Рабочая программа по истории 10-11 класс
рабочая программа по истории на тему

Терехова Светлана Евгеньевна

Рабочая программа по истории 10-11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_istorii_10-11_klass.docx68.02 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ 10-11 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента  Государственного стандарта основного общего образования и  Примерной программы основного общего образования  по истории МО РФ 2004 г., программы Волобуева О.В. История. Россия и мир. 10-11 кл. М., Дрофа, 2009.

Данная программа обеспечивает изучение курса истории учащимися 10-11 класса на базовом уровне. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам  с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Она рассчитана на 140  учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. 10 класс: 25  часов – всеобщая история, 45 часов – история России. 11 класс: 24 часа – всеобщая история, 46 – история России.

Изучение истории в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующей цели:

  • Систематизация и закрепление имевшихся ранее и полученных в ходе изучения данного курса исторических знаний учащихся.

Задачи курса:

  1. Обобщить знания на теоретическом уровне;
  2. Сформировать представление о мировом историческом процессе в его единстве и многообразии;
  3. Сформировать у учащихся историческое мышление, понимание причинно-следственных связей, умения оперировать основными научными понятиями;
  4. Создать условия для того, чтобы учащиеся осознали место России в истории человечества, взаимосвязь истории страны с мировой историей, вклад России в мировую культуру;
  5. Воспитать у учащихся гуманистическое видение мира, неприятие всех проявлений дискриминации, уважение к другим культурам;
  6. Сформировать у учащихся гражданских идеалов и патриотических чувств.

Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

  1. Умения работать с текстовыми и историческими источниками:
  • Осуществляет самостоятельный поиск  информационных источников;
  • Отбирает источники на основе знаний информационных возможностей видов исторических источников;
  • Работает с источниками знаний: учебной литературой, историческими первоисточниками, общественно-политической литературой, научно-популярной и художественной литературой;
  • Пользуется библиографическими справочниками по истории;
  • Использует мультимедийные, Интернет-ресурсы;
  • Систематизирует источники информации, дает простой источниковедческий анализ (по определенной проблеме);
  1. Умения работать с внетекстовыми источниками информации:
  • Получает, анализирует и систематизирует информацию из любых картографических источников, графиков, диаграмм;
  • Использует фонды музейных композиций, документальные и художественные кино- видеозаписи по исторической тематике;
  • Дает атрибутику и полное описание исторического вещественного и изобразительного источника;
  • Систематизирует информацию вещественных и изобразительных источников и включает ее в содержание раскрываемой темы.
  1. Речевые умения:
  • Владеет различными видами устной речи, включая доказательство, рассуждение, эвристическая беседа;
  • Дает развернутый, обоснованный, полный по структуре устный ответ с использованием основной учебной информации и самостоятельно освоенных сведений, с отсылкой к источникам информации;
  • Ведет защиту своего реферата;
  • Рецензирует результаты учебной деятельности учащихся и собственную учебную работу.
  1. Умения письменной фиксации знаний:
  • Составляет план, тезисы, конспект любых источников информации, включая учебную лекцию;
  • Пишет аргументированное эссе по истории;
  • Самостоятельно создает хронологические, генеалогические, обобщающие и сравнительные таблицы, логические схемы.
  1. Хронологические умения:
  • Отслеживает историческое событие, процесс в динамике;
  • Выделяет периоды исторических событий, явлений, процессов и объясняет основания для их периодизации;
  • Соотносит исторические объекты с периодом, эпохой на основе изучаемой периодизации.
  1. Умения анализа, синтеза, сравнения, актуализации знаний:
  • Самостоятельно определяет причины и отслеживает последствия исторических событий;
  • Сравнивает исторические события, явления, процессы на основе самостоятельного выделения линий сравнения;
  • Конкретизирует обобщающие характеристики, теоретические положения об историческом развитии на фактическом материале;
  • Применяет знания из курсов Всеобщей и Российской истории, обществознания, географии для анализа исторического объекта.
  1. Оценочные суждения:
  • Различает субъективные и объективизированные исторические оценки;
  • Высказывает оценочные суждения о месте, значимости изучаемого исторического объекта в историческом развитии страны, мира;
  1. Опыт самостоятельной учебной деятельности учащихся:
  • Самостоятельно выполняет любые виды коллективной и индивидуальной учебно-познавательной деятельности по истории;
  • Анализирует историческую информацию, представленную в разных знаковых системах;
  • Участвует в проектной деятельности, в историческом научном и художественном творчестве;
  • Создает базы данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности, в том числе с использованием мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий;
  • Самостоятельно создает реферат;
  • Применяет элементарные приемы исследовательской деятельности.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

(140 ч.)

10 класс (70 ч.)

История как наука

История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества: историко-культурологические (цивилизационные) теории, формационная теория, теория модернизации.

Древнейшая история человечества

Современные научные концепции происхождения человека и общества. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Расселение древнейшего человечества. Формирование рас и языковых семей. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Родоплеменные отношения.

Цивилизации Древнего мира и  раннего Средневековья

Архаичные цивилизации. Особенности материальной культуры. Развитие государственности и форм социальной организации. Мифологическая картина мира. Возникновение письменности и накопление знаний.

Цивилизации Древнего Востока. Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций. Социальные нормы и духовные ценности в древнеиндийском и древнекитайском обществе. Возникновение религиозной картины мира. Философское наследие Древнего Востока.

Античные цивилизации Средиземноморья. Полисная политико-правовая организация и социальная структура. Демократия и тирания. Римская республика и империя. Римское право. Мифологическая картина мира и формирование научной формы мышления в античном обществе. Философское наследие Древней Греции и Рима. Становление иудео-христианской духовной традиции, ее религиозно-мировоззренческие особенности. Ранняя христианская церковь.

Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.

Христианская средневековая цивилизация в Европе. Складывание западноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития. Социокультурное и политическое влияние Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях.

История России – часть всемирной истории

Особенности становления и развития российской цивилизации. Роль и место России в мировом развитии: история и современность. Источники по истории Отечества.

Народы и древнейшие государства на территории России

Природно-климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы и Севера Евразии. Стоянки каменного века. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводы и земледельцы. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество.

Великое переселение народов и его влияние на формирование праславянского этноса. Место славян среди индоевропейцев. Восточнославянские племенные союзы и их соседи: балтийские, угро-финские, тюркоязычные племена. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение.  

 Древняя Русь. Русские земли и княжества в XII – середине XIV вв.  

Происхождение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Возникновение Древнерусского государства. Новгород. Происхождение слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и их дружины. Вечевые порядки. Торговый путь «из варяг в греки». Походы на Византию. Принятие христианства. Развитие норм права на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы. 

Христианская культура и языческие традиции Руси. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Монастырское строительство. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.

Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв. Монархии и республики. Православная Церковь и идея единства Русской земли. Русь и Степь. Расцвет культуры домонгольской Руси.

Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь. Включение русских земель в монгольскую систему управления завоеванными землями. Золотая Орда. Принятие Ордой ислама. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII – середине XIV вв. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры.

Западная Европа  в  XI-XШ вв.

Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Образование централизованных государств. Роль церкви в европейском обществе. Культурное и философское наследие европейского Средневековья.

Традиционное (аграрное) общество на Западе и Востоке: особенности социальной структуры, экономической жизни, политических отношений. Динамика развития европейской средневековой цивилизации. Социально-политический, религиозный, демографический кризис европейского традиционного общества в XIV-XV вв. Предпосылки модернизации.

Российское государство во второй половине XIV – XVII вв.

Начало возрождения Руси. Внутренние миграции населения. Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе. 

Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси.

Великое княжество Московское в системе международных отношений. Начало распада Золотой Орды. Образование Казанского, Крымского, Астраханского ханств. Закрепление католичества как государственной религии Великого княжества Литовского. Автокефалия Русской Православной Церкви.

Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности.

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности процесса складывания централизованного государства в России. Свержение золотоордынского ига. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Формирование новой системы управления страной. Роль церкви в государственном строительстве. «Москва – третий Рим».

Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Развитие поместной системы. Установление крепостного права. Опричнина. Учреждение патриаршества. Расширение территории России в XVI в. Рост международного авторитета Российского государства.

Причины и характер Смуты. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны.

Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы. Расширение территории Российского государства в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Участие России в войнах в XVII в. 

Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Социальные движения в России во второй половине XVII в. Церковный раскол и его значение. Старообрядчество. 

Культура народов Российского государства во второй половине XV-XVII в. вв. Усиление светских элементов в русской культуре. Новые формы зодчества. Расцвет русской живописи и декоративно-прикладного искусства. Начало книгопечатания и распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинская академия. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт. 

Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания. Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации в России.

Запад в Новое время  

Понятие «Новое время». Модернизация как процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу.

Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира.

Усиление роли техногенных факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Внутренняя колонизация. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Конфессиональный раскол европейского общества.

От сословно-представительных монархий к абсолютизму – эволюция европейской государственности. Возникновение концепции государственного суверенитета. Буржуазные революции XVII-XVIII вв. Идеология Просвещения. Конституционализм. Становление гражданского общества.

Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира в  XVII-XVIII вв. Культурное наследие Нового времени.  

Эволюция системы международных отношений в конце XV – XVIII вв. Зарождение международного права. Роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени. Колониальный раздел мира. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.

Россия в XVIII в.  

Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности. Политика протекционизма. Новая система государственной власти и управления. Провозглашение империи. Превращение дворянства в господствующее сословие. Особенности российского абсолютизма. Россия в период дворцовых переворотов. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя.

Особенности экономического развития России в XVIII в.

Превращение России в мировую державу. Россия в войнах XVIII в. Имперская внешняя политика. Разделы Польши. Расширение территории государства в XVIII в. 

Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII в. Особенности русского Просвещения. Научно-техническая мысль и научные экспедиции. Основание Академии наук и Московского университета. Ученые общества.

Запад в XIX веке. Становление  индустриальной цивилизации

Буржуазные революции XIX вв.   Возникновение идеологических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма. Марксизм и рабочее революционное движение. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь в странах Европы.

Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений. Промышленный переворот. Капитализм свободной конкуренции. Циклический характер развития рыночной экономики. Классовая социальная структура общества в XIX в. Буржуа и пролетарии. Эволюция традиционных социальных групп в индустриальном обществе. «Эшелоны» модернизации как различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу.

Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира в  XIX вв. Культурное наследие Нового времени.  

Эволюция системы международных отношений в  XIX вв. Зарождение международного права. Роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени. Колониальный раздел мира. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии. Основные этапы развития системы международных отношений в последней трети XIX .

Россия в XIX веке: на пути модернизации.  

Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления. Рост оппозиционных настроений в обществе. Движение декабристов. Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.

Особенности экономического развития России в  первой половине XIX в. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Изменение социальной структуры российского общества.  Сохранение крепостничества в условиях развертывания модернизации.

Превращение России в мировую державу.  Расширение территории государства в  XIX вв. Участие России в антифранцузских коалициях в период революционных и наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия в Священном союзе. Крымская война.

Отмена крепостного права. Реформы 1860-х – 1870-х гг. Самодержавие и сословный строй в условиях модернизационных процессов. Выступления разночинной интеллигенции. Народничество. Политический террор. Политика контрреформ.

Утверждение капиталистической модели экономического развития. Завершение промышленного переворота.

Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой в XIX вв. Создание системы народного образования. Формирование русского литературного языка. Развитие музыкально-театрального искусства. Новаторство и преемственность художественных стилей в изобразительном искусстве. Изменение принципов градостроительства. Русская усадьба. 

Духовная жизнь российского общества на рубеже веков XIX-XX веков. Развитие системы образования. Научные достижения российских ученых. Возрождение национальных традиций в искусстве конца XIX в.

11 класс (70ч)

 Вводный урок  

Основные тенденции и результаты мирового исторического процесса  к концу XIX в.

Россия и мир в начале ХХ вв.

Монополистический капитализм и противоречия его развития. Переход к смешанной экономике в середине ХХ в. Кризис классических идеологий на рубеже XIX-XX вв. и поиск новых моделей общественного развития.

 Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте. Аграрная реформа П.А. Столыпина. Обострение экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Сохранение остатков крепостничества. Роль общины в жизни крестьянства.

Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков XIX-XX вв. Революция 1905-1907 гг. и ее итоги. Становление российского парламентаризма.

 «Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX-XX вв. Русско-японская война 1904-1905 гг. Россия в Первой мировой войне 1914-1918 гг. Влияние войны на российское общество. Общественно-политический кризис накануне 1917 г.

Мировая война   и революционные потрясения

 Основные этапы развития системы международных отношений в последней трети XIX – начале ХХ вв. Мировая войны в истории человечества: экономические, политические, социально-психологические и демографические причины и последствия.

Революция 1917 г. Падение самодержавия. Временное правительство и Советы. Провозглашение России республикой. «Революционное оборончество» – сторонники и противники. Кризис власти. Маргинализация общества. Разложение армии, углубление экономических трудностей, положение на национальных окраинах. Причины слабости демократических сил России.

Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Утверждение Советской власти. Характер событий октября 1917 г. в оценках современников и историков. Первые декреты Советской власти. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Брестский мир. Создание РСФСР. Конституция 1918 г. Формирование однопартийной системы в России.  

Гражданская война и иностранная интервенция: причины, этапы, участники. Цели и идеология противоборствующих сторон. Политика «военного коммунизма». «Белый» и «красный» террор. Причины поражения белого движения.

Экономическое и политическое положение Советской России после гражданской войны. Переход к новой экономической политике.

Складывание международно-правовой системы. Лига наций.

Мир в межвоенный период

Мировой экономический кризис. Эволюция собственности, трудовых отношений и предпринимательства во второй половине XIX в. – середине ХХ в. Изменение социальной структуры индустриального общества.

Дискуссия об исторической природе тоталитаризма и авторитаризма Новейшего времени. Маргинализация общества в условиях ускоренной модернизации. Политическая идеология тоталитарного типа. Фашизм. Национал-социализм. Особенности государственно-корпоративных (фашистских) и партократических тоталитарных режимов, их политики в области государственно-правового строительства, социальных и экономических отношений, культуры.

Социалистический эксперимент в СССР.    

Образование СССР. Полемика о принципах национально-государственного строительства. Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Успехи, противоречия и кризисы НЭПа. Причины свертывания НЭПа. Выбор стратегии форсированного социально-экономического развития.

 Индустриализация, ее источники и результаты. Коллективизация, ее социальные и экономические последствия. Противоречия социалистической модернизации. Конституция 1936 г. Централизованная (командная) система управления. Мобилизационный характер советской экономики. Власть партийно-государственного аппарата. Номенклатура. Культ личности И.В.Сталина. Массовые репрессии.

Идеологические основы советского общества и культура в 1920-х – 1930-х гг. Утверждение метода социалистического реализма. Задачи и итоги «культурной революции». Создание советской системы образования. Наука в СССР в 1920-1930-е гг. Русское зарубежье. Раскол в РПЦ. 

Основные этапы развития системы международных отношений накануне второй мировой войны. Внешнеполитическая стратегия СССР в период между мировыми войнами. Дипломатическое признание СССР. Рост военной угрозы в начале 1930-х гг. и проблемы коллективной безопасности. Мюнхенский договор и его последствия. Военные столкновения СССР с Японией у озера Хасан, в районе реки Халхин-гол.  Советско-германские отношения в 1939-1940 г.

Вторая мировая война. Советский Союз в годы Великой Отечественной войны

Вторая мировая война в истории человечества: экономические, политические, социально-психологические и демографические причины и последствия. Политика СССР на начальном этапе Второй мировой войны. Расширение территории Советского Союза.

Нападение Германии на СССР. Великая Отечественная война:  основные этапы военных действий. Причины неудач на начальном этапе войны. Оккупационный режим на советской территории. Смоленское сражение. Блокада Ленинграда. Военно-стратегическое и международное значение победы Красной Армии под Москвой. Разгром войск агрессоров под Сталинградом и на Орловско-Курской дуге: коренной перелом в ходе войны. Освобождение территории СССР и военные операции Красной Армии в Европе. Капитуляция нацистской Германии. Участие СССР в войне с Японией.  Развитие советского военного искусства.

Мобилизация страны на войну. Народное ополчение. Партизанское движение и его вклад в Победу. Перевод экономики СССР на военные рельсы. Эвакуация населения и производственных мощностей на восток страны. Русская Православная церковь в годы войны. Героизм народа на фронте и в тылу.

СССР в антигитлеровской коалиции. Конференции союзников в Тегеране, Ялте и Потсдаме и их решения. Ленд-лиз и его значение. Итоги Великой Отечественной войны. Цена Победы. Роль СССР во Второй мировой войне и решении вопросов послевоенного устройства мира.

Биполярный мир и «холодная война»

Складывание международно-правовой системы. ООН. Развертывание интеграционных процессов в Европе. «Биполярная» модель международных отношений в период «холодной войны».

Холодная война и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны. Создание ракетно-ядерного оружия в СССР. Биполярный характер послевоенной системы международных отношений. СССР в глобальных и региональных конфликтах в 1950-х – начала 1960-х гг. Карибский кризис и его значение. СССР в глобальных и региональных конфликтах середины 1960-х – начала 1980-х гг. «Доктрина Брежнева». Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Хельсинкский процесс. Политика разрядки и причины ее срыва.  Афганская война и ее последствия.

СССР и социалистические страны Европы.  

Формирование и развитие мировой системы социализма. Тоталитарные и авторитарные черты «реального социализма». Попытки демократизации социалистического строя. 

Социально-экономическое положение СССР после войны. Мобилизационные методы восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. 

Борьба за власть в высшем руководстве СССР после смерти И.В. Сталина. ХХ съезд КПСС и осуждение культа личности. Концепция построения коммунизма. Экономические реформы 1950-х – начала 1960-х гг., реорганизации органов власти и управления.

Формирование мировой социалистической системы. 

Экономические реформы середины 1960-х гг. Замедление темпов научно-технического прогресса. Дефицит товаров народного потребления, развитие «теневой экономики» и коррупции. «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Концепция развитого социализма. Конституция 1977 г. Диссидентское и правозащитное движения. Попытки преодоления кризисных тенденций в советском обществе в начале 1980-х гг.

Советский Союз и политические кризисы в странах Восточной Европы.

Запад и «третий мир» во второй половине XX века

«Государство благосостояния». «Общество потребления» и причины его кризиса в конце 1960-х гг.

Социальный либерализм, социал-демократия, христианская демократия. Формирование социального правового государства. Изменение принципов конституционного строительства. Демократизация общественно-политической жизни. Протестные формы общественных движений. Эволюция коммунистического движения на Западе. «Новые левые». Молодежное, антивоенное, экологическое, феминисткое движения. Проблема политического терроризма. Предпосылки системного (экономического, социально-психологического, идеологического) кризиса индустриального общества на рубеже 1960-х – 1970-х гг.

Модели ускоренной модернизации в ХХ в.: дискуссии о «догоняющем развитии» и «особом пути».

 «Новые индустриальные страны» (НИС) Латинской Америки и Юго-Восточной Азии: экономические реформы, авторитаризм и демократия в политической жизни. Национально-освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки.

Дискуссия о постиндустриальной стадии общественного развития. Информационная революция конца ХХ в.  Становление информационного общества. Собственность, труд и творчество в информационном обществе.

Глобализация общественного развития на рубеже XX-XXI вв. Интернационализация экономики и формирование единого информационного пространства. Особенности современных социально-экономических процессов в странах Запада и Востока. Проблема «мирового Юга». 

Система международных отношений на рубеже XX-XXI вв. Распад «биполярной» модели международных отношений и становление новой структуры миропорядка. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в мире после окончания «холодной войны». Европейский Союз. Кризис международно-правовой системы и проблема национального суверенитета. Локальные конфликты в современном мире. 

Особенности развития политической идеологии и представительной демократии на рубеже XX-XXI вв. Роль политических технологий в информационном обществе. Мировоззренческие основы «неоконсервативной революции». Современная социал-демократическая и либеральная идеология. Попытки формирования идеологии «третьего пути». Антиглобализм. Религия и церковь в современной общественной жизни. Экуменизм. Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма в начале XXI в.

Россия в современном мире

Попытки модернизации советской экономики и политической системы во второй половине 1980-х гг.  Стратегия «ускорения» социально-экономического развития и ее противоречия. Введение принципов самоокупаемости и хозрасчета, начало развития предпринимательства. Кризис потребления и подъем забастовочного движения в 1989 г. 

Политика «гласности». Отмена цензуры и развитие плюрализма в СМИ. Демократизация общественной жизни. Формирование многопартийности. Кризис коммунистической идеологии. Утрата руководящей роли КПСС в жизни советского общества. Причины роста напряженности  в межэтнических отношениях. Подъем национальных движений в союзных республиках и политика  руководства СССР. Декларации о суверенитете союзных республик. Августовские события 1991 г. Причины распада СССР.

«Новое политическое мышление» и основанная на нем внешнеполитическая стратегия. Советско-американский диалог во второй половине 1980-х гг. Распад мировой социалистической системы. 

Становление новой российской государственности. Политический кризис сентября-октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Складывание новых политических партий и движений. Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский конфликт и его влияние на российское общество.

Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия. «Шоковая терапия». Структурная перестройка экономики, изменение отношений собственности. Дискуссия о результатах социально-экономических и  политических реформ 1990-х гг.

Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, упрочение национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе. Изменение в расстановке социально-политических сил. Роль политических технологий в общественно-политической жизни страны. Парламентские выборы 2003 г. и президентские выборы 2004 г.

Участие России в формировании современной международно-правовой системы. Россия в мировых интеграционных процессах. Российская Федерация в составе Содружества независимых государств. Россия и вызовы глобализации. Россия и проблемы борьбы с международным терроризмом.

Духовная жизнь

Основные направления научно-технического прогресса: от технической революции конца XIX в. к научно-технической революции ХХ в.

Духовная культура в период Новейшей истории. Формирование неклассической научной картины мира. Модернизм – изменение мировоззренческих и эстетических основ художественного творчества. Реализм в художественном творчестве ХХ в. Феномен контркультуры. Нарастание технократизма и иррационализма в массовом сознании.

Духовная жизнь российского общества на рубеже веков XIX-XX веков. Развитие системы образования. Научные достижения российских ученых. Возрождение национальных традиций в искусстве конца XIX в. Новаторские тенденции в развитии художественной культуры. Идейные искания российской интеллигенции в начале ХХ в. Русская религиозная философия. Отражение духовного кризиса в художественной культуре декаданса.

Идеология и культура в военные годы. Духовная жизнь в послевоенные годы. Ужесточение партийного контроля над сферой культуры. Демократизация общественной жизни в период «оттепели». Научно-техническое развитие СССР, достижения в освоении космоса.

Советская культура середины 1960-х - начала 1980-х гг. Новые течения в художественном творчестве. Роль советской науки в развертывании научно-технической революции.

Особенности духовной жизни современного общества. Изменения в научной картине мира. Мировоззренческие основы постмодернизма. Культура хай-тека. Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе.

Российская культура в условиях радикальных социальных преобразований и информационной открытости общества. Поиск мировоззренческих ориентиров. Обращение к историко-культурному наследию. Возрождение религиозных традиций в духовной жизни. Особенности современного развития художественной культуры.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ.

Литература

  1. Учебник Волобуев О.В. Россия и мир с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс. М., «Дрофа», 2007.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 КЛАСС (70 ЧАСОВ) 

№ урока п/п

Раздел, тема.

Тема урока.

Примечание

1(1)

История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества.

Тема «Древнейшая история человечества» 1 час.

2(2)

Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей.

Тема « Цивилизации Древнего мира и раннего Средневековья» 7 часов.

3(3)

Традиционное общество Древнего Востока: экономическая жизнь, политические и социальные отношения.

4(4)

Античные цивилизации Средиземноморья. Философское и культурное наследие античности.

5(5)

Древние Индия и Китай. Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской духовных традиций.

6(6)

Рождение европейской средневековой цивилизации и распространение христианской духовной традиции.

7(7)

Европейская цивилизация: политическая динамика и социальная структура. Феодализм.

8(8)

Византийская империя и восточнохристианский мир. Византия и славяне.

9(9)

Возникновение исламской цивилизации. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья. Контрольный тест по теме « Цивилизации Древнего мира и раннего Средневековья»

Тема « Древняя Русь». 11 часов.

10

История России – часть всемирной истории. Особенности становления и развития российской цивилизации.

11

Восточно-славянские племенные союзы и их соседи: балтийские. Финно-угорские и тюркоязычные племена.

12

Восточные славяне в древности: хозяйственные занятия, общественный строй и верования восточных славян.

13

Возникновение Древнерусского государства. Первые князья династии Рюриковичей. Дань и подданство, князья и дружина, вечевые порядки.

14

Принятие христианства и языческие традиции. Влияние Византии.

15

Вотчинное хозяйство, социальные отношения и развитие права на Руси.

16

Культура Древней Руси.

17

Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие зели и княжества: Новгородская республика, Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское княжества.

18

Образование Монгольского государства. Монгольское нашествие на Русь. Русь и Золотая Орда. Роль монгольского завоевания в истории Руси.

19

Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией: итоги и значение.

20

Повторительно-обобщающий урок по теме «Древняя Русь». Контрольный тест.

Тема « Западная Европа в XI-XV веках». 3 часа.

21(10)

Экономическое развитие и сословно-корпоративный строй. Образование централизованных государств. Сословно-представительные монархии.

22(11)

Католический, православный и мусульманский миры в эпоху Средневековья. Крестовые походы и их последствия.

23(12)

Культура Европы в период Средневековья.

Тема « Российское государство в XIV-XVII веках». 10 часов.

24

Восстановление экономики русских земель. Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Предпосылки возвышения Москвы.

25

Начало борьбы за независимость государства. Дмитрий Донской. Московское княжество в системе международных отношений.

26

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Свержение золотоордынского ига.

27

Централизация системы управления. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Православная церковь.

28

Правление Ивана IV. Реформы середины XVI века и создание органов сословно-представительной монархии. Опричнина.

29

Смута. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба с Речью Посполитой и Швецией за сохранение независимости государства.

30

Первые Романовы. Укрепление позиций самодержавия и юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике.

31

Церковный раскол и социальные движения XVII века.

32

Расширение государственной территории в XVI-XVII веках. Складывание многонационального государства.

33

Развитие культуры России в XV-XVII веках. Усиление светских элементов в культуре XVII века.

Тема « Запад в Новое время» 6 часов.

34(13)

Модернизация. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии.

35(14)

Торговый и мануфактурный капитализм. Новации в эпоху Возрождения и Реформации.

36(15)

От сословных монархий к абсолютизму. Английская революция XVII века.

37(16)

Идеология Просвещения. Возникновение идейно-политических течений и становление гражданского общества.

38(17)

Революции XVIII столетия.

39(18)

Тенденция развития европейской культуры XVI-XVIII веках.

Тема « Российская империя в XVIII веке» 6 часов.

40

Петровские преобразования. Реформы государственной системы в XVIII веке. Дворцовые перевороты.

41

Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя. Превращение дворянства в господствующее сословие.

42

Особенности экономического развития России в XVIII веке.

43-44

Превращение России в мировую державу в XVIII веке. Имперская внешняя политика и расширение территории.

45

Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII века. Русское Просвещение.

46

Повторительно – обобщающий урок по теме «Россия в новое время». Контрольный тест.

Тема «Запад в XIX веке. Становление индустриальной цивилизации» 7 часов.

47(19)

Промышленный переворот. Изменения в социальной структуре общества в XIX веке.

48(20)

Различные варианты перехода к индустриальному обществу: революции и реформы.

49(21)

Идейные течения и политические партии в XIX веке.

50(22)

Международные отношения. Распад колониальных империй.

51(23)

Особенности развития стран Запада во второй половине XIX века.

52(24)

Формирование классической научной картины мира.

53(25)

Мировая литература и художественная культура в XIX веке.

Контрольный тест по теме «Зарубежные страны в новое время».

Тема « Россия на пути модернизации». 12 часов.

54

Реформы государственной системы России в первой половине XIX века.

55-56

Общественное движение  в первой половине XIX века: декабристы, консерваторы, западни и славянофилы, русский утопический социализм

57-58

Реформы 1860-1870-х годов. Отмена крепостного права. Сохранение остатков крепостничества.

59

Экономическое развитие России в XIX веке. Промышленный переворот, развитие капиталистических отношений в промышленности и сельском хозяйстве.

60

Общественное движение в России во второй половине XIX века: либерализм, консерватизм, народничество.

61

Внешняя политика первой половины XIX века. Отечественная война 1812 года.

62

Внешняя политика второй половины XIX века. Крымская война. «Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи.

63

Культура России в первой половине XIX века.

64

Культура России во второй половине XIX века.

65

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия на пути модернизации».

66-67

Итоговый урок по курсу ««История. Россия и мир»

68

Итоговый тест по курсу ««История  России в IX-XIX веках».

69-70

Резерв учебного времени.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

11 КЛАСС (70 ЧАСОВ) 

№ урока п/п

Раздел, тема.

Тема урока.

Примечание

1(1)

Модернизация и изменения социальной структуры индустриального общества. Кризис классической идеологии на рубеже XIX-XX веков и поиск новых моделей развития.

Тема « Россия и мир в начале XX века» 8 часов.

2

Россия в конце XIX- начале XX века. Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации.

3

Идейные течения и политические партии в России на рубеже веков. Революция 1905-1907 годов: причины, этапы.

4

Революция 1905-1907 годов. Формирование многопартийности. Становление российского парламентаризма.

5

Аграрная реформа П.А.Столыпина. Окончание революции. Третьеиюньская монархия.

6

Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX-XX веков. Русско-японская война.

7(2)

Первая мировая война: экономические и политические причины, основные события и последствия.

8

Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество.

9

Русская культура «серебряного века».

Тема « Революционные потрясения». 6 часов.

10

Российская революция 1917 года в России: от Февраля к Октябрю. Временное правительство и Советы.

11

Провозглашение и утверждение советской власти. Учредительное собрание. Формирование однопартийной системы государственной власти.

12

Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы участвующих сторон.

13

Политика «военного коммунизма». Причины победы «красных», итоги,  последствия и уроки гражданской войны.

14(3)

Послевоенное урегулирование и революционные события в Европе

15

Урок обобщения по теме: «Важнейшие события мировой и отечественной истории  начала XX века». Контрольный тест.

Тема   «Мир в межвоенный период» 4 часа.

16(4)

Мировой экономический кризис 1929-1932 годов. От монополистического капитализма к смешанной экономике. Эволюция собственности, трудовых отношений и предпринимательства.

17(5)

Историческая природа тоталитаризма новейшего времени. Распространение фашизма в Италии и Германии. Государственно-правовые системы и социально-экономическое развитие в условиях диктатуры.

18(6)

Модернизация в странах Востока. Кризис Версальско-Вашингтонской системы. Революционные движения.

19(7)

Основные этапы развития системы международных отношений в конце XIX- середине XX века.

Тема « Социалистический эксперимент в СССР» 5 часов.

20

Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство.

21

НЭП: основные мероприятия, результаты и причины свертывания.

22

Индустриализация. Коллективизация. Культурная революция. Конституция 1936 года.

23

Партийные дискуссии о путях социалистической модернизации. Концепция построения социализма в одной стране. Культ личности И.В.Сталина. Массовые репрессии.

24

Внешнеполитическая стратегия СССР между мировыми войнами. Дипломатическое признание СССР.

Тема « Вторая мировая война» 8 часов.

25(8)

Вторая мировая война в Западной Европе, Северной Африке и Азиатско-Тихоокеанском регионе.

26

СССР накануне Великой Отечественной воины. Расширение территории СССР. Советско-финская война.

27

Великая Отечественная война: основные этапы. Начальный период войны. Битва за Москву. СССР в антигитлеровской коалиции.

28

Коренной перелом во Второй мировой войне. Сталинградская и Курская битвы. Советский тыл в годы войны.

29

Героизм советских людей в годы войны. Партизанское движение. Идеология и культура в годы Великой Отечественной войны.

30

Победа антигитлеровской коалиции. Роль СССР во Второй мировой войне. Советское военное искусство.

31(9)

Окончание Второй мировой войны. Создание ООН. Мировые войны в истории человечества: социальные, демографические, экономические и политические последствия.

32

Контрольный тест: «Россия и мир в 20-40 годах XX века».

Тема « Биполярный мир и «холодная война» 3 часа.

33(10)

«Холодная война». Начало противостояния. Раскол Европы. Мир на грани ядерной войны.

34(11)

«Холодная война». Политика разрядки и ее итоги.

35

«Холодная война» и ее влияние на экономику и внешнюю политику СССР.

Тема « СССР и социалистические страны Европы» 8 часов

36

Восстановление  экономики СССР после Великой Отечественной войны. Идеологические кампании конца 40-х годов.

37

Смерть И.В.Сталина. Внутрипартийная борьба за власть и ее итоги. Н.С.Хрущев.

38

XX съезд КПСС. Попытки преодоления культа личности. Реабилитация.

39

Экономические реформы 1950-1960 годов: цели, итоги и причины  неудач.

40

Оттепель. Особенности развития советской культуры в 1950-1960 годы. Наука и образование в СССР.

41

СССР в 70-80 годы XX века.«Застой». Теория развитого социализма. Конституция 1977 года. Л.И.Брежнев.

42

Диссидентское и правозащитное движение. Попытки модернизации советского общества в условиях замедления темпов экономического роста. Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Политика разрядки. Афеанская война.

43(12)

Страны социалистического лагеря.

Тема « Запад и «третий мир» во второй половине XX века» 4 часа

44(13)

Социально-экономическое развитие стран Запада в 40-50 годы XX века. Системный кризис индустриального общества на рубеже 1960-1970 годов.

45(14)

Демократизация общественно-политической жизни и развитие правового государства. Молодежные, антивоенные, экологические, феминистические движения. Проблема международного терроризма.

46(15)

Новые индустриальные страны Латинской Америки и Юго-Восточной Азии: авторитаризм и демократия в политической жизни, экономические реформы.

47(16)

Национально-освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки. Хронологический диктант «Мир во второй половине XX века».

Тема « Россия в современном мире» 11 часов

48

Политика перестройки и гласности. М.С. Горбачев. Стратегия ускорения и ее крах.

49

Перестройка политической системы. Формирование многопартийности. Кризис коммунистической идеологии. Межнациональные конфликты.

50

СССР в глобальных и региональных конфликтах второй половины XX века. Политика «нового мышления».

51

Причины распада СССР. Августовские события 1991 года. Б.Н.Ельцин.

52

Становление новой российской государственности. Политический кризис сентября-октября 1993 года. Конституция РФ. Политические партии и движения РФ.

53

Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия.

54

Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский конфликт.

55

Российская Федерация и страны СНГ. Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международной правовой системы. Россия и вызовы глобализации.

56

Российская культура в условиях радикального преобразования общества.

57

Президентские выборы 2000 года. Курс на укрепление государственности, стабильности, национальной безопасности и достойное место в мировом сообществе. В.В.Путин

58

Урок обобщения по теме: «Россия в современном мире». Контрольный тест.

Тема «Человечество на этапе перехода к информационному обществу»

59(17)

Дискуссия о постиндустриальной стадии общественного развития. Информационная революция и становление информационного общества. Собственность, труд и творчество в информационном обществе. Особенности социально-экономических процессов в странах Запада и Востока.

60(18)

Глобализация общественного развития. Интернационализация экономики и формирование единого информационного пространства. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в современном мире.

61(19)

Кризис политической идеологии на рубеже XX-XXI веков. Неоконсервативная революция. Современная идеология «третьего пути». Антиглобализм.

62(20)

Религия и церковь в современной общественной жизни. Экуменизм. Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма в начале XXI века.

63(21)

Контрольная работа по теме «Мир на рубеже XX-XXI веков».

Тема « Духовная жизнь» 3 часа

64(22)

Общественное сознание и духовная культура в период Новейшей истории. Формирование неклассической научной картины мира. Изменения в научной картине мира на современном этапе.

65(23)

Мировоззренческие основы реализма и модернизма. Технократизм и иррационализм в общественном сознании  XX века.

66(24)

Мировоззренческие основы постмодернизма. Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе.

67

Повторительно-обобщающий урок по теме «Ключевые события отечественной истории XX-начала XXI века»

68

Итоговый тест «Россия  в XX-начале XXI века».

69-70

Резерв времени


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 5-9 класс (содержит 2 варианта - изучение истории на базовом уровне и с углубленным изучением истории в 8-9 классах)

Рабочая программа по истории 5-9 класс (содержит 2 варианта - изучение истории на базовом уровне и с углубленным изучением истории в 8-9 классах)...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...