"Непокорённый город"
методическая разработка по истории на тему

Спирина Светлана Анатольевна

Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории, посвящённого Дню снятия блокады Ленинграда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по истории, посвященное дню снятия блокады Ленинграда

«Непокорённый город»

Цель: вызвать эмоциональный отклик у школьников на событие, связанное с блокадой Ленинграда.

Задачи:

- сформировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.;

- развивать познавательный интерес к изучению исторического прошлого;

- воспитывать патриотические чувства, историческую память, уважение к старшему поколению.

Оборудование:

- ПК с акустическими колонками;

- мультимедийный проектор;

- презентация «Блокада Ленинграда».

Форма: историко-литературная композиция.

                                     

                                                 

Ход мероприятия.

СЛАЙД 1 ( звучит музыка)

1 ученик: Великая Отечественная Война - одна из самых героических и трагических страниц истории нашей страны.  

2 ученик: Тем, кто родился после войны, многого уже не понять и того, что пережило военное поколение - не пережить. Можно только слушать рассказы о тех, кто выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они пережили, и сохранить это в памяти... И отдать дань вечного уважения и вечной благодарности.

1 ученик: 27 января - Российское правительство объявило Днем воинской славы. В этот день в 1944 г. была снята блокада города Ленинграда. 900 дней и ночей жители нашего города и солдаты Красной Армии ценой собственной жизни защищали Ленинград. Подвигу ленинградцев посвящается наше выступление. 

Чтец

Я говорю с тобой под свист снарядов,
угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
страна моя, печальная страна…
Кронштадтский злой, неукротимый ветер
в мое лицо закинутое бьет.
В бомбоубежищах уснули дети,
Ночная стража встала у ворот.
Над Ленинградом – смертная угроза…
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы,
что называлось страхом и мольбой.

СЛАЙД 2

2 ученик: Гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы – 40 отборных дивизий, более 1000 танков и 1500 самолетов. В помощь советским войскам в Ленинграде было сформировано народное ополчение. В него вступили рабочие, студенты, служащие. На занятых врагом территориях Ленинградской области создавались партизанские отряды.

 1 ученик:  Не смотря на героизм и отвагу советских воинов и партизан, в сентябре 1941 года врагу удалось вплотную подойти к Ленинграду и окружить его. 8 сентября немцы перерезали последнюю железную дорогу, связывающую Ленинград с остальной страной и заблокировал город. Началась героическая борьба ленинградцев в условиях блокады.

СЛАЙД 3

8 сентября 1941, в 18 часов 55 минут на Ленинград обрушился невиданный ранее по ударной мощи налет немецкой авиации.

2 ученик:  В истории осады Ленинграда самым трагическим периодом была зима 1941-1942 годов. Город сковала лютая стужа. Отметка термометра  приблизилась к минус 40 градусов.

СЛАЙД 4

Замёрзли водопроводные и канализационные трубы.  Истощенные голодом, обессилившие и измученные непрерывными бомбежками и обстрелами, люди за водой для питья ходили на набережную Невы.

СЛАЙД 5

С трудом спускались на лед, брали воду из быстро замерзающих прорубей, а потом под обстрелом доставляли ее домой.

1 ученик: Вскоре подошло к концу топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет, внутренние стены квартир покрылись изморозью. Ленинградцы начали устанавливать в комнатах железные печки-времянки. В них сжигали столы, стулья, платяные и книжные шкафы, диваны, паркетные плитки пола, а затем и книги. Но, подобного топлива хватило ненадолго. К декабрю 1941 года город оказался в ледяном плену. Улицы и площади занесло снегом, закрывшим первые этажи домов.

СЛАЙД 6

2 ученик: Остановились трамваи, троллейбусы, автобусы. Основным транспортом города стали детские санки. На них везли вещи из разрушенных домов, мебель для отопления, воду из проруби, тяжелобольных, и умерших, завернутых в простыни, т.к. дерева на гробы не было. К концу февраля 1942 в Ленинграде от холода и голода умерло более 200 тыс. человек.

Чтец

Мы рыли рвы – хотелось пить.
Бомбили нас – хотелось жить.
Не говорилось громких слов.
Был дот на каждом из углов.
Был дом – ни света, ни воды.
Был хлеб – довесочек беды.
Сон сокращался в забытье.
Быт превращался в бытие.

Была одна судьба на всех.
Мы растеряли светлый смех.
Мы усмиряли темный страх.
Мы умирали на постах.
Мы умирали…
Город жил –
Исполнен малых наших сил

СЛАЙД 7

1 ученик: Хуже всего приходилось детям. Когда умирают взрослые - это тяжело, но понятно. А смерть детей сознание принимать отказывается.

СЛАЙД 8

Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой.

СЛАЙД  9

 Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой.

2 ученик: В те жуткие дни Таня вела в записной книжке страшный дневник. Девять коротких, трагичных записей, сделанных детской рукой, поведали всему миру о том, что принес фашизм семье Савичевых и другим ленинградским семьям.

СЛАЙД  10

"28 декабря 1941 года Женя умерла...

Бабушка умерла 25 января 1942-го.

17 марта - Лека умер.

Дядя Вася умер 13 апреля.

10 мая - дядя Лёша, мама - 15 мая.

Савичевы умерли. Умерли все.

Осталась одна Таня.

1 ученик: Таню обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Когда ее нашли, она была без сознания от голода. Вместе со 140 другими ленинградскими детьми в августе 1942 года девочку эвакуировали в село Красный Бор Горьковской области.

СЛАЙД 11

 Врачи два года боролись за ее жизнь. Но болезнь уже была неизлечимой.   Она и умерла 1 июля 1944 года.

2 ученик: Школьники наравне со взрослыми боролись за победу. Подростки обошли более 200 тысяч квартир и обнаружили там 70 тысяч беспомощных больных. Одних доставляли в больницы. За другими ухаживали на дому. 10 тысяч детей, оставшихся без помощи взрослых, были устроены в дома малюток и детские сады. У станков стояли подростки. Чтобы дотянутся до станка, они становились на подставки.

СЛАЙД 12

1 ученик: Вся страна помогала блокадному Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями по узкой полоске воды Ладожского озера доставляли продукты и топливо. Но поздней осенью озеро замерзло, и движение судов остановилось. И тогда была проложена, прямо по льду автомобильная дорога. Народ её очень точно называл «дорогой жизни».

По Дороге жизни из Ленинграда вывозили детей, стариков, больных, раненых жителей – всего на Большую землю было переправлено более полумиллиона человек.

2 ученик: В январе 1943 года войска Ленинградского фронта получили приказ – прорвать блокаду! 12 января 1943 года войска перешли в наступление. Через 6 дней, 18 января 1943 года кольцо блокады было прорвано! Воины двух армий встретились.  Солдаты обнимались и плакали от радости. Ленинград получил связь с Большой землей. А это значит, что ленинградцы не будут больше умирать от голода.

1 ученик: Через год 27 января 1944 года блокада была полностью снята, и  в честь разгрома фашистских войск под Ленинградом прозвучал над Невой торжественный салют: 24 залпа из 324 орудий!

СЛАЙД 13

Чтец

Мне кажется:
Когда гремит салют,
Погибшие блокадники встают.
Они к Неве
По улицам идут,
Как все живые,
Только не поют.
Не потому,
Что с нами не хотят,
А потому, что мертвые
Молчат.
Мы их не слышим,
Мы не видим их,
Но мертвые всегда
Среди живых.
Идут и смотрят,
Будто ждут ответ:
Ты этой жизни
Стоишь или нет?

1 ученик: Разные исследования последних лет позволили назвать цифру погибших в блокадном Ленинграде: 1 миллион 200 тысяч. Когда блокада была полностью снята, в Ленинграде осталось лишь 560 тысяч жителей.

2 ученик: Всю блокаду в городе работало радио. Пока стучал метроном, все знали: город жив! Этот метроном включали после объявления воздушной тревоги. И он стучал до отбоя, как большое сердце города. Сердце, которое нельзя остановить. Сейчас мы предлагаем почтить минутой молчания память всех, кто погиб в те страшные годы.

( звучит метроном)

СЛАЙД 14

Чтец

       Опять война, опять блокада…          

А может, нам забыть о них?

Я слышу иногда «не надо,

Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне

И о блокаде пролистали

стихов достаточно вполне».

И может показаться: правы

И убедительны слова.

Но даже если это правда.

Такая правда - не права!

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

чтоб не забылась та война:

Ведь эта память - наша совесть,

Она как сила нам нужна!

1 ученик: Подвиг защитников Ленинграда затмил древние мифы и исторические были о выдержке, стойкости и героизме осажденных врагом городов. И мы всегда должны помнить тех, кто защищал наш великий город!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическая игра, посвящённая Дню Воинской Славы России - 27 января - Дню снятия блокады Ленинграда - "Непокорённый Ленинград!"

Тематическая игра, посвящённая Дню Воинской Славы России – 27 января – Дню снятия блокады Ленинграда – «Непокорённый Лени...

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Мы уходили непокорёнными"

Сценарий литературно-музыкального мероприятия "Мы уходили непобеждёнными" посвящается воинам-интернационалистам. Материал может быть использован для проведения внеклассных мероприятий с целью воспитан...

Череповец в годы Великой Отечественной войны – это город-госпиталь, город-солдат, город-труженик, город-эвакопункт…

Череповец в годы Великой Отечественной войны – это город-госпиталь, город-солдат, город-труженик, город-эвакопункт…Для Череповца война началась так же неожиданно, как и для всей страны. Ещё 22 июня го...

"Непокорённый Ленинград"

Тематический классный час, посвящённый Дню снятия блокады Ленинграда...

Интегрированный урок в 8 классе (музыка, ИЗО, история, литература). Непокорённый Ленинград

Интегрированный урок в 8 классе (музыка, ИЗО, история, литература) Непокорённый Ленинград ...

Урок мужества "Непокорённый Ленинград"

Классный час для детей с УУО о героизме и мужестве русского народа в борьбе с фашизмом....