Картина всеобщего угнетения и стона народа в стихотворении Н. А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда»
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Акбулдина Зинаида Александровна

Картина всеобщего угнетения и стона народа в стихотворении Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда»

 

Цели

обучающие:

1) помочь учащимся выявить идею стихотворения, определить его пафос, особенности  лирического героя;

2) учить видеть авторское отношение к проблеме;

развивающие:

          3) развивать и совершенствовать навыки выразительного чтения, навыки анализа поэтического текста;

воспитательные:

4) воспитывать чувство патриотизма — любовь к русскому народу, Отечеству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 1 СЕЛА МИШКИНО МИШКИНСКОГО РАЙОНА

Картина всеобщего угнетения и стона народа                         в стихотворении Н.А. Некрасова                                       «Размышления у парадного подъезда»

ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО                           МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ "МОЙ ЛУЧШИЙ УРОК".
Посвящается Году учителя в России.

Акбулдина   Зинаида  Александровна, учитель русского языка и литературы

2012

Картина всеобщего угнетения и стона народа в стихотворении Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда»

Цели 

обучающие: 

1) помочь учащимся выявить идею стихотворения, определить его пафос, особенности  лирического героя;

2) учить видеть авторское отношение к проблеме;

развивающие:

          3) развивать и совершенствовать навыки выразительного чтения, навыки анализа поэтического текста;

воспитательные:

4) воспитывать чувство патриотизма — любовь к русскому народу, Отечеству.

Методы:

- по характеру познавательной деятельности учащихся: проблемные, исследовательские;

- по степени активности учащихся: конструктивные;

- по источнику знаний: словесные, практические, наглядные;

- мыслительной деятельности: аналитические, сравнения, интертекстуальности;

- контроля и самоконтроля: устный;

- по организации деятельности: фронтальный.

Оборудование к уроку:

Персональный компьютер, подключенный к сети Интернет, проектор, презентация, материалы для выставки, иллюстрация Д.И. Шмаринова к стихотворению.1953 год, репродукция картины И.Репина «Бурлаки на Волге».

Ход урока

 

Я призван был воспеть твои страданья, Терпеньем изумляющий народ!

                                      

                                                                                                                 Н.А. Некрасов

1. Оргмомент. Проблемный вопрос:

Ты проснешься ль, исполненный сил?..

(В самом начале урока перед семиклассниками ставится проблемный вопрос)

2. Чтение стихотворения.  Прослушивание текста. (Используется мультимедийный диск «Уроки литературы  Кирилла и Мефодия.) 

3. Слово учителя. История создания.

              

              Далеко не всегда мы знаем, как создавалось то или иное произведение, как возник творческий замысел. Благодаря воспоминаниям жены Некрасова, Авдотьи Яковлевны Панаевой, у нас есть возможность узнать, как появилось стихотворение «Размышление у парадного подъезда».                                                                                                              

Стихотворение, по воспоминаниям Панаевой, «…было написано Некрасовым, когда он находился в хандре. Он лежал тогда целый день на диване, почти ничего не ел и никого не принимал к себе. На другое утро я встала рано и, подойдя к окну, заинтересовалась крестьянами, сидевшими на ступеньках лестницы парадного подъезда в доме, где жил министр государственных имуществ. Была глубокая осень, утро было холодное и дождливое. По всем вероятиям, крестьяне желали подать какое-нибудь прошение и спозаранку явились к дому. Швейцар, выметая улицу, прогнал их; они укрылись за выступом подъезда и переминались с ноги на ногу, прижавшись у стены и промокая на дожде. Я пошла к Некрасову и рассказала ему о виденной мною сцене. Он подошел к окну в тот момент, когда дворники дома и городовой гнали крестьян прочь, толкая их в спину. Некрасов сжал губы и нервно пощипывал усы; потом быстро отошел от окна и улегся опять на диване. Часа через два он прочел мне стихотворение «У парадного подъезда». 

В 1860 году за границей в газете «Колокол» впервые было  напечатано стихотворение, которое издатель газеты, а это был  Герцен, сопроводил примечанием: «Мы очень редко помещаем  стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не   поместить». 

     

Беседа по вопросам:

—   Как вы думаете, какие чувства и мысли вызвала у Некрасова сцена, рассказанная ему женой? (Чувство боли и обиды, скорби и горечи за русский народ, гнев и недовольство к «владельцу» парадного подъезда).

— Как мы узнали об этих чувствах? (Некрасов сжал губы и нервно пощипывал усы.)

— Насколько они были сильны? (Настолько, что через два часа Н. Некрасов уже прочел только что написанное стихотворение).

            

4. Словарная работа

         Задание: объясните значения слов— «прожектеры», «пилигрим», «идиллия».

(Для выполнения задания ребятам предлагается найти значения слов в Интернете.)

5. Анализ текста стихотворения «Размышления у парадного подъезда»

— Сколько частей в этом стихотворении? Дайте названия каждой из сменяющих друг друга картин и охарактеризуйте их. 

1 ч. – подъезд в обычные и торжественные дни. 

Две картины: «Парадный подъезд по обычным дням» и «Парадный подъезд по торжественным дням». В праздничные, «торжественные» дни в передних домов вельмож и крупных чиновников выставлялись особые книги, в которых расписывались посетители, недопускавшиеся лично. Такая запись заменяла поздравления и свидетельствовала о почтительности и чинопочитании расписавшихся.

2 ч. – крестьяне у подъезда.  

Фраза: «С непокрытыми шли головами» свидетельствует об их рабской почтительности, покорности вельможе, готовности к унижению.

     
3 ч. – «владелец роскошных палат».
Тот, который не принял крестьян, пришедших  к нему за помощью, «еще сном был глубоким объят. Он далек от бед и страданий русского православного народа «помолились на церковь» Он умирает под солнечным небом Сицилии. Автор не дает чиновнику умереть на Родине, потому что он к ней не причастен! Автор называет его героем, «проклятым отчизною», но здесь слышится сарказм. А что для России сделал этот «герой»? Вопрос остается риторическим.

4 ч. – страдания русского народа.

Многие исследователи, критики называют эту часть песней-стоном. Некрасов задается вопросом: «Где бы русский мужик не страдал?»  Возникают реальные образы крестьян: «Все пропьют бедняки до рубля». Глагол «стонет» вновь и вновь звучит в начале нескольких строк (то есть выступает в качестве анафоры), более того, составляющие его звуки повторяются, «отдаются эхом» в соседних словах («стонет он… по острогам… под стогом). Складывается ощущение, будто во всех уголках страны неумолчно слышится один и тот же скорбный плач. Но стихотворение заканчивается не песней-стоном, а именно размышлениями, раздумьями о судьбах целого народа.

Выборочное чтение «Родная земля!»

— Найдите в тексте стихотворения слова, в которых выражено авторское отношение к проблеме.  (Где народ, там и стон... Эх, сердечный!
                     Что же значит твой стон бесконечный?
                     Ты проснешься ль, исполненный сил…
)

— Какие слова, которыми автор называет мужиков, передают его отношение к ним? (Деревенские русские люди.)

— О каких чертах мужиков говорят строки: «И покуда я видеть их мог,/ С непокрытыми шли головами…» (О покорности и почтительности к вельможе.)

— Какие слова слуг показывают отношение вельможи к мужикам? (Наш не любит оборванной черни!)

— Какой образ сопутствует образу вельможи? (Образ сна.)

— Как вы понимаете слово «чернь»? (Народ.)

— Как называет русского мужика Н. А. Некрасов, обращаясь к русской земле? («Сеятель твой и хранитель»)

— Против чего направлен гнет автора? (Против несправедливого устройства общества.)

— О чем говорят многочисленные картины России, которые рисует Некрасов? (О страданиях народа.)

— Какое слово прямо передает отношение автора к народу? (Эх, сердечный!)

— Каким размером написано это стихотворение? (Анапест.)

6. Анализ художественных средств выразительности

— Какой основной прием использует автор, создавая образы мужиков и «владельца роскошных палат»? (Антитезу.)

—Укажите прием художественной выразительности в словосочетаниях: «роскошных палат», «скудной лепты», «великою скорбью», «стон бесконечный». (Эпитеты.)

— Укажите прием художественной выразительности в строках «А владелец роскошных палат / Ещё сном был глубоким объят... », «Судеб повинуясь закону»? (Метафора.)

— Укажите синтаксический прием художественной выразительности: «Пробудись! Есть ещё наслаждение: / Вороти их! в тебе их спасение!» (Риторическое восклицание.)

— Укажите прием художественной выразительности в строках: «Ты не так заливаешь поля,/ Как великою скорбью народной/ Переполнилась наша земля»? (Сравнение.)

Укажите синтаксические приемы художественной выразительности: «Стонет он по полям, по дорогам,/ Стонет он по тюрьмам, по острогам»? (анафора, синтаксический параллелизм.)

7. Физкультминутка

8. Работа с иллюстрациями и репродукцией картины И.Е. Репина «Бурлаки на Волге»

        — Перед вами иллюстрации к «Размышлению у парадного подъезда». Рассмотрите их.

 —  Какими вы представляете крестьян перед парадным подъездом?

 —  Устно опишите их портреты: внешний вид, позу «деревенских русских мужиков», их лица, используя лексику стихотворения.

 — Можно ли по иллюстрации что-то сказать и о характере крестьян?

 — Соответствует ли картина И.Е.Репина «Бурлаки на Волге» теме сегодняшнего урока? (Да. И вот мы на Волге, любимой реке Н.А.Некрасова. И что же за картина открывается перед нами? Стон мужика подхвачен стоном-песней бурлацкого хора. Это напряжение, этот стон удивительно передает Илья Ефимович Репин на картине «Бурлаки на Волге». Поет уже вся Русь.)

Звучит песня «Дубинушка»

9. Интертекстуальность.  Работа по эпиграфу

                                                                                  

       Некрасов совершенно переработал реальный жизненный материал, внеся темы вселенского зла, библейские ассоциации, мотивы высшего суда и возмездия. Все это придало стихотворению обобщенно-символический смысл. Идея «спасения в народе» сочетается с раздумьями о трагической судьбе народа. Многие мотивы стихотворения восходят к «сатирической оде» Г. Р. Державина «Вельможа», а тема «стона» находит соответствие у Пушкина в поэме «Домик в Коломне» («унылое пение» истолковано как выражение русского национального характера).

 

В 1874 году Н.А. Некрасов в стихотворении «Элегия» сказал:

 

Пускай нам говорит изменчивая мода,

Что тема  старая — «страдания народа»

И что поэзия забыть её должна,—

Не верьте, юноши! Не стареет она…

 

 —  Проведите параллель этого четверостишия с нашим эпиграфом. (Некрасов Н. А. «Умру я скоро. Жалкое наследство»)
 

10. Вывод. Решение проблемного вопроса и жанра.

Этот вопрос может показаться риторическим, может показаться чрезмерно политизированным (как призыв к немедленному восстанию), но из нашей временной перспективы мы можем только констатировать, что он действительно всегда остается актуальным, что удивительное смирение «терпеньем изумляющего народа», способность вынести немыслимые страдания в самом деле является его сущностной чертой, не раз оказывающейся как спасительной, так и тормозящей развитие общества и обрекающей его на апатию, распад и анархию.

Итак, от изображения некоего парадного подъезда стихотворение разрастается до широты волжских просторов, всей России и ее вечных вопросов. Теперь мы можем определить жанр этого стихотворения как памфлет. Это журнальный жанр, жанр политической статьи – яркое, образное изложение своей политической позиции, отличающееся пропагандистским характером и страстной риторикой.

 

11. Выставление оценок

- Ребята, что вам дал урок?

12. Дифференцированное домашнее задание

1. Выучить фрагмент стихотворения. (От слов «Родная земля! /Назови мне такую обитель…»)

2. Для сильных учащихся: письменно ответить на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

г. Когалыма Тюменской области ХМАО-Югры

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

учебный предмет

Литература

Учитель: Акбулдина Зинаида Александровна

        

Категория: высшая

г.Когалым

2021 – 2022 учебный год

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

В неделю – 5 часов

В год – 175часов

  

Наименование разделов

Количество часов

1

Введение. Начало 20 века. Ожидания, тревоги и надежды мастеров культуры. Судьба реализма на рубеже 19-20 веков.

2

2

Творчество И.А. Бунина.

8+1 Рр

3

Проза и драматургия М. Горького.

8+1 Рр

4

Проза А. И. Куприна.

5

5

Проза Л. Н. Андреева.

2+1 Рр

6

У литературной карты России.

2

7

«Серебряный век» русской поэзии. Обзор поэзии.

5+1Рр

8

Творчество А.А. Блока.

10+1 Рр

9

 Преодолевшие символизм. Лирика Н. С. Гумилёва, И. Северянина, Н. А. Клюева.

4

10

Творчество А. А. Ахматовой.

6+1 Рр

11

Творчество М.И. Цветаевой.

4

12

Творчество О. Э. Мандельштама.

2

13

Октябрьская революция и литературные процессы 20 годов.

И. Бабель. Е. Замятин. М.Зощенко.

5

14

Творчество В.В. Маяковского.

8+1 Рр

15

Творчество С.А. Есенина.

8+1 Рр+1 к.р.

16

Литературный процесс 30-х – начала 40-х годов XX века.

1

17

Творчество М. А. Шолохова.

14+1 Рр

18

Урок внеклассного чтения. Обзор творчества Б. Шергина, А.А. Прокофьева, С.Н. Маркова.

1

19

Творчество М.А. Булгакова.

9+1 Рр

20

Творчество Б.Л. Пастернака.

5

21

Проза А. П. Платонова.

6

22

Жизнь и творчество В.В. Набокова.

2

23

Великая Отечественная война и её художественное осмысление в русской литературе   Литературный процесс 50-80-х годов XX века. Общая характеристика литературы послевоенных лет.

2

24

Поэзия А. Т. Твардовского.

3

25

Военная проза Ю. Бондарева, К. Воробьева, Б. Васильева, В. Астафьева и др. по выбору.

2

26

Поэтическая «оттепель». «Громкая» и «тихая» лирика. Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Р. Рождественского, Б. Ахмадулиной, Н. Рубцова.

3

27

Проза В. М. Шукшина.

3+1Р.р.

28

Проза В.П. Астафьева.

5

29

«Деревенская проза» 50-80-х годов XX века (обзор). Жизнь и творчество В. Г. Распутина.

 

5

30

Нравственно-философская проблематика прозы и драматургии 70-80-х годов (обзор). Жизнь и творчество А. Вампилова.

2

31

Проза А. И. Солженицына.

4+1 к.р.

32

У литературной карты России. Творчество В. Т. Шаламова, Е.Носова, В. Солоухина.

3

33

 Новейшая русская проза и поэзия. Л. Бородин. И. Бродский. Б. Окуджава, В. Высоцкий.

5+1 Рр

34

Зарубежная литература.

2

35

Основные тенденции современного литературного процесса.

3

36

Итоговый урок.

1

37

Повторение изученного.

1

 

 

            Календарно-тематическое планирование по литературе (11 класс).

Профильный уровень.

 

Количество часов: всего – 175.

В неделю –  5.

 

 

№ п/п

Тема урока

Содержание

Кол-во часов

1

Введение. Начало 20 века. Ожидания, тревогии надежды мастеров культуры.

 

1

2

Судьба реализма на рубеже 19-20 веков.

 

1

3

Творчество И.А. Бунина. Жизненный и творческий путь.

      1

4

Мотивы и образы бунинской лирики.

1

5

Поэтика «остывших усадеб» в прозе И.А. Бунина («Антоновские яблоки»).

1

 

6

Размышления о России в повести «Деревня».

1

7

Размышления о России в повести «Деревня».

1

 

8

Образ «закатной цивилизации» в рассказе «Господин из Сан-Франциско».

1

 

9

Тема любви и духовной красоты человека в рассказах «Лёгкое дыхание», «Солнечный удар».

1

10

«Тёмные аллеи». Размышления о жизни, России, любви, красоте.

1

11

РР. Письменная работа по творчеству И.А. Бунина.

1

12

Проза и драматургия М. Горького. Судьба и творчество М.Горького.

1

 

13

Романтические рассказы-легенды в раннем творчестве М. Горького («Макар Чудра», «Старуха Изергиль»).

1

 

14

Герой-босяк и «люди земли» в ранней горьковской прозе.

1

15

Тема раскрепощённой души в повести «Фома Горде.»

1

 

16

Тема «дна» и его обитателей в драме Горького «На дне». 

1

17

Урок-дискуссия. Спор о правде и мечте в драме Горького. 

1

18

Нравственно-философские мотивы пьесы.

1

19

Урок внеклассного чтения.  М. Горький. Рассказы «Мальва», «Бывшие люди».

1

20

РР. Классное сочинение по творчеству М. Горького.

1

21

Проза А. И. Куприна. Красота «природного» человека в повести «Олеся».

1

 

22

Красота «природного» человека в повести «Олеся».

1

23

Мир армейских отношений в повести «Поединок».

1

24

Метафоричность названия повести «Поединок».

1

25

Художественный мир А. И. Куприна. Рассказ «Гранатовый браслет». 

1

 

26

Проза Л. Н. Андреева. Своеобразие творческого метода Л Андреева. Рассказы « Бергамот и Гараська», « Ангелочек».

1

 

27

Л.Н. Андреев. Нравственно-философская проблематика рассказа «Иуда Искариот».

1

 

28

РР. Письменная работа по творчеству А.И. Куприна и/или Л.Н. Андреева.

1

29

У литературной карты России. Творчество А.П. Чапыгина.

1

30

Творчество В.Я. Шишкова, С.Н. Сергеева-Ценского.

1

31

«Серебряный век» русской поэзии. Характеристика модернистских течений: символизм, акмеизм, футуризм.

 

1

32

 Обзор поэзии. Своеобразие поэтического творчества И.Ф. Анненского, М. А. Волошина, Ф. К. Сологуба.

 

33

Символизм и русские поэты-символисты.  В.Я. Брюсов– идеолог русского символизма.

 

1

 34

«Солнечность» и «моцартианство» поэзии К.Д. Бальмонта. 

1

 35

А. Белый. Тема Родины, боль и тревога за судьбы России.

1

36

РР .Письменная работа по творчеству поэтов-символистов (анализ стихотворений). 

1

 

 37

Поэзия А. А. Блока. Жизненные и творческие искания А.А. Блока.

1

38

Образ «влюблённой души» в «Стихах о Прекрасной Даме.»

1

39

Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений, излюбленные символы.

1

 

40

 Тема «страшного мира» в лирике Блока («Незнакомка», «На железной дороге»).

1

 

41

Образ художника и тема «вочеловечения» поэтического дара в лирике А. Блока ( «О, я хочу безумно жить…»)

1

42

Россия и ее судьба в поэзии Блока («Россия», цикл «На поле Куликовом»). 

1

43

Россия и ее судьба в поэзии Блока («Россия», цикл «На поле Куликовом»). 

1

44

Поэма «Двенадцать». История создания поэмы, сюжет, герои, своеобразие композиции.

1

45

Старый и новый мир в поэме Блока «Двенадцать».

1

46

Символика поэмы Блока «Двенадцать» и проблема финала. 

1

47

РР. Сочинение по творчеству А. Блока.

1

48

Преодолевшие символизм. Лирика Н. С. ГумилёваПоэзия и судьба. Лирический герой поэзии Гумилева.

1

49

Философское звучание поздней лирики Н. Гумилёва («Заблудившийся трамвай»).

1

50

 И. Северянин. Жизнь и творчество (обзор).

1

51

Н. А. Клюев. Жизнь и творчество (обзор).

1

52

Творчество А. А. Ахматовой. Жизненный и творческий путь А.А. Ахматовой.

1

 

53

Тема родины в творчестве Ахматовой.

      1

54

Мотивы любовной лирики Ахматовой (сб. «Вечер», «Четки» и др.)

1

 

55

Ахматова о месте художника в «большой» истории.

       1

56

Тема личной и исторической памяти в поэме «Реквием».

1

57

Скорбная летопись утрат в поэме «Реквием».

1

58

 РР. Сочинение по творчеству А. Ахматовой.

       1

59

Творчество М.И. Цветаевой. Судьба и стихи М.И. Цветаевой.

1

 

60

Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи, как напряжённый монолог-исповедь.

1

 

61

Тема дома – России в поэзии Цветаевой.

      1

62

Своеобразие цветаевского поэтического стиля.

1

63

Творчество О. Э. Мандельштама. Жизнь и творчество (обзор).

      1

64

Историзм поэтического мышления, ассоциативная манера письма.

1

65

Октябрьская революция и литературные процессы 20 годов. Литературные направления и группировки в 20-е г.г.

 

1

66

И. Бабель. Изображение гражданской войны в «Конармии».

1

 67

Жанр антиутопии в прозе 20-х г.г. Роман Е. Замятина «Мы». 

1

68

Урок внеклассного чтения по роману «Мы».

1

69

Юмористическая проза 20 годов. Рассказы М. Зощенко.

1

70

Творчество В.В. Маяковского. Творческая биография В.В.  Маяковского.

1

 

71

Тема поэта и толпы в ранней лирике («А вы могли бы?», «Нате!» и др.) 

 

1

72

Бунт «тринадцатого апостола» (поэма «Облако в штанах»).

1

 

73

Тема художника и революции в творчестве Маяковского («Левый марш», «Ода революции» и др.)

1

 

74

Изображение «гримас» нового быта в сатирических произведениях («О дряни», «Прозаседавшиеся», «Клоп», «Баня»).

1

 

 

75

Изображение «гримас» нового быта в сатирических произведениях («О дряни», «Прозаседавшиеся», «Клоп», «Баня»).

1

76

Любовь и быт в поэзии Маяковского («Письмо Татьяне Яковлевой», «Письмо товарищу Кострову»).

1

77

Урок-семинар. Маяковский о назначении поэта. Маяковский сегодня.

1

78

Письменная работа по творчеству В. Маяковского.

1

79

Творчество С.А. Есенина. С.А. Есенин: поэзия и судьба.

1

 

80

С .Есенин- поэтическое сердце России.

1

81

Природа родного края и образ Руси в лирике Есенина (сб. «Радуница»).

1

 

82

Тема революции в поэзии Есенина («Инония», «Небесный барабанщик»).

 

1

83

Трагедия мятежной души в поэме «Пугачёв».

1

       84

Мотивы поздней лирики Есенина.

1

85

Поэма «Анна Снегина». Проблематика поэмы. Своеобразие композиции и системы образов.

1

86

Предреволюционная и послереволюционная Россия в поэме.

1

  87

РР Сочинение по творчеству С. Есенина.

1

88

Контрольная работа (тестирование). Творчество С. Есенина и В. Маяковского.

 

1

89

Литературный процесс 30-х – начала 40-х годов XX века.

Отечественная проза и лирика 30х годов (И. Шмелёв, М. Исаковский; П. Васильев, М. Светлов).

 

 

1

90

Творчество М. А. Шолохова. Жизненный и творческий путь М.А. Шолохова

 

1

91

Тема коллективизации в литературе. 

      1

92

М. Шолохов «Поднятая целина». Проблематика произведения.

1

93

«Донские рассказы »как новеллистический пролог романа-эпопеи «Тихий Дон».

 

1

94

«Донские рассказы »как новеллистический пролог романа-эпопеи «Тихий Дон».

1

95

«Тихий дон». История создания романа, широта эпического повествования, сложность авторской позиции.

1

 

96

Семья Мелеховых, картины жизни донского казачества в романе «Тихий Дон».

 

1

97

Семья Мелеховых, картины жизни донского казачества в романе «Тихий Дон».

1

98

События революции и гражданской войны в романе «Тихий Дон».

1

 

99

События революции и гражданской войны в романе «Тихий Дон».

1

100

Гуманизм Шолохова в изображении противоборствующих сторон на Дону. Идея дома и святости семейного очага. Нравственная позиция автора.

 

1

101

Женские образы в романе.

1

102

Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни.

1

103

Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни.

1

104

РР Классное сочинение по роману Шолохова «Тихий Дон».

1

105

Урок внеклассного чтения. Изображение русского национального характера в произведениях Б. Шергина, А.А. Прокофьева, С.Н. Маркова.

      1

106

Творчество М.А. Булгакова. Судьба и книги М.А. Булгакова.

1

 

107

Повесть «Роковые яйца». Проблематика. Система образов.

1

108

Повесть « Собачье сердце»-первый этап в осмыслении темы революции.

1

109

Роман « Белая гвардия» и пьеса « Дни Турбиных»;тема дома и революции.

1

110

Сатира М. Булгакова.

1

111

Роман «Мастер и Маргарита» как многопроблемный, сатирико-философский «роман-лабиринт».

1

112

Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав романа.

1

113

Своеобразие булгаковской «дьяволиады» в романе «Мастер и Маргарита».

1

114

Тема любви и творчества в романе «Мастер и Маргарита».

1

115

РР  Сочинение по роману Булгакова «Мастер и Маргарита».

1

116

Творчество Б.Л. Пастернака. Жизненный и творческий путь Б. Пастернака.

1

 

117

Единство человеческой души и стихии мира в лирике Б. Пастернака.

1

 

118

Философские мотивы лирики Б. Пастернака.

1

119

Тема интеллигенции и революции в романе «Доктор Живаго».

1

120

«Стихотворения Юрия Живаго». Анализ избранных стихотворений.

1

121

Проза А. П. Платонова. Самобытность художественного мира А.П. Платонова.

1

 

122

Герои и проблематика прозы А. Платонова.

1

123

Герои и проблематика прозы А. Платонова.

1

124

Герой-мечтатель и проблема поиска истины в повести «Котлован»

1

125

Философские итоги повести «Котлован».

1

126

Самобытность языка и стиля писателя. Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова.

1

127

Жизнь и творчество В.В. Набокова. Тема России в творчестве Набокова.

1

128

Словесная пластика прозы (по роману «Машенька»).

1

129

Зарубежная литература. Э. Хемингуэй. Жизнь и творчество. Обзор.

1

130

Повесть «Старик и море».

1

131

Великая Отечественная война и её художественное осмысление в русской литературе.   Литературный процесс 50-80-х годов XX века. Общая характеристика литературы послевоенных лет.

1

132

Основные мотивы лирики военных лет.

1

133

Поэзия А. Т. Твардовского. А.Т. Твардовский. Жизненный и творческий путь.

1

134

Анализ произведения « Я полон веры несомненной».

1

135

Основные мотивы лирики А. Твардовского.

1

136

Урок-семинар. Герои и проблематика «военной прозы».Военная проза Ю. Бондарева, К. Воробьева, Б. Васильева, В. Астафьева и др. по выбору.

1

137

Военная проза Ю. Бондарева, К. Воробьева, Б. Васильева, В. Астафьева и др. по выбору.

1

138

Поэтическая «оттепель». «Громкая» и «тихая» лирика. Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Р. Рождественский, Б. Ахмадулина.

1

139

«Громкая» и «тихая» лирика. Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Р. Рождественский, Б. Ахмадулина.

1

140

Поэзия Н.А. Заболоцкого. Жизнь и творчество (обзор). Сборник « Столбцы»- дебют мастера.Единство природы и человека в лирике Н. Заболоцкого.

1

141

Творчество В.М. Шукшина. Шукшинские « чудики»- путь к правде народного характера.

1

142

Тип героя-«чудика» в новеллистике Шукшина (Рассказы «Чудик», «Миль пардон, мадам»). 

1

143

Тема города и деревни в прозе Шукшина. («Срезал», «Выбираю деревню на жительство»).

1

144

Р.р.Творческая работа по творчеству Шукшина.

145

 Проза В.П. Астафьева. Жизненный и творческий путь В.П. Астафьева.

1

146

Человек и природа: единство и противостояние. Нравственный пафос романов писателя.   Общее рассмотрение сюжета, композиции и образной системы романа «Царь-рыба».

1

147

Общее рассмотрение сюжета, композиции и образной системы романа «Царь-рыба».

1

148

«Жестокий» реализм позднего творчества Астафьева. Проблема утраты человеческого в человеке.

1

149

Синтетическая жанровая природа крупных произведений писателя.

1

150

«Деревенская проза» 50-80-х годов XX века. Творчество С. Залыгина, Ф. Абрамова, Ю. Казакова.

1

151

Жизнь и творчество В. Г. Распутина (обзор). Проблемы нравственности в рассказе «Женский разговор».

1

152

Повесть « Живи и помни» - лабиринт психологических сцеплений в душе главной героине.

1

153

Повесть «Прощание с Матёрой». Тема памяти и преемственности поколений.

1

154

Повесть «Прощание с Матёрой». Тема памяти и преемственности поколений. Система образов.

1

155

Нравственно-философская проблематика прозы и драматургии 70-80-х годов (обзор).Жизнь и творчество А. Вампилова.

1

156

Пьеса «Утиная охота». Проблематика.

1

157

Проза А. И. Солженицына. Этапы творческого пути А. И. Солженицына.

1

158

Роман «Архипелаг ГУЛАГ» (фрагменты). Развенчание тоталитарной власти сталинской эпохи.

1

159

Своеобразие звучания «лагерной темы» в повести «Один день Ивана Денисовича».

1

160

Тема народного праведничества в рассказе «Матренин двор».

1

161

Контрольное тестирование по творчеству А.И. Солженицына.

1

162

Жизнь и творчество В. Т. Шаламова. «Колымские рассказы».

1

163

Жизнь и творчество Е.И. Носова.

1

164

Жизнь и творчество В.А. Солоухина.

1

165

Новейшая русская проза и поэзия. Общая характеристика.

1

166

Проза Л. Бородина. «Болевые точки»  жизни в прозе Л. Бородина. Повесть «Третья правда».

1

167

И. А. Бродский. Поэзия и судьба.

1

168

 Р.р Анализ стихотворения по выбору учащегося.

      1

169

Авторская песня. Жизнь и творчество Б. Ш. Окуджавы (обзор).

1

170

 Особенности «бардовской» поэзии. Вечер памяти Владимира Высоцкого.

1

171

Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм.

1

172

Рецензия на произведение современной литературы.

1

173

Рецензия на произведение современной литературы.

1

174

Урок-бенефис любимых литературных героев.

1

175

 Повторение изученного.

1

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы для 7-го класса "Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа".

Представленная методическая разработка урока литературы поможет молодому педагогу при анализе поэтического текста, да и опытный учитель, я думаю, найдёт в ней что-то полезное для себя....

Видение изучения мировой художественной культуры в свете ФГОС(2). ( «размышления у парадного подъезда…»)

Размышления учителя о несоответствии заявленных в новых стандартах целей содержанию образования, где предмету "Мировая художественная культура" не нашлось места......

"Размышления у парадного подъезда" или стоит ли поступать в ПТУ

     Куда идти после 9-го класса? В 10-й? В ПТУ? На работу? Или сидеть дома? Очень часто приходится слышать, что ПТУ - это "шарашкина контора", там только те учатся, у кого пробл...

Презентация к уроку литературы в 7 классе по творчеству Н.А. Некрасова. Гражданская лирика. Боль поэта за судьбу народа в стихотворении «Размышления у парадного подъезда».

Урок-анализ стихотворе­ния «Размышления у парадного подъ­езда»   как   раздумья поэта  об  острых вопросах  совре­менности, определение своеобразия...

Конспект урока "Н.А.Некрасов "Размышления у парадного подъезда"

Урок знакомит учащихся с местами Н.А.Некрасова, дополняет известные им знания о поэте. Звучат на уроке стихотворения, посвящённые теме народа. Читается и анализируется произведение "Размышления у...

Конспект урока по литературе «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. 7 класс

Урок построен в соответствии с ФГОС,применяется ИКТ,аудиосопровождение....

H.A. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа

Технологическая карта урока по литературе  7класса...