Устный журнал "Афганистан - боль в моей судьбе"
материал по обж на тему

Cидаш Светлана Андреевна

В нашей школе стало доброй традицией проводить общешкольное мероприятие, приуроченное ко Дню памяти воинов - интернационалистов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный  час - устный журнал « Афганистан- боль в моей судьбе».

Цель: 1) расширить знания учащихся о войне в Афганистане

            2) знакомить учащихся с героями афганской войны;

   3) воспитывать уважение к подвигу воинов - интернационалистов.

Предварительная работа: распределение ребят на группы, каждая из которых получила свое задание:

1)      подбор информации о войне в Афганистане;

2)      подбор музыки;

3)      подбор информации о воинах- афганцах;

4)      составление презентации на основе собранного материала.

(1 слайд) Звучит музыка к кинофильму Ф.Бондарчука «Девятая рота».

Память войны. Счастлив тот, кто

не знает её, и я хотел бы пожелать

всем добрым людям: не знать её

никогда, не ведать, не носить

раскалённые угли в сердце,

сжигающие его.

В.Астафьев

Музыка умолкает.

(2 слайд)

1 чтец: Наш устный журнал – это дань памяти тем, кто не вернулся с полей сражений, а также дань уважения живым, тем, кто с честью прошёл испытание войной и сегодня помогает воспитывать в молодых чувство патриотизма и верности солдатскому долгу.

(3 слайд)

Давайте приоткроем занавес прошлого и попытаемся понять, что же произошло в Афганистане много лет назад и что привело советских солдат на чужую землю.

(4 слайд)

2 чтец: После второй мировой войны Афганистан, имевший статус нейтрального государства, фактически находился в сфере советского влияния.

(5 слайд)

Сотрудничество было очень тесным. В стране постоянно находилось большое количество советских специалистов, а многие афганцы  обучались в советских вузах.

3 чтец: Год 1973. В Афганистане свергнута монархия. (6 слайд)

 В результате переворота к власти пришёл брат последнего монарха – Закир Шах Мухаммед Дауд. На отношениях с СССР смена режима никак не отразилась.

4 чтец: Год 1978.  27-28 апреля воинские части, верные прокоммунистической НДПА, свергли и убили Дауда. На весь мир было объявлено, что это революция, причём социалистическая. Этот военный переворот стал прологом к многолетней и кровопролитной войне, продолжавшейся в Афганистане целых десять лет. (Слайд 7)

Ведущий 1: Великая страна проживает последний мирный год.

  1979-ый начнется с лютых морозов, продолжиться невыносимой жарой и   закончится вводом войск в Афганистан. Злосчастная Афганская война, продлившаяся долгие десять лет, берет начало именно в 1979-ом…

                      Но всё ещё спокойно.

Ведущий 2: В Советском Союзе полным ходом строится БАМ, в новогоднюю ночь по телевидению транслируется концерт «Бони М», одерживаются победы в хоккее, и продолжается борьба за мир во всем мире.

                     Кроме того,  в авиакатастрофе гибнет футбольная команда «Пахтакор», на экраны выходят « Москва слезам не верит» и « Осенний марафон», а пятница дважды выпадет на тринадцатое число…

                     Но все еще спокойно …

5 чтец: Год 1979. 12 декабря. (8 слайд) Звучит музыка

На заседании Политбюро ЦК КПСС было единогласно принято решение – ввести советские войска в Афганистан.

25 декабря, в 15-00, в солнечный зимний день начался ввод войск. Первые погибшие появились уже через два часа. В окрестностях Кабула разбился самолёт – погибло 44 десантника. Так начиналось то, что хочется забыть, но что обязательно надо помнить. Помнить, чтобы не повторить.

6 чтец: (9 слайд)

Условия Афганистана мало напоминали привычные аэродромы и полигоны. Как гласила ориентировка Генштаба, « по характеру местности Афганистан – один из самых неблагоприятных для действий авиации районов». (10 слайд)  Впрочем, действиям и авиации, и наземных войск не благоприятствовал и климат. Зимой тридцатиградусные морозы внезапно сменялись затяжными дождями и слякотью, часто налетали пыльные бури, снижавшие видимость до 200 - 300 метров и делавшие полёты невозможными.

7 чтец:  (11 слайд)  Ещё хуже приходилось летом, когда температура воздуха поднималась до +52 С, а обшивка самолётов под палящим солнцем накалялась до +80С. Постоянная иссушающая жара, не спадавшая ни днём, ни ночью, однообразное питание и отсутствие условий для отдыха изматывали людей.

8 чтец: (12 слайд)  Ситуация в Афганистане была осложнена тем обстоятельством, что само афганское общество оказалось расколотым на две части, одна из которых воспринимала вмешательство СССР как союзную помощь, поддержку, а другая, - со временем усиливавшаяся и разраставшаяся, - как агрессию и навязывание чужих порядков.

Советские войска вмешались во внутренний политический конфликт, в гражданскую войну. Факт появления чужеземных солдат был воспринят афганским народом как иностранная интервенция. (13 слайд)  Если в 1980 году советских солдат, положивших конец зверствам режима Амина, кое-где и впрямь встречали с цветами (хотя тогда уже началось сопротивление), то к 1989 году таких иллюзий ни у кого не осталось.

9 чтец: Из воспоминаний майора Анатолия Девятьярова: . (14 слайд)

«Я начну не с самого начала. Я начну с того, когда всё рухнуло…Ходили на Джелалабад… Стоит у дороги девочка, лет семь. У неё перебита рука, висит, как у разрезанной тряпичной игрушки, на какой-то ниточке… Глаза-маслины неотрывно смотрят на меня… Я соскакиваю с машины, чтобы взять её на руки и отнести к нашим медсёстрам. Она в диком ужасе, как зверёк, отскакивает от меня и кричит… Бежит и кричит, ручонка болтается, вот-вот совсем отлетит… Я тоже бегу и кричу… Догоняю, прижимаю к себе, глажу… Она кусается, царапается, вся дрожит… Словно её какое-то дикое животное схватило, а не человек… И меня, как громом, поражает мысль: она не верит, что я хочу её спасти, она думает – я хочу её убить…

Я ехал туда, глаза были, как у всех огненные: я там кому-то нужен… Как она от меня убегала… Как дрожала… Как боялась меня… Никогда не забуду»

10 чтец:  

 В абсолютном своём большинстве «ограниченный контингент» в Афганистане составляла молодёжь, попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи. Люди, почти не имевшие жизненного опыта, неожиданно оказались в чужой стране, в непривычной враждебной среде, в (СЛАЙД 15)  экстремальных обстоятельствах, на родную землю не вернулись более 13 тысяч воинов-интернационалистов.

Среди них наши земляки – жители нашего района: Федор Пашков уроженец села Благодатное, Михаил Дудкин из села Снагости, Иван Бородин из села Сафоновки.

Песня «Похоронка» в исполнении Гукова А.

(16слайд)

11 чтец. 19-летним парнем был призван в армию Федор Пашков уроженец села Благодатное. После учебки попал в Афганистан. 12 августа 1985 года при проведении боевой операции в районе Кандагара перед его бронемашиной взорвалась мина, и Федора ранило. Истекая кровью, он из последних сил прикрывал огнем тяжело раненого командира дивизиона до подхода помощи. Но сам не уберегся от душманской пули, которая оборвала его жизнь…(17 слайд)

Федор Пашков посмертно награжден орденом Красной Звезды…

 (18 слайд)

12 чтец: Такой же награды был удостоен и Михаил Дудкин из Снагости, погибший в августе 1980 года при выполнении боевого задания. Отец Михаила, Дмитрий Филиппович не может сдержать волнения, рассказывая, о погибшем сыне. - В детстве мы не знали с ним хлопот. Миша был, как говорится моей правой рукой. По хозяйству помогал управляться. А как загорались глаза у парнишки, когда я его обучал водить трактор! Миша перед службой окончил Рыльский совхоз- техникум. Вытянулся ростом. А улыбка осталась такой же, как в детстве, доброй, застенчивой. Моя Евдокия Гавриловна не могла налюбоваться сыном. Думала, что у него будет семья, любимая работа. Призвали его в армию весной. Как положено, устроили сыну проводы. Слушая наказы старших, Миша обещал не уронить честь солдата. Из мест службы мы не получили от сына не одного письма. Как-то раз приехал его товарищ с коротенькой запиской. Я ее помню наизусть: «У меня все нормально. Не волнуйтесь. Купите гитару. Я учусь на ней играть. Целую. Ваш сын Миша»…В тот черный день я как всегда работал в поле. Мимо меня по дороге на село проехали военные машины. На сердце вдруг стало не спокойно. Я заглушил трактор и направился к дому. Еще издалека услышал душераздирающий крик жены. В голове сразу мелькнуло: « Что-то с сыном случилось…» Хоронили Мишу всем селом. Недолго пережила сына Евдокия Гавриловна. Страдания ее были безмерны. Жизнь без Миши для нее померкла. Чуть ли не в одночасье опустел наш дом.

(19 слайд)

13 чтец:  Не обошла похоронка и семью Бородиных из  Сафоновки. Их сын Иван погиб в мае1983 года…

Под прикрытием темноты группа, в которой был помощник гранатометчика Бородин, скрытно выдвинулась в назначенный район провинции Чагчаран. На рассвете, первым заметив душманов, Иван, используя складки местности, пробрался к ним  тыл, чтобы отрезать путь к отступлению. Завязался бой. Бородин уничтожил огневую точку противника, что позволило личному составу полностью выполнить поставленную задачу. Но сам он погиб. Указом Президиума Верховного Совета СССР Иван Бородин посмертно награжден орденом  Красной Звезды.

(20 слайд)

Учитель: Всем тем, кто не вернулся с Афганской войны,   впрочем, нет, они вернулись, но в цинковых гробах, А. Резенбаум посвятил песню «Чёрный тюльпан».

Звучит песни А. Розенбаума

Чтец 13 (1)  Мы понимаем, такие горькие слова песни дались автору тяжело. Вот что говорил сам автор в одном из интервью по этому поводу: «Тот же «Черный тюльпан» как был написан? Я шел с колонной, нас обстреливали, мы отстреливались, пока пришли на аэродром. И попали как раз под погрузку гробов… После всего, после войны, которую два часа назад видел, и - грузят гробы. Всех нас трясло. Выпил с ребятами два стакана водки, потом за 15 минут написал «Черный тюльпан». А на следующий день я пел ее уже в войсках. Вот так все и было…».

(СЛАЙД 22)

14 чтец: Но и для тех, кто вернулся из Афганистана, казалось бы, живым и здоровым, война не прошла даром. Нередко приходится слышать о том, что люди, вернувшиеся из «горячих точек», озлоблены на весь мир и уже не могут жить по-прежнему в мирных условиях, а стремятся туда, где есть риск. Задумаемся: а могло ли быть иначе? Ведь перед их глазами прошли сотни, тысячи километров чужой боли.  Не было в Афганистане солдата, которому был бы неизвестен тот факт, что голова советского офицера оценивалась в 300 тысяч афгани, а урожай со среднего крестьянского надела стоил всего 50 тысяч. И многие «мирные крестьяне» днём обрабатывали свой клочок земли, а ночью выходили на промысел совсем  другого рода. И советские солдаты знали, что  «сюрприз» можно ожидать от каждого, будь то старик, женщина или ребёнок. Как не было в Афганистане линии фронта, так и не было границы между «мирным» и  «немирным» населением.

У солдат возникал вопрос: зачем мы здесь? И постоянно приходило понимание того, что это мир, живущий по особенным законам, нужно оставить его в покое, дать возможность решить все проблемы самостоятельно, не входя «в чужой монастырь со своим уставом». Да и афганцы заявляли вполне откровенно: «Уходи, шурави, мы сами разберёмся. Это наше дело».

15 чтец: Участником афганской войны был наш односельчанин-Балакин А.И.(Слайд 23) Вот, что расскажут о своем дедушке, ученицы нашей школы, Фомина Алина и Ходосова Ксения: «Мой дедушка Балакин А. И. проходил срочную службу в республике Афганистан с 1979 по 1981 год. Молодым парнем он  попал в чужую незнакомую страну. Его поразил уровень жизни афганцев, их государственное устройство, нищета. Люди жили в ветхих, глиняных домах. Местные жители обрабатывали свои земли на волах, пахали сохой. Трудно солдат привыкал к переменчивому горному климату. Днем температура достигала 50 С, а когда приходилось быть в горах солдаты мерзли от холода.

Письма из дома приходили редко, хотя родные писали часто. Получали одно письмо в три, а то и четыре месяца.

Дедушка часто вспоминает своих афганских друзей. Он рассказывал о том, что отношения между солдатами были хорошие, так им было легче находиться на чужой земле. Перед каждым боевым заданием они мысленно прощались друг с другом, оставляли письма для родных.

Местные жители относились к советским солдатам не дружелюбно, как к врагам. Утром они могли разговаривать с тобой, улыбаться, а ночью почти каждый доставал автомат.

На вопрос можно ли стереть из памяти те года дедушка ответил, что нельзя и замолчал.

 После разговора с дедушкой я поняла, что ему очень тяжело вспоминать события тех лет. И вообще мне кажется, что дедушка не любит разговаривать на эту тему».  

Учитель: Еще один наш бывший ученик являлся участником Афганской войны Козлов Александр Николаевич  1964 года рождения, ( Слайд 24,25) являлся т.к. уже умер. Из воспоминаний его мамы Козловой Любови Абрамовны: «Служил в Афганистане год, при обстреле места дислокации советских военнослужащих был ранен, получил травму в связи, с чем был демобилизован. Умер в 2008 году».

Маленкин Илья:  (Слайд 26) Службу в Афганистане проходил мой  дядя Жуков Виктор Михайлович. Немного о его биографии. В Толпинской средней школе получил основное образование и поступил в СПТУ-15

 г. Харькова для получения профессии электрика. 12 ноября 1985 года был призван в ряды ВС и направлен в в/ч 57220. Проходил учебку в г. Термез в Узбекистане. Служить в Афганистане пришлось  в г. Файзабад с февраля 1986 года по ноябрь 1987 года, до демобилизации. Говорить о тех временах не любит, по его словам они незабываемые и очень трагичны.

Боевых наград нет, есть юбилейные знаки: «Ветеран-участник боевых действий», « От благодарного афганского народа», «Воину интернационалисту».

В настоящее время живет и работает в г. Краснограде, Харьковской области.

Женат. Работает охранником на одном из государственных предприятий своего города.

Участником той страшной войны был Мухин Анатолий Николаевич, 1965 года рождения. Основное образование получил в Толпинской средней школе и поступил в Рыльское СПТУ. В настоящее время проживает на Урале».

16 чтец:  Из воспоминаний военного врача Сергея Лоскутова ( СЛАЙД 27)

«Я завидовал коллегам, побывавшим в Афганистане: у них накопился колоссальный опыт. Где в мирной жизни его приобретёшь? Позади было уже десять лет работы хирургом в городской больнице большого города, но пришёл первый транспорт с ранеными, и я чуть с ума не сошёл. Рук нет, ног нет, лежит обрубок, который дышит. Что можно для него сделать? Или оторвано две ноги, внизу ничего нет – обожжённая кровавая яма. В садистских фильмах такого не увидишь. Молодые медсёстры не выдерживали. То плачет так, что заикаться начинает, то хохочет. Одна стояла и всё время улыбалась. Их отправляли домой…

Тем, кто там был, не захочется второй раз воевать… Сейчас все заговорили о чувстве вины. У меня, его нет. Виноваты те, кто нас туда послал. С удовольствием ношу афганскую форму, чувствую себя в ней мужиком. Однажды надел и пошёл в ресторан. Администратор остановила на мне свой взор, а я ждал:

-Что, одет не по форме? А ну, дорогу обожжённому сердцу…

Пусть кто-нибудь мне скажет, что моя полевая военная форма ему не нравится, пусть пикнет.

Почему-то я ищу такого человека…»

(10 слайд)

17 чтец:  Дайте Родину хоть контрабандой! (слайд 28)

Привезите мне лист лопушиный.

Зачерпните стеклянною банкой

Самой жгучей, как юность, рябины.

Я лежу в полевой хирургии,

И стоит у больничного входа

Тихий ангел далёкой России

В ароматах карболки и йода.

Я болею вторую неделю,    (29 слайд)

Я тоской свою душу мотаю…

Привезите любую Рассею, (слайд 30)

Я в ней гордую Русь угадаю!

Привезите мне бедную лужу

И блаженный кусок чернозёма,

И кузнечика кроткую душу,

И окно материнского дома.

 (М.Шелехов)

(Слайд 31)

18 чтец: История уже учила: афганский народ всегда выходил победителем в борьбе с внешним врагом: любые попытки вторжения на его территорию заканчивались для завоевателей плачевно. В любом кишлаке, у каждого племени, рода и клана существует своё ополчение, так называемая лашкара. Численность отрядов может составлять от десятка до нескольких тысяч человек. А так как по обычаю место погибшего воина обязан занять сын, брат, любой другой родственник или соплеменник, то война с лашкарой любой регулярной армии бесперспективна, если речь не идёт о победе любой ценой. Даже незначительное кровопролитие вызывает здесь цепную реакцию, и по закону кровной мести за оружие берутся те, кто ещё вчера оставался в стороне от борьбы. Сопротивление нарастает со скоростью горной лавины. Этого не учли политики, принимавшие решение о вводе советских войск в Афганистан. Один из афганских лидеров говорил: «Вы не знаете наш народ! Если какое-то племя взялось за оружие, оно его уже не сложит. Единственный выход – всех уничтожить от мала до велика. Такие у нас традиции».

( слайд 32, 33) 19чтец:  Ребят, прошедших через горнило суровых испытаний, нередко не очень тактично спрашивают: «Ну, как там было, в Афганистане?» Знаем, рассказывать о пережитом они не любят, зачастую их выручают песни. (слайд 34) Нет, не созданные профессионалами, а написанные в минуты отдыха любительские стихи, положенные на простой мотив.

«Афганский вальс» (Музыкальный номер)

Ведущий 2:           Болью невыплаканной материнской любви,

                                Болью  отцовской скорби,

                                Болью недолюбивших  вдов и невест,

                                Болью светлой  памяти друзей,

                                Болью тоски детей, не узнавших отцовской ласки

                                Болью, не родившихся детей

                                Пусть озарятся их имена.

                     Неугасима память  поколений,

                     И память тех, кого так свято чтим,

                     Давайте, люди, встанем на  мгновенье,

                     И в скорби постоим и помолчим.

                                             

минута молчания.  ( Звучит метроном ) (35 слайд)

20 чтец: Тема войны – это всегда непросто

21 чтец:                   А мальчики совсем не виноваты

Ни в том, что родились в шестидесятых,

Ни в том, что на планете нет покоя,

Ни в том, что не сдавались в плен без боя.

(О. Казаковцева)

22 чтец:  15 февраля 2017 года мы  отмечаем очередную 28 годовщину –– вывода советских войск из Афганистана.

(Слайд 36) 23 чтец:  Когда выводили советские войска из Афганистана, многие надеялись, что на свете станет больше мира, что воины займутся созидательным трудом, что успокоятся сердца их матерей и жён. ( слайд 37) Но, увы, так не случилось. Прошло совсем немного времени, и начались конфликты в Чечне. И снова потребовалась помощь российских солдат, и снова матери стали терять своих сыновей и лить нескончаемые слёзы.

Когда же, наконец, человечество поймёт, что все проблемы можно решить мирным путём? Ведь человеку жизнь даётся всего один раз, и об этом нельзя забывать. И не для того мы рождены, чтобы нас убивали. Поверьте: совсем не для того. Время расставит все по своим местам для выяснения вопроса, кем были для Афганистана наши солдаты? Песня «Однополчане»

24 чтец: Вот мы и перевернули последнюю страничку нашего устного журнала. Журнал прочитан. Мы прощаемся с его героями, их воспоминаниями. Но рядом с нами есть люди, которые могут рассказать не менее драматичные, правдивые истории из своей «афганской» жизни, люди, пережившие эту страшную войну. Они ещё живы, участники боёв. Но человеческая жизнь не бесконечна, и продлить её может лишь память, которая одна только побеждает время. (Слайд 38) Сегодня многие люди придут к памятникам воинам погибшим на этой войне в г. Курске, в г. Курчатове ( слайд 39) в нашем поселке Коренево (Слайд 40) и в других городах и селах чтобы почтить их бессмертную славу. (обращение к эпиграфу).

Учитель: Помните, мир на земле хрупок. После Афганской войны, чеченская, теперь неспокойно в Северной Осетии, Дагестане. Поэтому нам надо беречь мир на земле. И начинаем с установления добрых, благожелательных, мирных отношений в семье, с соседями,  в классе, в школе, в селе.