Пояснительная записка по истории 7 класс
рабочая программа по истории (7 класс) на тему

Пояснительная записка по истории 7 класс на 2014- 2015 учебный год: место предмета в федеральном  базисном учебном плане, цель, задачи, требования к уровню подготовки учащихся, выбор УМК, методические пособия, формы и методы, реализация НРК, КИмы, ЦОРы, критерии и нормы оценки ЗУН учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_istoriya_p.z.docx29.26 КБ

Предварительный просмотр:

Календарное  поурочно-тематическое планирование по истории 7 класс

Пояснительная записка

Тематическое планирование преподавания истории в 7 классе составлено в соответствии с нормативными инструктивно-методическими документами и рекомендациями Министерства образования и науки РФ, Министерства образования и науки Челябинской области:  

  • Федеральный уровень

1. Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089. /

2.О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-126.

3.Федеральный компонент государственного образовательного стандарта. Стандарт основного общего образования по истории // Вестник образования России. 2004. №12.//

4.Примерные программы по учебным предметам: История. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 94 с. - (Стандарты второго поколения).

  • Региональный уровень

1. Закон Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.

2. Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961

3.«О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) об общеобразовательных учреждениях Челябинской области» (Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009г. №103/3414)

4.О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 № 01/1839

5.«О преподавании учебного предмета «История» в общеобразовательных организациях Челябинской области в 2014-2015 учебном году» (Письмо Министерства образования и науки Челябинской области

  •  учебный план МОУ Измайловской СОШ на 2014-2015 учебный год.

Система обучения: традиционная система. Выбор данной системы обучения обусловлен, следующими дидактическими принципам, которые позволяют наиболее полно формировать знания и умения учащихся:

а) Актуализация прежних знаний, необходимых на восприятие нового учебного материала;

б) Восприятие новой информации через наблюдение и слушание;

в) Соотнесение новых представлений с системой ранее усвоенных;

г) Формирование понятий;

д) Применение новых знаний в практической деятельности;

е) Контроль и самоконтроль усвоения нового материал

Актуальность изучения курса истории:

Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.

Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 5—9 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых,  освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся  широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом  человечества.

Основные содержательные линии примерной программы в V-IX классах реализуются в рамках двух курсов - «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала.

Изучение истории осуществляется в соответствии с ОБУП 68 часов в год(2 часа в неделю),  что соответствует требованиям программы. В планировании учтены рекомендации МО и науки РФ о соотношении учебного времени на изучение всеобщей истории (новая история) и истории России (соответственно 40% и 60%). Содержание каждой главы строго  соответствуют Обязательному минимуму содержания основного общего образования по истории, федеральным государственным образовательным стандартам общего образования (ФГОС) и другими нормативным документам МО и науки РФ, МО и науки ЧО и структурой учебника.

Разбивка курса Истории Нового времени на следующие 4  раздела  (26 часов) обусловлена Примерной программой основного общего образования по истории.

Разбивка курса История средних веков на следующие  5 разделов (42 часов) обусловлена «Примерной программа среднего общего образования по истории».

Учебно-тематический план

п/п

Тематический блок

Количество

часов (в год)

Часть 1. История России конца XVI – XVIII вв.

1

Введение

2

Россия на рубеже XVI – XVII вв.

3

Россия в XVII веке

4

Россия при Петре Великом

5

Россия в 1725 – 1762 гг.

6

Россия в 1762 – 1801 гг.

Часть 2. Новая история 1500 – 1800 гг.

1

Вводный урок

1

2

Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация

3

Ранние буржуазные революции. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях)

4

Эпоха Просвещения. Время преобразований

5

Колониальный период в Латинской Америке

6

Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации

Всего часов

68

Тематическое планирование выстроено по программе с использованием учебников получивших гриф МО РФ «допущено».

Выбор УМК. 

    Учебник А.Я. Юдовской, П.А.Баранова,  Л.М. Ванюшкиной:  сокращен текст, усовершенствован методический аппарат, обновлены исторические карты и иллюстративный ряд. Помимо описания основных событий Новой  истории, значительное внимание уделено культуре, быту и нравам  общества переходного периода. Учебник соответствует требованиям программы.

   Учебник А.А.Данилова, Г.Л. Косулиной является второй  частью единого комплекта учебников по отечественной истории для 6-9 классов общеобразовательных учреждений всех типов. Учебник освещает все предусмотренные школьной программой для 7 класса вопросы истории России с конца XVI-XVIII век. Наряду с политической историей большое внимание в учебнике уделяется проблемам развития русской культуры и быта.

Н.Б. Виноградов, Г.Н.Чагин, В.И.Шкерин История Урала

с  древнейших времён до конца 18 века 6-7 класс Екатеринбург 2010

Учебники: 

  • Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVI - XVIII вв.: рабочая тетрадь для 7 кл. общеобразовательных учреждений М.: «Просвещение», 2011.
  • Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России: 7 класс: Поурочные разработки. М.: «Просвещение», 2010.
  • Юдовская А.Я. Новая история 1500 – 1800: учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2010.
  • Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Рабочая тетрадь по Новой истории 1500 – 1800. 7 класс. М.: «Просвещение», 2010. Вып. 1,2.
  • История Урала с древнейших времён до наших дней

               //под редакцией   И.С.Огоновской, Екатеринбург «Сократ» 2012

  • Н.Б. Виноградов, Г.Н.Чагин, В.И.Шкерин История Урала

               с  древнейших времён до конца 18 века 6-7 класс Екатеринбург 2010

Методические пособия:

  1. Юдовская А.Я.,    Ванюшкина Л.М. Поурочные разработки по новой истории 1500-1800. М., «Просвещение»,2010г.
  2.  Юдовская А.Я.,    Ванюшкина Л.М. Программа и примерное планирование курсов новой истории (VII-VIII классы). С-П., «Просвещение», 2012.
  3. Назоренко М.Н. История России. Поурочные планы по учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России. 7 класс» часть 1-2, Волгоград 2010г.
  4. История России в таблицах и схемах. М. «Дрофа» 2014г.
  5. Серов Б.Н., Гаркуша Д.М., Лескинен М.В. «Поурочные разработки по истории России с конца 16 до конца 18 века. 7 класс» М.»Вако» 2012.
  6. С.К.Алиева Всеобщая история (в таблицах и схемах) М.1997г.
  7. Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Рабочая тетрадь по Новой истории 1500-1800. 7 класс, С-П., СМИО Пресс 2014г.
  8. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь по истории России 16-18 век. 7 класс М. «Просвещение» 2014 г.

Контрольно-измерительные материалы:

Для повышения уровня самообразования в изучении курса «Новая история»  и «История Россия» используются:

1. Грибов В.С. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по Новой истории ( 16 – начало 20 в.в.) 7 – 8 классы. М.»Сфера» 2010, стр. 4-47

Тестовые задания предназначены для текущего контроля и закрепления материала по новой истории 16-18в.в. Задания расположены соответственно программе, составленной на основе опубликованного по рекомендации МО и Н РФ государственного образовательного стандарта, разработанного лабораторией истории Института общего среднего образования. Тестовые задания проверены в практике обучения.

1. Грибов В.С. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по Новой истории ( 16 – начало 20 в.в.) 7 – 8 классы. М.»Сфера» 2010, стр. 4-47

Тесты составлены с учётом действующих программ и учебников по истории России и истории нового времени для 7-8 классов общеобразовательных учреждений. Они могут быть использованы как для текущей проверки и закрепления знаний учащихся на уроках, так и для итоговой аттестации. Наличие ответов ко всем тестам позволит школьникам самостоятельно подготовиться к зачётам, контрольным работам и повторить материал перед экзаменом.

3. А.А. Данилов, Л.Г.Косулина Рабочая тетрадь по истории России 16-18 в.в.. М:2014г.

Для повышения уровня самообразования в изучении курса «История России» используются рабочие тетради. Разнообразные задания рабочей тетради помогают становлению исторического мышления школьников, усвоению главных исторических фактов школьного курса «История Россия, формирует основные понятия, необходимые интеллектуальные умения и навыки.

4. 1000 вопросов и ответов по истории школьникам и абитуриентам М:АСТ 1999г.Этот сборник даёт возможность использовать разноуровневые задания для работы с документами, изучать исторические события по вопросам и ответам.

5. С.Г. Смирнов Задачник по истории России М:2010г.

6. И.Я.Лернер Задачник по истории Отечества, М: 2014г.

новные понятия, необходимые интеллектуальные умения и навыки.

Цели и задачи учебного предмета:

Главная цель изучения истории в современной школе —

образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Задачи изучения истории в основной школе:

формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе

Цель изучения курсов «История Нового времени» и «История России XVI - XVIII вв.»:

  • освоение школьниками ключевых исторических понятий; ознакомление с основными религиозными системами; раскрытие особенностей социальной жизни, структуры общества на этапе до конца XVIII  века; раскрытие специфики власти; раскрытие выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории XVI - XVIII вв.; раскрытие значения политического и культурного наследия разных цивилизаций.

Общие задачи изучения предмета истории в 7 классе следующие:

- формирование ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Нового времени;

- овладение знаниями о своеобразии эпохи Нового времени в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета;

  • воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала русской литературы, легенд и мифов других народов;
  • формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Нового времени;

- развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;

- формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве древнерусского общества и различных государств для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.

Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.

Сроки реализации данной программы: 2013-2014 учебный год

Аргументация использования резервных часов: резервных часов по курсам «История Нового времени» и «История России XVI - XVIII вв.» в 7 классе не предусмотрено авторской программой.

Инструментарий для оценивания результатов: устные ответы, тестирование, контрольные работы, мониторинги, самостоятельные работы, зачеты, творческие работы, проекты, участие в конкурсах, конференциях и др.

Система оценки достижений учащихся: пятибалльная система.

Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая, исследовательская, проблемная, тестового контроля.

Знания и умения:

  • определять и объяснять понятия;
  • уметь выделять главную мысль, идею в тексте учебника, рассказе учителя, письменном тексте, документе;
  • рассматривать общественные явления в развитии, конкретно-исторических проявлениях, применяя принципы историзма;
  • анализировать исторические процессы, явления, факты, обобщать и систематизировать полученную информацию, решать ситуативные
  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры.

Реализация НРК:

За счет учебного времени из регионального (национально-регионального) компонента предполагается изучение особой содержательной линии «История родного края». Эта содержательная линия предусмотрена государственным стандартом общего образования,  она ориентирована на обязательное изучение, но не подлежит включению в требования к уровню подготовки выпускников основной общей школы.

Знание всеобщей истории невозможно без знания истории родного края.            Содержание национально-регионального компонента включено в содержание учебных тем по истории России.

На региональный компонент в образовательной области выделено 10% времени (4часа). Региональный компонент отражает национальные, этнокультурные и региональные особенности Южного Урала. История учит многому,  прежде всего любви к Отечеству и своему родному краю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка 10-11 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.   Данная рабочая программа разработанна на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов, авторы: доктор педагогических наук В.И. Лях, канд...

Пояснительная записка 5-9 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.      Данная рабочая программа разработанна на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов, авторы: доктор педагогических н...

Пояснительная записка математика 11 класс

Пояснительная записка к рабочей программе по математике 11 класс, алгебра- Мордкович, геометрия -Атанасян....

пояснительная записка по истории ФГОС 6 класс

Данная образовательная программа по истории для 6 класса на 2014-2015 учебный год...

пояснительная записка по истории для 5-9 классов общеобразовательной школы

пояснительная записка по истории 8 класса автор А.А.Данилов, Л.Г.Косулина...

Пояснительная записка по истории 5 класс

Пояснительная записка по истории 5 класс к учебнику Вигасин, Годер, Свенцицкая....