны»

Групповая работа по обучающей структуре «Тик-тэк-тоу»

Учитель раздает заранее подготовленные карточки

Учащиеся получают карточки по типу «Крестики-нолики» с понятиями, датами. Используя три слова, расположенных в любом ряду по вертикали, горизонтали и диагонали составляют предложения.

Работа в группе по карточкам.

Развитие креативно-го мышле-ния

Само-контроль

3.

Изучение новой темы. (20 минут)

Фронталь-ная

 «Провал немецкого наступ-ления под Москвой развеял миф о непобедимости гер-манской армии. Но успо-каиваться было еще очень рано. Враг был силен».

«Для борьбы с общим врагом начала формиро-ваться антигитлеровская коалиция»

Что такое ленд-лиз?

Чтение информации по учебнику.

Предполагаемые ответы:

- Ленд-лиз – это помощь,  оказываемая США и Англией советскому Союзу в борьбе с фашистами;

- помощь оказывалась вооружением, транспортными средствами, продовольствием и др.

Поиск информации по учебнику

Умение строить высказыва-ние

Смыслообразование

Умение работать в команде

Устойчи-вый познава-тельный интерес и становле-ние смысло-образу-ющей функции познавательного мотива

Просмотр части фильма «От Кремля до рейхстага» часть «Сталинградская битва»

 «Советско-германский фронт весной и летом 1942г».Рассказ учителя.

Учащиеся делают записи в таблицу: «7 июля 1942года после 259дней упорной обороны пал Севастополь»

Обьяснение

Объяснять связи и отношения

«Итак, положение на Юго-Западном фронте резко ухудшила ситуацию для советских войск, почему?

В этот период издается приказ №227. Почему?

Учащиеся знакомятся с документом.

Предположительный ответ: Просчеты советского командо-вания о направлении главного удара немцев.

- для недопущения отступления и взятия в плен.

Объяснение

Умение строить высказыва-ние

Целепологание

Просмотр части фильма «От Кремля до рейхстага» часть «Сталинградская битва»

Учащиеся делают записи в таблицу: 2 сентября 1942 года немцы начали штурмовать Сталинград»

19 ноября началось контрнас-тупление  советских войск под Сталинградом. Операция «Уран».

2 февраля 1943г. полное освобождение Сталинграда»

Работа с картой

Устанавли-вать причинно-следствен-ные связи

Умение формули-ровать получен-ную инфор-мацию

Каково значение победы под Сталингр
дом?

Это явилось началом коренного перелома в ходе ВОВ.

Групповая работа

по структу-ре «Сингл раунд робин»

К каким последствиям могло бы привести поражение под Сталинградом?

Учащиеся проговаривают  свой ответ по кругу один раз. Предположительные ответы:

-Стал бы открыт путь на Москву

-патриотический дух снизился бы после взятия города Сталина и т. д

Объяснение

Устанавли-вать причинно-следствен-ные связи

Развитие критического мышления

Умение работать в группе

Формирование устойчивого интереса к изучаем
й теме

Физкультминутка (2 минуты) (использование структуры «Тэйк оф-тач даун») - отвечая на односложные утверждения, учащиеся встают, если ответ «да», садятся, если ответ «нет».

Индивиду-альная

Просм
тр презентации «Партизанское движение в СССР»

Делают записи в тетрадях:  «В мае 1942 года при СВГ был создан Центральный штаб партизанского движения во главе с П. Понома-ренко»

Объяснение

Понятие: «Рельсовая война», «Концерт».

Работа с картой: определе-ние райо-нов расши-рения
арт движения

Работа с понятиями

Устойчи-вый познава-тельный интерес и становле-ние смысло-образу-ющей функции познавательного мотива

Презентация

Фронталь-ная

«Все для фронта,все для победы» эти слова из стихов Ольги Берггольц стали призывом для всех, кто остался
в тылу.  Ковали победу и
труженики культуры.  Каких поэтов и композиторов военных лет вы можете назвать? Какие произведения на тему войны вам особенно нравятся?

Обучающиеся называют поэтов, писателей, композиторов военных лет.. Называют произведения военн
х лет.

А.Сурков,М.Исаковский, К.Симонов, А.Твардовский, М.Шолохов Д.Шостакович , А.Александров,

М.Блантер.

Прослушивание отрывков из военных стихов и песен.

Умение формулировать свои мысли

Умение работать в коллективе

Песня Блантера «Катюша», стихи К.Симонова «Жди меня.»

4.

Закрепление изученного материала (8 минут)

Фронталь-ная работа

Какие события явились коренным переломом в ходе ВОВ? Почему он стал возможным?

Предположительные ответы:

-битва под Москвой - начало

-Сталинградская битва-перелом.

Потому что, к концу 1943г. армия была оснащена новым вооружением;

-высокий боевой дух.

Объяснение

Рефлексия деятельнос-ти

Развитие креативно-

го мышле-ния

Осуществ-лять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

Оказы-вать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Работа с картой

Парная работа по структуре «Сималтиниус раунд тейбл»

Ученики получают в конвертах названия основных сражений войны, или дата, или результат, написанные на отдельных листочках; учащиеся должны разместить в хронологическом порядке и подписат даты и результаты сражений.  Показать на карте места сражений

учащиеся в команде одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках и по окончанию одновременно передают друг другу. Затем проговаривают и показывают на карте.

Работа с хроноло-гией и картой

Умение работать в группе

Развитие  смысло-образу-ющей функции познавательного мотива

Фронталь-ная

Итоги коренного перелома?

Победа ознаменовало собой начало коренного перелома в ходе не только ВОВ,но и Второй мировой войны в целом. Инициатива перешла к СССР. Слово «Сталинград» стал символом сопротивления и мужества советских людей.

Анализ

«На какие вопросы не нашли на уроке ответ?»

Предположительно:причины неудач летом-осенью 1942г.

Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи

Смысло-образова-ние

«Записываем их в листы самооценки «На что обратить внимание дома»

Записывают

5.

Самооценка (1минута)

Кто подчеркнул:

- «Выполнил все задания»

- «Соблюдал правила поведения»

- «Кому что-то непонятно»

Кто поставил себе за работу на уроке…

Кто поставил себе за поведение на уроке…

Заполняют все строки листа самооценки

Самоконт-роль, самооценка

Адекват-но использовать речь для планиро-вания и регуля-ции своей деятель-ности

6.

Подведение итогов. Оценка учителя (2 минуты)

7.

Домашнее задание (1 минута)

§ 25, читать и отвечать на вопросы в конце темы.

Ищем ответ на вопрос, записанный в строке «На что обратить внимание» листа самооценки

Творческое задание – подготовить сообщение о каком-либо родственнике, участвовавшем в ВОВ.

ЛИСТ САМООЦЕНКИ 

Дата: _______Фамилия____________________Класс_____________

На уроке я

выполнил(а) / не выполнил(а) все задания

соблюдал(а) / не соблюдал(а) правила поведения

Материал урока мне был

понятен / не понятен

Моя оценка себе

За поведение на уроке:___________

За работу на уроке: ____________

На что я должен (должна) обратить внимание, делая домашнее задание:____________________________________________

____________________________________________________

Вопросы для физкультминутки с  использованием структуры «Тэйк оф-тач даун»):

  1. Великая Отечественная война началась 22 июня 1941г.
  2. План молниеносной войны назывался «Тайфун».
  3. Советский Союз не был готов к войне.
  4. Более месяца сдерживал натиск врага Брестская крепость.
  5. Силы Красной Армии в западных военных округах по численности намного уступали войскам агрессора.
  6. В сентябре 1941 года началась блокада Ленинграда.
  7. Она продолжалась 3 месяца.
  8. Ленд-лиз это помощь Советского Союза США.

Карточки по обучающей структуре  «Тик-тэк-тоу»:

Брестская крепость

«Барбаросса»

22 июня

И.В.Панфилов

Один месяц

оборона

1941г

Волоколамское шоссе

Москва

   

5 декабря

контрнаступление

1941г.

Гастелло

танки

самолет

Ленинград

блокада

900 дне

«Тайфун»

ГКО

30 сентября 1941г.

Урал

И.В.Сталин

эвакуация

12 млн.человек

Москва

Высший орган

А.Матросов

плен

Дорога

№ 270

жизни

герой

Ленинград

Огневая точка

изменник

7 ноября

«Центр»

Ленинград

«Север»

Народное ополчение

парад

Жуков

1941г

«Юг»

Карточки для обучающей структуры «Сималтиниус раунд тейбл»:

Сражения

дата

Результаты

Контрудар под Ельней

?

?

?

?

900 дней блокада

?

30 сентября 1941г.

?

Контрнаступление под Москвой

?

?

Севастополь

?

?

?

?

Начало коренного перелома

?

?

«Концерт»

Ответы:

Сражения

дата

Результаты

1.

Контрудар под Ельней

Июль 1941г.

Задержано нем наступ на 2 мес.

2.

Ленинград

1 сент 1941-январь 1944г

 900 дней блокада

3.

Начало наступления на Москву

30 сентября 1941г. «Тайфун»

Контрнаступление

4.

Контрнаступление под Москвой

5 декабря 1941г.

Немцы отброшены на 100-250 км.

5.

Оборона Севастополь

7 июля 1942г.(259дней)

Захват фашистами

6.

Сталинградская битва

19 ноября 1942г.

Начало коренного перелома

7.

Партизанское движение

С мая 1942г.

«Концерт»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для урока с применением Сингапурских структур в 4 кл. "City or country"

Презентация для урока с применением Сингапурских структур в 4 кл. "City or country" по УМК "Enjoy English" М.З. Биболетовой...

конспект урока в 9 классе "Коренной перелом в ходе ВОВ"

Данный урок построен на основе использлвания технологии критического мышления, предназначен для учащихся 9 класса...

Уроки с применением сингапурской системы на тему "Уравнения, приводимые к квадратным"

Урок построен с использованием обучающих структур Сингапурской системы обучения....

Методическая разработка урока истории в 9 классе «Перелом в ходе Великой Отечественной войны: Курская битва»

Показать ход и раскрыть значение Курской битвы как завершающего этапа коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны;·        показать вклад наших воин...

Как сделать урок интереснее: применение сингапурской методики обучения на уроках английского языка

Современные образовательные технологии не стоят на месте, в школьное образование в последнее время внедряется много нового и интересного. Одно из таких прогрессивных нововведений - технология кооперат...