Русь в X-XIII в.Урок в 6 классе.
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Урок-игра, развивает интерес к предмету история,умение анализировать пройденный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_rus_v_x-xiiivv.6l.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Русь в X –XIII вв. ». Повторительно –обобщающий урок.

Класс:6

Цель урока:

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о борьбе Киевской Руси с иноземными врагами.
  2. Продолжить развитие умение учащихся сопоставлять исторические явления, обобщать исторические факты, сравнивать и делать выводы.

Форма: урок-игра.

Оборудование: карта "Киевская Русь",учебная картина "На поле Куликовом", репродукция картины Васнецова "Богатыри".

ЦОР: Презентация к уроку.

На доске: тема урока "Русь в X-XIII вв."

Люби Россию, ибо она твоя мать,

и ничто в мире не заменит тебе её.
Новые казачьи заповеди.

Съёмная доска:

конкурсы

команды

1

2

3

1
2
3
4
5
6

 

 

 

Ход урока

1. Вступительное слово. 

Учитель. Ребята, сегодня у нас необычный урок. Урок-игра по теме "Русь в X-XIII веках". Новые казачьи законы говорят: "Люби Россию, ибо она твоя мать, и ничто в мире не заменит тебе её." Любить Россию – это значит знать и уважать историю своей Родины. И сегодня наша цель обобщить знания, полученные на уроках, и выяснить, знаете ли вы историю нашего государства.

История X-XIII веков на Руси была связана со славными страницами военных подвигов.

Посмотрите на карту, с кем пришлось воевать Руси в то время?

А каким образом жители Древней Руси узнавали о наиболее важных событиях: о военной опасности, о княжеских указах?(Звучит колокол.)

На этот раз колокол созывает на состязание знатоков истории. Разделимся на три команды и придумаем себе название.

II. Игра.

1-й этап: разминка.

Задание: продолжить ряды словами, данными в скобках.

Зависимые люди – монголо-татары – кочевники – (барщина, оброк, десятина, закуп, смерд, холоп, боярин, князь, хан, баскак, половцы, печенеги, ярлык, дань, хазары.) (Оценивается быстрота и правильность, результаты фиксируются на доску.)

2-й этап.

Задание: объяснить значение исторических терминов. (Играет вся команда, отвечает тот, кто первым поднимает руку.)

Баскак – монголо-татарский воин, собиравший дань,
ярлык – ханская грамота на княжение,
барщина – все работы в хозяйстве феодала,
оброк – доля продуктов своего хозяйства,
натуральное хозяйство – хозяйство, в котором продукты и вещи изготовляли не для продажи, а для собственного потребления,
вече – народное собрание,
полюдье – сбор дани.

(Подведение итогов.)

3-й этап. "Поймай дату"

Задание: читается отрывок из стихотворения, узнать событие, о котором здесь идёт речь, определить, когда оно произошло.

Москва-река, тебе хвала!
В веках ты видела немало.
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.
Ты рассказали нам о том,
Как люди начали селиться,
За тыном тын, за домом дом
Росло на берегу твоем
Начало будущей столицы.
(
основание Москвы, 1147 г.)

Был страшный год, когда все страны
Боялись больше, чем огня,
Батыя-внука Чингисхана,
Своё соседство с ним кляня...
Был страшный век, когда монголы
На Русь лавиною пошли
В осенний день, по степи голой,
Топча сухие ковыли.
Так шла чудовищным потоком
На Русь монгольская орда
В одном стремлении жестоком:
Сжигать и грабить города.
(
1237 г., монголо-татарское иго)

Шла в поход большая рать...
Позади остался дом
И тепло людское.
Впереди сверкало льдом
Озеро Чудское.
(
1242 г., Ледовое побоище)

Как мне о битве на Дону
Рассказ продолжить мой?
Читатель, я не обману,
Сказав о битве той,
Что не было ещё такой.
И хоть кого спроси, –
"Мамаево побоище" –
Все знают на Руси.
А князя Дмитрия Донским
С тех пор прозвал народ,
И слава добрая за ним
До наших дней живёт.
(
1380 г., Куликовская битва)

(Подведение итогов.)

4-й этап.

Задание: описать вооружение воина.

1 команда: русский (доспехи и оружие, шлем, латы, кольчуга, меч, лук, стрелы, колчан, боевые топоры.)
2 команда: рыцарь (меч, копьё, топор, палица, щит, кольчуга-латы, шлем-забрало.)
3 команда: монголо-татарский воин (шит из бычьей кожи, лук с калёными стрелами.)

(Команда советуется, отвечает один. Подведение итогов.)

5-й этап: «Вопрос-ответ»

Задание: быстро ответить на поставленный вопрос.

  1. О ком говорится в стихотворении? (Нестор )
    В монастырской келье узкой,
    В четырёх глухих стенах
    О земле, о древнерусской
    Быль записывал монах.
    Он писал зимой и летом...
    Он писал из года в год
    Про великий наш народ.
  2. Кем и при каких обстоятельствах были сказаны слова:
    "Когда повадился волк к овцам, то перетаскает всё стадо, если его не убить
    ." (945 г. вече древлян)
  3. Почему князь Всеволод получил прозвище Большое Гнездо?
  4. Справедлив ли был упрек киевлян, высказанный князю Святославу: «Ты ищешь чужих земель, а своею пренебрегаешь!» (Да)
  5. Какой князь предупреждал своих врагов о готовящемся нападении? (Святослав)
  6. О каком древнерусском городе идёт речь в стихотворении? (Новгород)
    Старовечный и вечно новый
    над рекой поднимался город...
    А по стенам ходит дозором
    Больше сотни сильных и рослых.
    Иноземец пытливым взором
    Не сочтёт их кафтанов пёстрых...
    Горд он колоколом недрёмным
    Медь гремит его гулко и веще,
    Часто скопищем светлым и тёмным
    Вкруг него собирается вече.
  7. О каком периоде русской истории идет речь? (Феодальная раздробленность, 1237 г., 1240 г.)
    "...Два всадника – с востока и запада – устремились на неё: один на приземистой лошади со щитом из бычьей кожи, с натянутым луком и калёной стрелой, другой – с тяжёлым копьём, одетый в доспехи."
  8. Когда "свинья" представляла военную угрозу для Руси? (1242 г., Ледовое побоище)
  9. Вы часто видите летом эту длиноклювую птицу на берегу озера, на болоте. Если вспомните название птицы, то вспомните и одну из героических страниц русского народа. О каком событии я прошу вас вспомнить? (Кулик, Куликовская битва)
  10. В годину лихих испытаний новгородцы на своём вече принимают решение: "Настал час послать к Ярославичу. Бить челом, звать в Великий Новгород." Что такое чело? (Лоб)
  11. Это нужно грибнику и ягоднику, это используют турист и охотник, сельские домохозяйки, и это рассказало нам немало о жизни древнего Новгорода? (Береста)

(Подводятся итоги всех этапов конкурса.)

III. Подведение итогов урока.

Мы сегодня посмотрели ещё раз, что было с нашей страной в древности. В годы феодальной раздробленности ослабела Русь, и на неё напали враги. Не раз пришлось русскому народу отстаивать свою независимость в кровавых битвах. И сейчас наша огромная страна переживает трудные времена. Поэтому мы должны помнить уроки прошлого и не допускать повторения ошибок.

IV. Домашнее задание. 

Конкурс наш ещё продолжается. Заключительный этап-это домашнее задание. Вы знаете, что в истории большую роль играет личность. Командам нужно описать деятельность следующих исторических личностей: Иван Калита, Александр Невский, Дмитрий Донской.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

Политическая раздробленность на Руси. Русь удельная (XII – XIII вв.)

Презентация к уроку, содержит карты и схемы....

Контрольная работа по истории России в 6 классе по теме «Русь в XII-XIII веках»

Контрольная работа по истории России в 6 классе по теме "Русь в XII-XIII веках"....

Обобщающий урок : «Киевская Русь в X-XIII вв»

Цель: осмысление   важнейших закономерностей и причинно-следственных связей исторических событий, развитие памяти, мышления, монологической речи обучающихся ;развивать интерес и уважение к и...

Кроссворд по теме "Русь в середине XII – начале XIII века" для 6 класса

Кроссворд по теме «Русь в середине XII – начале XIII века»К учебнику Арсентьева Н.М., Данилова А.А., Стефанович П.С. Токаревой А.Я. История России, 6 класс (параграфы 12 – 14)[...