Разработка урока "Историческая метрология" + презентация
презентация к уроку по истории (5 класс) на тему

Урок "Историческая метрология" предназначен для учащихся 5 класса. 

Задачи урока:

- познакомить учащихся со старинными единицами измерения;

- расширять кругозор учащихся;

- развивать творческое воображение и мышление.

 

Тип урока: урок изучение нового материала.

 

Учебное оборудование: Презентация (слайд – шоу по теме урока), раздаточный материал.

 

Предполагаемый результат: учащиеся получают представления о видах старинных мер веса, объема, длины, а также формируются понятие необходимости знаний старинных мер.

 

Технология проведения урока: элементы технологии проблемного обучения, развития критического мышления, формирования ключевых компетенций, ТРИЗ-технологии. 

Урок содержит интересные задания и задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon istoricheskaya_metrologiya.zip1.25 МБ

Предварительный просмотр:

Учитель истории Зиновьева Татьяна Михайловна

Больше-Ломовисский филиал МБОУ Пичаевской сош

Тамбовской области

Урок по истории на тему:

«Историческая метрология»

 

Задачи урока:

- познакомить учащихся со старинными единицами измерения;

- расширять кругозор учащихся;

- развивать творческое воображение и мышление.

Тип урока: урок изучение нового материала.

Учебное оборудование: Презентация (слайд – шоу по теме урока), раздаточный материал.

Предполагаемый результат: учащиеся получают представления о видах старинных мер веса, объема, длины, а также формируются понятие необходимости знаний старинных мер.

Технология проведения урока: элементы технологии проблемного обучения, развития критического мышления, формирования ключевых компетенций, ТРИЗ-технологии.

Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель сообщает тему урока, цели. Слайд 1, 2, 3

  1. Повторение.

Учитель: На прошлом уроке во время воображаемого плавания по морям Страны  прошлого наш корабль потерпел кораблекрушение, и мы оказались на необитаемом острове.

  Вы нарисовали остров, реки, горы, наш поселок и дали им названия.

  1. Какие же есть способы образования географических названий или топонимов?

(Ответ: По природным особенностям; по именам прославленных людей; по именам первых поселенцев; по занятиям жителей и т.д.)

  1. Как называется наука, изучающая способы образования топонимов? (Ответ: Топонимика)

Учитель: Мы убедились, чтобы знать о каком месте идет речь, чтобы не заблудиться необходимо дать названия всем географическим объектам.

  1. Переход к изучению нового материала

   Развивая сюжет о пребывании на острове, ребята оказываются перед необходимостью проводить измерения времени,  расстояний, веса, объема.

   Проигрывая в воображении строительство дома, шитье одежды, обуви, ученики как бы повторяют открытия наших предков. Постепенно ученики приходят к выводу о том, что некоторые единицы измерения дарит нам природа: день и ночь – единицы времени; части человеческого тела: пальцы, ладони, ступни – меры длины.

 Проблема урока: Что дает нам изучение и знание старинных единиц измерения (мер веса, длины, объема)? Слайд 4

  1. Изучение нового материала

  1. Вопрос: Древние меры длины

Учитель: С потерпевшего крушение корабля мы спасли сундук, в нем есть ткань. Но вот беда – нет у нас ни линейки, ни метра. Нечем измерить, а шить одежду нужно.

  1. Как же можно измерить? Чем? Что можно использовать для измерения?

После ответов учащихся – задание:

Положите на лист бумаги ладонь с расставленными пальцами и обведите ее контуры. Слайд 5

Обозначьте меры длины:

  1. пядь – максимальное расстояние от большого пальца до мизинца;
  2. вершок – два верхних сустава пальца;
  3. палец – применялся в шитье;
  4. дюйм – ширина большого пальца;
  5. ладонь – ширина ладони со сведенными пальцами.

Ладонь как единица измерения до сих пор применяется в Англии для измерения высоты лошадей.

Учитель: А теперь познакомьтесь с древнерусскими мерами длины. Слайд 6

Записи в тетрадях:

Вершок – 4,4 см;

Дюйм – 2,5 см;

Аршин – 71,12 см;

Сажень – 152 см;

Фут – 30,48 см;

Верста – 1,0668 км.

Учитель: Прослушайте фрагменты из произведений А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, из былины «Илья Муромец».  Выпишите упомянутые  единицы измерения:

  1. Царь Салтан, с женой простяся,

На добра коня садяся,

Ей наказывал себя

Поберечь его любя.

Между тем как он далеко

Бьется долго и жестоко,

Наступает срок родин;

Сына Бог им дал в аршин. Слайд 7

  1. Вижу один островок небольшой

Зайцы на нем собралися гурьбой.

С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверькам; уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину,

Меньше сажени в длину. Слайд 8

  1. Хорош был конь у Ильи Муромца: хвост – трех саженей, грива до колен, а шерсть трех пядей. Слайд 9

Вопросы:

  1. Назовите единицы длины из данных произведений.
  2. Можете ли вы их объяснить и показать при помощи рук?
  3. Какого роста родился сын у царя Салтана?
  4. Какой же длины был хвост у коня?  Какой длины шерсть?

2.  Вопрос: Меры веса и объема

Учитель: Сейчас мы познакомимся со старинными мерами веса, объема жидких и сыпучих тел. Слайд 10-11

  1. Назовите меры веса
  2. Запишем их в тетрадь:

Меры веса:

Кадь =12 пудов; Пуд = 16кг 38г.;

Четверть = 2 осьмины = 3 пуда;

Пуд = 4 фунтов;  Фунт = 409, 512г.

Меры объема:

Бочка = 40 ведер;

Ведро = 10(12) кружек;

Кружка = 1 литр;

Штоф = 2 бутылки = 1,2 л.;

Бутылка = 0,6 л.

Задание:

А теперь, зная старинные меры веса и объема, решите следующие задачи:

  1.  Из былины «Василий Буслаев»: Слайд 12

 … В то же время поставил Васька

                           Чан среди двора,

Наливал чан полон зелена вина,

Опущал он чару в полтора ведра.

Сколько литров входило в чару Василия Буслаева?

  1. Из былины об  Илье Муромце: Слайд 13

… Он ведь мечет все палицу тяжелую,

   Он ведь мечет-то палицу сорока пудов.

Сколько килограммов весила палица богатыря Ильи Муромца?

  1. Вопрос: Для чего нужно знать старинные меры

Учитель: Зачем же нам нужно знать существовавшие когда-то меры, ведь сегодня мы пользуемся другими?

Обобщая ответы учащихся, учитель говорит, что без знания этих мер, историки не смогут разобраться во многих исторических документах.

  1. Вот например документ:

Должны принести: Наум – 3 кади ржи; Агафон – кадь ржи; Григорий – 2 кади ржи; Вигарь – 20 локтей ткани; Валита – 14 локтей ткани и т.д. (Речь идет о повинностях крестьян)

Смогли бы историки понять о чем идет речь, если бы не знали старинных мер веса и длины?

  1. Стоит в Эрмитаже плита с надписью. Надпись рассказывает о том, что в 1068 году князь Глеб Святославич мерил по льду « море» - расстояние от «Тьмутараканя до Кърчева», т.е. ширину Керченского пролива. Оказалось «10 000 и 4000 саженей». Слайд 14

Какова же ширина пролива в метрах?

Вывод: Таким образом, знание старинных единиц измерения необходимо при изучении истории.

  1. Закрепление Слайд 15
  1. Пронумеруйте русские меры длины в порядке их возрастания:

Косая сажень, дюйм, палец, фут, маховая сажень.

  1.  Назовите лишнее в ряду слово и поясните свой выбор:

Аршин, пядь, фунт, вершок.

3. Белокаменный Кремль, возведенный при Дмитрии Донском, имел стены длиной 916,2саж. Современный Кремль имеет стены на 0,256 км длиннее. Вычислите длину стен современного кремля. 1 сажень=216см=2,1б м (до XVIII в.) Слайд 16

  • Решение:
      1) 916,2*2,16=1978,992 м   1979 метров = 1,979 км,
      2) 1,979+0,256=2,235 км.
      
    Ответ: 2,235 км.

  1. Подведение итогов урока.

Учитель: Итак, отвечаем на вопрос, поставленный в начале урока:

  • Что дает нам изучение и знание старинных единиц измерения (мер веса, длины, объема)? Слайд 17

Учитель подчеркивает значение изучения старинных единиц измерения, т.к. это делает более понятными читаемые документы, книги, а также пословицы и поговорки, в которых упоминаются «пуд соли», «пядь земли» и т.д.

  1. Домашнее задание Слайд 18

  1. Выучить названия старинных единиц измерения
  2. Найдите и запишите пословицы и поговорки, где упоминаются старинные меры.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 6 классе по теме "Пропорции" ( разработка урока и презентация)

Урок применения знаний, умений и навыков. Учащиеся решают пропорции; идёт пропедевтика материала, связанного с пропорциональными зависимостями; связь теории и практики (задача о курящих детях). Зад...

Урок математики в 6 классе по теме "Действия с обыкновенными дробями" (разработка урока и презентация)

Данный урок – это урок комплексного применения знаний, умений и навыков. На протяжении всего урока повторяются правила действий над обыкновенными дробями, которые подкрепляются примерами различного с...

Разработка урока и презентация по развитию речи в 6 классе по теме: "Сочинение по картине И.И. Шишкина "Утро в сосновом бору"

Разрабатка урока и презентация по теме: "Урок развития речи по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом бору"....

Разработка урока с презентацией "Do you like your house"

Конспект урока с применением ИКТ (презентация) по теме "Твой дом"...

Разработка урока и презентации "The Sightseeng Tours" London and Saint-Petersburg c презентацией

Цели: развитие речевого умения (монологическое высказывание); совершенствование грамматических навыков чтения и говорения (прошедшее неопределенное время, определенный артикль) Задачи: учи...

Разработка урока и презентации к уроку. Тема программы: Огневая подготовка, тема урока: "История создания АК-47, неполная разборка и сборка автомата", тема презентаций:"История АК - 47" и "АК - 47 составные части"

При создании электронной потемной папки мною был собран материал по теме программы "Огневая подготовка", переработав который у меня получилась разработка урока "История создания АК-47, неполная разбор...