Единые требования организации урока с использованием ИКТ
статья по истории (9 класс) на тему

Валькова Светлана Леонидовна

Статья рассказывает о проектировании урока с использованием ИКТ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Единые требования организации урока с использованием  ИКТ

Учитель МОУ СОШ №40 Валькова С.Л.

Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является также их ориентация на результаты образования, причем последние рассматриваются на основе системно-деятельностного подхода к образованию.

Требования к результатам обучения и освоения содержания:

  • Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
    • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
    • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
    • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности
  • Метапредметные результаты изучения  гуманитарных наук выпускниками основной школы проявляются в:
    • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
    • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий
    и возможных перспектив;
    • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
    • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других люд5ей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Технологии достижения личностных и метапредметных  результатов

  • Компетентностный подход
  • Проблемно-ориентированное развивающее обучение    
  • Личностно-ориентированное развивающее обучение
  • Смысловая  педагогика  контекстного подхода
  • Системно - деятельностный подход 

ПРИЕМЫ:

  • уровневая дифференциация обучения
  • создание учебных ситуаций
  • проектная деятельность
  • информационные и коммуникационные технологии

Деятельностный характер образования:

  • Работа с различными источниками информации с использованием современных средств коммуникации (Интернет)
  • Критического осмысления информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
  • Анализ общественных явлений и событий;
  • Решения задач, раскрывающих типичные дидактические ситуации;
  • Участия в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
  • Написания творческих работ.

Общие учебные навыки,умения :

1. использование методов наблюдения, измерения, моделирования

2. определение структуры объекта познания

3.умение различать факт, мнение, гипотезу, аксиому

4. использование информационных ресурсов, Интернет.

5.Выполнение  проекта, создание творческого продукта в группе

  1. Самоконтроль, взаимоконтроль

7.Решение задач, составление вопросов,  практическая работа

8.Контроль результата

9.Работа с понятиями, определение  сути, определение составляющих, выявление признаков

10.Пошаговый контроль

Схема организации урока с использованием средств информационных технологий:

На первом этапе учитель проводит беседу, в процессе которой может вводить новые понятия, определять готовность учащихся к самостоятельной работе с электронными ресурсами. Если необходимо, учитель демонстрирует специфику работы с программными продуктами. Учащимся выдаются индивидуальные задания.

На втором этапе учащиеся начинают синхронное вхождение в работу с электронным ресурсом под руководством учителя, после чего приступают к самостоятельной работе. На данном этапе учитель становится наставником, организатором процесса исследования, поиска, переработки информации, консультантом учащихся.

Третий этап предполагает работу учащихся с различным дидактическим материалом (без компьютера). Можно предложить ребятам проблемную ситуацию или задачу, решение которых поможет достижению целей урока.

Разработка  

 дидактической системы урока

I. Ориентировочно-мотивационный

1.1 Формирование мотива

1.2. Проверка творческого домашнего задания

1.3. Актуализация знаний учащихся

1.4. Построение учебной задачи

1.5. Создание ориентировки в учебном материале

II. Операционно-исполнительский

2.1.Решение учебной задачи

2.2. Формирование общего способа действий

2.3. Моделирование

III. Рефлексивно-оценочный

3.1. Итоговая самооценка

3.2. Предъявление домашнего задания на трех уровнях:

программном, полутворческом и творческом

Проектирование урока. Особенности организации и методики

1-й этап  - определяется роль урока в структуре изучения темы. Из роли урока вытекают его цели. Важный момент - выделение ведущей цели, определяющей всю логику будущего урока. Цели должны быть конкретны, четко сформулированы, направлены на продвижение учащегося по ступеням от знания через понимание к творческой деятельности и затем к уровню развития личности, уровню, на котором формируются личностные качества учащегося, и происходит его развитие, изменение его отношения к миру, окружению и к себе.

2-й этап - планирование результатов обучения, определение главных задач урока.  Любая задача урока может быть решена на четырех уровнях усвоения.

  • Знать (онтологический уровень) - уровень знакомства и понимания основных теорий, концепций, идей.
  • Уметь (поведенчески-деятельностный уровень) - уровень применения теорий для решения типовых (стандартных) задач.
  • Владеть (уровень способностей) - уровень освоения и применения способов деятельности, мыслительных стратегий для решения нестандартных задач.
  • Быть (смысловой уровень)- уровень развития способностей (креативных, мыслительных, коммуникативных, рефлексивных), позволяющих решать стратегические проблемы, а главное, создавать отношение к миру, делу и себе самому (смыслотворчество).

3-й этап  - обдумывание организационной схемы урока, отбор средств обучения, приемов педагогической техники. Последний этап связан с имиджем урока: изменения в интерьере учебного помещения, музыкальное сопровождение урока, внешний облик учителя и др.

Конечным результатом проектирования является пакет документов, содержащих схему урока и дополнительные модули, в которые помещено все содержательное наполнение.

Факторы, которые необходимо учитывать при проектировании уроков с использованием ИКТ

Во-первых, проводится детальный анализ ресурсов ЭИОН с позиций принципа генерализации информации, прогнозируется эффективность использования данного ресурса при проведении различного рода занятий, определяется методика их проведения и проектируются основные виды деятельности с данными ресурсами в учебном процессе.

Во-вторых, учитываются санитарные нормы работы учащихся за компьютером. Первоклассникам разрешено проводить за компьютером 10 минут, учащимся вторых - пятых классов не более 15 минут, шестые - седьмые классы могут работать за компьютером 20 минут, восьмые и девятые классы - 25 минут. Учащиеся 10,11-х классов на первом уроке могут находиться за компьютером 30 минут, на втором уроке 20 минут.

В-третьих, продумываются организационные формы урока, так как компьютерный класс располагает в среднем 10-12 компьютерами, в то время как число учащихся в среднем составляет 25 человек. Работа же за компьютером предполагает индивидуальный режим работы.

Интегральная технология

представляет собой целостность четырех направлений:

1.Укрупнение дидактических единиц (П.М.Эрдниев);

2.Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)

3.Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В.Фирсов).

4Компьютерные технологии обучения .

Обеспечивает: 

  • индивидуальный набор задач;
  • индивидуальный темп работы;
  • полная самостоятельность ее выполнения; 
  • непрерывный контроль и управление;

Проектирование урока по интегральной технологии:

1.Вводное повторение:

интерактивный информационный режим в форме беседы .

2.Изучение нового материала: форма лекции с компьютерной презентацией, позволяющая компактно передать ученикам укрупненную дидактическую единицу . Составление опорного конспекта и схем. 

3.Тренинг – минимум:

Беседа   , затем  групповая работа по вопросам  и        

самостоятельная работа (рассказ по опорному конспекту)  

Опорный конспект - представляет собой наглядную схему, в которой отражены подлежащие усвоению единицы информации, представлены различные связи между ними, а так же введены знаки, напоминающие о примерах, опытах, привлекаемых для конкретизации абстрактного материала

Основные принципы составления опорного конспекта:

  • небольшое количество крупных единиц информации, что соответствует психологическим законам кратковременной памяти;
  • конспективное изображение изучаемого материала;
  • выбор оптимального варианта изучения темы урока;
  • логическая взаимосвязь, последовательность событий;
  • указывать главные понятия, их признаки, причинно-следственные связи и факты.

Основные задачи интегрированных уроков

  • Развивать познавательную активность и самостоятельность учащихся на уроках
  • Научить школьников самостоятельно анализировать и сопоставлять исторический и литературный материал для более  полного осмысления исторического процесса, а также мотивировать их самостоятельность в исследовании общественных процессов
  • Обеспечить условия для формирования и развития духовно-нравственной  личности, способной к креативному мышлению и самостоятельному умственному труду

Применение интегрированных уроков дает возможность:

  • Усилить мотивацию к обучению
  • Активизировать внимание школьников
  • Научить  самостоятельно отбирать и анализировать нужную информацию, уметь интерпретировать ее
  • Развивать  критическое  мышление
  • Формировать правильный подход к выбору учащимися морально-нравственных качеств
  • Повысить самооценку личности учащихся

Преимущества интегральной технологии:

1.Побуждает к активному познанию Мира в многообразии и единстве    

2.Поддерживает внимание

3.Снимает  утомляемость, перенапряжение    

4.Дает возможность для самореализации творчества учителя

5.Способствует развитию речи, образного мышления  

6.Формирует  умения обобщать и делать выводы

7.Развивает творческую активность учащихся

Подготовка и проведение
интегрированных уроков
предполагает:

1.применение мультимедийных  презентаций;

2.подбор и анализ литературного и исторического материала;

3.использование электронных учебников и пособий;

4.групповая работа над созданием ученических проектов

5.подготовка к итоговой аттестации, требующей аналитической, творческой коммуникативной  компетенции.

 

Различные формы контроля знаний учащихся

Новые информационные технологии создают для учащихся прекрасное пространство для самовыражения в полном объеме. При этом плоды их творчества могут оказаться доступными и востребованными в различных сферах деятельности, что очень важно в условиях социально-экономических требований развивающегося  общества. Современная школа не должна отставать от требований времени, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О единых требованиях к проведению письменных работ и проверке тетрадей.

Статья для тех,кто не знаком с требованиями к проведению письменных работ и проверке тетрадей....

ЛИСТ ВЗАИМОСВЯЗИ УЧИТЕЛЯ и УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА по ВЫРАБОТКЕ ЕДИНЫХ ТРЕБОВАНИЙ к ПОСЕЩАЕМОСТИ и РАБОТЕ с УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ.

И.В. Евдокимова, учитель-логопед, МОУ СОШ №6 г.Богородска   ЛИСТ  ВЗАИМОСВЯЗИ   УЧИТЕЛЯ  и  УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДАпо  ВЫРАБОТКЕ   ЕДИНЫХ  ТРЕБОВАН...

Классный час: "Единые требования к учащимся"

В работе предлагается содержание классного часа "Единые требования к учащимся". Классный час предлагается провести в форме презентации"....

Единые требования к устной и письменной речи

Модернизация образования, новые государственные стандарты поставили перед школой задачи обеспечения нового, более высокого качества образования выпускников. Формирование же речевой компетентности школ...

Тема: «Режим дня в школе. Единые требования учащихся».

Цель: 1. Познакомить детей с режимом дня в школе, едиными требованиями учащихся, убедить их в необходимости строго их выполнять. 2. Научить школьников планировать свое личное время, опираясь на ...

Единые методические требования к организации урока

Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный уч...

Единые требования к оцениванию деятельности учащихся на уроке

Критерии оценивания учащихся, методы и нормативные требования к уровню подготовленности...