Использование системы контрольно-измерительных материалов для оценки уровня подготовки учащихся на уроках истории
учебно-методический материал по истории на тему

Исупова Елена Николаевна

Тестирование пользуется широкой популярностью в образовательном процессе. Тесты ценятся за возможное использование на всех этапах обучения от первичного закрепления и систематизации до итогового контроля и оценки знаний, скорость проверки результатов, накопление оценок в больших классах, где опросить каждого по одному разу даже в течение месяца не представляется возможным. Применение тестов на уроках истории позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать умение анализировать, синтезировать, систематизировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать. Данный материал представляет мой опыт использования тестов на уроках истории. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование системы контрольно-измерительных материалов

для оценки уровня подготовки учащихся на уроках истории

Тестирование пользуется широкой популярностью в образовательном процессе. Тесты ценятся за возможное использование на всех этапах обучения от первичного закрепления и систематизации до итогового контроля и оценки знаний, скорость проверки результатов, накопление оценок в больших классах, где опросить каждого по одному разу даже в течение месяца не представляется возможным.

Применение тестов на уроках истории позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать умение анализировать, синтезировать, систематизировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать. ЕГЭ выявляет уровень подготовки выпускников по истории для поступления в вузы, а первая и вторая часть заданий представлена в виде тестов. Различают следующие типы тестов.

  1. группа - тесты специальных способностей и достижений:
  2. группа тестов — «тесты интеллекта».

К тестам специальных способностей и достижений относятся:

1)задания с несколькими вариантами выбора ответа

2)        задания на установление соответствия

Исторический материал, который можно проверить данным тестом.

К тестам специальных способностей и достижений относятся:

1)задания с несколькими вариантами выбора ответа

1.Хронологические знания и умения: знание дат и событий, хронологических рамок, периодов наиболее значительных событий и процессов.

Знание дат и событий.

Монгольские полчища под руководством Чингисхана вторглись в Китай:

  1. 1211 г.
  2. 1210 г.
  3. 1219 г.
  4. 1217 г.

Умение определять синхронность исторического факта

1.Кто из нижеперечисленных лиц был современником:

  1. Александр Невский и Сергий Радонежский,
  2. Дмитрий и Мамай,
  3. Иван III и Марфа Борецкая,
  4. Иван III и Мамай.

2.Во время правления Ивана III:

  1. произошла Куликовская битва,
  2. «стояние на реке Угре»,
  3. русская церковь стала автокефальной,
  4. внешние отношения Новгорода поставлены под контроль Москвы.

Умение соотносить факт с историческим периодом

Симеон   Гордый,   будучи   сыном   Ивана   Калиты, продолжал объединительную политику отца. Это было:

  1. 1353-1359 гг.
  2. 1325-1340 гг.
  3. 1340-1353 гг.
  4. 1359-1398 гг.

Умение определять последовательность событий, вести счет лет.

1.Какое       событие       произошло       раньше? Восстановите последовательность. Ответ запишите цифрами.

  1. Захват Киева.
  2. «Стояние на реке Угре».
  3. Ледовое побоище.
  4. Куликовская битва.

2.Кто первый из русских князей получил право сбора дани с русских земель в пользу Орды?

  1. Иван Калита.
  2. Семен Гордый.
  3. Иван III.
  4. Дмитрий Донской.

2. Картографические знания и умения:

Знание места действия

Где впервые русские встретились с монголо-татарами:

  1. р. Калка,
  2. р. Дон,
  3. р. Вожа,
  4. у стен Киева.

Умение читать легенду к карте

 Отметьте  среди  перечисленных  ниже  территорий  те, которые последними вошли в единое русское государство:

  1. Тверь
  2. Новгород
  3. Рязань

4.Псков 

Умение идентифииировать(узнавать) факт, используя легенду карты

Как называл летописец Нестор древний речной путь, обозначенный на схеме цифрой «1».

3.        Знание главных и неглавных исторических фактов(места, обстоятельств, участников, результатов исторических событий).

Персоналии

Кто из русских князей первым принял титул «великий князь всея Руси»:

  1. Иван Калита,
  2. Иван III,
  3. Иван IV,
  4. Василий III.

Статистика

Сколько недель оборонялся от войск Батыя городок, прозванный «злым»:

  1. 5 недель,
  2. 2 недели,
  3. 10 недель,
  4. 7 недель.

Сложный исторический факт.

Батыево нашествие разделило Русь на две эпохи: Русь домонгольскую и Русь под владычеством монголов. Об этом свидетельствует следующий факт:

1.развитие городов,

2.развитие новых отраслей хозяйства,

3.отставание от европейских стран,

4.выход Руси на внешний рынок,

4.        Теоретические знания и умения: объяснение исторических
терминов, соотнесение факта и явления, обобщение фактов, выявление
взаимосвязанности исторических событий.

Понятия и их признаки

Что такое ярлык:

  1. ханская грамота на великое княжение,
  2. дань русских земель монголам,
  3. налог, который собирали русские князья для Орды,
  1. разрешение на въезд в столицу Сарай.

Существенные черты, признаки явлений и процессов.

Характерными чертами русской культуры второй половины XIV в.были:

  1. расширение каменного строительства,
  2. отсутствие местных центров культуры,
  1. сохранение всех ценностей русской культуры во время монгольского ига,
  2. отсутствие исторической литературы.
    Причины и предпосылки исторических событий

Каковы были причины победы русских войск на Куликовом поле:

1.объединение русских земель,

2.отсутствие дисциплины в русских войсках,

  1. в русском войске были только князья,
  2. монгольское войско не умело сражаться.

Последствия исторических событий

Куликовская битва не уничтожила монголо-татарское иго, но она:

  1. вдохнула новые силы и надежды в сердца русских людей,
  2. показала неспособность татарского войска сражаться,
  3. показала неспособность русского народа сражаться,
  4. привела к окончательному объединению русских земель.

Умение выделять существенные признаки однородных исторических фактов.

Какое событие объединяет эти имена: Пересвет и Челубей:

  1. Невская битва,
  2. «стояние на р. Угре»,
  3. Куликовская битва,
  4. битва на р. Шелони.

Умение проводить поиск исторической информаиии

Прочтите отрывок из сочинения В.О. Ключевского и укажите, о каких исторических событиях идет речь.

«Страна представляла собой зрелище полного видимого разрушения. Поляки взяли Смоленск; польский отряд сжег Москву и укрепился за уцелевшими стенами Кремля и Китай-города; шведы заняли Новгород и выставили одного из своих королевичей кандидатом на московский престол...»

 1 .Ливонской войне

2.Смуте

3.Введении опричнины

4.Смоленской войне

К тестам специальных способностей и достижений относятся:

2)        задания на установление соответствия

Исторический материал, который можно проверить данным тестом.

Установите   соответствие   между   именами   князей   и событиями, связанными с их  деятельностью. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
КНЯЗЬЯ СОБЫТИЯ
А) Владимир Мономах        1) разгром половцев

Б) Владимир Святославич        2) объединение Киева и Новгорода

В) Ярослав Мудрый        3) восстание древлян

Г) Игорь Старый        4) крещение Руси

5) принятие «Русской правды»
А        Б        В                              Г

2 группа тестов - «тесты интеллекта». Предполагают узнавание предъявленной информации, ее анализ по заданному критерию, отнесение информативных блоков к соответствующим параметрам.

Позволяют проверить знание основных фактов, процессов, явлений, умение проводить систематизацию по одному основанию; по нескольким основаниям, находить общие закономерности и делать вывод о сходстве или различии.

К этим тестам относятся:

а)        задания на группировку исторической информации,

б)        задания на аналогию,

в)        задания на исключение лишнего,

г)        задания на определение последовательности.

Задания на группировку исторической информации

1.Что из перечисленного ниже связано с событиями 1 марта 1881 г.?

А) создание «Петербургского союза борьбы за освобождение рабочего класса»

Б)   убийство Александра II

В)   баррикадные бои в Москве

Г)   арест СЛ. Перовской

Д) созыв Государственной Думы

Е)   суд над народовольцами

Укажите верный ответ.

1)АБВ        2)АВД        3)БГЕ                   4)ВГД

2. Какие из перечисленных ниже положений относились к царствованию Николая I? Укажите три верных положения. Ответ запишите цифрами без пробелов.

1 .введение рекрутского набора в армию

2.бироновщина

  1. учреждение III отделения императорской канцелярии
  1. проведение П.Д. Киселевым реформы управления государственными крестьянами
  1. издание «Полного собрания законов Российской империи»
  2. аракчеевщина

Задания на аналогию
Важный  в  истории  России  процесс,  характеризуемый понятиями «Юрьев день», «урочные лета», «бессрочный сыск беглых крестьян», называется_______________        крестьян

Задания на исключение лишнего

1.На каких принципах построен данный ряд: 1240, 1242, 1410

2.Ниже приведён перечень терминов, понятий. Все они, за исключением одного, относятся к событиям XIX века. Народники, декабристы, социал-демократы,петрашевцы, иосифляне.
Найдите и запишите термин, относящийся к другому историческому периоду.

В заданиях на определение последовательности следует проранжировать исторические события, восстанавливая их причинно-следственные связи.

Что было одним из последствий реформы политической системы СССР в период "перестройки"?

  1. усиление роли КПСС
  2. созыв Съезда народных депутатов СССР
  3. принятие Конституции «развитого социализма»

4. отказ от критики культа личности И.В. Сталина

3 группа тестов — тесты со свободными ответами.

Они отличаются тем, что проверяемая информация не содержится в основной части задания, и школьники воспроизводят ее самостоятельно на репродуктивном или творческом уровне. Это задание требует умения не только изложить содержание основных фактов, но и, используя необходимые термины, раскрыть причинно- следственные, пространственные, временные связи; сопоставлять различные оценки, формулировать собственную позицию и ее обосновывать.

а)задания с ограничениями на ответы

В 1485 г. тверичи целовали крест князю Ивану Ивановичу Молодому. И в этом же году Иван III принял официальный титул        

б)задания со свободными ответами.

1.Многие города Древней Руси возникали на берегах рек. Объясните, в чём состояли преимущества такого расположения города (приведите три объяснения).

2.Дискуссия о роли варягов в российской истории и их национальной принадлежности, спор между норманнистами и антинорманнистами начались ещё в середине XVIII в. и продолжаются до сих пор.
Объясните, чем различались взгляды сторонников и противников норманнской теории (приведите три объяснения).

Методы «угадывания» — новый аспект активизации познавательно -смысловой деятельности учащихся

Методы "угадывания" (когда сомневаешься в правильности ответа)

1. Логический метод. При выполнении этим методом тестового задания необходима логика рассуждений.

Пример 1. Согласно министерской реформе Александра I...

а)министры назначались Государственным советом и были ответственны перед ним;

б)министры избирались служащими министерства;

в)министры назначались императором и были ответственны перед ним.

Решение (ход логического рассуждения):

а)если министры были ответственны перед Государственным советом, то Государственный совет ограничивал бы этим власть императора (именно исполнительную власть), а мы знаем, что до начала XX в. в России был абсолютизм, т.е. император обладал всей полнотой власти. Следовательно, такой вариант ответа неверен;

б)избрание министров служащими министерства говорит об ограничении власти царя и наличии самоуправления в высших эшелонах исполнительной власти (где никогда не бывает самоуправления).

Следовательно, такой вариант ответа неверен;

в) этот вариант отвечает духу абсолютной власти императора. Верно.

2.        Метод ключевого слова. Выявляется ключевое слово, от которого
зависит правильный выбор ответа (ответов).

Пример 1. Какая категория населения относилась к полупривилегированному сословию?

а)мещане

б)казаки

в)дворяне

Решение. Ключевое слово здесь — полупривилегированный. Необходимо определить, что это такое. Это значит имеющий льготы, преимущества перед другими сословиями, занимающий наиболее выгодное положение на социальной лестнице. Можно подумать над ответом на вопрос, в чем конкретно выражены эти привилегии (например, освобождение от налогов).

а)мещане - городские жители, которые платят подати и несут воинскую повинность, т.е. не имеют льгот;

б)казаки несут пограничную службу и вследствие особенно опасного места проживания и особенного характера службы освобождены от податной повинности;

в)дворяне как опора трона и самодержавия освобождены от всех повинностей в пользу государства,  в частности, от воинской и податной повинностей.

Из этого вытекает, что полупривилегированное положение (льготы наполовину) занимало казачье сословие.

3.        Оперирование теоретическим материалом. Этот метод предполагает отработку механизма рассуждений при выборе правильного ответа и оперирование теоретическими знаниями.

Пример 1. Конституция Никиты Муравьева предполагала ...

а)введение в России парламентской республики

б)введение в России конституционной монархии

в)утверждение в России новой царствующей династии

Решение. Конституция Н. Муравьева была разработана Северным обществом, которое по своей программе и направленности считалось умеренным: не предлагало разрушить существующий строй, а лишь реформировать его; предлагало такие варианты политического устройства, которые реально можно было воплотить в российской действительности. Поэтому варианты «а» и «в» неверны, так как означают радикальные изменения тогдашнего политического устройства. Это не соответствует программе Северного общества. Правильный ответ - «б»: институт монархии должен быть сохранен, но подвергнут реформированию.

4.        Использование знания дат и хронологии. Здесь необходимо
знание не только основных дат, но также и последовательности исторических
событий.

Пример 1. В каком году был принят Устав о цензуре, названный впоследствии чугунным!

 а) В 1812 г. б) В 1826 г. в) В 1856 г.

Решение. Готовя ответ на вопрос, можно оттолкнуться от конкретного знания: Устав, о котором идет речь, был принят при Николае I, следовательно, необходимо вспомнить годы его правления (1825-1855 гг.). Значит, варианты «а» и «в» отпадают. Правильный ответ - вариант «б».

  1. Метод исключения заведомо неверных ответов. Здесь важно определить, какие варианты ответов являются, без сомнения, неправильными, т.е. по каким-то параметрам не подходят как правильный ответ (хронология, последовательность, географические несоответствия и другое).

Пример 1. В чем заключался главный замысел М.И. Кутузова, когда он оставлял Москву в 1812 г.?

а)сохранить русскую армию

б)спасти Петербург

в)навязать Наполеону зимнюю кампанию

Решение. Совершенно очевидно, что вариант б) неверен, поскольку Кутузов, оставив Москву, повернул на юг, к Калуге. Выбираем варианты «а» и «в».

  1. Понятийный метод. Используется при работе с вопросами по понятиям. Главное условие -необходимо знать значение каждого понятия: например, что социальная лестница - это порядок расположения, структура; революция - это процесс слома существующей системы и т.д.

Пример 1. Что предполагала политика военного коммунизма?

а)введение продразверстки на продовольственные излишки

б)установление права на труд

в)установление 8-часового рабочего дня

Решение. «Военный» - ключевое слово, его предлагается сделать опорным. Значит, речь идет о политике военного времени, что предполагает чрезвычайные меры по отношению к населению - жесткие внеэкономические меры. Кто-нибудь из учеников может также вспомнить, что политика военного коммунизма реализовывалась в годы Гражданской войны, что тоже отражает характер жизни населения. Варианты «б» и «в» - права демократического характера, в условиях Гражданской войны их реализовать невозможно. Продразверстка - сбор продовольствия (в основном - хлеба) в пользу государства - мера чрезвычайная, поскольку преследует цель ввести нормативное распределение продовольствия в военных условиях. Правильный ответ «а».

  1. Ассоциативный метод. Этот метод опирается на закрепленные в сознании учеников ассоциативные связи, допустим Сталин - репрессии, Бухарин - НЭП, Хрущев - разоблачение культа личности Сталина.

Пример 1. О каком событии всемирной истории Павел I запретил всякое упоминание?

а)о введении в Англии в 1215 г. Великой хартии вольностей

б)о Великой французской революции

в)о падении Византийской империи в 1453 г.

Решение. Учащимися могут быть отработаны ассоциативные связи: Павел не любил Францию и французов, преклонялся перед Пруссией. Следовательно, правильный вариант - вариант «б».

  1. Визуально-ассоциативный метод. Опирается на зрительную память учащихся, задействует механизмы зрительной памяти.

Пример 1. В каком регионе Российской Империи была сосредоточена основная часть промышленного производства?

а)в центральной части России

б)в Прибалтийском регионе

в)в Белорусском регионе

Решение. Если на уроках регулярно используются наглядные пособия и карты, то у учеников может запечатлеться в памяти следующая картинка: карта России (например, XIX в.) и в центре ее - скопление значков, обозначающих развитие различных промышленных отраслей -текстильной, металлургической, машиностроительной, топливной и т.д. Правильный ответ - «а».

  1. Комбинированный метод. Предполагается использование одновременно нескольких методов для нахождения правильного ответа.

Пример 1. Когда началось восстание декабристов?

а)        14 декабря 1825 г.

б)        29 декабря 1825 г.

в)        6 марта 1826 г.

Решение. Можно использовать метод ключевого слова, это слово декабристы, значит, событие произошло в декабре, следовательно, подходящими для ответа можно считать варианты «а» и «б». Далее можно использовать метод знания дат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Создание контрольно-измерительных материалов для оценки учебной деятельности учащихся на уроках информатики при изучении раздела «Системы счисления» - 2014 г.

Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ по программе ВБ «Проектирование учебного занятия на основе современных  информационных технологий» на тему: «Создание контрольно-измерительн...

Методические рекомендации по разработке контрольно - измерительных материалов для выявления уровня подготовки студентов СПО

Федеральные Государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования третьего поколения устанавливают, что учебные заведения при подготовке специалистов обязаны обеспечивать га...

«Создание контрольно-измерительных материалов для оценки учебной деятельности учащихся на уроках информатики при изучении раздела «Системы счисления»

Это интерактивное электронное пособие для проверки уровня знаний по теме "Системы счисления", а также для самостоятельного изучения этой темы. Задания типа кроссворд, установи соответствие, восстанови...

Контрольно-измерительные материалы для оценки метапредметных планируемых результатов по русскому языку учащихся 5 классов по разделу «Морфология. Имя существительное» с использованием краеведческого материалы.

Федеральный государственный стандарт представляет собой единство требований к результатам, структуре и условиям реализации основной образовательной программы, осуществляемое в соответствии с заданным...

Памятки для качественной подготовки учащихся к урокам истории

Данный материал поможет родителям учащихся более эффективно контролировать подготовку детей к урокам. ...

Критерии оценки проектной работы учащихся на уроках истории и обществознания

Критерии оценки проектной работы учащихся на уроках истории и обществознания...