H.A. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Технологическая карта урока по литературе  7класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_literatury.docx77.95 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа: разработка технологической карты урока

Инструкция по выполнению практической работы: выберите класс, тему урока в соответствии с ПРП и заполните представленную ниже таблицу. Для каждого учебного задания, включенного в урок, укажите планируемые результаты, на достижение которых это задание направлено.

1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика 

Бережная Елена Николаевна

Место работы

МБОУ «Благодарновская СОШ»

 

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

7

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

Литература 2 половины 19века(2 четверть)

Тема урока 

H.A. Некрасов «Размышления у

парадного подъезда». Боль поэта за судьбу

народа

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

базовый

Тип урока (укажите тип урока):

 урок освоения новых знаний и умений

 урок-закрепление

 урок-повторение

 урок систематизации знаний и умений

 урок развивающего контроля

 комбинированный урок

 другой (впишите)

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные:  совершенствовать  духовно-нравственные качества личности, формировать уважение к личности, доброжелательное отношение к окружающим.

Метапредметные: высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения

Предметные: продолжить знакомство с творчеством Н.Некрасова, раскрыть авторское отношение к проблеме

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): тема, идея, композиция, анафора, сравнение, повтор, риторическое обращение

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы): на уроке используются разные методические приёмы: рассказ учителя, выразительное чтение, анализ стихотворения, беседа по вопросам, исследование, работа в группах. https://testschool.ru/wp-content/uploads/2019/01/Test-NA-Nekrasov-Razmyishleniya-u-paradnogo-pod'ezda-dlya-7-klassa.pdf?ysclid=lkwmhr5p2u422314525

3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

-Кого из поэтов вы можете назвать народным? Почему?(Лермонтов, Некрасов, Достоевский)Его помнят и уважают.

Мы продолжаем знакомство с творчеством Н.Некрасова.

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

Над могилой Некрасова Ф.М. Достоевский сказал, что его сердце было ранено в самом начале жизни, рана эта никогда не заживала и была всю жизнь источником его страстной и страдальческой поэзии. Из ранее изученного стихотворения “На Волге” мы знаем, что уже с детства в сердце поэта укрепилась боль за страдания своего народа.

Беседа:

-Согласны вы с мнением Достоевского? Почему вы так считаете?

- Подготовленный ученик рассказывает о нелёгкой судьбе поэта.

Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься 

Сформулируйте цель урока, используя слова-помощники: узнаешь.., научишься..

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.

Анализ стихотворения.

- Какова композиция стихотворения? Укажите границы частей?

-Что описывается в первой части?(действия возле парадного входа)

-Во второй части?(описание жизни высокопоставленных лиц и размышление автора о несправедливости народа)

- В третьей части? (обобщение о человеческом терпении)

- Какими поэт показывает людей, подъезжающих к парадному подъезду? Прочитайте эти строки

-А каково отношение к крестьянам? Прочитайте

- Каково отношение автора к происходящему?

-Какие чувства испытывает поэт при описании жизни «хозяина роскошных палат»?( Негодование, призывает одуматься)

- Найдите прием контраста в произведении ( в 1 и 2частях)

- Какое чувство вызывает заключительная часть стихотворения?

-С чем в конце ассоциируется народ?( со стоном)

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

У стихотворения есть история написания, которую поведала гражданская жена, друг и соратник А.Я.Панаева. Прочитаем ее от 1 лица( раздаточный материал)

-Какие мысли и чувства вызвала увиденная в окна картина?

-Посмотрите на изображение крестьян на картине Лебедева(иллюстрация к стихотворению)

-Что особенного в этом изображении?

- Почему нет изображение лиц? (обобщенный образ)

-Во 2 части стихотворения мужики ходят с непокрытыми головами, почему?

- А как автор относится к этому?9 с возмущением)

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

Исследование в группах:

- Какие художественные приёмы использует автор, изображая народное горе?(анафора, сравнение, повтор, риторическое обращение)

-Учащиеся находят в группах средства художественной выразительности и определяют их роль в тексте?

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

-Чем волнует это стихотворение нас, живущих в другое время и в других социальных условиях?

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

1. Кто, по словам поэта, осаждал парадный подъезд в обычные, не праздничные дни?

  1. важные лица
  2. бродячие актёры
  3. убогие лица
  4. церковные служащие

2. Кто не допустил мужиков на приём к владельцу роскошных палат?

  1. полицейский
  2. швейцар
  3. сам вельможа
  4. кухарка вельможи

3. Чем занимался вельможа в тот момент, когда мужики пришли к его подъезду?

  1. принимал министра
  2. играл в карты
  3. пил кофе
  4. спал

4. Как называет русского мужика автор?

  1. сеятель и хранитель
  2. пахарь и жнец
  3. столяр и плотник
  4. вечный труженик

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

А.Герцен писал: «Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить».

          Согласны ли вы с этим высказыванием?

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

Самостоятельная работа

Никому не удавалось так, как Некрасову, показать сложность и противоречивость национального характера. Недаром поэт так сказал о себе:

Я должен быть воспеть твои страданья,

Терпеньем изумляющий народ.

Ф.И.Тютчев писал:

Умом Россию не понять.

- Напишите, как вы понимаете эти строки

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

– Какие чувства вызвал у вас контраст двух миров (с одной стороны, «владелец роскошных палат», с другой – обездоленные бедняки), представленный в стихотворении поэта?  

– Сформулируйте тему и идею этого произведения.

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Продолжите фразу:

  • Меня удивило…
  • Произвело впечатление…
  • Мне понравилось…
  • Меня восхищает…

Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

Напишите рассуждение на тему: «Над чем заставил задуматься меня Некрасов?»

Наизусть отрывок из произведения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Н. А. Некрасов. "На Волге". Размышления поэта о судьбе народа.

Биография поэта, фотографии, интересные факты из жизни......

Методическая разработка урока литературы для 7-го класса "Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа".

Представленная методическая разработка урока литературы поможет молодому педагогу при анализе поэтического текста, да и опытный учитель, я думаю, найдёт в ней что-то полезное для себя....

Видение изучения мировой художественной культуры в свете ФГОС(2). ( «размышления у парадного подъезда…»)

Размышления учителя о несоответствии заявленных в новых стандартах целей содержанию образования, где предмету "Мировая художественная культура" не нашлось места......

Картина всеобщего угнетения и стона народа в стихотворении Н. А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда»

Картина всеобщего угнетения и стона народа в стихотворении Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда» Целиобучающие:1) помочь учащимся выявить идею стихотворения, определить ег...

Презентация к уроку литературы в 7 классе по творчеству Н.А. Некрасова. Гражданская лирика. Боль поэта за судьбу народа в стихотворении «Размышления у парадного подъезда».

Урок-анализ стихотворе­ния «Размышления у парадного подъ­езда»   как   раздумья поэта  об  острых вопросах  совре­менности, определение своеобразия...

Конспект урока "Н.А.Некрасов "Размышления у парадного подъезда"

Урок знакомит учащихся с местами Н.А.Некрасова, дополняет известные им знания о поэте. Звучат на уроке стихотворения, посвящённые теме народа. Читается и анализируется произведение "Размышления у...

Конспект урока по литературе «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. 7 класс

Урок построен в соответствии с ФГОС,применяется ИКТ,аудиосопровождение....