Конспект урока по литературе «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. 7 класс
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Яворская Елена Ивановна

Урок построен в соответствии с ФГОС,применяется ИКТ,аудиосопровождение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект

Предмет:литература  Урок№ 64 Класс7-А Дата 09.12.2020

Тема урока.    «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа.  

Цель урока. Расширить знания учащихся о творчестве и личности

                     Н.А. Некрасова, привлечь их внимание  к глубокому

                     раздумью автора о  народе, его угнетенном положении, духовных

                     силах и судьбе; показать позицию автора-гражданина;

                     определить художественное своеобразие стихотворения, тему,

                     настроение;  

                     формировать умения выразительного чтения лирического

                     произведения, нахождения тропов;

                     материалом урока воспитывать чувства милосердия, сострадания.

Планируемые результаты:

Предметные: воспитывают внимательное отношение к художественному слову, раскрывают внутренний потенциал, развивают творческое мировосприятие, самостоятельность, активизируют познавательный интерес к предмету, познанию нового. 

Метапредметные:

Личностные –  обучающиеся дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их преодолению.

Познавательные –обучающиеся  структурируют знания по предмету, осознанно и произвольно строят высказывания в устной и письменной, художественной форме, читают, слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.

Регулятивные –  обучающиеся самостоятельно формулируют проблему (тему), планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями.

Коммуникативные :обучающиеся  выражают собственное мнение и позицию, учитывают разные мнения и стремятся к сотрудничеству, приходят к общему решению в совместной деятельности.

Оборудование:портрет Н.А. Некрасова, иллюстрации к стихотворению,

                           репродукция картины И.Е. Репина «Бурлаки на Волге»,

                           мультимедийный проектор, презентация.

Тип урока: изучение нового материала

Технологии и методы: развитие критического мышления учащихся, проблемно- поисковый;  создание проблемной ситуации, сенкан, диаграмма Вена.  

Ход урока

I. Мотивация

 Звучит песня «Вниз по матушке, по Волге», слайд №1 с репродукцией Репина «Бурлаки на Волге».

 Слайд №2  иллюстрации к произведению «Мороз-красный нос»

Как  вы думаете, о каком поэте сегодня пойдет речь на уроке? Обоснуйте свой ответ. (Выход на тему урока)

II. Вступительное слово учителя.

          Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с творчеством и личностью великого русского поэта Н.А. Некрасова. Современники поэта высоко ценили его творчество. Ф.М. Достоевский,  автор многих произведений об униженных и оскорбленных, писал о Некрасове:

             «Это было раненое сердце, и незаживающая рана эта была источником всей его поэзии, всей страстной до мучения любви этого человека ко всему, что страдает от насилия, от жестокости…»

       

 - Какие ключевые (важные) слова вы бы отметили в высказывании?

         - Как вы их понимаете?

(Раненое сердце – источник поэзии и любви ко всему, что страдает.

Раненое сердце болит, не даёт покоя.)

         - Чем же ранено сердце поэта?

         - Почему Некрасов обращается к теме судьбы народа? (Тема урока)

         - Какие цели поставим перед собой на уроке? (ответы учащихся)

                         

II. Изучение нового материала

Учитель:  Н.А. Некрасов был удивительно чутким и внимательным к народным проблемам и чаяниям. Его душа и сердце откликались на народные беды. Некрасов писал о народе, о страданиях народа. Только у беззаветно преданного художника могло появиться такое стихотворение, как «Размышления у парадного подъезда».

            Далеко не всегда мы знаем, как создавалось то или иное произведение, как возник творческий замысел. У стихотворения «Размышления у парадного подъезда» очень интересная, хотя довольно грустная история. Благодаря воспоминаниям жены поэта Авдотьи Яковлевны Панаевой, мы можем узнать, как появилось это стихотворение.

1 Сообщение ученика об истории создания стихотворения (индивидуальное задание)

 2. Беседа                          

         - Как вы думаете, какие чувства и мысли вызвала у Некрасова сцена, рассказанная ему женой и увиденная им самим

( Чувство гнева, сочувствие к крестьянам, мысль о несправедливости по отношению к крестьянам.                                                                                                  

         Будничная, обычная ситуация, а из-под пера мастера возникла целая картина, целая история.

         В 1860 году за границей в газете «Колокол» впервые было напечатано стихотворение, которое издатель, а это был А.И. Герцен, сопроводил примечанием: «Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворения   нет возможности не поместить».                                                                                  – Предвидение темы произведения:

-Как вы думаете, какого же рода оказалось это стихотворение(Учащиеся выдвигают свои гипотезы)

На этот вопрос мы ответим в конце урока.

А сейчас давайте его послушаем.

3. Чтение стихотворения «Размышления у парадного подъезда»

4. Работа с текстом стихотворения. Элементы анализа текста

-. Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

- Какое настроение?

-. Почему стихотворение так называется?

Подберите синоним к слову размышления (раздумья).

    Стихотворение представляет собой раздумья, размышления поэта о русском мужике, о его страданиях и обо всей России.

-. Какова тема стихотворения? (Тема народа) 

-   На сколько частей можно разделить это стихотворение?

      Подсказка в самом тексте.

- Как можно озаглавить каждую из сменяющих друг друга картин?  

5. Работа в группах   (задания дифференцированные: 1-2группа составляет обычный план, 2группа - цитатный)   

- Стихотворение построено на контрасте, антитезе,  и это видно уже в 1-ой части.

Что же противопоставляется?

6.Составление диаграммы Вена Парадный подъезд в торжественные дни и обычные. Слайд №3,4

7. Работа с иллюстрацией А. Лебедева. Слайд №5

-Какой момент стихотворения раскрывает данная иллюстрация?

   - Докажите, что эта иллюстрация написана именно к одной из частей стихотворения.

- Какими видим крестьян на рисунке? Можно ли по иллюстрации что-то сказать и о характере крестьян?

- Совпадают ли позиции Некрасова и художника ? В чём это сходство? 

 - Какую лексику использует Некрасов?

(Слова с уменьшительными оценочными суффиксами: «армячишко худой», «долгонько», «в домишке»;

8.Словарная работа   пилигримы - странники

-. А какими вы увидели крестьян?

-. Как вы думаете, как автор относится к крестьянам?

  (Некрасов точно и правдиво описывает крестьян, его ужасает их крайняя нужда и нищета. Они явились как представители всего бедного и бесправного русского крестьянства. Он сочувствует им.  Но последняя строчка этой части говорит о том, что автор возмущён покорностью народа, его рабским  отношением к вельможам.)

-. «И пошли они, солнцем палимы…» Значит, уже полдень.

  Давайте посмотрим, что же в это время делает владелец роскошных палат?

    Работа с текстом(«Ещё сном был глубоким объят…») Слайд №6

- Зачем к нему пришли крестьяне?

 - Почему не помог им этот вельможа

- Меняется ли голос поэта?                                                                                                (Гневное обличение вельможи, автор призывает вельможу одуматься: «Пробудись! Вороти их!»   Но что сделал этот «герой» для России?)

 - Какую интонацию, какой художественный прием мы слышим? (Иронию)

-. А с какими словами вы, ребята, обратились бы к владельцу роскошных палат?  

Учитель:. Этот напряженный лиризм разрешается прямым обращением к родной земле.

      Многие исследователи творчества Некрасова, критики называют эту часть песней-стоном.

      -Какую музыку мы слышим? (Стон)     

- С какой целью повторяется слово стон?

(Нарастает эмоциональное напряжение, словно нарастает сам стон)

- Как называется такой художественный приём? (Повтор)

Учитель:

«Выдь на Волгу: чей стон раздаётся

         Над великою русской землёй?»

И вот мы уже на берегу великой русской реки Волги, любимой реки Некрасова. Стон мужика подхвачен бурлацким хором.

       Этот стон, это напряжение удивительно передает художник Илья Ефимович Репин на картине «Бурлаки на Волге». Слайд №7

-. Так есть ли место в России, по мнению Некрасова, где бы русский мужик не стонал? Какой строчкой автор отвечает на этот вопрос?

(«Где народ, там и стон»)

- Какой художественный прием использует автор, чтобы показать картину народного горя?

(«Волга! Волга! Весной многоводной        Риторическое обращение

Ты не так заливаешь поля,

Как великою скорбью народной

Переполнилась наша земля…»                Сравнение

Закрепление изученного материала

Слово учителя.

       Стонет Россия от непосильного труда, от гнета в стихотворении Некрасова. Но не стоном  заканчивается стихотворение «Размышления у парадного    подъезда», а размышлением, раздумьем поэта о судьбе народа.                                      

- Какие строчки, по-вашему, передают особую горечь поэта, боль и возмущение терпением и покорностью народа?

- Только ли чувство жалости пронизывает стихотворение?

- Прочитаем последние строки.

(Автор пытается разбудить в людях их человеческое достоинство, уважение себе, гордость - идея)

III. Рефлексия

Проблемный вопрос: Так какого же рода оказалось стихотворение? Почему газета «Колокол» не смогла не напечатать его?

 Составить  сенканы: 1группа- вельможа, 2группа-крестьяне, 3группа- Некрасов

Заключительное слово учителя.

          После написания стихотворения «Размышления у парадного подъезда» пройдут годы. Для Некрасова они будут годами глубокого исследования народной жизни, её нравственного потенциала. Поэт создаст поэмы о народе. Когда это произойдет, тяжкие размышления сменятся утверждением:

Вынесет всё и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе…

         Поэт сочувствовал народу и верил в его могучую силу.  Оценивание Д/з Выучить отрывок наизусть (по выбору), попробовать себя в роли художников (рисунки к стихотворению).

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы для 7-го класса "Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа".

Представленная методическая разработка урока литературы поможет молодому педагогу при анализе поэтического текста, да и опытный учитель, я думаю, найдёт в ней что-то полезное для себя....

Картина всеобщего угнетения и стона народа в стихотворении Н. А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда»

Картина всеобщего угнетения и стона народа в стихотворении Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда» Целиобучающие:1) помочь учащимся выявить идею стихотворения, определить ег...

Презентация к уроку литературы в 7 классе по творчеству Н.А. Некрасова. Гражданская лирика. Боль поэта за судьбу народа в стихотворении «Размышления у парадного подъезда».

Урок-анализ стихотворе­ния «Размышления у парадного подъ­езда»   как   раздумья поэта  об  острых вопросах  совре­менности, определение своеобразия...

Конспект урока "Н.А.Некрасов "Размышления у парадного подъезда"

Урок знакомит учащихся с местами Н.А.Некрасова, дополняет известные им знания о поэте. Звучат на уроке стихотворения, посвящённые теме народа. Читается и анализируется произведение "Размышления у...

H.A. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа

Технологическая карта урока по литературе  7класса...