Рабочая программа по ОРКСЭ (5 класс).
рабочая программа по истории (5 класс) на тему

Тюлькина Надежда Александровна

Рабочая программа по ОРКСЭ (5 класс).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_orkse.docx64.16 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю.                                           Согласовано.                                       Рассмотрено.

Директор МБУ СОШ № 2                  Зам. директора по УВР                       На заседании МО                

__________Н. Ф. Тихонова              _________О. П. Юрковец                       Протокол №____

«___»_________20____г.                      «___»___________20___г.                  от «___»_______20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Уроков  основ духовно-нравственной культуры  России

Классы:  5 А, Б, В          

Учитель: Тюлькина Надежда Александровна

Количество часов за год: 17;  по программе: 17

Всего: 17 ч.;  в неделю: 0,5 ч.            

Плановых контрольных уроков: 1

Планирование составлено на основе программы:

С. В. Агафонов, К. А. Кочегаров Рабочая программа к учебнику основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России. 4 класс. М.: «Русское слово», 2012

Учебник:

Сахаров А. Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы религиозных культур народов России. 5 класс. М.: ООО «Русское слово», 2012

Методическая литература:

   1. Религии народов современной России. А–Я. Словарь. М., 2002

   2. Токарев С.А. Религии в истории народов мира. М., 2005

Рабочую программу составил (а) ______________________      Тюлькина Н. А.

                                                              подпись         расшифровка подписи          

Утверждаю.                                           Согласовано.                                       Рассмотрено.

Директор МБУ СОШ № 2                  Зам. директора по УВР                       На заседании МО                

__________Н. Ф. Тихонова              _________О. П. Юрковец                       Протокол №____

«___»_________20____г.                      «___»___________20___г.                  от «___»_______20___г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Уроков  основ духовно-нравственной культуры  России

Классы:  5 А, Б, В          

Учитель: Тюлькина Надежда Александровна

Количество часов за год: 17;  по программе: 17

Всего: 17 ч.;  в неделю: 0,5 ч.            

Плановых контрольных уроков: 1

Планирование составлено на основе программы:

С. В. Агафонов, К. А. Кочегаров Рабочая программа к учебнику основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России. 4 класс. М.: «Русское слово», 2012

Учебник:

Сахаров А. Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы религиозных культур народов России. 5 класс. М.: ООО «Русское слово», 2012

Методическая литература:

   1. Религии народов современной России. А–Я. Словарь. М., 2002

   2. Токарев С.А. Религии в истории народов мира. М., 2005

Календарно-тематическое планирование составил (а) ________________    Тюлькина Н. А.

                                                                                                          подпись         расшифровка подписи          

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Настоящая программа разработана на основе:

  • требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года;
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  •  Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»;
  • Рабочая программа к учебнику «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России». 5 класс авт-сост С. В. Агафонов, К. А. Кочегаров «Русское слово», 2012.

Характеристика и цели предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

     В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования 2010 г. имеется обязательная предметная

область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Изучение основ духовно-нравственной культуры предполагает дальнейшее развитие учащихся; воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни.

    Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего

образования, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения демократического гражданского

общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава

российского общества. В соответствии со Стандартом, на ступени основного общего образования осуществляется дальнейшее формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно-нравственное развитие и воспитание, предусматривающее принятие подростками моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление духовного здоровья обучающихся.

Характеристика и цели модуля «Основы религиозных культур народов России».

     Курс «Основы религиозных культур» является одним из модулей в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры

народов России». Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющаяся методологической

основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, определяет систему

базовых национальных ценностей, к которым относятся религиозные традиции многонационального народа Российской Федерации. Носителями базовых национальных ценностей, согласно концепции, являются традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия; исламские; иудаистские; буддистские). Концепция отмечает большую роль христианских (и прежде всего православных) ценностей в формировании и развитии национального воспитательного идеала, который, например, «в средневековой Руси был… представлен для православных христиан прежде всего в образе Иисуса Христа». При этом современный воспитательный идеал определяется в том числе и исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох. А духовно-нравственное развитие гражданина России должно осуществляться в процессе восприятия и принятия «культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии». Из этого вытекает очевидная необходимость знакомства учащихся с историей и нравственной традицией российских религий в ходе курса «Основы религиозных культур народов России». Курс выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесса, обобщая знания о религиозных культурах России, полученные в начальной школе. В курсе четко проводится мысль о необходимости уважения к собственной культуре и традициям, необходимости понять и принять морально-нравственные ценности, веками составлявшие духовную основу российской цивилизации. Подобный подход способствует формированию таких личностных универсальных учебных действий, как основы гражданской идентичности, основы социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание), а также реализации соответствующих личностных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Содержание курса соответствует возрастным особенностям учащихся. Объемы учебного материала не превышают мак- симальное количество часов, выделенное на изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе. Содержание курса предусматривает актуализацию межпредметных связей с такими предметами, как история, обществознание и литература.

Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса методически и содержательно связан с курсом «Основы духовно- нравственной культуры народов России» для 4 класса. Вместе с курсом «Основы светской этики» для 4–5 классов они интегрируются в единую систему, призванную познакомить обучающихся с основами духовно- нравственной культуры народов России в начальной и средней школе. Системность в содержании и методическом наполнении курсов обеспечивается за счет: общих принципов структурирования материала, когда в основе структуры лежит тема; общей фундаментальной морально-нравственной и методологической основы, раскрывающей универсальные нравственные принципы различными средствами; общей методической и дидактической направленности. Содержание курса «Основы религиозных культур народов России» имеет воспитывающий характер, способствует духовно-нравственному развитию учащихся, содействует формированию чувства патриотизма, любви и уважения к Отечеству, родному краю, духовным истокам российской цивилизации. Материал курса носит поликультурный характер, отражает многообразие и единство современного мира, культур народов мира и России.

Требования к результатам обучения и освоения содержания модуля «Основы религиозных культур народов России».

     К результатам освоения программы курса следует отнести:

Личностные результаты: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

Предметные результаты: воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; формирование представлений об основах культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;

формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

Метапредметные результаты:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной

деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и

познавательной деятельности;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:

находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и

отстаивать свое мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Место предмета в базисном учебном плане.

      Федеральный базисный учебный план отводит в 5 классе на предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 17 часов. Данная программа рассчитана на 17 учебных часов: вводный урок, 15 тем, итоговое повторение.

Педагогическое обеспечение учебного процесса.

      К необходимым элементам учебно-методического и информационного обеспечения учебного процесса относится учебник, программа, рабочая программа, книга для учителя, а также фонд дополнительной литературы (на выбор учителя), приведенной в данном издании.

Список дополнительной литературы.

Справочные издания.

1. Андросов В.П. Словарь индо-тибетского и российского буддизма: главные имена, основные термины, доктринальные понятия. М., 2000. 1

2. Гаврилова Ю.Б., Емельянов В.В. Ислам: карманный словарь. СПб., 2002.

3. Еврейская энциклопедия: в 16 т. М., 1991.

4. Ислам классический: энциклопедия / под ред. К. Королева. М., 2005.

5. Ислам на территории бывшей Российской империи: энциклопедический словарь. Вып. 1–4. М., 1998–2003**. (Вып. 1–3 переизданы: М.,2006).

6. Ислам: энциклопедический словарь. М., 1991.

7. Католическая энциклопедия. Т. 1–3. М., 2001–2006**.

8. Краткая еврейская энциклопедия: в 11 т. Иерусалим, 1982–2001. (Т. 1–7. М., 1996).

9. Мифологический словарь / под ред. Е.М. Мелетинского. М., 2003*.

10. Мифы народов мира: энциклопедия / под ред. С.А. Токарева: в 2 т. М., 2003*.

11. Народы и религии мира: энциклопедия / под ред. В.А.Тишкова. М.,1999*.

12. Православная энциклопедия. Т. 1–23. М., 2000–2010**.

13. Религии народов современной России. А–Я. Словарь. М., 2002*.

14. Религиоведение: энциклопедический словарь. М., 2005.

15. Христианство: энциклопедический словарь: в 3 т. М., 1993–1995.

16. Энциклопедия для детей. Т. 6. Религии мира. Ч. 1–2. М., 2002*.

Научная и научно-популярная литература.

1. Мюллер М. От слова к вере: миф и религия. М., 2002.

2. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.,1999*.

3. Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. СПб., 2006*.

4. Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990*.

5. Токарев С.А. Религии в истории народов мира. М., 2005*.

6. Всеобщая история религий мира. М., 2006.

7. Мень А., прот. История религий: в 7 т. М., 1991–1993*.

8. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 2006*.

9. Религиозные традиции мира: в 2 т. М., 1996. * Есть и другие издания. ** Издание продолжается.

10. Христианство.

11. Аввакум (Петров), прот. Житие протопопа Аввакума. М., 2001*.

12. Бегунов Ю.К. Александр Невский. М., 2003.

13. Библия, изложенная для семейного чтения. М., 2006.

14. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.,2007*.

15. Богданов А.П. Русские патриархи 1589–1700 гг.: в 2 т. М., 1999.

16. Борисов Н.С. Сергий Радонежский. М., 2006*.

17. Булгаков С.Н. Православие: очерки учения Православной церкви. М., 1991*.

18. Великий князь Александр Невский / сост. А.Ю. Карпов. М., 2002.

19. Вениамин (Федченков), митр. Божьи люди: мои духовные встречи. М., 1998*.

20. Вострышев М.И. Патриарх Тихон. М., 2004*.

21. Глубоковский Н.Н. Библейский словарь. Сергиев Посад, 2007.

22. Годри И. Лютер. М., 2000.

23. Голубинский Е.Е. История Русской Церкви: в 4 т. М., 1997–1998.

24. Денисов Л.И. Житие преподобного и богоносного отца нашего Сера-фима, Саровского чудотворца. М., 1998*.

25. Диомид (Дзюбан), еп. Митрополит Арсений (Мацеевич). М., 2001.

26. Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. М.,2001*.

27. Добротолюбие в русском переводе святителя Феофана Затворника:в 5 т. М., 2003*.

28. Добротолюбие: избранное для мирян / сост. архим. Ювеналий. М.,2002*.

29. Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений: православие и русская лите-ратура ХVIII–ХХ вв. М., 2002.

30. Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. М., 1994*.

31. Житие и чудеса Святого Николая Чудотворца, архиепископа Мир-ликийского и слава его в России. М., 1994*.

32. Жития русских святых: в 2 т. М., 2003*.

33. Жуков Д.А. Аввакум Петрович // Жуков Д.А., Пушкарев Л.Н. Рус-ские писатели ХVII века. М., 1972. Также в кн.: Жуков Д.А. Огне-пальный. Новосибирск, 1988*.

34. Журавский А.В. Жизнеописания новых мучеников Казанских: год1918-й. М., 1996.

35. Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. М., 2006*.

36. Знаменский П.В. История Русской Церкви. М., 2000*.

37. Иисус Христос в документах истории / сост. Б.Г. Деревенский. СПб., 2007*.

38. Карпов А.Ю. Владимир Святой. М., 1997*.

39. Карпов А.Ю. Ярослав Мудрый. М., 2001.

40. Карсавин Л.П. Католичество. Страсти блаженной Анжелы. Томск,1997.

41. Карсавин Л.П. Монашество в Средние века. М., 1992*.

42. Карташов А.В. Вселенские соборы. СПб., 2002*.

43. Карташов А.В. Очерки по истории Русской Церкви: в 2 т. М., 2000*.

44. Лебедев Л., прот. Крещение Руси. М., 2003*.

45. Лепахин В.В. Значение и предназначение иконы. М., 2003.

46. Лобачев С.В. Патриарх Никон. СПб., 2003.

47. История Русской Церкви: в 9 т. 12 кн. М., 1994–1999 / Т. 1–7:

48. Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви; Т. 8: Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700–1917; Т. 9: Цыпин В.А., прот. История Русской Церкви. 1917–1997; Приложение: Смолич И.К. Русское монашество 988–1917. Жизнь и учение старцев. Малицкий П.И. Руководство по истории Русской Церкви. М., 2000.

49. Мень А., прот. Библиологический словарь: в 3 т. М., 2002.

Мень А., прот. Сын Человеческий. М., 1998*.

50. Никифор (Бажанов), архим. Иллюстрированная Библейская энциклопедия. М., 2006*.

51. Новый Завет. Псалтирь. М., 2006*.

52. Перхавко В.Б., Пчелов Е.В., Сухарев Ю.В. Князья и княгини Русской земли IХ–ХVI вв. М., 2002.

53. Польский М., протопресв. Новые мученики Российские: в 2 кн. М.,1993.

54. Поповский М.А. Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга. СПб., 2007*.

55. Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М.,1995.

56. Православные старцы Оптиной пустыни: жития, чудеса, поучения. М.; Рига, 1995.

57. Прохоров Г.М. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы: в 2 кн.СПб., 2000*.

58. Регельсон _______Л.Л. Трагедия Русской Церкви. М., 1996.

59. Рожков В.А. Очерки по истории Римско-католической церкви. М., 1994.

60. Сахаров А.Н., Назаров В.Д., Боханов А.Н. Подвижники России. М.,1999*.

61. Серафим (Роуз), архим. Православие и религия будущего. М.,1996*.

62. Серафимо-Дивеевские предания / сост. и примеч. А.Н. Стрижева. М., 2001.

63. Смирнов Е.И. История Христианской Церкви. М., 2007.

64. Смирнов П., прот. История Христианской Православной Церкви. М., 1998*.

65. Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон. М., 1997*.

66. Таисия (Карцова), монахиня. Русские святые. СПб., 2001.

67. Тальберг Н.Д. История Русской церкви. М., 1997*.

68. Тихон (Полянский), иером. Путешествие в историю русских монастырей. М., 2006*.

69. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета / под ред. А.П.Лопухина: в 12 т. М.,

1997–1998*.

70. Федоров В.А. Русская православная церковь и государство: 1700–1917. М., 2003.

71. Федотов Г.П. Святые Древней Руси / предисл. о. А. Меня. М., 1997*.

72. Фирсов С.Л. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х –1918 г.). М., 2002.

73. Флоровский Г.В., прот. 1) Восточные отцы IV в.; 2) Византийские отцы V–VIII вв. Минск, 2006*.

74. Флоровский Г.В., прот. Пути русского богословия. Минск, 2006*.

75. Цыпин В., прот. История Русской православной церкви. 1700– 2005. М., 2006.

76. Шмеман А., протопресв. Исторический путь Православия. Париж,1985*.

77. Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола: биогр.очерки. М., 1995.

78. Ислам

79. Абдулатипов Р.Г. Судьбы ислама в России. М., 2002.

80. Аль-Мунтахаб фи Тафсир аль Ку’ран аль-Карим: толкование Свя-щенного Корана на русском языке / пер. с араб. Казань, 2001*.

81. Бартольд В.В. Работы по истории ислама и Арабского халифата. М., 2002.

82. Батунский М.А. Россия и ислам: в 3 т. М., 2003.

83. Иордан М.В., Кузеев Р.Г., Червонная С.М. Ислам в Евразии. М.,2000.

84. Коран / пер. и комм. И.Ю. Крачковского. М., 1990*.

85. Коран / пер. смыслов и комм. Иман Валерии Пороховой. М., 2000*.

86. Крымский А.Е. История мусульманства. Жуковский, 2003.

87. Мец А. Мусульманский Ренессанс. М., 1996*.

88. Мюллер А. История ислама: в 4 т. М., 2004.

89. Очерки истории распространения исламской цивилизации: в 2 т.М., 2002.

90. Панова В.Ф., Вахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. М., 1991.

91. Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М., 1991.

92. Резван Е.А. Коран и его мир. СПб., 2001.

93. Родионов М.А. Ислам классический. СПб., 2003*.

94 Тораваль И. Исламская цивилизация. М., 2002.

95. Фаизов С.Ф. Ислам в Поволжье. VIII–XX вв.: очерк истории. М.,1999.

96. Хадисы Пророка / пер. и комм. Иман Валерии Пороховой. М., 2000*.

97. Иудаизм

98.Агада: сказки, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей / пер.С.Г. Фруга. М., 2006*.

99. Айзенштадт Ш. Пророки. М., 2004.

100. Вихнович В.Л. Иудаизм. СПб., 2006.

101. Гейзель З. Еврейская традиция. Иерусалим, 2002.

102. История еврейского народа / под ред. Ш. Эттингера. М.; Иерусалим, 2002.

103. Книги иудейских мудрецов. СПб., 2005.

104. Козодой Р. Еврейские праздники. М., 2001.

105. Мануйлова Ю.В. Еврейские праздники, обычаи, обряды. Ростов-на-Дону, 2001.

106. Мировоззрение талмудистов. М., 1994.

107. Мудрецы Талмуда: сборник сказаний, притч, изречений. Ростов-на-Дону, 2006*.

108. Пилкингтон С.М. Иудаизм. М., 1998.

109. Телушкин Й. Еврейский мир. М.; Иерусалим, 2002*.

110. Штейнзальц А. Введение в Талмуд. М., 1993.

111. Буддизм

112. Альбедиль М.Ф. Индия: беспредельная мудрость. М., 2003.

113. Андросов В.П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. М., 2001.

114. Андросов В.П. Буддизм Нагарджуны. М., 2000.

115. Буддизм: четыре благородных истины. М., 2002*.

116. Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 1977.

117. Ермакова Т.В., Островская Е.П., Рудой В.И. и др. Введение в буд-дизм. СПб., 1999.

118. Кожевников В.А. Буддизм в сравнении с христианством: в 2 т. М.,2002.

119. Конзе Э. Буддизм: сущность и развитие. СПб., 2003.

120. Ринчендуб Б. История буддизма. СПб., 1999.

121. Семотюк О.П. Буддизм: история и современность. Ростов-на-Дону; Харьков, 2005.

122. Стронг Дж. Будда: краткая биография. М., 2003.Томас Э. Будда. М., 2003.

123. Торчинов Е.А. Введение в буддизм. СПб., 2005*Улиг Г. Будда. Ростов-на-Дону, 1998.

124. Эррикер К. Буддизм. М., 2003*.

Рекомендуемые ресурсы Интернета.

http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов.

http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы.

http://www.russkoe-slovo.ru/ - сайт издательства «Русское слово»: имеется методический раздел.

http://www.religion.historic.ru/ - история религии

http://www.foma.ru/- о православии в России

http://islam.ru/ - об исламе

http://www.threeda.ru/ - об иудаизме

http://www.buddhismofrussia.ru/ - о буддизме в России


Календарно-тематическое планирование по ОРКСЭ 5 класс.

темы

п/п

Тема (в

соответствии

с

содержанием

учебного

предмета,

курса по

примерной

программе).

Д/з

Кол-

во

часов

Основные

понятия и

термины

Виды учебной

деятельности, включая

конкретные универсальные

учебные действия

Результаты освоения курса

Личностные

(формирование основ

гражданской

идентичности, основы

социальных

компетенций,

правосознание;

способность к

самообразованию)

Метапредметные

(овладение

регулятивными,

коммуникативными,

познавательными ууд)

Предметные

(освоение:

предметных учебные

действий с опорой на

содержание предмета)

1

Введение

в курс.

1

Религия,

традиция,

традиционные

религии

Формирование историко-

географического образа

России;

межконфессиональной

толерантности, готовности

к сотрудничеству с

людьми иных этносов и

культур. Актуализация и

формализация знаний

учащихся о социальных

явлениях.

Формулирование

определений понятий

«религия», «традиция»,

«традиционная религия».

Извлечение информации

из различных знаковых

систем.

Фиксация информации в

различных знаковых

системах.

Познавательное чтение.

Формирование уважения к

другим народам России;

освоение национальных

ценностей, традиций,

культуры;

формулирование основных

традиций развития

государственности и

общества.

Воспитание российской

гражданской

идентичности:

патриотизма, уважения к

Отечеству, прошлому и

настоящему

многонационального

народа России

Усвоение правил работы

с учебником.

Совершенствование

навыков целеполагания;

формулирования

собственной  точки

зрения в сотрудничестве

с  партнёрами  по

образовательному процессу;  адекватного

использование

письменной  и  устной

речи  для  решения

коммуникационных

задач  и  отражения

собственных мыслей;

создания моделей и схем;

установления причинно-

следственных  связей;

установления

родовидовых отношений;

формулирования

определений  понятий;

ознакомительного,

изучающего,

усваивающего  и

поискового  чтения;

структурирования

текстов;  выделения

главного  и

второстепенного;

работы с метафорами.

Знать особенности,

основы вероучения и

истории

возникновения

традиционных

религий России.

Понимать важность их

наследия для

культурного и духовного развития

нашей страны.

2

Православие

в Древней

Руси.

& 1

1

Монастырь,

монахи,

поучение

Актуализация и

формализация знаний

учащихся о социальных

явлениях.

Формулирование

определений понятий

«монастырь», «монахи»,

«поучение».

Извлечение информации

из различных знаковых

систем.

Фиксация информации в

различных знаковых

системах.

Установление причинно-

следственных связей; объяснение явлений,

процессов, связей;

владение культурной

традицией своего народа.

Познавательное чтение.

Знание основ

культурного наследия

своего народа;

Формирование

уважительного и

доброжелательного

отношения к другому

человеку

Совершенствование

навыков целеполагания;

формулирования

собственной  точки

зрения в сотрудничестве

с  партнёрами  по

образовательному

процессу;  адекватного

использование

письменной  и  устной

речи  для  решения

коммуникационных

задач  и  отражения

собственных мыслей;

создания моделей и схем;

установления причинно- следственных  связей;

установления

родовидовых отношений;

формулирования

определений  понятий;

ознакомительного,

изучающего,

усваивающего  и

поискового  чтения;

структурирования

текстов;  выделения

главного  и

второстепенного;

работы с метафорами.

Иметь представления

об основных событиях

Крещения Руси и

утверждении

христианства в нашей

стране.

Понимать и

принимать идеалы и

ценности, заложенные

в «Поучении»

Владимира Мономаха:

милосердие, любовь к

ближнему,

справедливость,

правдолюбие,

честность и др.

3

Православие

в

Московской

Руси

& 2

1

Автокефалия,

уния,

печалование,

нестяжатели.

Актуализация и

формализация знаний

учащихся о социальных

явлениях.

Формулирование

определений понятий

«автокефалия»,

«печалование»,

«нестяжатели».

Извлечение информации

из различных знаковых

систем.

Фиксация информации в

различных знаковых

системах.

Установление причинно-

следственных связей;

объяснение явлений,

процессов, связей;

владение культурной

традицией своего народа.

Познавательное чтение.

Формирование

целостного

мировоззрения,

соответствующего

современному уровню

развития науки;

Развитие морального

сознания, формирование

нравственных чувств и

нравственного

поведения.

Совершенствование

навыков  установления

причинно-следственных

связей  между

историческими

событиями  и  их

отражением  в

религиозной  жизни

общества;  создания

моделей  и  схем;

установления

родовидовых отношений;

формулирования

определений  понятий;

ознакомительного,

изучающего,

усваивающего  и

поискового  чтения;

структурирования

текстов;  выделения

главного  и

второстепенного;

работы с метафорами.

Знать основные

события истории

православия на Руси в

период монгольского

нашествия и после

него. Понимать

важность роли Церкви

и православной веры в

поддержании единства

русских земель и их

объединения вокруг

Москвы.

Понимать и

принимать идеалы и

ценности,

проповедовавшиеся

митрополитом

Алексием: любовь к

ближнему,

милосердие,

справедливость,

трезвость и др.

Объяснять смысл

понятий уния и

автокефалия.

Понимать важность для христианина

нестяжания и

приоритета духовных

ценностей (любви к

Родине, к семье, к ближнему).

4

Православие

при царях и

императорах

России.

& 3

1

Патриарх всея

Руси, Синод,

старцы,

Оптинская

пустынь,

Саровская

пустынь

Актуализация и

формализация знаний

учащихся о социальных

явлениях.

Формулирование

определений понятий:

«Патриарх всея Руси»,

«Синод», «старцы»,

«Оптинская пустынь»,

«Саровская пустынь».

Извлечение информации

из различных знаковых

систем.

Фиксация информации в

различных знаковых

системах.

Установление причинно-

следственных связей;

объяснение явлений,

процессов, связей;

владение культурной

традицией своего народа.

Познавательное чтение.

Ролевая игра

«Паломничество в

Саровскую пустынь»

Ориентация в системе

моральных норм;

владение

национальными

ценностями, традициями

и культурой.

Формирование

целостного

мировоззрения,

соответствующего

современному уровню

развития науки;

Развитие морального

сознания, формирование

нравственных чувств и

нравственного

поведения.

Совершенствование

навыков  установления

причинно-следственных

связей  между

историческими

событиями  и  их

отражением  в

религиозной  жизни

общества;  создания

моделей  и  схем;

установления

родовидовых отношений;

формулирования

определений  понятий;

ознакомительного,

изучающего,

усваивающего  и

поискового  чтения;

структурирования

текстов;  выделения

главного  и

второстепенного;

работы с метафорами;

принятия позиции

«другого».

Знать основные

события истории

православия во

времена Российского

царства и Империи.

Иметь представление

о патриотической

позиции церкви во

время Смутного

времени.

Понимать и

принимать заветы

оптинских старцев: не

унывать, не осуждать

других, любить

ближнего.

5

От

Советской

России до

современнос

ти

& 4

1

Гонения на

Церковь,

Русская

Православная

Церковь

Заграницей, Акт

о каноническом

общении

Актуализация и

формализация знаний

учащихся о социальных

явлениях.

Формулирование

определений понятий:

«Гонения на Церковь»,

«Русская Православная Церковь Заграницей»,

«Акт о каноническом

общении». Извлечение

информации из различных

знаковых систем.

Фиксация информации в

различных знаковых

системах.

Установление причинно-

следственных связей;

объяснение явлений,

процессов, связей;

владение культурной

традицией своего народа.

Познавательное чтение.

Просмотр с обсуждением

фрагментов фильма

В.Хотиненко «Поп».

Развитие социально-

критического

мышления, ориентации в

особенностях

социальных отношений

и взаимодействий;

выражение

гражданского патриотизма и любви к

Родине; признание

ценности жизни во всех

ее проявлениях.

Формирование

целостного

мировоззрения,

соответствующего

современному уровню

развития науки;

освоение социальных

норм, правил поведения

с учетом

этнокультурных

ценностей;

формирование

целостного

мировоззрения,

соответствующего

духовному

многообразию

современного мира

Совершенствование

навыков  установления

причинно-следственных

связей  между

историческими

событиями  и  их

отражением  в

религиозной жизни  общества;

формулирования

определений  понятий;

ознакомительного,

изучающего,

усваивающего  и

поискового  чтения;

структурирования

текстов;  выделения

главного  и

второстепенного;

работы с метафорами;

принятия позиции

«другого».

Формирование

адекватного восприятия

«экранной» культуры.иозной  жизни

Знать основные

события истории

православия XX –

начала XXI в. Иметь

представление о

духовной стойкости

православных во

времена гонений (на примере епископа

Луки) и

патриотической

позиции Церкви в

годы Великой

Отечественной войны.

Понимать и

принимать ценности и

идеалы,

проповедуемые

сегодня Церковью:

социальную

справедливость,

нестяжание, добро и

др.

6

Православие

в традициях

русского

народа.

& 5

1

Крестные

родители,

восприемники,

именины,

отпевание,

Яблочный Спас.

Актуализация и

формализация знаний

учащихся о социальных

явлениях.

Формулирование

определений понятий:

«крестные родители»,

«восприемники»,

«именины», «отпевание»,

«Яблочный Спас».

Ролевая игра «Крестные».

Моделирование ситуаций,

требующих адекватного

поведения (на крестинах,

на именинах, на

отпевании)

Уважительное

отношение к

культурным традициям

своей страны и народа;

формулирование

собственного мнения и

позиции.

Развитие морального

сознания, формирование

нравственных чувств и

нравственного

поведения Усвоение

традиционных

ценностей

многонационального

российского общества;

Совершенствование

навыков целеполагания;

познавательного чтения;

освоения социальных

ролей и норм;

организации и участия в

ролевых играх;

установления причинно-

следственных связей

между соблюдением

традиций, образом жизни

и восприятием нас со

стороны «других»;

коммуникации с

«другими».

Понимать важность в

жизни православного

человека традиций и

обрядов,

определявших его

жизнь от рождения до

смерти. Объяснять

понятие крестины и

именины, приводить

примеры пословиц и

поговорок

религиозного

характера.

Понимать тесную

связь православия и

любви к Родине для

жителя России на

протяжении многих веков.

Понимать и

принимать

православные

ценности дружбы,

верности долгу,

милосердия.

7

Дом и семья

в

православии.

& 6

1

Красный угол,

Домострой,

мясоед,

Всероссийский

день семьи,

любви и

верности.

Актуализация и

формализация знаний

учащихся о социальных

явлениях.

Формулирование

определений понятий:

«Красный угол»,

«Домострой», «мясоед»,

«Всероссийский день

семьи, любви и верности»

Моделирование ситуаций,

требующих адекватного

поведения (в доме

православного

христианина, на празднике

семьи, любви и верности).

Подготовка сценария

праздника семьи, любви и

верности в классе (школе)

и его реализация.

Уважительное

отношение к

культурным традициям

своей страны и народа;

осознания значения

семьи в жизни человека

и общества, принятие

ценностей семейной

жизни, уважительное и

заботливое отношение к

членам своей семьи

Совершенствование

навыков целеполагания;

познавательного чтения;

освоения социальных

ролей и норм;

организации и участия в

ролевых играх;

установления причинно-

следственных связей

между соблюдением

традиций, образом жизни

и восприятием нас со

стороны «других»;

коммуникации с

«другими». Развитие

навыков работы в группе,

поведения на массовых

мероприятиях.

Понимать значение в

жизни православного

человека традиций,

связанных с домом и

семьей.

Знание сюжета жития

Петра и Февронии.

Объяснять значение

Всероссийского дня

семьи, любви и

верности.

8

История

ислама в

России.

& 7

1

Арабский

халифат,

Волжская

Булгария,

Золотая Орда,

татарские

государства,

верховный сеид,

новокрещенские

комиссии,

терпимая

религия, медресе.  

Формирование историко-

географического образа

России;

межконфессиональной

толерантности, готовности

к сотрудничеству с

людьми иных этносов и

культур. Актуализация и

формализация знаний

учащихся о социальных

явлениях.

Формулированиеопределений понятий:

«Арабский халифат»,

«Волжская Булгария»,

«Золотая Орда»,

«татарские государства»,

«верховный сеид»,

«новокрещенские

комиссии», «терпимая

религия», «медресе».

Извлечение информации

из различных знаковых

систем.

Фиксация информации в

различных знаковых

системах.

Установление причинно-

следственных связей;

объяснение явлений,

процессов, связей;

владение культурной

традицией своего народа.

Познавательное чтение.

Формирование

целостного

мировоззрения,

соответствующего

современному уровню

науки и общественной

практики

Совершенствование

навыков  установления

причинно-следственных

связей  между

историческими

событиями  и  их

отражением  в

религиозной  жизни

общества;

формулирования

определений  понятий;

ознакомительного, изучающего,

усваивающего  и

поискового  чтения;

структурирования

текстов;  выделения

главного  и

второстепенного;

работы с метафорами;

принятия позиции

«другого».

Знать основные

события, связанные с

историей ислама в

России с древности до

современности. Иметь

представление о

веротерпимости,

существовавший в

исламских

государствах и

терпимости русского

правительства по отношению к

мусульманам после их

вхождения в состав

России.

Объяснять смысл

понятия «медресе».

9

Ислам в

современно

й России.

& 8

1

Имам,

Центральное

Духовное

управление

мусульман,

Совет муфтиев,

Координационн

ый центр

мусульман

Северного

Кавказа.

Актуализация и

формализация знаний

учащихся о социальных

явлениях.

Формулирование

определений понятий:

«Имам», «Центральное

Духовное управление

мусульман», «Совет

муфтиев»,

«Координационный центр

мусульман Северного

Кавказа». Извлечение

информации из различных

знаковых систем.

Фиксация информации в

различных знаковых

системах. Установление причинно-

следственных связей;

объяснение явлений,

процессов, связей;

владение культурной

традицией своего народа.

Познавательное чтение.

Просмотр и обсуждение

фрагментов фильма

В.Хотиненко

«Мусульманин»

Ориентация в

особенностях

социальных отношений

и взаимодействий.

Формирование

уважительного и

доброжелательного

отношения к другому

человеку, его культуре и

религии. Освоение

социальных норм,

правил поведения с

учетом этнокультурных

ценностей;

формирование

целостного

мировоззрения,

соответствующего духовному

многообразию

современного мира

Совершенствование

навыков  установления

причинно-следственных

связей  между

социальными явлениями

и их отражением в жизни

общества;

формулирования

определений  понятий;

ознакомительного,

изучающего,

усваивающего  и

поискового  чтения;

структурирования

текстов;  выделения

главного  и

второстепенного;

работы с метафорами;

Иметь представление

о современном этапе

развития

мусульманства в

нашей стране,

мусульманском

религиозном

образовании и

мусульманских

организациях.

Понимать важность в

жизни современных

российских

мусульман ценностей

милосердия, мира и

согласия, здорового

образа жизни и др. принятия позиции

«другого».

Формирование

адекватного восприятия

«экранной культуры».

10

Дом и семья

в исламе.

& 9

1

Мусульманская

семья, честь

рода

Актуализация и

формализация знаний

учащихся о социальных

явлениях.

Формулирование

определений понятий:

«мусульманская семья»,

«честь рода». Извлечение

информации из различных

знаковых систем.

Фиксация информации в

различных знаковых

системах.

Установление причинно-

следственных связей;

объяснение явлений,

процессов, связей;

владение культурной

традицией своего народа.

Познавательное чтение.

Моделирование ситуаций,

требующих адекватного

поведения (в гостях у

мусульманской семьи).

Уважительное

отношение к

культурным традициям

своей страны и народа;

умение формулировать

собственное мнение и

позицию. Развитие

морального сознания,

формирование

нравственных чувств и

нравственного

поведения; Осознания

значения семьи в жизни

человека и общества,

принятие ценностей

семейной жизни,

уважительное и

заботливое отношение к

членам своей семьи

Совершенствование

навыков целеполагания;

формулирования

собственной  точки

зрения в сотрудничестве

с  партнёрами  по

образовательному

процессу;  адекватного

использование

письменной  и  устной

речи  для  решения

коммуникационных

задач  и  отражения

собственных мыслей;

создания моделей и схем;

установления причинно-

следственных  связей;

установления

родовидовых отношений;

формулирования

определений  понятий;

ознакомительного,

изучающего,

усваивающего  и

поискового  чтения;

структурирования

текстов;  выделения

главного  и

второстепенного;

Понимать важность

для мусульманина

ценностей семьи,

уважения к старшим,

милосердия.

Приводить примеры

почитания в

мусульманской

традиции

соответствующих

ценностей.

11

Появление и

развитие

иудаизма в

России.

& 10

1

Кагал, хедер,

иешива,

синагога

Формирование историко-

географического образа

России;

межконфессиональной

толерантности, готовности

к сотрудничеству с

людьми иных этносов и

культур. Актуализация и

формализация знаний

учащихся о социальных

явлениях.

Формулирование

определений понятий:

«кагал», «хедер»,

«иешива», «синагога»

Извлечение информации

из различных знаковых

систем.

Фиксация информации в

различных знаковых

системах.

Установление причинно-

следственных связей;

объяснение явлений,

процессов, связей;

владение культурной

традицией своего народа.

Познавательное чтение.

Формирование

целостного

мировоззрения,

соответствующего

современному уровню

науки и общественной

практики.

Формирование

ответственного

отношения к учению.

Совершенствование

навыков  установления

причинно-следственных

связей  между

историческими

событиями  и  их

отражением  в

религиозной  жизни

общества;

формулирования

определений  понятий;

ознакомительного,

изучающего,

усваивающего  и

поискового  чтения;

структурирования

текстов;  выделения

главного  и

второстепенного;

работы с метафорами;

принятия позиции

«другого».

Знать основные

события, связанные с

историей иудаизма в

России с древности до

начала XX века.

Объяснять понятия

кагал, хедер и иешива.

12

Иудаизм в

СССР и

современной

России.

& 11

1

Холокост,

Еврейский

антифашистский

комитет,

Федерация

еврейский

общин,

Конгресс еврейских

религиозных

организаций и

объединений

Актуализация и

формализация знаний

учащихся о социальных

явлениях.

Формулирование

определений понятий:

«Холокост», «Еврейский

антифашистский комитет», «Федерация еврейский

общин», «Конгресс

еврейских религиозных

организаций и

объединений». Извлечение

информации из различных

знаковых систем.

Фиксация информации в

различных знаковых

системах.

Просмотр и обсуждение

фрагментов фильма

Л.Горовца «Дамский

портной»

Выражение

гражданского

патриотизма и любви к

Родине; признание

ценности жизни во всех

ее проявлениях.

Освоение социальных

норм, правил поведения с учетом

этнокультурных

ценностей;

формирование

целостного

мировоззрения,

соответствующего

духовному

многообразию

современного мира

Совершенствование

навыков  установления

причинно-следственных

связей  между

историческими

событиями,

социальными явлениями

и их отражением в жизни общества;

формулирования

определений  понятий;

ознакомительного,

изучающего,

усваивающего  и

поискового  чтения;

структурирования

текстов;  выделения

главного  и

второстепенного;

работы с метафорами;

принятия позиции

«другого».

Формирование

адекватного восприятия

«экранной культуры».

Знать основные

события, связанные с

историей иудаизма в

СССР и современной

России. Осознавать

масштаб трагедии

Холокоста и значение

патриотической позиции еврейского

народа в годы

Великой

Отечественной войны.

Понимать важную

роль иудейской

общины в проповеди

идеалов и ценностей

милосердия, любви к

ближнему, взаимной

терпимости разных

народов и культур в

современном

российском обществе.

13

Иудаизм в

культуре и

традициях

еврейского

народа.

& 12

1

Законоучитель,

обряд выкупа

первенца.

Актуализация и

формализация знаний

учащихся о социальных

явлениях.

Формулирование

определений понятий:

«законоучитель», «обряд

выкупа первенца».

Извлечение информации

из различных знаковых

систем.

Фиксация информации в

различных знаковых

системах.

Установление причинно-

следственных связей;

объяснение явлений,

процессов, связей;

владение культурной

традицией своего народа.

Познавательное чтение.

Моделирование ситуаций, требующих адекватного

поведения (в гостях у

иудейской семьи).

Уважительное

отношение к

культурным традициям

своей страны и народа;

ориентация в

особенностях

социальных отношений.

Осознания значения

семьи в жизни человека

и общества, принятие

ценностей семейной

жизни, уважительное и

заботливое отношение к

членам своей семьи

Совершенствование

навыков целеполагания;

формулирования

собственной  точки

зрения в сотрудничестве

с  партнёрами  по

образовательному

процессу;  адекватного

использование

письменной  и  устной

речи  для  решения

коммуникационных

задач  и  отражения

собственных мыслей;

создания моделей и схем;

установления причинно-

следственных  связей;

установления

родовидовых отношений;

формулирования

определений  понятий;

ознакомительного, изучающего,

усваивающего  и

поискового  чтения;

структурирования

текстов;  выделения

главного  и

второстепенного;

работы с метафорами.

Развитие навыков

организации и участия в

ролевых играх.

Иметь представление

об особенностях

иудейской культуры,

связанных с

особенностями

существования

иудейских общин в

России. Понимать

важность ценностей

семьи, дома, любви к

ближнему,

взаимопомощи и

милосердия в

иудейской культуре.

14

Появление

и развитие

буддизма в

России.

& 13

1

Гэлуг

(тибетский

буддизм), лама,

Далай-лама,

хурул, дуган,

дацан, хурэ.

Формирование историко-

географического образа

России;

межконфессиональной

толерантностью,

готовностью к

сотрудничеству с людьми

иных этносов и культур.

Формулирование

определений понятий:

«гэлуг» (тибетский

буддизм), «лама», «Далай-

лама», «хурул», «дуган»,

«дацан», «хурэ».

Извлечение информации

из различных знаковых

систем.

Фиксация информации в

различных знаковых

системах.

Установление причинно-

следственных связей;

объяснение явлений,

процессов, связей;

владение культурной

традицией своего народа. Познавательное чтение.

Формирование

целостного

мировоззрения,

соответствующего

современному уровню

науки и общественной

практики; Развитие

морального сознания,

формирование

нравственных чувств и

нравственного

поведения

Совершенствование

навыков  установления

причинно-следственных

связей  между

историческими

событиями  и  их

отражением  в

религиозной  жизни

общества;

формулирования

определений  понятий;

ознакомительного,

изучающего,

усваивающего  и

поискового  чтения;

структурирования

текстов;  выделения

главного  и

второстепенного;

работы с метафорами;

принятия позиции

«другого».

Знать основные

события, связанные

с появлением

буддизма на

территории России.

Характеризовать

особенности

тибетского

буддизма.

Объяснять смысл

понятий лама,

далай-лама, хурул,

даган, дацан, хурэ.

Понимать важность

связанных с

буддизмом

ценностей

патриотизма,

пороповедовавшихс

я Агваном

Доржиевым идеалов

добра и

справедливости.

15

Буддизм в

СССР и современной

России.

& 14

1

Традиционная

буддийская сангха России,

Духовное

управление

буддистов

России.

Актуализация и

формализация знаний учащихся о социальных

явлениях.

Формулирование

определений понятий:

«традиционная буддийская

сангха России», «Духовное

управление буддистов

России».

Извлечение информации

из различных знаковых

систем.

Фиксация информации в

различных знаковых

системах.

Установление причинно-

следственных связей;

объяснение явлений,

процессов, связей;

владение культурной

традицией своего народа.

Познавательное чтение.

Просмотр и обсуждение

фрагментов фильма

А.Неретниеце «Гадание на

бараньей лопатке»

Ориентация в

особенностях социальных отношений

и взаимодействий.

Освоение социальных

норм, правил поведения

с учетом

этнокультурных

ценностей;

формирование

целостного

мировоззрения,

соответствующего

духовному

многообразию

современного мира

Совершенствование

навыков  установления причинно-следственных

связей  между

историческими

событиями,

социальными явлениями

и их отражением в жизни

общества;

формулирования

определений  понятий;

ознакомительного,

изучающего,

усваивающего  и

поискового  чтения;

структурирования

текстов;  выделения

главного  и

второстепенного;

работы с метафорами;

принятия позиции

«другого».

Формирование

адекватного восприятия

«экранной культуры».

Знать основные

события, связанные с историей буддизма в

СССР и современной

России. Иметь

представление о

патриотической

позиции российских

буддистов в годы

Великой

Отечественной войны.

Понимать важность

ценностей

милосердия, любви к

ближнему, которые

утверждаются

современными

российскими

буддистами в нашем

обществе.

16

Буддизм в

культуре и

традициях

народов

России.

& 15

1

Белый месяц,

сор, праздник

тысячи лампад,

ладья жизни,

цам

Актуализация и

формализация знаний

учащихся о социальных

явлениях.

Формулирование

определений понятий:

«белый месяц», «сор»,

«праздник тысячи

лампад», «ладья жизни»,

«цам». Извлечение

информации из различных

знаковых систем.

Фиксация информации в

различных знаковых

системах. Установление причинно-

следственных связей;

объяснение явлений,

процессов, связей;

владение культурной

традицией своего народа.

Познавательное чтение.

Моделирование ситуаций,

требующих адекватного

поведения (в гостях у

буддийской семьи).

Уважительное

отношение к

культурным традициям

своей страны и народа;

умение формулировать

собственное мнение и

позицию. Осознание

значения семьи в жизни

человека и общества,

принятие ценностей

семейной жизни,

уважительное и

заботливое отношение к

членам своей семьи

Совершенствование

навыков целеполагания;

формулирования

собственной  точки

зрения в сотрудничестве

с  партнёрами  по

образовательному

процессу;  адекватного

использование

письменной  и  устной

речи  для  решения

коммуникационных

задач  и  отражения

собственных мыслей;

создания моделей и схем; установления причинно-

следственных  связей;

установления

родовидовых отношений;

формулирования

определений  понятий;

ознакомительного,

изучающего,

усваивающего  и

поискового  чтения;

структурирования

текстов;  выделения

главного  и

второстепенного;

работы с метафорами.

Развитие навыков

организации и участия в

ролевых играх.

Иметь представления

о буддийских

традициях народов

России, связанных с

домом и семьей.

Понимать важность

буддизма для

поддержания и

развития

национальных и

культурных традиций

народов России.

Объяснять смысл

понятия лама, цам.

17

Повторитель

но-

обобщающий

урок

(контрольная работа № 1)/

1

Основные

понятия курса

Проверка навыков и

знаний, составляющих

содержание курса.

Умение сопереживать

чувствам других,

совершать поступки

направленные на

помощь и обеспечение

благополучия.

Воспитание российской

гражданской

идентичности, усвоение

традиционных

ценностей российского

многонационального

народа

Совершенствование

навыков целеполагания;

формулирования

собственной  точки

зрения в сотрудничестве

с  партнёрами  по

образовательному

процессу;  адекватного

использование

письменной  и  устной

речи  для  решения

коммуникационных

задач  и  отражения

собственных мыслей;

создания моделей и схем;

установления причинно-

следственных  связей;

установления

родовидовых отношений;

формулирования

определений  понятий;

ознакомительного, изучающего,

усваивающего  и

поискового  чтения;

структурирования

текстов;  выделения

главного  и

второстепенного;

работы с метафорами.

Понимать и

принимать морально-

нравственные

ценности

традиционных

религий нашей страны