Главные вкладки

    "Проявление русского характера как черты национальной принадлежности в ходе Великой Отечественной войны (Курская битва) и в рассказе А.Н. Толстого "Русский характер".
    план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

    Тема урока поможет  учащимся почувствовать себя русскими, осознать себя частицей русской нации, проникнуться уважением и гордостью за великий ратный подвиг, совершенный отцами и дедами в годы Великой Отечественной войны. Каким же нужно было обладать характером, как любить свою землю, народ, чтобы выстоять и победить. В лице главного героя рассказа Егора Дремова показан русский народ, русский солдат, красота его души, необыкновенная сила воли, любовь к Родине. В своих произведениях А.Н. Толстой прослеживал истоки русского национального характера, русской государственности, внушал веру в непобедимость народа.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_literatury_i_istorii_po_rasskazu_a.n._tolstogo.doc56.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ИНТЕГРИРОВАНННЫЙ УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ И ИСТОРИИ НА ТЕМУ: «ПРОЯВЛЕНИЕ РУССКОГО ХАРАКТЕРА КАК ЧЕРТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ В ХОДЕ ВЕЛИКОЙ

    ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (КУРСКАЯ БИТВА) И В РАССКАЗЕ                       А.Н. ТОЛСТОГО «РУССКИЙ ХАРАКТЕР». 7 класс.

                                                                                Учитель Кенжебаева Л.И.

    Цели урока: познакомить учащихся с этапами подготовки и проведения Курской битвы, реализацией целей, которые ставились командованием; помочь учащимся увидеть место, где совершил свой подвиг герой рассказа, побольше узнать фактического материала о том самом большом и страшном танковом сражении на Курской дуге, в котором участвовал Егор Дремов; помочь учащимся за строками произведения А.Н. Толстого увидеть, как выковывался и закалялся русский характер в горниле кровопролитных битв Великой Отечественной войны; воспитывать непримиримость к войне как злу и насилию, уважение к ветеранам войны, любовь к народу, сумевшему выстоять и победить в самой жесточайшей из войн ХХ в.

    Оборудование: карта «Разгром немецко-фашистских войск под Курском»; иллюстрации эпизодов рассказа А.Н. Толстого «Русский характер», выполненные детьми в качестве индивидуальных заданий.

                Ход урока

    1. Вступительное слово учителя.

    И от пуль невредим, и жарой не палим,

    Прохожу я по кромке огня.

    Видно, мать непомерным страданьем своим

    Откупила у смерти меня.

    Испытало нас время свинцом и огнем.

    Стали нервы железу под стать.

    Победим. И вернемся. И радость вернем.

    И сумеем за все наверстать.     Алексей Сурков, 1942

         О русском национальном самосознании много спорят и пишут сейчас. Русский характер представляет для многих на Западе загадку, тайну за семью печатями. Есть люди, которые стараются, чтобы «массовая молодежь» забыла свои исторические корни, превратилась в «Иванов, не помнящих родства».

    По словам А.И. Солженицына, «мы находимся в таком униженном состоянии, на таком уровне национального унижения, которое трудно сравнить с каким-нибудь периодом... Мы в “национальном обмороке”».

    Мне кажется, что тема сегодняшнего урока поможет нам почувствовать себя русскими, осознать себя частицей русской нации, проникнуться уважением и гордостью за великий ратный подвиг, совершенный отцами и дедами в годы Великой Отечественной войны.

    Каким же нужно было обладать характером, как любить свою землю, народ, чтобы выстоять и победить. Об этом размышлял А.Н. Толстой в годы войны в рассказах - очерках «Русские воины», «Что мы защищаем?», «Москве угрожает враг», «Разгневанная Россия», «Родина», «Русский характер».

    В своих произведениях А.Н. Толстой прослеживал истоки русского национального характера, русской государственности, внушал веру в непобедимость народа. Знание русского характера давало право                        А.Н. Толстому так уверенно говорить о неизбежной победе над фашистами.

    О характере русского человека Толстой правдиво поведал в рассказе «Русский характер», который вошел в цикл произведений, объединенных общим названием  -  «Рассказы Ивана Сударева» (1942—1944).

    Жизненность и достоверность этих рассказов были настолько велики, что многие читатели писали А. Толстому письма с просьбой сообщить адреса героев, о которых он писал, передать им привет.

    II. Беседа.

    Заранее учащимся было предложено дома внимательно прочитать рассказ «Русский характер», выполняя при этом следующие задания (по группам).

    1. При чтении отметьте, какие эпизоды в этом рассказе особенно понравились и почему?

    2. Как вы понимаете проявление героизма людьми в годы войны? Кто главный герой? Что говорится о нем в рассказе?

    3. Как вы понимаете красоту человека? Подтвердите текстом этого рассказа свои мысли. Какую роль играет пейзаж в описании душевных переживаний героев?

    В классе, используя прием фронтального опроса, выявляем первое впечатление, полученное от прочтения рассказа, ориентируем на краткий пересказ отдельных эпизодов.

    Рассказ понравился всем. Большинство мальчиков остановили свое внимание на военных действиях Егора Дремова:

    — Мне понравился эпизод схватки Егора и его экипажа с фашистскими «тиграми».

    — А мне запомнилось, как воевал Егор во время Курского побоища, когда немцы уже истекали кровью... но случилась беда и с Егором, его танк был подбит вражеским снарядом и загорелся. Водитель Чувилев вытащил из танка Дремова. Мне хотелось ему помочь...

          Интересно говорили о красоте человека:

    — Красота человека прежде всего выражается в характере, воле. Человек может быть красивым, если он даже лицом уродлив, как Егор Дремов.

    После беседы о впечатлениях от прочитанного учащимся было предложено передать содержание описанного А. Толстым боя, его детали.

    III. Лекция учителя истории «Курская битва — операция Цитадель».

                                                          План лекции.

    1. Новые виды оружия немецких войск: танки типа «тигр» и «пантера».

    2. Название «Курская дуга» — выступление двух фронтов: Центрального и Воронежского.

    3. Курская битва. Расстановка сил. Этапы.

    4. Крупнейшее танковое сражение у деревни Прохоровка.

    Весной 1943 г., проведя тотальную мобилизацию ресурсов Европы, Германия увеличила военное производство. Немецкие войска на востоке получили новые танки типа «тигр», «пантера», штурмовые орудия «фердинанд», более совершенные самолеты.

    Курская дуга. Так назывался выступ линии фронта, обращенный в сторону запада, который занимали войска двух фронтов: Центрального (К.К. Рокоссовский) и Воронежского (Н.Ф. Ватутин).

         Именно здесь гитлеровское командование планировало нанести удар. Два мощных танковых клина должны были прорвать оборону наших войск у основания выступа, окружить наши армии, создать угрозу Москве. Для Германии операция «Цитадель» (такое название получил план наступления на Курской дуге) была, по сути, последним шансом добиться победы. Наиболее дальновидные генералы вермахта понимали, что неудача не даст возможности впредь проводить крупные наступательные операции. Так, Манштейн приказал строить оборонительные укрепления за Днепром даже без санкции Гитлера. Решимость наступать преобладала среди немецкого генералитета.

         Самое поразительное то, что план операции «Цитадель» был подписан Гитлером спустя неделю после доклада Жукова Сталину. Соображения Жукова подтверждали сообщения разведывательных служб. Наиболее ценные сведения были сообщены антифашистской организацией «Красная капелла», которой руководил разведчик-антифашист Тренер, и группой Шандора Радо. Швейцарский журналист Рудольф Ресслер сообщал о планах немецкого командования, передвижениях и оснащенности немецких войск. Источник его информации неизвестен. Рудольф Ресслер скончался в начале 50-х гг. в Швейцарии, так и не раскрыв свою тайну.

          Итак, планы гитлеровцев были раскрыты. Жуков предложил не упреждать наступление противника, а организовать жестокую оборону, сосредоточив противотанковую оборону, авиацию против танковых клиньев немцев, выбить их, а после этого перейти в решительное наступление.

    К обороне готовились основательно. Была создана глубокая оборона: минные поля, окопы и траншеи. В тылу Воронежского и Центрального фронтов располагался дополнительный фронт (И.С. Конев). По количеству людей и военной техники превосходство над силами вермахта было неоспоримо.

           Рано утром 5 июля немецко-фашистские войска пошли в атаку. Во главе немецких армий стояли опытные генералы Модель и Манштейн.

           На линии в 500 километров сражались около 4 млн. человек, 13 тыс. танков, 69 тыс. орудий и минометов, до 12 тыс. самолетов. Ярость наступления смешалась с яростью обороны. Обе стороны несли огромные потери.

    На участке Воронежского фронта у небольшой деревни Прохоровка произошло крупнейшее танковое сражение Второй мировой войны: одновременно во встречном бою с обеих сторон участвовало до 1200 танков, самолетов, самоходных орудий. Боевые порядки перемешались. Дым, гарь, копоть превратили день в ночь.

          Об этой страшной битве так вспоминает в стихотворении «Солдат» (1943) поэт-фронтовик Алексей Сурков (читает ученик-ассистент):

    Стирая рукавом

    Со лба густую кровь,

    Перед бойницей вражеского дота,

    Укрыт глубоким рвом,

    Он целится и вновь

    Сечет разящей строчкой пулемета.

    Взрывается снаряд,

    Земля летит вразброс,

    Осколки рвут бугры болотных кочек,

    А пули все летят,

    Как будто в землю врос

    Ожесточенный боем пулеметчик.

    Смешался с кровью пот

    Солдатского труда,

    Несутся с лязгом танки по полянке...

    И динамит, и тол, и воющий металл,

    И злая лихорадка автомата...

    Он в этот ад вошел, он в пламени познал

    Свой трудный долг пехотного солдата.

          В ходе Курской битвы были освобождены города Орел, Белгород,     позднее - Харьков. На этом завершилась Курская битва.

          Один из немецких генералов писал впоследствии: «В результате про- вала операции “Цитадель” мы потерпели решительное поражение. Бронетанковые войска, пополненные с таким большим трудом, из-за больших потерь в людях и технике на долгое время были выведены из строя. Инициатива окончательно перешла к русским».

           Но не стоит думать, что противник был сломлен. Ему еще не раз удавалось отбивать крупные населенные пункты.

          «В чем же проявился русский характер в ходе Курской битвы?» спрашивает учитель.

           Учащиеся отвечают: «Русским воинам всегда были присущи мужество, героизм, чувство долга перед Родиной и народом».

    IV. Анализ образов и событий (рассказ «Русский характер» А.Н. Толстого).

         Учитель литературы постоянно направляет ход анализа, останавливает внимание учащихся на литературоведческих понятиях: сюжет, композиция, характер литературного героя, стремится, чтобы ребята сопереживали героям, постигали их внутренний мир.

            Говоря о характере героя, необходимо обратить внимание на строчки: «Человек он был простой, тихий, обыкновенный», — тем самым подчеркивая, что рассказ «Русский характер» — художественное обобщение.

           Вчитываемся в текст, ищем ответы на вопрос: «Как писатель рисует портрет Егора Дремова до и после ранения?»

           Ребята зачитывают: «Среди других Егор Дремов заметен сильным и соразмеренным сложением и красотой. Бывало вглядишься, когда он вылезает из башни, — «бог войны»! Спрыгивает с брони на землю, стаскивает шлем с влажных кудрей, вытирает ветошью чумазое лицо и непременно улыбается от душевной доброты».

          Останавливаем внимание на словах бог войны и душевная доброта. Учащиеся говорят, что по своей натуре русский народ добрый, миролюбивый народ.

        — Как воевал Егор Дремов? («Доблестно, у него много орденов, и есть даже золотая звездочка.)

        — Как характеризует Егора его улыбка? (Улыбка Егора жизнеутверждающая. Егор прошел через суровые опасности, которые не сломили его и которые закалили в нем патриотические чувства, он обладает огромной внутренней силой, верой в победу над врагом.)

          «На войне, — пишет Толстой, — вертясь постоянно около смерти, люди делаются лучше, всякая чепуха с них слезает, как нездоровая кожа после солнечного ожога, и остается в человеке ядро». Это ядро и есть оптимизм русского народа, вера в Победу.

         Учащиеся, постоянно направляемые учителем к углубленному прочтению текста, чувствуют, что автор сознательно не описывает изуродованного лица героя. Толстой дает лишь одну деталь: у генерала Егор «усмехнулся меловыми, прямыми, как щель, губами».

         На вопрос учителя: «Какое впечатление производит обезображенное лицо Егора на окружающих?» учащиеся находят в тексте ответ: медсестра — «отвернулась и заплакала», генерал — «старался не глядеть на него», Катя — «откинулась, испугалась».

         На вопрос: «Какие качества Егора раскрываются в его отношении к своему несчастью?» — учащиеся находят в тексте слова: «Бывает хуже, с этим жить можно...» — и говорят, что слова Егора свидетельствуют о непоколебимости воли героя, а его поведение у генерала о наличии чувства собственного достоинства и умении смотреть правде в глаза. («Я урод, но это делу не помешает».)

          — Что испытывает Егор, подходя к родному дому? Какую роль играет пейзаж в описании душевных переживаний героя?

    Учащиеся вчитываются в текст и делают вывод: пейзаж помогает понять душевные переживания Егора, охватившее его чувство одиночества: «Было сыро, пустынно, студеный ветер одинокой тоской насвистывал в уши».

           Толстой очень тонко отражает настроение героя. Ребята чувствуют колебания и сомнения Егора, понимают, что он боится причинить душевную боль своим родителям. Как примут и переживут родители и Катя его уродство, как отнесутся к его несчастью?

         Страницы встречи с матерью ребята пересказывают с особым чувством, перечитывая отдельные строчки.

         — Что примечательного заметили вы в поведении матери еще во время пребывания Егора дома?

          Учащиеся отмечают: она проявила особую доброту и сердечность,

    она выстирала портянки, вымыла сапоги, старалась накормить гостя

    вкусным.

           Настроение Егора доходило до чуткого сердца учеников, девочки сочувственно вздыхали, а мальчики сосредоточенно умолкали. Внимательное изучение текста настраивает на сопереживание.

           Егора мучает и такой вопрос: нужен ли он кому-нибудь с таким лицом, если дома никто его не узнал?

           — Когда появилось у Егора твердое решение уйти? Почему?

    Боль от необходимости скрывать свое имя, чтобы не испугать мать,

    переходит в обиду от сознания, что родные его не узнали: «...да признайте же вы меня, урода, отец, мать!»

            Беда не сломила Егора. Он не хочет чувствовать себя инвалидом,

    решает вернуться на фронт, бить врага.

           Учащиеся, направляемые учителем, делают вывод: Егор человек мужественный и скромный, наделен настоящей человеческой красотой. Катя искренне любит его, своего жениха. Егор не желает связывать любимую девушку данным когда-то словом. («Катя! Вы того обещали ждать, а не этого».)

    V.ИТОГ УРОКА:

          — В чем же видит А.Н. Толстой сущность русского характера?

         Читаем начало и конец рассказа, выясняем, что сущность русского

    характера — и в героических подвигах, и в человеческих отношениях

    друг к другу, в красоте взаимоотношений.

          Вот слова Егора Егоровича — отца Егора Дремова: «Таким лицом...

    гордиться нужно...» И для Кати лицо не суть человека, не главное в нем: «Егор, не отсылайте меня... я с вами собралась жить навеки...»

           В заключение учащимся предлагается молча подумать минуту-другую обо всем прочитанном, изученном.

           Ученик читает: «Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет беда, в большом или малом, и поднимется в нем великая сила — человеческая красота».

    VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

    1. написать сочинение на тему « Русские характеры. Какие они?»

    ( на основе исторических фактов, художественных произведений,

    на основе личных впечатлений.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Основные сражения в ходе Великой Отечественной войны

    Презентация  по теме : "Основные события в ходе Великой Отечественной войны"...

    Урок по истории России в 9 классе « Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны».

    Охарактеризовать значение Сталинградской битвы как коренного перелома во Второй мировой войне. Раскрыть причины победы советского народа на Волге....

    Курская битва. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

    Тематический урок посвященный 70-летию Курскойбитвы  проведенный с обучающимися   8-11 классов МОБУ СОШ №3  с.Бураево.            ...

    Тема: «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Курская битва. Наши земляки приближали Победу»

    Цель: показать ход и раскрыть значение Орловско - Курской битвы как завершающего этапа коренного перелома в ходе войны. Воспитать чувства патриотизма, самопожертвования на примере героизма советских в...

    70 лет Победы в Великой Отечественной Войне: "Курская битва"

    Воспитание у  молодого поколения патриотических чувств на высоких примерах Великой отечественной Войны....

    Методическая разработка урока истории в 9 классе «Перелом в ходе Великой Отечественной войны: Курская битва»

    Показать ход и раскрыть значение Курской битвы как завершающего этапа коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны;·        показать вклад наших воин...