Урок мужества: « Афганистан - боль в моей судьбе»
план-конспект урока по истории на тему

Цель: - расширить знания учащихся о войне в Афганистане.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_muzhestva.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Урок мужества:

« Афганистан - боль в моей судьбе»

                                                                             Учитель истории и обществознания

                                                                                   МБОУ «Средняя общеобразовательная

                                                    Монаковская школа»

                                         Пичугова А.А.


Цель: - расширить знания учащихся о войне в Афганистане.

Задачи:
-  познакомить учащихся с героями афганской войны;
- воспитывать уважение к подвигу воинов - интернационалистов.
Предварительная работа: распределение ребят на группы, каждая из которых получила  задание
:
1-я группа подбор информации о войне в Афганистане;
2 -я группа подбор музыки;
3- я группа подбор информации о воинах- афганцах;
4- я группа составление презентации на основе собранного материала.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация.
План проведения:
1) Рассказ  о начале войны в Афганистане;
2) Герои афганской войны;
3) Старооскольцы – участники войны в Афганистане;
4) Заключительное слово.
Ход:
Ведущий 1.
Я не знаю, кому и зачем это нужно,
Кто послал их на смерть не дрожащей рукой,
Только так бесполезно, так зло и ненужно,  
Отпускали их в вечный покой.  (А. Вертинский). (Слайд 1)
Ведущий 2: 15 февраля 1989 года советские войска были выведены из Афганистана. А до этого почти 10 лет войны, 10 лет боев, крови, страха, подвигов. На истерзанных пулями и осколками афганских высотах, при защите мирных кишлаков, охране грузов проявились лучшие черты наших современников, солдат и офицеров.
Ведущий 1: Официальной целью ввода войск в Афганистан было предотвращение угрозы иностранного военного вмешательства, но уже очень скоро наш ограниченный контингент /ОКСВ/ был втянут в разгоравшуюся гражданскую войну, и стал ее активным участником. (Слайд 2).
Ведущий 2. Почему,  зачем наши  войска оказались в Афганистане?
«Не оторванность от дома и даже не боязнь быть убитым  (хотя кому охота умирать, когда еще не жил совсем?)  мучили нас. Больше всего угнетало сознание того, что на Родине не знают правды об этой «спрятанной войне», мало представляют реальную обстановку, не сопереживают нашим солдатам…».  Так сказал об этой войне Виталий Павлов, Герой Советского Союза, генерал-полковник. (Слайд 3.)
Ведущий 1. Пусть история всех нас рассудит и оценку пусть каждому даст.

                     Пусть о павших никто не забудет,

                     пусть хоть кто-то расскажет про нас.

 Эти слова принадлежат участнику афганской войны Андрею Годовалову – солдату Советской армии, который прошел этот нелегкий путь – путь войны. (Слайд 4).
Ведущий 2. «Афганистан – боль в моей судьбе» - тема нашего классного часа (Слайд 5)

Звучит песня в исполнении  М.Муромова «Афганистан»
С  25 декабря 1979 года по 15 февраля 1989 года советские войска находились  на афганской земле.  Война длилась девять лет, один месяц и девятнадцать дней. Через Афганистан прошло около 620 тысяч советских военнослужащих.  Согласно данным Генерального штаба Министерства обороны СССР, число пропавших без вести и захваченных в плен составило 417 человек.
(Слайд  6,7.)
Ведущий 1. Документ - справка: «Потери личного состава ограниченного контингента советских войск в Республике Афганистан в период с 25 декабря 1979 г. по 15 февраля 1989 г. составили: убито, умерло от ран 13833 человека из состава 40-й армии, в том числе 1 979 офицеров. Ранено 49985 человек, стали инвалидами 6759, из них пропали без вести 312 человек. Кроме этого, военных советников - 180 человек, переводчиков, специалистов из других министерств и ведомств – 584 человека». В Афганистане служили - 546 255 человек  (Слайд 8)
Ведущий 2. Кому же нужна была эта война? Как все начиналось? В результате апрельской революции 1978 г. в Афганистане пришла к власти Народно- демократическая партия Афганистана. Афганистан был объявлен Демократической Республикой. Главой государства и премьер- министром назначается М.Н. Тараки, первым заместителем премьера и министром иностранных дел – Х. Амин. 19 июля Тараки и Амин обратились за помощью к правительству СССР  о вводе двух советских дивизий в случае чрезвычайных обстоятельств.  В Кабул был направлен один спецбатальон и транспортные вертолеты с советскими экипажами

Ведущий 1. 10 октября было официально объявлено о смерти Тараки от непродолжительной тяжелой болезни (хотя позже стало известно, что офицеры президентской гвардии за два дня до этого задушили его по приказу Амина). Пошла охота за сторонниками Тараки. К ноябрю 1979 г. в Афганистане фактически началась гражданская война. Постепенно появилась идея создать условия для замены Амина более прогрессивным деятелем. В это время в Москве находился Бобрак Кармаль. Именно он возглавил действия прогрессивных сил после смерти Амина.
По предложению комиссии Политбюро ЦК КПСС по Афганистану Брежнев принял решение об оказании военной помощи. 25 декабря 1979 г. в 15 час. По московскому времени начался ввод советских войск в Афганистан. (Слайд 9)

Ведущий 2. За годы войны награждено орденами и медалями более 200 тыс. человек. Звания Героя Советского Союза удостоен 71 «афганец». 25 из них это звание присвоено посмертно.
Но, даже зная, что рискуют своей жизнью каждый день, в письмах домой говорили о любви к своим близким, убеждали, что у них все хорошо.
«Здравствуйте, дорогие родители!
Если вы внимательно посмотрите на обратный адрес, то должно быть, очень удивитесь – полевая почта. Да, это действительно так. Я служу в Афганистане. Попал я в роту материального обеспечения. За меня не волнуйтесь, буду писать редко за неимением времени».
Ведущий 1. Казаков Анатолий Евгеньевич: «Нинушка, дорогая! Прости, что сразу не сказал тебе всей правды. Никак язык не поворачивался, и сейчас так об этом писать не хочется, я ведь знаю, какая ты у меня, реветь постоянно будешь. В общем, завтра мы убываем в Афганистан… » Анатолий погиб на двенадцатый день пребывания в Афганистане.
Ведущий 2. Грядушкин Сергей Анатольевич: «… Мама, не надо зря лить слезы и оплакивать меня, ведь я не навечно ушел служить, а всего лишь на 2 года, зря не волнуйся за меня и я обязательно приду. Крепко-крепко целую, ваш сын Сергей». Письмо было написано 14 марта 1981года, а на следующий день Сергей  погиб.
Ведущий 1. Милованов Сергей Александрович: «Привет из Афганистана! Здравствуй, мама! С горячим солдатским приветом к тебе Сергей. Письмо твое получил, за которое большое спасибо. Напишу немного о себе: я жив и здоров. Служба идет нормально, еще немного и приду домой, так что картошку и на меня сажайте. Мама, одним словом, все хорошо. За меня не беспокойся. Береги свое здоровье для внучат, ведь их у тебя столько будет! Погода здесь нормальная, много зелени. Я уже успел загореть, дома так ни разу не загорал. Днем солнце жарит, а ночью прохладно бывает. Вот, наверное, и все, что я хотел написать. Мама, передавай большой привет всем, кого я знаю, и кто меня помнит, До свидания. Жду ответа, Сергей. Мама, еще раз прошу, за меня не волнуйся, скоро увидимся».
Ведущий 2. Какой любовью и нежностью наполнено письмо, заботой не о себе, а о маме. В письме солдата, находящегося в центре военных действий нет ни жалоб, ни упреков, ни сожалений, а есть лишь безграничная любовь и забота о близком человеке. Это чувствуется в каждом слове письма. Обращение «мама» повторяющееся не один раз, звучит как молитва, как скрытая просьба о помощи, может быть, поэтому от письма Сергея щемит сердце. А как тревожно было матерям.
(Звучит песня «Письмо матери» в исп. группы «Голубые береты»).  
Ведущий 1. «Ограниченный контингент» в Афганистане, В абсолютном своем большинстве составляла  молодежь, попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи. Люди, не имевшие  жизненного опыта,  неожиданно, оказались в чужой стране, в непривычной враждебной среде, в экстремальных обстоятельствах.  (Слайд 10, 11,12)  
Пичугов Олег Григорьевич, 1967 года рождения был призван в армию для прохождения службы, и никто из близких не думал, что  23 октября 1986 года  Олег Григорьевич попадет в составе Советских войск в Афганистан. Так начались долгие, мучительные месяцы ожидания возвращения домой, на Родину.
Ведущий 1. Олег Григорьевич, расскажите, как вы попали в Афганистан, знали ли Вы, куда Вас отправляют?
Ведущий 2.  Олег Григорьевич, а как Вы сообщили родным, где Вам пришлось служить? Как отреагировали родные на эту новость? Можете ли Вы сказать, понимали ли Вы цель пребывания в Афганистане, в составе вооруженных сил Советской армии?
Олег Григорьевич, если можете, то расскажите, как Вы проходили службу вдали от Родины.

(Рассказ Олега Григорьевича)
Чтец 1.
Шли сегодня танки без привала, с грохотом осколков по броне.
Здесь учений нет и радуг мало в этой необъявленной войне.
Жаркая, нерусская погода оседает пылью на броне,
Оседает вот уже два года на афганской стороне.
Понесется пыль в Афганистане, вихрем чьи-то жизни прихватив.
Пусть им вечным памятником станет этой песни простенькой мотив.
Жизнь такая наша, без возврата прожитых когда-то мирных дней,
Умирать нам вроде рановато, а приказ не выполнить страшней.
Чтец 2. 
Мы в горы делаем бросок, в желудке пусто, в фляге пусто,
А на зубах скрипит песок, как будто ем я что-то с хрустом.
Но зубы сжав, и автомат, от пота вытерев лицо,
Шепчу себе, что путь назад свободен лишь для подлецов.
И я иду в безмолвье ада, раз надо Родине – мне надо!
(Николай Кирженко)

Ведущий 1. В предисловии к сборнику очерков «Звезды подвига» трижды Герой Советского Союза маршал авиации И. П. Кожедуб писал: «Эстафета мужества передается от поколения к поколению, потому что в основе лежат священные для каждого советского человека понятия: Родина, дружба, воинский долг». Герои афганской войны не какие-то необыкновенные люди, наделенные особыми качествами. Они такие же, как все солдаты, офицеры, недавние школьники, вчерашние курсанты. Живут такие люди и среди нас. (Слайды: 13, 14, 15, 16)
Ведущий 2.  Хочу представить вам участников войны в Афганистане:  Давыдов Вячеслав Михайлович,  Монаков Сергей Давыдович.  (Слайд 17).

Вячеслав Михайлович расскажите, как Вы оказались в Афганистане? (Рассказ Вячеслава).

Сергей Давыдович нам очень интересно услышать ваш рассказ о службе в Афганистане, услышать  Ваше мнение о войне. (Рассказ Сергея).
Чтец 3.
Я тоскую по родной стране, по ее рассветам и закатам.
На афганской выжженной земле спят тревожно солдаты.
Они тратят силы, не скупясь, им знакомы голод и усталость,
Дни свои не копят про запас, кто им скажет, сколько им осталось…
Так что ты, кукушка погоди мне дарить чужую долю чью-то,
У солдата вечность впереди, ты ее со старостью не путай…   (Слайд 18)
Ведущий 1. Не так давно на экраны большого кино вышел фильм «9 рота». Он посвящен тому времени, когда наши ребята выполняли свой долг и гибли  от рук маджахедов. История 9 роты уникальна. Это было одно из первых подразделений, вошедших в Афганистан  (Слайд 19, отрывки из фильма «9 рота»). В конце 1987 года, когда рядом с пакистанской границей шла операция "Магистраль", 9 рота оказалась на самом ее острие. Она обеспечивала проход транспортной колонны в провинции Хост. Рота занимала  самый дальний  блок,  самую дальнюю высоту, которая потом получила название 3234.  Главный бой на высоте 3234 начался 7 января 1988 года... В общей сложности бой длился двое  суток. Задача была выполнена, высота удержана. Бойцы выдержали 12 атак. Из 39 человек  в живых осталось 33. Погибло шесть, ранено - 12. Двое: Вячеслав Александров и Андрей Мельников – были представлены к званию Героя Советского Союза. Посмертно.  (Слайд 20). Эпизод фильма (раздел 9, 11,12) (15мин)
Вячеслав Михайлович, можете ли Вы прокомментировать этот фильм?  (Слайд 21) (Комментарии Вячеслава Михайловича).
Чтец 1.
Сюда прилетают случайные птицы,  
Свинцовые пули не помнят имен.  
Над серой землей полыхают зарницы
Багровые краски промокших знамен
Девятая рота.  
Сгорают в огне пожелтевшие фото,
Мы братья по ветру на празднике жизни.  (Слайд 22).
Ведущий 2. (Звучит песня  «Вот и закончилась война»).
(Слайд 23). «Памяти этой, боли этой, жить вечно!» - этот снимок обошел все газеты и журналы мира. На броне вывозят тело последнего погибшего в Афганистане  Советского солдата. Он погиб накануне вывода наших войск из Афганистана, известно его имя – младший сержант Игорь Ляхович. (Слайд 24).

Ведущий 1.
15 февраля 1989 года, стал днем, когда кончился счет потерям наших солдат, офицеров, служащих. Более 15 тысяч матерей и отцов не дождались своих сыновей, не услышали они: «Мама, я пришел…»  (Слайд 27)

 Чтец 3. Афганистан болит в моей душе
и все, кого я встретил и не встретил,
пусть долго будут жить на этом свете,
как тишина на дальнем рубеже.
Ведущий 2. Предлагаю почтить память воинов, погибших при исполнении служебного долга, минутой молчания. (Звучит метроном). (Звучит песня «Солдаты России»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок мужества "Афганистан живёт в моей душе", классный час "Женщины на войне"

В этой разработке рассказывается о воинах -афганцах, живущих   в нашем хуторе, о воине-интернационалисте  Сергее Смолкине,ученике нашей школы, погибшем в Афганистане.  Классный час "Жен...

Урок мужества "Афганистан. Боль. Скорбь. Память."

Классный час посвящен 25-летию вывода советских войск из Афганистана...

Сценарий урока мужества, посвящённого 25-летию вывода советских войск из Афганистана "Афганистан болит в моей душе"

Данная разработка посвящена очередной годовщина вывода войск СА из Афганистана и предназначена для использования учителями  и учащимися 6-11 классов на уроках мужества, классных часах, встечах ...

Урок мужества "Афганистан болит в моей душе" 5-й класс

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященого  выводу советских войск из Афганистана...

Устный журнал "Афганистан - боль в моей судьбе"

В нашей школе стало доброй традицией проводить общешкольное мероприятие, приуроченное ко Дню памяти воинов - интернационалистов....

Урок мужества "Афганистан - наша память и боль"

Воспитательное мероприятие для кадетов 7 "в" класса ГБО "РШИ "ТКК". Подготовила воспитатель Монгуш С.Э....

Урок-мужества: «Афганистан наша память и боль…»

Пояснительная запискаЦель урока:развивать интерес к малоизученным вопросам Отечественной истории;Задачи урока:воспитание достойных граждан Отечества, ее патриотов и защитников на примерах, достойных п...