Реализация междисциплинарных программ на уроках истории и обществознания
статья по обществознанию на тему

Статья о реализации основных междисциплинарных программ на уроках истории и обществознания в рамках ФГОС.  К каждой из 4-х программ привожу примеры из личного опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Я для себя выбрала тему проекта «Реализация межпредметных программ на уроке истории и обществознания»

Введение ФГОС ООО является фактором реализации нового подхода к современной школе. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта. На ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения четырѐх междисциплинарных учебных программ:  формирование универсальных учебных действий,  освоение основ смыслового чтения и работы с текстом,  формирование ИКТ-компетентности,  освоение учебно-исследовательской деятельности и проектной деятельности обучающихся.

Одно из основных положений Концепции ФГОС – формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Качество усвоения определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Требования к формированию УУД находят отражение в планируемых результатах освоения учебных программ.

В составе основных видов УУД выделяют четыре блока:

 - Личностный

 - Регулятивный

- Познавательный

- Коммуникативный

Какие УУД можно формировать средствами предметов «история» и «обществознание»? Исходя из содержания каждого блока, можно сделать вывод о возможности формирования всех 4-х видов УУД:установление учащимися связи между результатом учения и тем, что побуждает деятельность; планирование и прогнозирование, контроль и оценка; общеучебные, логические учебные действия; поиск и выделение необходимой информации; рефлексия способов и условий действий; анализ объектов с целью выделения признаков; установление причинно – следственных связей; построение логической цепочки рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

 Главная проблема – как сформировать эти умения?

На мой взгляд, нужно, во-первых, провести отбор содержания материала по темам; во-вторых, чтобы ученики смогли освоить универсальные способы действий, необходимо разнообразить формы, методы их достижения. В-третьих, должна быть системная организация учебного процесса.В дальнейшем это поможет подготовиться к итоговой аттестации. Если на уроках истории, обществознания, других гуманитарных предметах ученики до девятого класса не работали с источниками, не составляли планы, характеристики и т. д., то качественно выполнить часть С на экзамене очень трудно.

  Очень важной является задача научить детей постановке целей

Целеполагание – это не новое слово в образовании, ставить триединые цели

к каждому уроку нас учили ещё в институте. Но современная система об-

разования ставит перед нами другую задачу – формирование у каждого учащегося совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться». Целеполагание входит в состав регулятивных универсальныхучебных действий и выходит за рамки одного урока. Для жизни в современном обществе человек должен уметь ставить перед собой цель, планировать действия по достижению этой цели, оценивать свои «затраты» на достижения этой цели, т.е.производить рефлексию. А значит и деятельность учителя на уроке должна стать

другой, теперь наша цель – научить детей ставить перед собой цели.

Учить можно только тому, что хорошо умеешь делать сам.  Помочь разобраться с этими проблемами может технология целеполагания, разработанная доктором педагогических наук, профессором Я.С.Турбовским. Яков Семенович выявил две очень важные закономерности.

 Первая закономерность состоит в том, что при преподавании существу-

ют разные цели: оперативные, которые реализуются на каждом уроке; тактические,которые реализуются при изучении каждой темы; стратегические, направляющиепедагогическую деятельность в течение всего учебного года; фундаментальные,определяющие эффективность учебно-воспитательного процесса в течение всех летобучения.

Вторая закономерность состоит в том, что учебный процесс цикличен и состоит из трех этапов: вводного, основного и итогового. Каждый этап, имеющий разные цели, призван решать принадлежащую ему совокупность задач. Вводный этап представляет собой органическое единство только необходимых предшествующих знаний, и того, что будет изучаться в новой теме; основной этап направлен на то, чтобы ученики – причем, каждый ученик – усвоили то содержание, методы, приемы, алгоритмы работы ради которых эта тема изучается. И, наконец, итоговый этап состоит втом, что мы не только закрепляем полученные знания, но и вводим уже ряд элементов из предстоящей темы в качестве переходной «ступеньки» к новой теме. Эта цикличность изучения тем обеспечивает полное усвоение всеми учащимися изучаемой темы, благодаря чётко сформулированной совокупности микроцелей.

Так как учащийся в современном уроке является субъектом обучения, и часть функций учителя по своему образованию он берёт на себя, то начинать нужно с ознакомления детей с основными принципами и правилами постановки цели.

Цель –это планируемый результат, и ученик должен видеть, что он узнает,

чему научится в ближайшие сорок пять минут, он должен уметь самостоятельнопланировать результат своей деятельности. Ну а учитель формирует это умение.

Цели должны быть: реальны, достижимы, конкретны, т.е. чётко сформулиро-

ваны, не растянуты во времени, а соотнесены с конкретным сроком её достижения,

Цели должны быть личными и контролируемыми, то есть ученик точно должен понимать, достиг он её или нет. Но нужно оставлять учащемуся возможность корректировать цели и пути их достижения.

Рассмотрим некоторые приёмы, которые могут способствовать формированиюспособности к целеполаганию.

  • Тема-вопрос;
  • Работа над понятием;
  • Ситуация яркого пятна;
  • Исключение;
  • Домысливание;
  • Проблемная  ситуация;
  • Группировка;
  • Подводящий диалог;
  • Проблема  предыдущего урока.

Так, например, при изучении темы «Зарождение неравенства и знати» в начале урока предлагаю проблемную задачу:

Во время археологических раскопок были найдены

два захоронения.

  • В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней, на лбу его – остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображением барса, льва, коня, антилопы.
  • В другом захоронении  обнаружили только медный топор.

Какие выводы о жизни людей можно сделать наоснове этих данных?

При изучении темы «Рабство в Древнем Риме» для постановки цели использовала Театр-экспромт  Это приём ситуация яркого пятна

Поставить цель вместе с аудиторией

При изучении темы «Общение» использую видеофрагмент из Ералаша (выпуск 119, Ну и фрукт) приём подводящий диалог

Для успешного  формирования УУД на уроках истории и обществознания необходимо разнообразить виды  деятельности на уроке: составление кластера, схемы, логической цепочки, таблицы,  вопросов к тексту, простого и сложного плана, рассказа на основе учебного материала и дополнительных источников информации,  комментированное чтение, описание события по карте, анализ источника. Так на уроке истории   по теме «Рабство в древнем Риме» в 5 классе выделяю следующие виды деятельности: умение извлекать информацию из источника, рассказ на основе информации учебника и документа, составление схемы «Источники рабства». Такие виды деятельности направлены  на формирование метапредметных и ключевых компетенций учащихся.

На уроках истории и обществознания использую задания, которые позволяют анализировать, сопоставлять и обобщать исторические факты, самостоятельно формулировать ответы  на возникшие вопросы. Такие типы заданий включает рабочая тетрадь по истории древнего мира 5 класс под редакцией Годера, которая состоит из вопросов и заданий к документам, кроссвордов, тестов, логических схем, сравнительных таблиц, анализа цифровой информации.

Формированию УУД способствует участие пятиклассников в различных исторических конкурсах. В этом учебном году ребята стали участниками международного конкурса, которые выполнили задания на основе содержания разных разделов школьной программы по истории с привлечением дополнительного материала общекультурного значения. Решение подобных заданий на уроках истории и участие в мероприятиях, служат мотивацией для изучения темы, они направлены на самостоятельную деятельность учащихся с дополнительным источником информации, позволяют формировать познавательные универсальные учебные действия обучающихся.

К сожалению,  формировать  универсальные учебные действия  на уроках традиционного обучения достаточно сложно. Традиционное обучение предполагает передачу учащимся  большого  объема знаний, который они принимают в готовом виде. В новых условиях меняется система подачи информации, стиль отношений между учителем и учащимися.  Для формирования коммуникативных действий на уроках необходимо учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, инициативное сотрудничество в поиске информации. Поэтому на уроках истории и обществознания создаю условия для возникновения проблемной ситуации, формулировки проблемы, деятельность обучающихся направлена на анализ информации, высказывание собственного мнения.

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания дает возможность подготовить ученика обучаемого, способного самостоятельно учиться, переучиваться в течение жизни, имеющего возможность использовать функциональные,  деятельностные  качества на практике, успешно овладевшего новыми знаниями, умениями и компетенциями.

Не менее важной является программа Основы смыслового чтения и работы с текстом.

Что она в себя включает?

  • работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного;
  • работа с текстом: преобразование и интерпретация информации;
  • работа с текстом: оценка информации.

Эта программа тоже очень хорошо реализуется на уроках истории и обществознания.

Освоение этой программы дает возможность ученику быть способным

  • целенаправленно, выборочно читать текст, статьи учебника;
  • составлять план к прочитанному тексту;
  • умение выполнять задания, включающие составление схем, таблиц;
  • логично, последовательно излагать ответ на поставленный вопрос, понимать прочитанный текст;
  • отвечать на вопросы, имеющиеся в конце учебника;
  • извлекать из учебника и дополнительных источников необходимую информацию и обсуждать полученные сведения;
  • обмениваться сведениями об объекте, полученными из других источников информации;
  • находить в тексте описание к иллюстрациям;
  • сравнивать объекты, изображенные на иллюстрациях учебника, готовить вопросы к ним; соотносить описываемые события, явления природы с иллюстрациями;
  • самостоятельно выполнять задания в рабочих тетрадях на основе текста учебника и дополнительной литературы;
  • готовить сообщения на основе используемой литературы (энциклопедий, справочников, других книг, Интернета).

Среди заданий ЕГЭ по гуманитарным дисциплинам одними из самых сложных являются задания, связанные с анализом предложенного текста. В грамотности чтения оцениваются умения, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста: нахождение информации, заданной в явном и неявном виде; интерпретация текста; рефлексия на содержание текста или его форму и их оценка.

На своих уроках для реализации этой программы я использую технологию обучения смысловому  чтению или технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Эта технология позволяет добиться таких результатов как

  1. Умение работать с уваливающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний,
  2. Умение выражать  свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно, конкретно в отношении к окружающим,
  3. Умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений,
  4.  Умение решать проблемы, способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность)
  5. Умение сотрудничать и работать в группе, способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Особенности технологии:

  1. Школьники поставлены в ситуацию самостоятельной работы с информацией, представленной в виде текста, которую необходимо воспринять, ранжировать по новизне и значимости, творчески интерпретировать, сделать прогнозы, выводы и обобщения. Она даёт учащимся инструмент. Научает их способам самостоятельной работы с новой информацией.
  2. Каждый учащийся на каждом этапе урока включен в три вида деятельности (думаю – пишу – проговариваю) и поочередно – в две формы работы: индивидуальную (думаю, пишу) и парную или групповую (проговариваю). Она учит работать в команде.

На своих уроках  я применяю такие технологические приёмы Технологии критического мышления через чтение и письмо  как:

Инсерт –  в переводе с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления с использованием условных обозначений:

«!» - помечается то, что уже известно,

«-» - помечается то, с чем не согласен учащийся,

«+» - помечается то, что является для учащегося интересно,

«?» - то, что неясно и возникло желание узнать больше,

А затем учащийся систематизирует материал в таблицу.

КЛАСТЕРЫ – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядным те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему (способ визуализации). Кластер является отражением нелинейной формы мышления.

СИНКВЕЙН – используется как способ синтеза материала. Стихотворение, состоящее из пяти строк, составленных согласно определённым правилам написания. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать смысл в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

В результате формирования ИКТ – компетентности у обучающихся прежде всего формируются навыки  использования ИКТ, способность решать учебные задачи с использованием общедоступных в основной школе инструментов ИКТ и источников информации в соответствии с возрастными потребностями и возможностями школьника.

ИКТ – технологии на уроках можно реализовать:

Во-первых, через использование мобильных классов.    Такой класс создан в нашей школе

Во-вторых, через использование возможностей Телешколы.  В этом году мы только начали работу в этом направлении,  зарегистрирована только одна ученица 5-го класса Шипачёва Яна.

В третьих, это интернет – олимпиады    (Инфоурок)

В результате освоения учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающиеся  научаться планировать и выполнять учебное исследование  и учебный проект, использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов, научаться ясно, логично и точно излагать свою точку зрения.

Проектную деятельность в этом году мы только начинаем, поскольку к нам в 5 класс пришли ребята, занимавшиеся по стандартам первого поколения.

Наши пятиклассники делают проекты, но в основном это социальные проекты, которые ребята выполняют вместе с классным руководителем, исследовательские проекты пятиклассники выполняют во внеурочной деятельности.

На своих уроках я пока даю им не большие проекты, в рамках одного урока  и в рамках домашнего задания.

 Например, на уроке обществознания «Юные граждане России» учащимся было дано задание составить памятку «Права, которыми мы пользуемся». Для этого они должны были:

  1. Провести опрос среди своих взрослых родственников;
  2. Провести опрос среди школьников;
  3. Выяснить какими правами пользуются взрослые и школьники
  4. Оформить в виде кластера или тезисов.

На уроке истории «Рабство в Древнем Риме» пятиклассники составляли проект послания в виде телеграммы  рабовладельцам с призывом смягчить рабство или отменить его.

На уроке обществознания «Здоровый образ жизни» в рамках домашнего задания составляли коллаж  «ЗОШ»

Это первая ступенька на пути к выпускному проекту.

На своих уроках я стараюсь реализовать все четыре программы и надеюсь, что моя работа поможет достичь всех результатов запланированных стандартами.

А эти мои рекомендации помогут моим коллегам, которые приступят к работе по новым стандартам в следующем году быстрее и легче включиться в эту  нелёгкую работу.



Предварительный просмотр:

Суди себя сам. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других.

Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.

А. Сент – Экзюпери.

Формирование у обучающихся навыков самоконтроля и самооценки на уроках истории и обществознания

Теоретические подходы к понятию «самоконтроль»

«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и М.Ю.Шведовой:

 Самоконтроль - это контроль над своими действиями и поступками.

 «Психолого-педагогический словарь»:

 Самоконтроль – осознание и оценка субъектом собственных действий психических процессов и состояний, предполагающие наличие эталона и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях.

 «Большой толковый психологический  словарь»:

 Самоконтроль - контроль за собой; предназначается для способности контролировать импульсивность, тормозя непосредственное сиюминутные желания; его доминирующая составляющая – подавление или торможение.

 «Российская педагогическая энциклопедия»:

 Самоконтроль – это сознательная регуляция человеком собственных состояний, побуждений и действий на основе сопоставления их с некоторыми субъективными нормами и представлениями

 Педагоги И.В. Тухман и А.Г. Пачина:

 Самоконтроль – это компонент учебной деятельности  или способность к самостоятельной организации и регуляции деятельности, прежде всего учебной.

С введением ФГОС формирование у учащихся самоконтроля и самооценки становиться необходимой частью образовательного процесса.

Одним из важных качеств в управлении собственной учебно-познавательной деятельностью  и развитием своих мыслительных способностей, я считаю развитие у учащихся потребности в самоконтроле и критической самооценке себя и своих действий.

Потребность в самоконтроле и критической самооценке вызывает познавательную активность ученика, заставляет его  активно и самостоятельно  мыслить.

Важнейшей предпосылкой для этого считаю создание психологического комфорта для приобретения  знаний учащимися  и самовыражения.  Компонентами положительной психологической атмосферы являются: взаимоуважение, взаимопонимание, взаимообогащение учителя и ученика.  При любых продвижениях ученика в изучении моего предмета не скуплюсь на положительные эмоциональные отзывы и поощрения.  Стараюсь вселить в них уверенность в себе, своих способностях.

Поддерживаю положительный настрой разнообразными видами деятельности.

  1. Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя.

Для этого учитель должен:

  • ознакомить учащегося с нормами и критериями оценки знаний, умений, навыков;
  • Сообщить учащимся, после каких доз учебного материала необходим контроль;
  • Выставляя ту или иную оценку объяснять её, исходя из критериев оценивания.
  1. Ученик должен научиться наблюдать и анализировать деятельность своих товарищей

Взаимопроверка – хорошая школа самоконтроля, т.к. обнаружить ошибки в работе товарища по парте гораздо легче, чем в своей, а полученные навыки контроля ученик перенесёт на свою деятельность  (самоконтроль).

  1. Учащийся должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, выполняя её самоанализ, самоконтроль и самокоррекцию.

От этого зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности со стороны учителя.

Я хочу вам показать выполнение самооценки на различных этапах урока.  Приведу примеры с уроков.

Для самооценки учащихся на разных этапах урока я использую «Волшебные линеечки» Галины Анатольевны Цукерман

        «Волшебные линеечки”

Волшебные линеечки”, описанные Г.А. Цукерман являются безобидной и содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает ребенку измерительный прибор. С помощью линеечек можно измерить все что угодно. Такая оценка:

- позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как “успешного”);

- удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании;

- помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке).



Предварительный просмотр:

Стратегии смыслового чтения

Введение ФГОС является фактором реализации нового подхода к современной школе. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта. (Слайд №2) На ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения четырех междисциплинарных учебных программ, среди которых немаловажное место занимает программа «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом». (Слайд №3) – требования, предъявляемые учащемуся основной школы

Целью  моего выступления является описание некоторых приёмов смыслового чтения, которые необходимы человеку при чтении любой литературы; обеспечение сопровождения  и поддержки учащихся в информационной среде, а также проектирование специфических учебных заданий, направленных на повышение уровня информационно-цифровой и функциональной грамотности учащегося, на развитие креативных умений – умений создавать собственные цифровые продукты.

Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор № 1 — это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые.

У многих читателей существует иллюзорное представление об умении читать. Если мы спросим ученика умеет ли он читать, то он удивлённо ответит -  конечно. (Слайд 4) Гёте говорил: «Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать, чтобы вполне достиг цели». Поэтому процесс постижения чтения  - процесс долгий.

ФГОС ставит перед учителем задачу - обучить школьников анализу текста, одновременно развивая их мышление, интуицию, повышая уровень знаний.

Владение навыками смыслового чтения позволит продуктивно учиться по книгам всегда.

(Слайд №5) Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста, т. е. осуществляется процесс его интерпретации, наделения смыслом.

Смысловое чтение позволяет освоить как научные, так и художественные тексты. Суть чтения научной литературы состоит в том, чтобы понять мир, в котором мы живем. Поэтому мы не спорим с автором, мы соглашаемся. Понимание научного текста в отличие от художественного должно быть однозначным. Если книга предназначена для передачи знаний, цель автора в том, чтобы дать читателю возможность чему-либо научиться

(Слайд №6) Работа с любым текстом предполагает три этапа:

  • До чтения текста,
  • Во время чтения текста,
  • После чтения текста.

 Для работы с тестом на каждом из этапов читатель выбирает свои стратегии.

(Слайд №7) Стратегии смыслового чтения – это  различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.

Стратегия  обеспечивает понимание текста за счет овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.

(Слайд №8)     1 этап Работа с текстом до чтения _        

1.Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

2.Постановка  целей  урока с учетом общей  готовности учащихся к работе.

(Слайд №9)    С позиции пробуждения  интереса к чтению исследователи отмечают следующие наиболее продуктивные предтекстовые стратегии:  

  1.  «Мозговой штурм».
  2. «Глоссарий».
  3. «Ориентиры предвосхищения».
  4. «Батарея вопросов».
  5. «Предваряющие вопросы».
  6. «Рассечение вопроса».
  7. «Алфавит за круглым столом»
  8. «Соревнуемся  с писателем».

«Мозговой штурм»

Целью стратегии является актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.

Ход работы:

  1. Какие ассоциации возникают  у вас по поводу заявленной темы?
  2. Учитель записывает все называемые ассоциации.
  3. Теперь прочитаем текст и посмотрим, адекватна ли информация, данная вами при «Мозговом штурме», тому, что мы узнали из текста.

«Глоссарий»

Цель стратегии – актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.

Ход работы:

Мы будем читать информационный текст «Когда появилось кино?»

  1. Посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом.
  2. Закончив чтение текста, вернитесь к данным словам  и посмотрите их значение и употребление слов, используемых в тексте.

«Рассечение вопроса»

Целью стратегии является смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия.

Ход работы:

Прочитайте заглавие текста и разделите его на смысловые группы. О чем, как вы думаете, пойдет речь в тексте?

Например: Как Человек и Собака стали говорить по-разному.

Атмосфера: строение, значение, изучение. География.

Злаки – хлеб человечества. Биология.

Следы во времени. Литература. Название раздела 6 класс.

«Алфавит за круглым столом»

Мы планируем прочитать и  обсудить тему взаимоотношений человека и животных, человека и природы. На предложенной вам карте алфавита напишите названия или авторов книг, которые связаны с этой темой. Обсуждение результатов происходит по методике свободного обсуждения.

«Соревнуемся с писателем»

Цель – мотивировать человека на прочтение книги. Попробуйте спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации. Один ученик предлагает свой вариант сюжета книги, остальные его дополняют.

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации.

(Слайд №10)   II этап. Работа с текстом во время чтения

1.Первичное чтение текста.  Самостоятельное чтение в классе или чтение - слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия.  Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

2.Анализ текста  (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

(Слайд №11)    Стратегии текстовой деятельности

  1. «Чтение в кружок» (попеременное чтение»).
  2. «Чтение про себя с вопросами».
  3. «Чтение про себя с остановками».
  4. «Чтение про себя с пометками».

 «Чтение в кружок»

Ход работы:

  1. Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать с пониманием, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас  есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу.
  2. Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

«Чтение про себя с вопросами»

Цель стратегии – научить читать текст вдумчиво, задавая самому себе все более усложняющиеся вопросы, вести «диалог с автором».

 «Чтение с остановками»

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

Ход работы:

Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие – на прогноз содержания последующего отрывка.

«Чтение про себя с пометками»

Данная стратегия чаще всего используется для работы со  сложными научными текстами. Её целью является мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ. Читатель делает на полях пометки. Характер пометок определяется целями чтения.

(Слайд №12)         III этап. Работа с текстом после чтения

1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания).

(Слайд №13)   Стратегии послетекстовой деятельности

  1.  «Отношение между вопросом и ответом»
  2. «Вопросы после текста»
  3. «Тайм-аут»
  4. «Проверочный лист».
  5. «Отношение между вопросом и ответом»

Ответ на вопрос может быть в тексте или в голове читателя. Если ответ в тексте, он может находиться в одном предложении или в нескольких его частях. В случае 1, чтобы ответить на вопрос, надо найти точный ответ в одном предложении текста, если он содержится в нескольких частях текста, такой ответ надо формулировать, соединяя их.

Если ответ в голове читателя, то в одном случае читатель составляет его, соединяя то, что автор говорит между строк или в косвенной форме, и то, как сам читатель интерпретирует слова автора. В другом случае  ответ находится за пределами текста и читатель ищет его в своих знаниях.

«Вопросы после текста»

Классификация вопросов, известная под названием «Таксономия вопросов Б.Блюма»

-фактической (фактуальной) информации текста, изложенной вербально;

- подтекстовой информации, скрытой между строк, в подтексте;

 -концептуальной информации, часто находящейся за пределами текста и имеющей отношение к её использованию.

-оценочные, рефлексивные вопросы, связанные с критическим анализом текста.

  Мне бы хотелось остановиться на следующих приёмах работы с текстом:

(Слайд №14)  Кластер –графическая организация/систематизация материала

Кластер (гроздь, созвездие, пучок). Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. В центре всегда ключевое понятие. Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда - это наша тема, вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои.

Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся» - располагаются в определенном порядке.

Но это в идеале, а на практике я делаю так:

(Слайд №15): составить кластер «Источники рабства»  Текст

(Слайд №16)   Кластер

Следующий приём, который я ещё изучаю, но мне он очень понравился:

Составление истории с опорой на пирамиду

«Пирамида-отзыв», подсказывает  порядок работы с литературным произведением, да и с любым текстом, требующим пересказа, отзыва или анализа. Данный приём помогает сжато и ёмко выразить собственные знания, мысли, эмоции, позволяет выявить свои интеллектуальные резервы, а заодно становится основой, по которой легко создать связный текст. Пирамида «критика» О.К.Громовой

(Для создания отзыва о книге, произведении)

1. О чём книга? (Одно слово.)

2. Характер книги. (Два слова.)

3. Место и время действия. (Три слова.)

4. Главные события в книге. (Четыре слова.)

5. Главные герои, какие они? (Пять слов.)

6.Что вы чувствовали, когда читали начало, середину и конец книги? (Шесть слов.)

7.О чём эта книга? (дополните первую строку семью словами.)

8.Ваша реклама/антиреклама, рекомендация книги. (Восемь слов.)

Этот приём помогает составлять тексты, превращать их в рассказы, отзывы, рецензии.

Я переработала и адаптировала этот приём к потребностям уроков истории. Он универсален для работы с учащимися любого возраста.

(Слайд №17)   Урок, на котором применяется данный приём, строится так:

  1. Знакомство с текстом (чтение учителем вслух или индивидуальное чтение).
  2. Письменные ответы учащихся – построение «пирамиды».

Эту часть урока можно делать на доске и в тетрадях (особенно поначалу, когда прием ещё не знаком детям) можно – только индивидуально или в группах.

(Слайд №18)   «Пирамидная» история

1. Имя героя вашей истории (героем может быть человек, животное, овощ, неодушевленный предмет)
2.
Два слова, описывающих героя (внешность, возраст, черты характера, качества)
3.
Три слова, описывающих место действия (страна, местность, общественные места и др.)
4.
Четыре слова, описывающих проблему истории  (деньги, заблудиться, встретить, любовь…)

5. Пять слов, описывающих первое событие (что явилось причиной проблемы в истории?)
6.
Шесть слов, описывающих второе событие истории (что происходит с героем и его окружением по ходу сюжета?)
7.
Семь слов, описывающих третье событие (что предпринимается для решения проблемы?)
8.
Восемь слов, описывающих решение проблемы.

Затем предлагается дописать, дополнить новыми словами и мыслями каждую строчку. Для наглядности это лучше сделать пастой другого цвета, чтобы был виден ход работы над рассказом. При этом нужно помнить о правилах:

  • Можно менять формы слов, части речи, число и род;
  • Порядок использования слов, записанных в одной строке, может быть любой, но надо использовать все слова;
  • Нельзя менять порядок строк, порядок изложения ответов.

В тетради получается текст-заготовка, из которого можно составить сочинение, отзыв, рецензию.

Достоинство данного приёма в том, что он позволяет ребятам создать опору для связного выражения собственных мыслей, передать их собственное видение и восприятие текста.

Самое интересное в том, что этот приём универсален. Он подходит для работы с текстами любого стиля, на любом уроке. В процессе построения «пирамид» происходит обсуждение, разговор, упорядочиваются и систематизируются мысли и знания как учащихся, так и педагога.

«Пирамидный» приём помогает выявлять мысли учеников, их понимание темы. Благодаря этому определяются проблемы и пути их решения. При общем обсуждении вырисовывается огромная панорама мнений, и зачастую ученики открывают для себя что-то совершенно новое.

(Слайд №19)    Примеры  «пирамидной» истории

  1. Александр Македонский
  2.  Молодой (18 лет), храбрый
  3.  Север Балканского полуострова, Македония, культура и язык
  4.  Греция, сражение, Херонея, подчинение
  5.  Персия, весь мир, Дарий III, поход, Буцефал
  6. Начало, Граник, фаланга, Исс, Финикия, половина царства
  7. Египет, бог, Гавгамелы, колесницы с косами, бегство, победа, Дарий III
  8.  Македонский, победа, Александрии, Индия, держава, полководец, талант, 324 год до н.э.

Формирование универсальных учебных действий (УУД) смыслового чтения и работы с текстом невозможно представить в отрыве от личностных и коммуникативных УУД. Обсуждение представляет собой коллективный обмен мнениями, организуемый рядом проблемных вопросов. Это предполагает обдумывание текста, интеграцию его с миром самого читающего ребенка и с окружающим реальным миром. Внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста, в диалоге с другими, иногда в споре – происходит не простое усвоение информации, а самостоятельное управление через осмысленное чтение своим собственным развитием. Когда человек, действительно, вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и как следующая важная ступень развития – речь письменная.

В этом активном процессе ребенок может активизировать и применить свои способности, знания и умозаключения. Задача руководителя чтением – формировать и закреплять глубокие стержневые интересы детей, добиваясь одновременно разностороннего чтения. У человека, испытывающего эмоцию интереса к чтению любой тематики, существует желание исследовать, расширить опыт путем включения новых знаний, сопережить и тем самым получить удовлетворение от реализации намеченной цели, от обогащения новыми знаниями и новым взглядом на мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в к...

Формирование активной гражданской позиции школьников на уроках истории и обществознания в 5- 8 классах, в условиях реализации концепции духовно- нравственного развития и воспитание личности граждан России.

Сегодня на историю и обществознание, как учебные предметы, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, выявить ...

«Информационно-коммуникационные технологии как средство реализации культурологического подхода на уроках истории и обществознания»

В данном материале рассматривается перспективность внедрения в историческое образование культурологического аспекта через информационно-коммуникационные технологии. Культурологический подход дает возм...

Формирование УУД на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)

В данной статье автор излагает основные формы и методы деятельности на уроках истории и обществознания  над формированием у  обучающихся УУД, основываясь на свой опыт работы....

Формирование метаспособности редукции на уроках истории и обществознания в рамках реализации ФГОС ООО

Главная характеристика современного общества — это его переходное состояние — от индустриального общества к информационному. Сам процесс перехода называется информатизацией — это такое своеобразное си...

Реализация междисциплинарной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» в предметах биология и география

Статья посвещена механизмам и инструментам реализации междисциплинарной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности». Рассмотрены примеры воплощения в жизнь данной програм...

« Русский язык» в реализации междисциплинарных программ

laquo; Русский язык» в реализации междисциплинарных программ...