Устный журнал "Моя Москва" для учащихся 10-11 классов
методическая разработка по истории (10 класс) на тему

Губарева Валентина Ивановна

Устный журнал с сопровождением презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon moya_moskva.zip2.88 МБ

Предварительный просмотр:

                          Моя Москва (устный журнал)

Эпиграф:

Здесь, как было, так и ныне – сердце всей Руси Земной. Здесь стоят ее святыни за кремлевскою стеною.

1147-2011

Декабрь 1941-2011

Учитель: сегодня наш устный журнал посвящен столице – городу герою Москве. 2012 год, а в минувшем году мы праздновали 70-летие победы под Москвой. В ходе устного журнала мы перелистаем странички из далекого прошлого и сегодняшнего дня москвы. Итак, страница 1 – историческая.

Ведущий:

Нет тебе на свете равных, стародавняя Москва,

Блеском дней, вовеки славных будешь ты всегда жива,

Град, что строил Долгорукий, посреди глухих лесов,

Вознесли любовно внуки выше прочих городов.

Здесь Иван Василич 3 иго рабства раздробил.

Здесь за длинный ряд столетий был источник наших сил.

Здесь нашли свою препону поляков надменных рать

Здесь пришлось Наполеону зыбкость счастья испытать

Здесь пути перекрестились ото всех шести морей

Здесь великие учились верить Родине своей

Расширяясь – возрастая, вся в дворцах и вся в садах

Ты стоишь Москва святая на своих семи холмах.

1 ученик: В 1147 году в летописях сказано:

Сын Владимира Мономаха, Суздальский князь Юрий, прозванный Долгорукий, возвращаясь из похода на Новгород, пригласил к себе на пир своего союзника и родственника, - Новгород Северского Князя Святослава Олеговича («приди ко мне, брате, Москов»). Здесь в  Москве они держали совет и Юрий, по словам летописца, дал гостю обед силен.

2 ученик: 1147 год принято считать официальной датой основания Москвы.

Москва – река, тебе хвала!

В веках ты видела немало, когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала.

Ты б рассказала нам о том, как люди начали селиться,

За тыном – тын, за домом – дом,

Росло на берегу твоем начало будущей столицы.

Учитель: В 1156 году как рассказывается в летописи, были построены первые деревянные стены Московского Кремля, вокруг которого располагались села и деревни. А крепость служила административно-хозяйственным центром, но и надежным местом укрытия в случае нападения врагов.

Ведущий: 1238 год – нашествие Батыя на Русь, в ходе которого на месте древнего города остались лишь груды пепла.

3 ученик: Был страшный год, когда все страны боялись больше, чем огня,

Батыя – внука Чингисхана, свое соседство с ним кляня.

Был страшный век, когда монголы на Русь лавиною пошли,

В осенний день по степи голой, Топча сухие ковыли.

Учитель: В конце 13 века при князе Дмитрия Александровиче, сыне А. Невского, Москва стала центром небольшого удельного княжества. По мере усиления политического значения нового княжества росли и обустраивалась его столица.

Ведущий: В 1339-1340 годах при князе Иване Даниловиче, прозванном Калитой, за 5 месяцев были возведены мощные дубовые стены вокруг кремля. В это время были заложены белокаменные соборы, новые княжеские хоромы. Кремль стал политическим центром феодального города.

4 ученик: в 1367-1368 годах молодой князь Дмитрий Иванович (внук Ивана Калиты) построил белокаменные стены и башни кремля. Толщина стен была  от 2 до 3 метров.

Учитель: с 1485 по 1495 годы были выстроены новые кирпичные стены, расширена его территория. Со стороны красной площади в начале 16 века был вырыт ров длиной 32 метра и шириной 12 метров. С двух сторон Кремлевский холм омывали реки Неглинная и Москва. А в конце 15 века по 17 века были построены башни кремля. Всего их 20. Самая главная – Спасская, на ней часы. Их приводят в действие 3 гири, каждая из которых 160-224 кг, та маятник – 3 пуда.

2 страница (музейная)

Ведущий: в 15 веке на территории Кремля были построены Успенский, Благовещенский и архангельский соборы.

1 ученик: Успенский собор был построен за 4 года. С 1475 по 1479 годы итальянским мастером Аристотелем Фиорованти. Для него характерны строгость пропорций, 5-главие, высокие своды, простор и обилие света и воздуха. Собор является общественным зданием древнерусского государства, рассчитанном на проведение пышных торжеств. Около него оглашались государственные акты, а в 1547 году здесь прошла коронация Ивана Грозного.

2 ученик: Благовещенский собор – домовая церковь русских царей построен в 1484-1489гг. Он невелик. У западной стены устроены хоры для царицы и царских детей. Пол собран из драгоценной яшмы. Здесь находятся лучшие иконы А.Рублева, Ф. Грека, Прохора Городца.

3 ученик: Архангельский собор – усыпальницы русских князей и царей до Петра 1. Первым здесь был похоронен Иван Калита. Здесь же гробницы Д. Донского великого князя Ивана Ш., царя Ивана Грозного 4, а также первых Романовых, Михаила Федоровича, Алексея Михайловича и их детей – всего 56 захоронений.

4 ученик: в центре кремля возвышается знаменитая Колокольня Ивана Великого. Построена в 1505-1508 годах. Ее высота 81 метр, она являлась сторожевой сигнальной башней, с которой хорошо обозревались окрестности на 25-30 километров. За колокольней находится площадь, которую в старину называли Ивановской. Здесь оглашались царские указы дьяками, отсюда и поговорка – «Кричать во всю Ивановскую».

5 ученик: у подножия колокольни знаменитый Царь-колокол. Он был отлит Иваном Моториным и его сыном Михаилом в 1733-1735 годах. Через 2 года во время пожара в кремле при тушении водой на раскаленном металле появились трещины и откололся кусок весом 11,5 тонн. А вес всего колокола 200 тонн, высота 6,14 м, диаметр – 6,6 м

6 ученик: царь-пушка. Ее отлил Андрей Чехов в 1586 году. Вес 40 тонн, длина 5 м 34 см. Стрелять из нее должны были картечью. Но в боях она не использовалась.

3 страница – героическая

Учитель: а потом были смутное время и интервенция поляков в Москве, война 1812 года и оставление города французами. Но каждый раз Москва давала отпор врагу и, отстраиваясь заново, становилась все краше и краше.

        Самое серьезное испытание ждало Москву в 1941 году, когда враг стоял на подступах к столице.

Ведущий: 22 июня 1941 года, вероломно нарушив Договор о ненападении, фашистская Германия начала войну против Советского Союза, длившуюся 1418 дней и ночей. Предстоял долгий путь к победе. На главном – московском направлении были сосредоточены наиболее подготовленные силы Вермахта, которыми руководили генералы фон Бок, Гудериан, Клюге.

Учитель: работа с картой «начало Войны»

Уже 10 июля группа армий «Центр» вышла на подступы к Москве, восточнее Смоленска и Ельни.

1 ученик: жара печет до исступления, мы от границы на восход,

Топтали версты отступленья, из деревень в дыму, в пыли,

Шли матери, раскинув платы, чем мы утешить их могли,

Мы, отступавшие солдаты?

Песня: Гуманникова Ксюша

Учитель: 2 июля во всех учреждениях Москвы прошли многолюдные митинги, посвященные организации народного ополчения. В Москве было сформировано 12 дивизий. 24 июля 1941 года фон Бок по требованию Гитлера внес последние коррективы в план операции «Тайфун», согласно которому Москва должна быть разрушена до основания.

Ведущий: на 6 ноября было назначено проведение торжественного заседания в честь 24-ой годовщины великого октября, а 7 ноября решено провести парад войск.

Кадры хроники о параде в Москве

Учитель: ведомством Геббельса тоже была подготовлена кинохроника парада на красной площади – только войск вермахта.

Ведущий: немецкое наступление натолкнулось на упорное сопротивление. Слова генерала Панфилова «Отступать некуда – позади Москва» стали девизом защитников Москвы.

5 декабря 1941 года, используя свежие силы, красная армия нанесла контрудар, ей удалось прорвать фронт немецких войск и вынудить их к отступлению.

Учитель: работа с картой «Битва за Москву»

Так был развеян миф о непобедимости немецкой армии.

Ведущий: А потом были победы под Сталинградом, Курском, освобождением Ленинграда, взятие Берлина. Победа досталась дорогой ценой.

2 ученик: Никто не знает их фамилий, о них ни песен нет, ни книг,

Здесь чей-то сын, и чей-то милый,

и чей-то первый ученик.

Они легли на поле боя, жить, начинавшие едва.

И было небо голубое, была зеленая трава,

По всей России обелиски, как души, рвутся из земли.

Они прикрыли жизнь собою, жить, начинавшие едва,

Чтоб было небо голубое, была зеленая трава.

Учитель: 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве проходил парад Победы. Командовал им К.Рокосовский, принимал парад Г.Жуков. Поверженные фашистские знамена были брошены к подножию Мавзолея.

Фото-парад + аудиозапись

Учитель: Осенью этого года Москва будет праздновать свое 865-летие.

Песня «Москва! Звонят колокола!» Газманов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование учебно речевых ситуаций в процессе обучения устной иноязычной речи учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы"

В методике задачи курса обучения иностранному языку заданы через единство практической, общеобразовательной, развивающей и воспитательной целей при ведущей роли практической цели. Считается, что практ...

Устный журнал для учащихся 5-6 классов «Сказки, фокусы, логогрифы и другие»

Несколько десятков лет назад была объявлена премия за сочинение на тему «Как человек без математики жил». Премия так и осталась не выданной, так как, по-видимому, не нашлось сочинителя, который бы сум...

"Наркомания: социальная болезнь" устный журнал для учащихся 9-11 классов

Цель: расширить знания учащихся о пагубности вредных привычек,            выработать у детей негативное отношение к табаку, алкоголю,...

"Большое и маленькое счастье" - устный журнал для учащихся 3-4 классов

«Большое и маленькое счастье» - устный журнал для учащихся 3-4 классов.    Цель данного мероприятия – расширить знания детей о жизни и содержании домашних питомцев, в...

Устный счет для учащихся 6-х классов

Устный счет на карточках предназначен для отработки действий с отрицательными числами и с числами разных знаков в 6 классе. Можно применять  при  проведении как в соревновательной форме,так ...

устный счёт для учащихся 5-6 классов

Данный материал предназначен для учителей математики, работающих в 5-6-х классах. Устный счёт с обыкновенными дробями и смешанными числами...

устный счёт для учащихся 5-х классов

Данный материал предназначен для учителей математики, работающих в 5-6-х классах. Устный счёт с десятичными дробями (умножение и деление на 10, 100, 0,1; 0,01 и т.д.)...