урок по истории для 11 класса
план-конспект урока по истории (11 класс) по теме

Урок по истории России для 11 класса на тему:"Российская история накануне I мировой войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_11_klass.docx24.61 КБ

Предварительный просмотр:

Повторительно-обобщающий урок для 11 класса

Предмет: история

Авторы учебника: А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко

Тема: «Российская империя накануне I мировой войны»

Учитель: Шандала Е.И., МБОУ СОШ №59,ст. Северской, МО Северский район

Тема: «Российская империя накануне I мировой войны».

Цель:

 - обобщить знания учеников по истории России в период с 1900 г. по 1914 г.;

- осуществить контроль знаний, умений и навыков;

- дать характеристику некоторым процессам, которые определили ситуацию в стране в начале XX века.

Оборудование:  карта России начала XX века, карта русско-японской войны, дидактические карточки, мультимедийное оборудование.

Ход урока:

Учитель: Сегодня мы проведём урок на тему «Российская империя накануне I мировой войны». Цель нашего урока повторить и обобщить те знания, которые мы уже получили, а так же дать характеристику некоторым процессам, определившим ситуацию в стране в начале XX века.

Распределение заданий:

3 человека получают карточки, 1 выходит к интерактивной доске.

Таблица на доске:

1

Столыпинская реформа

2

Первая русская революция

3

Третьеиюньская монархия

4

Русско-японская война

5

Манифест царя

6

Кровавое воскресенье

1905-1907г.г., 1904-1905 г.г., 1906-1911 г.г., 3 июня 1907г., 17 октября 1917 г., 3 января 1905 г.

Определите последовательность событий:

Учитель: Начало XX века характеризуется вступлением России в стадию постепенного перехода к индустриальному обществу, то есть к обществу, в котором завершён процесс создания крупной, технически развитой промышленности и соответствующих ей социальных и политических отношений. Сам процесс перехода к индустриальному обществу мы будем называть модернизацией. Подобный период развития прошли все ведущие державы. Однако, российская модернизация имела свои особенности. Она носила как бы догоняющий характер и проходила под контролем верховной власти. Модернизация захватила не все сферы и отрасли экономики, а только те, которые способствовали укреплению могущества государства. Сам процесс модернизации привёл к напряжению всех сил страны, но основные тяготы легли на плечи народа, что послужило причиной острых социальных конфликтов. Модернизация «сверху» вела к возрастанию роли государства в экономике, централизацию и бюрократизацию управления, укрепление авторитарных начал верховной власти. Это приводило к сложнейшим внутренним противоречиям, связанными, прежде всего с социальной и политической сферами.  Выход из них лежал только на пути сотрудничества власти и общества, совместных уступок друг другу. Но этот спасительный путь оказался не реальным. Процесс буржуазного реформирования закончился революцией. Давайте попытаемся разобраться, почему же так произошло.

Мозговой штурм:

Вопрос 1. Для начала необходимо определить территориальную структуру государства, состав населения, а так же геополитическое положение.

Вопрос 2. А теперь поговорим об экономическом развитии России на рубеже веков. Каковы были особенности российской экономики к началу XX века?

Вопрос 3. Хорошо, но, не смотря на догоняющий характер модернизации, Россия всё же вступила в фазу империализма. Чем можно это доказать?

Вопрос 4. Главной особенностью экономики России является ведущая роль в ней государства. Но дело в том, что именно социально-экономическая отсталость страны заставила Николая II провести несмелые буржуазные реформы. Кто был автором этих реформ?

Вопрос 5. Несмотря на преобразования, в стране назревал внутренний политический кризис. В чём он выражался?

Вопрос 6. Одним из способов изменить положение в стране стала «небольшая победоносная война на Востоке». Что это за война и чем она закончилась для России?

Вопрос 7. В 1905 г. в России началась революция. В связи с данной ситуацией царизм вынужден был пойти на уступки. Какие?

Вопрос 8. С 1906 г. в России начались новые реформы по проекту Столыпина. Расскажите о них.

Вопрос 9. Итак, это была очередная попытка реформ в стране по инициативе государства. Почему же накануне I мировой войны российское общество оказалось на гране потрясений?

Учитель: Хорошо, мы устно повторили основные моменты данного периода, а теперь обратим внимание на доску:

  1. Проверим работу с датами.
  2. Игра «выбрать лишнее»:

А) «Кровавое воскресенье»

     «Всероссийская стачка»

     «Политический социализм»  ˅

Б) «Потёмкин»  ˅

     «Варяг»

     «Петропавловск»

В) Чернов                    Гапон   ˅       Гучков

      Милюков               Ленин

Г) кадеты                     октябристы

     либералы  ˅            «Чёрная сотня»

  1. Словарный диктант с взаимопроверкой (на доске высвечиваются слова, даётся 5 минут на работу, затем учащиеся меняются листиками и проверяют друг друга, указывая имя проверявшего, листочки сдаются учителю)

Слова: монополия, индустриализация, урбанизация, протекционизм, поликонфессиональность.

  1. Текст с ошибками:
  • К началу XX века Российская империя занимала II место по размеру территории.   +
  • К началу XX века Россия была полностью аграрной страной.  ˗
  • Николай II был сторонником конституционной монархии.   ˗
  • Революция 1905-1907 г.г. была стихийной и не подготовленной.+
  • Эсеры, кадеты, октябристы – все они сторонники конституционной монархии. (эсеры)  ˗
  • Столыпин считал, что если улучшить благосостояние крестьян, то можно избежать революции. +
  • За данный период в России работали 4 государственные думы. +
  • Большевики – самая многочисленная партия России. ˗
  • Витте считал, что разорившихся дворян надо заставить заниматься предпринимательством. +
  • Николай II был инициатором буржуазных реформ в стране.  ˗
  1. Работа с документами:

На экране высвечиваются текстовые документы и вопросы к ним:

  • «Из беседы императора Александра III с цесаревичем Николаем».
  • «Из петиции рабочих и жителей Петербурга Николаю II. 9 января 1905 г.».
  • «Об усовершенствовании государственного порядка. Из высочайшего манифеста 17 октября 1905 г.».
  • «Из речи П.А. Столыпина о земельном проекте и землеустройстве крестьян. 5 декабря 1908 г.».

Заключительное слово учителя и выставление оценок.

Приложение.

Из беседы императора Александра III с цесаревичем Николаем

        «Самодержавие создало историческую индивидуальность России. Рухнет самодержавие, не дай Бог, тогда с ним рухнет и Россия. Падение исконной русской власти откроет бесконечную эру смут и междоусобиц… Будь твёрд и мужественен, не проявляй никогда слабости. Выслушивай всех, в этом нет ничего позорного, но слушайся только самого себя и своей совести. В политике внешней – держись независимой позиции. Помни, у России нет друзей. Нашей огромности боятся. Избегай войн. В политике внутренней  – прежде всего покровительствуй церкви».

Можно ли эти слова Александра III назвать завещанием сыну? Почему? Следовал ли этим словам Николай II?К чему это привело?

Петиция рабочих и жителей Петербурга для подачи царю Николаю II в день 9 января 1905 г.

«Государь!

Мы, рабочие и жители города С.-Петербурга разных сословий, наши жены, и дети, и беспомощные старцы-родители, пришли к тебе, государь, искать правды и защиты. Мы обнищали, нас угнетают, обременяют непосильным трудом, над нами надругаются, в нас не признают людей, к нам относятся как к рабам, которые должны терпеть свою горькую участь и молчать. Мы и терпели, но нас толкают все дальше в омут нищеты, бесправия и невежества, нас душат деспотизм и произвол, и мы задыхаемся. Нет больше сил, государь. Настал предел терпению. Для нас пришел тот страшный момент, когда лучше смерть, чем продолжение невыносимых мук».

С какой целью жители Петербурга обратились с петицией именно к царю? Чего они ожидали?

Из манифеста об усовершенствовании государственного порядка 17 октября 1905 г.

  1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.
  1. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей. Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Родиною, помочь прекращению сей неслыханной смуты и вместе с Нами напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле.

Что означали дарованные свободы?

Из речи П.А. Столыпина о земельном проекте и землеустройстве крестьян. 5 декабря 1908 г.

        Личный собственник, по смыслу закона, властен распоряжаться своей землёй, властен закрепить за собой свою землю, властен требовать отвода отдельных участков её к одному месту; он может прикупить себе земли, может заложить её в Крестьянском банке, наконец, может продать её.

Какие пункты реформы оговаривает П.А. Столыпин в этом отрывке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Всемирной истории .Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения .

Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения ....

УРОК ПО ИСТОРИИ 6 КЛАСС "УДЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД РУССКОЙ ИСТОРИИ"

Урок  разработан на основе технологии развития критического мышления, центральный прием - фишбоун. В приложении содержится текст на основе которого составляется фишбоун....

Мастер-класс Урок по истории 10 класс "XVI век. Иван IV. Теория и практика государственного правления"

Урок по истории 10 класс «XVI век. Иван IV.Теория и практика  государственного правления»...

Конспект урока по истории. 5 класс. Что такое история? История – наука о прошлом человечества.

Класс 5 Тема: Что такое история? История – наука о прошлом человечества. Цель: дать представление об истории как науке о прошлом человечества. Задачи: Ознакомить учащихся с понятием история, истори...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСТОРИИ 6 КЛАСС Тема урока: "Киевская Русь в IX - начале XII вв."

КОНСПЕКТ  УРОКА ПО ИСТОРИИ   Тема урока: "Киевская Русь в IX - начале XII вв." 6 класс...

Конспект открытого урока по истории. 8 класс. Тема урока "Восстание декабристов".

Конспект открытого урока по истории в 8 классе. Тема урока "Восстание декабристов"....

Технологическая карта урока по истории 7 класса "Изменения в культуре и быту в эпоху Петра Великого" (2 урок)

Технологическая карта урока по истории России 7 класса по теме "Изменения в культуре и быту в эпоху Петра Великого". Можно использовать как технологическую карту при проведении повторительно-обобщающи...