Методическая разработка урока истории в 9 классе «Перелом в ходе Великой Отечественной войны: Курская битва»
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Показать ход и раскрыть значение Курской битвы как завершающего этапа коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны;

·        показать вклад наших воинов-земляков в победу в Курской битве;

·        на примерах мужества и героизма советских солдат способствовать воспитанию уважения к отечественной истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_muzeynogo_uroka.docx26.24 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка музейного урока истории в 9 классе

«Перелом в ходе Великой Отечественной войны: Курская битва»

  

Цели: 

·        Показать ход и раскрыть значение Курской битвы как завершающего этапа коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны;

·        показать вклад наших воинов-земляков в победу в Курской битве;

·        на примерах мужества и героизма советских солдат способствовать воспитанию уважения к отечественной истории.

 

Оборудование: 

·        карта «Курской битва»;

·        презентации: «Курская битва»,«Поклонимся великим тем годам», музей –заповедник «Прохоровское поле»;

·        сравнительная таблица «Соотношение сил перед битвой под Курском»;

·        сообщения учащихся о героях Курской битвы.

 

 

План урока:

1.Вступление. Презентации: «Курская битва».

2.Изучение нового материала:

а) подготовка к летней военной кампании 1943г;

б) сражение под Курском;

в) наши земляки-участники Курской битвы. Презентация «Поклонимся великим тем годам»

г) значение Курской Битвы;

3. Заключение.

 

                       Ход урока:

 

Эпиграф:

                                                                                                         Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте люди никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят об этой муке

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

1. Вступление. Летом 1943 г Гитлер и его окружение решили взять реванш за поражение под Сталинградом. Германии требовалась Крупная победа над советскими войсками. Враг делал все возможное, чтобы подготовить войска к победе. С этой целью фашистское командование разработало операцию «Цитадель». Для решающего наступления был выбран участок Курской дуги, и это не случайно. Здесь в результате наступления советских войск образовался выступ на линии фронта.

Презентации: «Курская битва». (см. Приложение 1.)

 2.Изучение нового материала:

а) подготовка к летней военной кампании 1943г;

Задание. Изучите карту и предположите, каким мог быть характер действий немецко-фашистских армий?

 

 Ответы учащихся: Фашистское командование решило ударить с севера на юг под основание Курского выступа, а затем окружить и уничтожить расположенную там крупную группировку советских войск.  Под удар врагов попадали части Центрального и Воронежского фронтов. После их разгрома фашисты предполагали бросить войска из района Орла и Курска на северо-восток и идти на Москву.

 

         Операция готовилась гитлеровцами в строжайшей тайне. Но наши разведчики обнаружили подготовку к крупному наступлению врага в районе Курского выступа с использованием новейшей техники: танков «Тигр» и «Пантера», а также орудий «Фердинанд», истребителей « Фоке-Вульф 190 А», штурмовиков «Хенкель 129»..Затем до минут удалось выяснить время перехода  немецких войск в наступление. 

Ученик. Ставка Верховного главнокомандования в этой обстановке приняла решение: перейти к обороне, обескровить противника, а потом развернуть наступление. Советские войска усиленно готовились встретить врага. На всем Курском выступе шла титаническая работа:

-на расстоянии более300 км от линии фронта создавалась мощная полоса обороны, состоящая из восьми рубежей;

-протяженность одних только ходов сообщения  и траншей составила 9 тыс. км, а это больше, чем от Москвы до Владивостока.

         Бойцам показывали уязвимые места танков врага, проводили специальные тренировки, вовремя которых солдат, находящихся в траншее, учили пропускать над собой танки противника и поражать их с тыла, где броня более тонкая. Бойцов познакомили с новинками фашистской техники, поэтому появление этих машин на поле боя не было неожиданностью, на которую рассчитывали гитлеровцы.

Задание. Каково было соотношение сил перед Курской битвой? Проанализируйте таблицу и ответьте на вопросы: на чьей стороне был перевес в живой силе и технике? Чем это объясняется?

 

                    Соотношение сил перед битвой под Курском

Войска и техника

                                            Страны

              Германия

                  СССР

Численность войск, чел.

900000

1336000

Орудия, минометы, шт.

10000

19000

Танки, шт.

около 2700

3400

Самолеты, шт.

около2000

2000

 

В процессе обсуждения учащиеся делают вывод, что советские войска превосходили фашистов по всем показателям. Более того, был создан стратегический резерв - Степной фронт, насчитывающий более 7 тысяч орудий и минометов, свыше 1 тыс. танков.

                                           

 б) сражение под Курском;

Пока в Ставках с обеих сторон готовились военные планы, на фронте наступила пауза: тревожные для солдат дни и ночи.

Ученик.

Военные ночи, суровые ночи,

Когда воспаленная память кричит,

Когда уже сердце вмешать не хочет

Раны и боль сумасшедшей земли.

Военные ночи, темные ночи,

Когда уже нет сил, чтоб себя превозмочь,

И шепчутся сосны, кому-то пророча

Подвиг и смерть в эту темную ночь.

 

         Фронтовые разведки сообщили: фашистские войска перейдут в наступление  5 июля в 3 часа утра. Было принято решение - упредить врага и провести артиллерийскую контр подготовку. Тридцать минут продолжался огневой накат. Он застал врасплох гитлеровские войска. Враг понес большие потери. Моральное состояние немецких солдат и офицеров было подавленным: стало ясно, что план решающего наступления раскрыт, а момент внезапности использовать не удастся.

 

В 2часа 20минут 5 июля был отдан приказ о начале контрподготовки. Все кругом закружилось, завертелось, раздался страшный грохот - началась величайшее сражение в районе Курской дуги. В этой адской «симфонии»  звуков, словно воедино слились удары тяжелой артиллерии,  разрывы авиационных бомб, реактивных снарядов 2катюш».

Ученик. Полей предвечная небыль,

Похода размеренный шаг,

Пыля, пробирается в небо

Войны бесконечный большак…

Но с мирной природою в споре

Как грозного времени тень,

Чернеет народное горе

Спаленных войной деревень.

Чернеет и справа и слева…

И слышно, как там, впереди,

Огонь орудийного гнева

Гудит у России в груди!

Учащиеся работают с «Хроникой событий»

7 июля. Утром гитлеровцы возобновили атаки на станцию Поныри. Танки приблизились на 250-200м. В этот момент артиллерийский расчет открыл огонь. От первого же выстрела головной танк вздрогнул и, объятый пламенем застыл на месте. Следом загорелся второй. Жестокий бой лился несколько часов. Восемь танков и до сотни автоматчиков уничтожило в этом бою орудие только одного бойца К.С.Седова.

8 июля. Утром около300 фашистских танков с автоматчиками атаковали северо-западнее Ольховатки боевые позиции 3-й истребительной противотанковой артиллерийской бригады. Удар фашистов обрушился на батарею капитана Г.И.Игнашева. Артиллеристы открыли огонь. На поле боя запылали танки. На нашей батарее, уничтожившей уже 17 танков, осталось одно орудие, а в живых- 3 человека, но они продолжали сражаться. Потеряв еще 2 тяжелых танка, гитлеровцы отступили.

 

         Одновременно с напряженными танковыми сражениями на Курской дуге развернулись ожесточенные воздушные бои. Многие наши летчики проявили в этих боях настоящее мужество. Среди них был летчик- истребитель гвардии старший лейтенант А.К.Горовец.

 

 

 Сообщения учащихся.

         1.В составе эскадрильи Горовец прикрывал войска, отбивавшие ожесточенные атаки фашистских танков и пехоты. Выполнив боевую задачу, истребители возвращались на свой аэродром. Замыкающим шел самолет Горовца. Вдруг летчик заметил 20 бомбардировщиков противника, летевших бомбить наши войска. Разгорелся напряженный бой. Горовец бросился в гущу вражеских бомбардировщиков. Первой же пулеметной очередью он сбил ведущий самолет врага. Затем на землю упали второй и третий. Отважный летчик сбил еще 6 вражеских машин. Возвращаясь на свой аэродром, он попал под неожиданный удар четырех фашистских истребителей. Его самолет был подбит и врезался в землю. Так погиб А.К.Горовец - единственный в мире летчик, в одном бою сбивший 9 вражеских самолетов. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

         2. В воздушных боях принимал участие старший лейтенант А.П. Маресьев, который был прототипом героя «Повести о настоящем человеке» Б.Полевого. Летчик, лишившийся обеих ног и вернувшийся на протезах в строй, сбил в боях под Орлом 3 самолета противника; ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Успешно сражались французские авиаторы из эскадрильи «Нормандия» авиационного полка «Сражающаяся Франция». 14 французских летчиков- истребителей во главе с Жаном Луи Тюляком сбили в сражениях под Орлом 33 Фашистских самолета.

 

10 июля. К этому дню врагу удалось вклиниться в нашу оборону на глубину 8-10 км на севере и на 35 км на юге.

12 июля. Утром началось ожесточенное танковое сражение, ставшее в ходе Второй мировой войны. На поле под Прохоровкой сошлись 1200 танков и самоходных орудий. Фашисты бросили в бой свои отборные танковые дивизии: «Мертвая голова», «Рейх», «Адольф Гитлер». Им противостояли танковая армия генерала П.А.Ротмистрова и армия генерала А.С.Жадова. Боевые порядки перемешались. «Тигры» в ближнем бою не смогли использовать свое преимущество, их с коротких дистанций поражали маневренные танки Т-34.Появление большого количества советских танков явилось для врага неожиданностью. Бой кипел. Земля горела, воздух вспыхивал, металл плавился… Кругом огонь и грохот. На 1 квадратный метр земли приходилось 3 мины. На раскалившихся стволах орудий горела краска, металл не выдерживал…Советские люди сражались за свою землю и свободу.

 

Ученик. Ах, сколько в Прохоровке крови! 

                Под плитами, в траве, в пыли…

Стою, смотрю, нахмурив брови, Как пар восходит от земли.

Пар - словно дым, а пыль-как порох, И до упора взведена,

Душа дрожит на каждый шорох:

Уж не вернулась ли война?

                Час замер! Взорвана минута!

                Вновь поле – страшный танкодром.

Раскаты мирного салюта

Иной напомнили мне гром…

Ах, сколько в Прохоровке крови!

Ах, сколько крови!

Она - во мне!

Она - жива!

  

 

13 июля. Сражение продолжалось. Противник бросил в бой 200 новых танков. Но успеха не имел и вынужден был перейти к обороне. Вскоре под ударами наших войск он начал отходить назад. Прохоровское танковое сражение выиграли наши войска. Гитлеровский план операции «Цитадель»  потерпел полное крушение.

23 июля. К этому дню завершилось оборонительное сражение на Воронежском фронте. Теперь можно было переходить в наступление.

 5 августа. Советские войска освободили Орел и Белгород. В честь освобождения этих городов в Москве впервые был произведен артиллерийский салют.

 

В оборонительных и контрнаступательных операциях Курской битвы участвовали войска ряда фронтов: Центрального - под командованием генерала армии К.К.Рокоссовского, Воронежского, возглавляемого генералом армии Н.Ф.Ватутиным, Степного - во главе с генерал-полковником И.С.Коневым, Западного - под руководством генерал-полковника В.Д.Соколовского, Брянского - под командованием генерал-полковника М.М.Попова.

         Подвиг советских воинов был высоко оценен Родиной. Свыше 100 000 участников Курской битвы, Харьковского и Белгородского сражений были награждены орденами и медалями, многие из них были удостоены звания Героя Советского Союза.       

в) наши земляки-участники Курской битвы. В сражениях на Курской дуге принимали участие и наши земляки, жители села Богородское. Послушаем воспоминания их родственников о тех суровых годах. Презентация «Поклонимся великим тем годам» (см. Приложения).

3. Значение Курской Битвы.

1. Курская битва завершила коренной перелом в ходе Второй мировой войны в пользу СССР. Советское командование закрепило за собой стратегическую инициативу в войне.

2. Победный исход Курской битвы ускорил развал гитлеровского блока. Назревал выход из войны Италии, пошатнулся авторитет фашистского руководства в Румынии и Венгрии, усилилась изоляция Германии, диктатор Испании Франко отозвал с советско-германского фронта свою «Голубую дивизию», Португалия передала Англии, входящей в антигитлеровскую коалицию, некоторые свои военные базы.

3. В результате разгрома фашистских войск под Курском активизировалось движение сопротивления в странах Европы.

Учитель.  Прохоровское поле называет третьим полем русской славы: здесь был нанесен смертельный удар немецко-фашистским захватчикам. Прохоровское поле занимает в нашей истории такое же место, что и Куликово поле, где в 1380г. русские полки под предводительством Дмитрия Донского разгромили орды Мамая и Бородинское поле, на котором в ходе Отечественной войны 1812г. русские войска под командованием М.И. Кутузова дали решающий бой французам.

         На основании указа Президента Российской Федерации от 26 апреля1995г. в районном центре Прохоровка был создан государственный Военно- исторический музей-заповедник «Прохоровское поле».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проявление русского характера как черты национальной принадлежности в ходе Великой Отечественной войны (Курская битва) и в рассказе А.Н. Толстого "Русский характер".

Тема урока поможет  учащимся почувствовать себя русскими, осознать себя частицей русской нации, проникнуться уважением и гордостью за великий ратный подвиг, совершенный отцами и дедами в годы Вел...

Урок по истории России в 9 классе « Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны».

Охарактеризовать значение Сталинградской битвы как коренного перелома во Второй мировой войне. Раскрыть причины победы советского народа на Волге....

Курская битва. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

Тематический урок посвященный 70-летию Курскойбитвы  проведенный с обучающимися   8-11 классов МОБУ СОШ №3  с.Бураево.            ...

Тема: «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Курская битва. Наши земляки приближали Победу»

Цель: показать ход и раскрыть значение Орловско - Курской битвы как завершающего этапа коренного перелома в ходе войны. Воспитать чувства патриотизма, самопожертвования на примере героизма советских в...

Методическая разработка урока истории к 75-летию победы в Великой Отечественной войне. Тема: «Роль личности в истории Великой Отечественной войны»

Урок проводится в форме интеллектуальной игры (аналог телевизионной игры "За семью печатями"). Целевая аудитория: обучающиеся 10 класса. Специфика этой игры заключается в том, что учитель за...

методическая разработка урока по теме "Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг."

Методическая разработка урока по теме"Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг."аудитория - 6 классЦель: расширить кругозор детей по истории Великой Отечественной...