Обучение толерантному восприятию мира, и реализация данного убеждения на уроках истории
статья по истории на тему

В данной работе рассматриваются вопросы формирования толерантности у учащихся на уроках истории древнего мира, средних веков, отечественной истории, а также виды деятельности в этом направлении.

Ключевые слова: толерантность, плюрализм, коммуникативный диалог, дискуссия, исторический источник, дебаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tolerantnost_na_urokakh_istorii.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта учителя истории и обществознания МБОУ «СОШ №52» Ткацкой С.Н.

Обучение толерантному восприятию мира, и реализация данного убеждения на уроках истории

Аннотация: в данной работе рассматриваются вопросы формирования толерантности у учащихся на уроках истории древнего мира, средних веков,

отечественной истории, а также виды деятельности в этом направлении.

Ключевые слова: толерантность, плюрализм, коммуникативный диалог, дискуссия, исторический источник, дебаты.        

       Изучение истории дает чрезвычайно богатый материал по воспитанию толерантности у учащихся. Это длительный и сложный процесс, основой которому является материал школьного курса истории. Обращение к формированию толерантности при изучении исторического материала крайне необходимо. Во многом это связано с содержанием самого материала учебников истории. По-прежнему значительное место в них отведено изучению войн, социальных катаклизмов и других явлений, дающих учащимся прежде всего представление о возможности силового решения возникших проблем.   Формирование понятия толерантности проходит постепенно, в зависимости от возрастных способностей, учащихся и особенностей изучаемого материала.

      Формирование толерантности начинается с изучения курса истории древнего мира. Материал курса дает учителю благодатную возможность для формирования в умах, учащихся связи: терпимость ведет к устойчивости. Это положение формируется при изучении великих империй древности. Рассматривая причины их гибели, необходимо особое внимание уделить тому, что народы были объединены в эти империи насильно, завоеватели проявили нетерпимость к обычаям и культуре покоренных народов. Это привело к внутренней неустойчивости этих государств, и, в конечном итоге, способствовало их гибели при появлении внешней опасности.

       Формирование чувства толерантности продолжается при изучении истории средних веков. Важно убедить учащихся, что нетерпимость, в конечном счете, приводит к краху. Это положение хорошо усваивается при изучении темы «Нидерландская буржуазная революция», события которой во многом были обусловлены отсутствием религиозной толерантности в католическом мире. Нетерпимость стала одной из основных причин не только революции, но и распада Испанской империи.  

Важное значение для формирования толерантного сознания имеет изучение следующих тем отечественной истории: «Образование государства Киевская Русь», «Русь под властью Золотой Орды». Сложный материал для формирования толерантного сознания представляет история войн: мировых, гражданских, локальных, религиозных. Учитель акцентирует внимание учащихся на фактах проявления толерантности даже в условиях человеческого ожесточения. Так при изучении материала об Отечественной войне 1812 года необходимо показать, что даже в условиях наступления французских войск русские люди проявляли толерантность по отношению к человеческой жизни. Учитель знакомит учащихся с приказами по армии, в которых командование требовало не уничтожать пленных французов, а также солдат и офицеров, не оказавших сопротивления.

Аналогичные примеры дают нам и сюжеты, относящиеся к истории Первой и Второй мировых войн. Особое внимание следует уделить вопросу о размещении эвакуированного населения.

На уроках истории необходимо научить учащихся самостоятельно думать и принимать моральные решения. Перспективными видами деятельности в этом направлении можно считать дискуссионную деятельность (коммуникативный диалог), самостоятельное изучение источников (исследовательская деятельность), проведение дебатов на уроках истории.

               

 Дискуссионные формы занятий:

     Общая схема дискуссионного занятия:

1. Подготовка к дискуссии. Изучение литературы и выполнение заданий. Разбивка на дискуссионные группы, определение вопросов для обсуждения.

2.Вводная часть урока. Постановка проблемы. Повторение плана. Инструктаж команд (дискуссионных пар).

3Ход дискуссии. Учебный спор - диалог.

4Подведение итогов. Выработка общих, групповых или индивидуальных позиций участников дискуссии. Обобщение результатов. Оценка участников.

              Самостоятельное изучение   источников.

  Простейший уровень работы с документами предполагает извлечение из него сведений об исторических событиях, более сложный преобразующий уровень связан с глубоким анализом групп источников и формированием оценочных суждений, творческий уровень работы с документами означает свободное оперирование  в ходе полемики , в дискуссионных  и  исследовательских формах деятельности.

             Типы познавательных заданий:

 1.Извлечение из текста источника первичной информации.

2.Комментирование и толкование отдельных частей источника.

3.Разделение информации в источнике на факты и версии событий.

4.Выявление причинно-следственных связей в источнике.

5.Нахождение в тексте логики рассуждений автора.

6.Отбор в источнике необходимой информации для доказательства определенной позиции.

             Виды самостоятельной работы:

1.Самостоятельное чтение документа и участие в беседе по нему.

2.Ответы учеников по цепочке: каждый выделяет одну причину, черту.

3.Отбор источников по принципу: утверждение-источник.

4.Заполнение на доске схемы: вокруг проблемы вписываются различные источники (официальные документы, личностные документы).

5.Защита позиции автора источника.

      Осмысление и оценка исторических источников.

    Типы заданий:

1.Сравнение описаний одного события в разных источниках.

2.Выделение различных версий исторического события.

3.Сравнение различных типов документов по одной проблеме.

4.Установление содержательных и оценочных связей между несколькими документами.

5.Сопоставление данных документа и иных источников.

 

       Виды самостоятельной работы учащихся:

1.Составление листа авторских аргументов.

2.Участие в мини – дискуссии в группах с противоположными мнениями по проблеме.

3.Спор – диалог различных источников, каждый ученик представляет один источник.

4.Дискуссии в парах.

5.Составление сравнительных таблиц.

     Использование документов в сравнительной, дискуссионной деятельности.

  Типы творческих заданий:

1.Свободная классификация любых источников и быстрое выявление их полезности в познании истории.

2.Выявление возможных альтернативных ситуаций исторического развития по источникам.

3.Прогнозирование тенденций и динамики развития явления, процесса, вероятных последствий исторического события.

4.Сопоставительная оценка разноплановых источников для построения и проверки версий исторического процесса.

5.Построение системы своей аргументации на основе источников.

6.Защита своего мнения с помощью источников и участие в полемике с привлечением документов.

  Виды самостоятельной работы учащихся:

1.Оценивание источников, представляемых участниками дискуссии.

2.Составление рассказа, раскрывающего появление официального документа.

3.Прогнозирование последствий появления официального документа.

4.Выступление в роли «участника событий» в игровой ситуации.

5.Участие в дискуссии и построение аргументации на основе серии документов.

                       Дебаты на уроках истории.

Цели и задачи, реализуемые средствам использования дебатов.

1.Формирование навыков создание системы аргументов, сравнения аргументов; участие в дискуссии.

2. Формирование умения формировать независимые и взвешенные утверждения;

3.Способствовать формированию у учащихся гражданской позиции.

4.Актуализировать знания, учащихся по проблеме.

На уроке учащиеся могут выступить с изложением своей позиции.

На основе столкновения их позиций, сопоставления аргументов учитель делает своеобразное «резюме».

       Опыт работы показывает, что каждый курс школьного исторического образования дает обширный материал для формирования толерантного сознания. Главная задача учителя - постоянно работать в этом направлении, проводя из урока в урок идеи толерантного восприятия мира.

                                       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие историко- познавательной и ценностно-мировоззренческой компетентностей при реализации учебных проектов на уроках истории .

Представлен опыт работы по реализации краткосрочных  исследовательских и информационных проектов на уроках истории....

«Информационно-коммуникационные технологии как средство реализации культурологического подхода на уроках истории и обществознания»

В данном материале рассматривается перспективность внедрения в историческое образование культурологического аспекта через информационно-коммуникационные технологии. Культурологический подход дает возм...

Статья "Интеграция на уроках истории, обществознания как средство формирования целостного восприятия мира"

Целью статьи является выявление возможностей интеграции как средства в формировании целостного восприятия мира. Без интеграции в учебном процессе в настоящее время нельзя рассчитывать на качественные ...

Реализация компентностного подхода на уроках истории

Понятие компетентностного подхода             Понятия - «компетентностный подход» и «ключевые компетентности» получали распространение сравн...

Реализация междисциплинарных программ на уроках истории и обществознания

Статья о реализации основных междисциплинарных программ на уроках истории и обществознания в рамках ФГОС.  К каждой из 4-х программ привожу примеры из личного опыта работы....

Реализация компетентностного подхода на уроках истории

Новая “Стратегия модернизации образования” сегодня в качестве главного результата рассматривает готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность, как за собстве...

Обучение толерантному восприятию мира и реализация данного убеждения на уроках истории

В данной работе рассматриваются вопросы формирования толерантности у учащихся на уроках истории древнего мира, средних веков, отечественной истории, а также виды деятельности в этом направлении....